Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 16:11, контрольная работа
Цель курсовой работы: определить педагогические условия, способствующие речевому развитию детей дошкольного возраста.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
1.Выявить особенности развития речи в дошкольном возрасте.
2.Проанализировать эффективность формирующей работы по развитию речи дошкольников.
3.Разработать мероприятия по совершенствованию организации речевого развития дошкольников.
Объект курсовой работы: дети дошкольного возраста.
6. Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой... (радостный, оживленный, довольный). А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а... (мчался, несся, летел)».
Оценка:
3 балла – ребенок
правильно подбирает слова,
2 балла – называет 2–3 слова;
1 балл – подбирает только одно слово.
7. Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)? (Убежал бы, спрятался бы, испугался бы.)
Оценка:
3 балла – правильно
называет все слова в
2 балла – подбирает два слова;
1 балл – называет только одно слово.
8. Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.
Оценка:
3 балла – правильно называет слова в повелительном наклонении;
2 балла – подбирает два слова;
1 балл – называет одно слово.
Все баллы, полученные детьми, складывались.
Кроме того, оценивалась активность детей в выполнении заданий, заинтересованность в нахождении правильного ответа. Максимальный балл активности – 5 баллов. Минимальный балл – 0 баллов.
2.2 Формирующий этап
После проведения констатирующего этапа экспериментальной работы с детьми была проведена формирующая работа в течение двух месяцев по следующему плану, таблица 2.1.
Таблица 2.1 План формирующей работы
№ |
ТЕМА |
Общее кол–во часов |
Кол–во часов по теме |
1. |
«Учусь себя вести» (элементы этики): – «Доброе слово, что ясный день…»; – «Да, здравствует мыло душистое!»; – «Вместе весело шагать»; – «Уважать старших...». |
4 |
1 1 1 1 |
2. |
Времена года: –золототая осень; –зима; –красавица–весна; –лето. |
4 |
1 1 1 |
3. |
«Что приносит урожай?» (Овощи, фрукты, ягоды и грибы). |
1 |
1 |
4. |
Дикие и домашние животные. |
1 |
1 |
5. |
Мой дом: – наша семья; –посуда, мебель, продукты питания, одежда, ее изготовление и назначение; – труд людей (профессии). |
3 |
1 1
1 |
7. |
Формирование фонематического слуха: – текст; – слово и предложение. |
2 |
1 1 |
Конспект одного из занятий представлен в Приложении.
2.3 Контрольный этап
После проведения формирующей работы с ребятами был проведен контрольный этап.
Ребятам были предложены следующие задания по аналогии с констатирующем этапом:
1. Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.) У зайца много... (зайчат). Аналогичные вопросы задаются про других животных: «У лисы..., волка..., медведя, ежа...»
Оценка:
3 балла – ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме;
2 балла – называет правильно только одну форму;
1 балл – не выполняет задание.
2. Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака – щенок – щенки, много щенят; корова – теленок – телята – двое телят; лошадь – жеребенок – жеребята – много жеребят; овца – ягненок – ягнята – много ягнят).
Оценка:
3 балла – ребенок называет все слова правильно;
2 балла – называет два–три слова;
1 балл – говорит одно слово.
3. Где живут звери? (Влесу.) Какие слова можно образовать со словом лес? (Лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, лесовичок.)
Оценка
3 балла – называет более двух слов;
2 балла – называет два слова;
1 балл – повторяет заданное слово.
4. Что называют словом игла? Какие иглы ты еще знаешь?
Оценка:
3 балла – ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу;
2 балла – называет только одно значение этого слова;
1 балл – повторяет слово за взрослым.
5. Какая игла у ежа? (Острая.) Про что мы говорим: острый, острая, острые?
Оценка:
3 балла – ребенок называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы);
2 балла – правильно подбирает два слова;
1 балл – называет одно слово.
6. Что можно делать иглой? Для чего она нужна?
Оценка:
3 балла – ребенок называет разные действия (шить, вышивать; уколоться);
2 балла – называет два действия (накалывать грибы, шить);
1 балл – называет одно действие (шить).
7. Составь предложение со словом игла.
Оценка:
3 балла – ребенок составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);
2 балла – составляет простое предложение (Иглой делают укол);
1 балл – называет одно слово.
8. Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как сказать правильно?
Оценка:
3 балла – ребенок правильно исправляет все предложения (Папа, иди тихо. Мамочка, я тебя сильно люблю. Я надел ботинки не на ту ногу);
2 балла – правильно исправляет два предложения;
1 балл – повторяет предложения без изменения.
Кроме того, на контрольном этапе, так же как и на констатирующем, оценивалась активность детей в выполнении заданий, заинтересованность в нахождении правильного ответа. Максимальный балл активности – 5 баллов. Минимальный балл – 0 баллов.
Рассмотрим результаты ребят, полученные на констатирующем этапе, таблица 2.2
Таблица 2.2 Результаты констатирующего этапа
№п/п |
Дошкольники |
Балл заданий |
Активность |
1 |
Лена И. |
22 |
5 |
2 |
Таня Г. |
12 |
4 |
3 |
Лена М. |
20 |
4 |
4 |
Артем О. |
16 |
4 |
5 |
Олег Т. |
21 |
4 |
6 |
Катя К. |
12 |
3 |
7 |
Лера Н. |
14 |
5 |
8 |
Катя М. |
22 |
5 |
9 |
Юля В. |
12 |
4 |
10 |
Даша В. |
17 |
4 |
11 |
Миша И. |
12 |
4 |
12 |
Денис С. |
14 |
4 |
13 |
Леша М. |
13 |
4 |
14 |
Максим В. |
24 |
4 |
15 |
Тимур Н. |
12 |
3 |
16 |
Дима О. |
18 |
4 |
17 |
Ульяна И. |
17 |
3 |
18 |
Антон Л. |
13 |
2 |
19 |
Денис К. |
24 |
5 |
20 |
Виталик С. |
12 |
4 |
21 |
Оксана М. |
22 |
5 |
22 |
Юля С. |
19 |
4 |
23 |
Никита Г. |
21 |
5 |
24 |
Андрей Т. |
16 |
2 |
25 |
Лиза Х. |
10 |
1 |
Всего баллов |
415 |
96 | |
Средний балл |
16,6 |
3,84 |
Как показывает исследование в целом показатели развития словаря дошкольников старшей группы можно оценить как среднее. Максимальная сумма баллов за все задания – 24 балла. Средний балл по группе составил 16,6 балла. Минимальный балл – 10 получил один ребенок, максимально возможный балл получили два ребенка.
Большие трудности у ребят вызвало задание придумать что бывает глубоким, мелким, сочинить сложные предложения. Уровень активности участия детей в программе можно отметить как выше среднего, при максимальном балле 5, средний балл по группе составил 3,84 балла. Некоторые ребята с интересом включились в исследование, даже сталкиваясь с трудностями. И наоборот: некоторые ребята, успешно справляющиеся с заданиями не проявили интереса и активности.
Рассмотрим результаты контрольного этапа экспериментальной работы, таблица 2.3.
Таблица 2.3 Результаты контрольного этапа экспериментальной работы
№п/п |
Дошкольники |
Балл заданий |
Активность |
1 |
Лена И. |
23 |
5 |
2 |
Таня Г. |
17 |
5 |
3 |
Лена М. |
21 |
5 |
4 |
Артем О. |
19 |
5 |
5 |
Олег Т. |
22 |
5 |
6 |
Катя К. |
15 |
4 |
7 |
Лера Н. |
15 |
5 |
8 |
Катя М. |
23 |
5 |
9 |
Юля В. |
13 |
5 |
10 |
Даша В. |
18 |
5 |
11 |
Миша И. |
19 |
5 |
12 |
Денис С. |
15 |
5 |
13 |
Леша М. |
15 |
5 |
14 |
Максим В. |
24 |
5 |
15 |
Тимур Н. |
21 |
5 |
16 |
Дима О. |
23 |
5 |
17 |
Ульяна И. |
18 |
4 |
18 |
Антон Л. |
19 |
3 |
19 |
Денис К. |
24 |
5 |
20 |
Виталик С. |
13 |
5 |
21 |
Оксана М. |
24 |
5 |
22 |
Юля С. |
22 |
5 |
23 |
Никита Г. |
22 |
5 |
24 |
Андрей Т. |
19 |
4 |
25 |
Лиза Х. |
17 |
4 |
Всего баллов |
481 |
119 | |
Средний балл |
19,24 |
4,76 |
Результаты ребят на констатирующем этапе экспериментальной работы показывают, что формирующая работа оказала положительное влияние на развитие словаря детей: средний балл выполнения заданий увеличился и стал 19,24 балла. Повысился уровень активности участия ребят в исследованиях – до 4, 76 баллов.
Наглядно полученные результаты приведены в диаграмме на рисунке 2.1
Рис 2.1 Результаты эмпирического исследования
Таким образом, можно сделать выводы, что гипотеза исследования подтвердилась: целенаправленная формирующая работа посредством дидактических игр и лексических заданий будет способствовать развитию словаря детей старшего дошкольного возраста.
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Как показало исследование, развитие речи – важный этап в жизни ребенка, начиная с дошкольного возраста. Обучения родной речи в дошкольный период– формирование основ коммуникативной функции речи во всех формах ее проявления (говорение, слушание, чтение и письмо) и создание предпосылок для дальнейшего усвоения всей системы знаний о языке, духовного и интеллектуального развития личности.
Развитие речи – это не отдельный от всего процесса обучения курс. Необходимость речевого самовыражения у ребенка возникает во всех его сферах обучения и воспитания.
В связи с этим необходимо реализовать следующие задачи в дошкольном учреждении:
Информация о работе Развитие речи с детьми дошкольного возраста