Развитие речи с детьми дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 16:11, контрольная работа

Описание работы

Цель курсовой работы: определить педагогические условия, способствующие речевому развитию детей дошкольного возраста.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
1.Выявить особенности развития речи в дошкольном возрасте.
2.Проанализировать эффективность формирующей работы по развитию речи дошкольников.
3.Разработать мероприятия по совершенствованию организации речевого развития дошкольников.
Объект курсовой работы: дети дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Особенности развития речи детей дошкольного возраста

 

В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка [17, c.65].

Развитие речи идет в  нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении  с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления [16, c.103].

Речевое развитие детей  является одним из главных компонентов  их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет  получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи.

О.А. Диденко отмечает, что в развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10–12 слов к году [8, c.77].

Развитие понимания  речи в значительной мере опережает  активный словарь. После полутора лет  обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300–400 слов, а к трём годам может достигнуть 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счёт овладения способами образования слов из речи взрослых, сколько за счёт овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счёт слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет – до 2000–2500, а в 6–7 лет – до 3500–4000 слов [3, c.88].

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растёт число используемых прилагательных. Это объясняется, во–первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во–вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

Первые слова очень  своеобразны, для них характерен полисемантизм. Эти первые слова, в  сущности, ещё не являются словами. Настоящее слово рождается, как  обозначение предмета и связано  непосредственно с жестом, который указывает на предмет.

После 4–5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена предметная отнесённость слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет [17, c.67].

Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала  происходит усвоение основного значения. Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное. У ребёнка в 3 – 5 лет центральное место занимает процесс овладения чёткой предметной отнесённостью слов и их конкретными значениями, а в 5 – 6 лет – системой так называемых житейских понятий, но в которых по–прежнему доминируют эмоционально–образные, наглядные связи. Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической, психологической и педагогической работы с детьми. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего дошкольного, так и, в особенности, школьного возраста [6, c.32].

Освоение грамматического  строя представляет большую сложность  для детей, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. К тому же грамматический строй русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из грамматических норм и правил.

Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложен, он связан с аналитика – синтетической деятельностью коры головного мозга. Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом А.Н. Гвоздевым. По данным исследования ребенок усваивает грамматическую систему родного языка уже к трем годам во всех ее наиболее типичных проявлениях. Усвоение ребенком грамматического строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые характеризуются наличием знания. Время и последовательность усвоения отдельных категорий зависят от характера их назначений. У детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли, т. е. то, что не ясно по значению [14, c.65].

Овладение способами  словообразования – одна из сторон речевого развития детей. Дошкольники пользуются в основном морфологическим способом словообразования, в основе которого лежит сочетание различных по значению морфем. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов, и смысл значимых частей слова. В психологической и психолингвистической литературе словообразование сравнивается с детским словотворчеством, которое свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается с нормативным, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества.

В дошкольном возрасте имеются  все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата. Способствуют овладению звуковым составом речи и такие особенности ребенка – дошкольника, как высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи.

Таким образом, можно  сделать вывод, что дошкольный возраст  является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка. Несовершенства произношения уже в старшем дошкольном возрасте нетипичны: при правильной постановке работы дети к этому времени могут овладеть произношением всех звуков. Звукопроизношение совершенствуется, но у части детей еще окончательно не сформированы трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие и р). Процесс становления этих звуков даже при условии целенаправленного систематического обучения идет медленнее, так как навык неправильного произношения становится более прочным. Однако к старшему дошкольному возрасту у детей развивается способность к самоконтролю, осознание несовершенства своей речи и соответственно необходимости приобретения знаний и потребность в обучении. Поэтому учебная деятельность приобретает более серьезный характер. Переход от ситуативной речи к контекстной происходит к 4–5 годам. Вместе с тем элементы связной монологической речи появляются уже в 2–3 года. Переход к контекстной речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умения произвольно использовать средства родного языка. С усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся все более развернутыми и связными [17, c.233].

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для неё характерны неполные, неопределённо–личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. Наряду с монологической речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от условий общения.

Дети 4–5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь ещё несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответу товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (ещё, потом) [16, c.149].

В среднем дошкольном возрасте происходит некоторые изменения  в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением  жизненного и литературного опыта ребёнка. Дети правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать [5, c.52].

У ребёнка 4–5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности  художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста. Осознание дошкольниками речи, формирование представлений о слове, усвоение его семантики, вычленение языковых средств выразительности и образности речи способствуют усвоению родного языка в детском саду и тем самым решают проблему подготовки ребенка к школе в плане его речевого развития [18, c.75].

Таким образом, можно  сделать вывод, что, дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. К моменту поступления в школу у детей должно быть сформировано отношение к речи как языковой действительности, элементарное осознание строения речи, частности осознания ее словесного состава, первоначальное представление о слове как языковой единице. Это имеет важное значение и для подготовки обучению грамоте, и для изучения родного языка в начальной школе

 

2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

2.1 Констатирующий этап

 

В рамках курсовой работы было проведено практическое исследование с целью определить влияние формирующей работы на развитие речи детей дошкольного возраста, а также определить уровень развития речи дошкольников.

В исследовании принимали участие 25 детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: целенаправленная формирующая работа посредством  игр и лексических заданий  будет способствовать развитию словаря  детей старшего дошкольного возраста.

Исследование состояло из трех этапов. На констатирующем и контрольном этапах выявлялись следующие умения детей:

1) активизировать имена прилагательные  и глаголы, подбирать точные  по смыслу слова к речевой  ситуации;

2) подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;

3) понимать и употреблять разные  значения многозначных слов;

4) дифференцировать обобщающие  понятия (дикие и домашние животные).

Рассмотрим каждый этап более подробно.

На констатирующем этапе эксперимента ребятам было предложено выполнить следующие задания:

1. Ты знаешь уже  много слов. Что значит слово  кукла, мяч, посуда?

Оценка:

3 балла – ребенок правильно  объясняет значение слов (из нее  едят и пьют, это игрушки);

2 балла – называет отдельные признаки, действия;

1 балл – называет 1–2 слова.

2. Что бывает глубоким? Мелким? Высоким? Низким? Легким? Тяжелым?

Оценка:

3 балла – выполняет все задания,  называет 1–2 слова к прилагательному (глубокая яма, глубокое море);

2 балла – подбирает слова  к 2–3 прилагательным;

1 балл – подбирает  слово только к одному прилагательному  (высокий забор).

3. Что называют словом  ручка?

Оценка:

3 балла – называет  несколько значений этого слова  (Ручка пишет. У ребенка ручка.  У двери есть ручка);

2 балла – называет два значения этого слова;

1 балл – перечисляет  предметы, у которых есть ручка  (1–2 слова).

4. Придумай предложение  со словом ручка.

Оценка:

3 балла – составляет  грамматически правильно предложение  из трех слов;

2 балла – называет  два слова (словосочетания);

1 балл – называет  только одно слово (ручка).

5. Ручка нужна, чтобы... (писать, держать чашку, держать  сумку и т. п.). Ручкой можно... (писать, открывать дверь).

3 балла – правильно  заканчивает разные типы предложений;

2 балла – называет  два слова;

1 балл – подбирает  только одно слово.

Информация о работе Развитие речи с детьми дошкольного возраста