Развитие речи с детьми дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 16:11, контрольная работа

Описание работы

Цель курсовой работы: определить педагогические условия, способствующие речевому развитию детей дошкольного возраста.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
1.Выявить особенности развития речи в дошкольном возрасте.
2.Проанализировать эффективность формирующей работы по развитию речи дошкольников.
3.Разработать мероприятия по совершенствованию организации речевого развития дошкольников.
Объект курсовой работы: дети дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

6. Взрослый предлагает  ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой... (радостный, оживленный, довольный). А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а... (мчался, несся, летел)».

Оценка:

3 балла – ребенок  правильно подбирает слова, близкие  по смыслу (синонимы);

2 балла – называет 2–3 слова;

1 балл – подбирает только одно слово.

7. Что сделал бы  зайчик, если бы встретил волка  (лису)? (Убежал бы, спрятался бы, испугался  бы.)

Оценка:

3 балла – правильно  называет все слова в сослагательном  наклонении;

2 балла – подбирает  два слова;

1 балл – называет  только одно слово.

8. Скажи зайчику,  чтобы он попрыгал, спрятался,  потанцевал.

Оценка:

3 балла – правильно  называет слова в повелительном наклонении;

2 балла – подбирает  два слова;

1 балл – называет  одно слово.

Все баллы, полученные детьми, складывались.

Кроме того, оценивалась  активность детей в выполнении заданий, заинтересованность в нахождении правильного  ответа. Максимальный балл активности – 5 баллов. Минимальный балл – 0 баллов.

 

2.2 Формирующий этап

 

После проведения констатирующего  этапа экспериментальной работы с детьми была проведена формирующая  работа в течение двух месяцев по следующему плану, таблица 2.1.

Таблица 2.1 План формирующей работы

ТЕМА

Общее кол–во часов

Кол–во часов

по теме

1.

 «Учусь себя вести» (элементы этики):

– «Доброе слово, что ясный день…»;

– «Да, здравствует мыло душистое!»;

– «Вместе весело шагать»;

– «Уважать старших...».

4

1

1

1

1

2.

Времена года:

 –золототая осень;

 –зима;

 –красавица–весна;

 –лето.

4

1

1

1

 

3.

«Что приносит урожай?»

(Овощи, фрукты, ягоды и грибы).

1

1

4.

Дикие и домашние животные.

1

1

5.

Мой дом:

 – наша семья;

 –посуда, мебель, продукты питания,

одежда, ее изготовление и назначение;

– труд людей (профессии).

3

 

1

1

 

1

 

7.

Формирование фонематического  слуха:

– текст;

– слово и предложение.

 

2

1

1


 

Конспект одного из занятий  представлен в Приложении.

 

2.3 Контрольный этап

 

После проведения формирующей  работы с ребятами был проведен контрольный этап.

Ребятам были предложены следующие задания по аналогии с  констатирующем этапом:

1. Скажи, кто детеныш  у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.) У зайца много... (зайчат). Аналогичные  вопросы задаются про других  животных: «У лисы..., волка..., медведя, ежа...»

Оценка:

3 балла – ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме;

2 балла – называет правильно только одну форму;

1 балл – не выполняет задание.

2. Назови детенышей  собаки, коровы, лошади, овцы (собака  – щенок – щенки, много щенят; корова – теленок – телята – двое телят; лошадь – жеребенок – жеребята – много жеребят; овца – ягненок – ягнята – много ягнят).

Оценка:

3 балла – ребенок называет все слова правильно;

2 балла – называет два–три слова;

1 балл – говорит одно слово.

3. Где живут звери? (Влесу.) Какие слова можно образовать  со словом лес? (Лесной, лесник, лесок,  лесочек, лесничий, лесовик, лесовичок.)

Оценка

3 балла – называет более двух слов;

2 балла – называет два слова;

1 балл – повторяет заданное слово.

4. Что называют словом  игла? Какие иглы ты еще знаешь?

Оценка:

3 балла – ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу;

2 балла – называет только одно значение этого слова;

1 балл – повторяет слово за взрослым.

5. Какая игла у  ежа? (Острая.) Про что мы говорим: острый, острая, острые?

Оценка:

3 балла – ребенок называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы);

2 балла – правильно подбирает два слова;

1 балл – называет одно слово.

6. Что можно делать  иглой? Для чего она нужна?

Оценка:

3 балла – ребенок называет разные действия (шить, вышивать; уколоться);

2 балла – называет два действия (накалывать грибы, шить);

1 балл – называет одно действие (шить).

7. Составь предложение  со словом игла.

Оценка:

3 балла – ребенок составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);

2 балла – составляет простое предложение (Иглой делают укол);

1 балл – называет одно слово.

8. Взрослый говорит,  что дети из другого детского  сада сказали так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как сказать правильно?

Оценка:

3 балла – ребенок правильно исправляет все предложения (Папа, иди тихо. Мамочка, я тебя сильно люблю. Я надел ботинки не на ту ногу);

2 балла – правильно исправляет два предложения;

1 балл – повторяет предложения без изменения.

Кроме того, на контрольном  этапе, так же как и на констатирующем, оценивалась активность детей в  выполнении заданий, заинтересованность в нахождении правильного ответа. Максимальный балл активности – 5 баллов. Минимальный балл – 0 баллов.

Рассмотрим результаты ребят, полученные на констатирующем этапе, таблица 2.2

Таблица 2.2 Результаты констатирующего этапа

№п/п

Дошкольники

Балл заданий

Активность

1

Лена И.

22

5

2

Таня Г.

12

4

3

Лена М.

20

4

4

Артем О.

16

4

5

Олег Т.

21

4

6

Катя К.

12

3

7

Лера Н.

14

5

8

Катя М.

22

5

9

Юля В.

12

4

10

Даша В.

17

4

11

Миша И.

12

4

12

Денис С.

14

4

13

Леша М.

13

4

14

Максим В.

24

4

15

Тимур Н.

12

3

16

Дима О.

18

4

17

Ульяна И.

17

3

18

Антон Л.

13

2

19

Денис К.

24

5

20

Виталик С.

12

4

21

Оксана М.

22

5

22

Юля С.

19

4

23

Никита Г.

21

5

24

Андрей Т.

16

2

25

Лиза Х.

10

1

Всего баллов

415

96

Средний балл

16,6

3,84


 

Как показывает исследование в целом показатели развития словаря  дошкольников старшей группы можно оценить как среднее. Максимальная сумма баллов за все задания – 24 балла. Средний балл по группе составил 16,6 балла. Минимальный балл – 10 получил один ребенок, максимально возможный балл получили два ребенка.

Большие трудности у ребят вызвало задание придумать что бывает глубоким, мелким, сочинить сложные предложения. Уровень активности участия детей в программе можно отметить как выше среднего, при максимальном балле 5, средний балл по группе составил 3,84 балла. Некоторые ребята с интересом включились в исследование, даже сталкиваясь с трудностями. И наоборот: некоторые ребята, успешно справляющиеся с заданиями не проявили интереса и активности.

Рассмотрим результаты контрольного этапа экспериментальной  работы, таблица 2.3.

Таблица 2.3 Результаты контрольного этапа экспериментальной работы

 №п/п

Дошкольники

Балл заданий

Активность

1

Лена И.

23

5

2

Таня Г.

17

5

3

Лена М.

21

5

4

Артем О.

19

5

5

Олег Т.

22

5

6

Катя К.

15

4

7

Лера Н.

15

5

8

Катя М.

23

5

9

Юля В.

13

5

10

Даша В.

18

5

11

Миша И.

19

5

12

Денис С.

15

5

13

Леша М.

15

5

14

Максим В.

24

5

15

Тимур Н.

21

5

16

Дима О.

23

5

17

Ульяна И.

18

4

18

Антон Л.

19

3

19

Денис К.

24

5

20

Виталик С.

13

5

21

Оксана М.

24

5

22

Юля С.

22

5

23

Никита Г.

22

5

24

Андрей Т.

19

4

25

Лиза Х.

17

4

Всего баллов

481

119

Средний балл

19,24

4,76


 

Результаты ребят на констатирующем этапе экспериментальной  работы показывают, что формирующая  работа оказала положительное влияние  на развитие словаря детей: средний  балл выполнения заданий увеличился и стал 19,24 балла. Повысился уровень активности участия ребят в исследованиях – до 4, 76 баллов.

Наглядно полученные результаты приведены в диаграмме  на рисунке 2.1

Рис 2.1 Результаты эмпирического  исследования

 

Таким образом, можно  сделать выводы, что гипотеза исследования подтвердилась: целенаправленная формирующая работа посредством дидактических игр и лексических заданий будет способствовать развитию словаря детей старшего дошкольного возраста.

 

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Как показало исследование, развитие речи – важный этап в жизни  ребенка, начиная с дошкольного  возраста. Обучения родной речи в дошкольный период– формирование основ коммуникативной функции речи во всех формах ее проявления (говорение, слушание, чтение и письмо) и создание предпосылок для дальнейшего усвоения всей системы знаний о языке, духовного и интеллектуального развития личности.

Развитие речи – это не отдельный от всего процесса обучения курс. Необходимость речевого самовыражения у ребенка возникает во всех его сферах обучения и воспитания.

В связи с этим необходимо реализовать следующие задачи в  дошкольном учреждении:

  1. Необходимо создавать условия для возникновения потребности в высказывании, развивая мотивационные основы деятельности.
  2. Расширять представления детей об окружающем мире средствами предмета.
  3. Развивать информативную и структурную содержательность речи, представления о ее богатстве, закономерностях, способах построения.
  4. Развивать представления детей о единстве и взаимосвязи между смысловой, содержательной стороной речи и средствами ее реализации.
  5. Формировать знания систем русского языка (лексики, фонетики, грамматики).
  6. Обучать навыкам орфоэпии, основами чтения, письма, правописания.
  7. Развивать фонематический слух, научить анализу звуковой и слоговой структуры слов.
  8. Развивать познавательную активность, интеллектуальные способности ребенка.
  9. Создать условия для развития творческих способностей, воображения, внимания, памяти.
  10. Воспитывать любовь к художественному слову, книге на основе ознакомления с лучшими произведениями фольклора, поэзии, прозы.

Информация о работе Развитие речи с детьми дошкольного возраста