Развитие самооценки в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

В связи с актуальностью определена цель работы: изучение уровня самооценки подростков.
В данной работе нами решались следующие задачи:
Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
На основе анализа источников построить схему исследования самооценки детей подросткового возраста.
Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Обработать результаты и сделать соответствующие выводы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме самооценки и статуса подростка в классе
Понятие «самооценка»……………………………………………….4
Особенности подросткового возраста………………………………7
1.3. Самооценка как центральное образование Я-концепции личности подростка…………………………………………………………………………12
Глава 2. Экспериментальное изучение самооценки детей младшего подросткового возраста………………...17
Заключение………………………………………………………………..22
Библиографический список………………………………………24

Файлы: 1 файл

Сивоплясова.docx

— 66.69 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Таганрогский государственный  педагогический институт  
имени А.П. Чехова»

Факультет педагогики и методики начального образования

Кафедра  русского языка, культуры и коррекции речи

 

 

 

 

Развитие  самооценки в подростковом возрасте

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

студентки 5 курса, ЗФО

Сивоплясова Анна Анатольевна

Научный руководитель: канд. псих.наук, доцент А.Ю.Кругликова

 

 

 

 

 

 

                                                                      

 

 

                                               

Дата сдачи «____» _______________ 2013 г.

Дата защиты «____» _____________2013 г.

Оценка _________________

Научный руководитель:     /                          /

 

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретический  анализ литературы по проблеме самооценки и статуса подростка в классе

    1. Понятие «самооценка»……………………………………………….4

    1. Особенности подросткового возраста………………………………7

1.3. Самооценка как центральное образование Я-концепции личности подростка…………………………………………………………………………12

Глава 2. Экспериментальное изучение самооценки детей младшего подросткового возраста………………...17

Заключение………………………………………………………………..22

Библиографический список………………………………………24

Приложения………………………………………………………………..26

 

Введение

 

Подростковый возраст - это время, когда складываются, оформляются  устойчивые формы поведения, черты  характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого  человека, его физическое и психологическое  здоровье, общественную и личную зрелость. В связи с этим исследование особенностей подросткового возраста заслуживает  особого внимания, о чем свидетельствуют  труды таких ученых как П.П. Блонский, В.П. Кащенко, И.А. Сикорский, С.А. Беличева, Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн и др.

Многие авторы обращают внимание на формирование самооценки в подростковом возрасте и на те факторы, которые способствуют ее становлению. Среди исследователей этой проблемы Бороздина Л.В., Захарова А.В., Стужин А.Г., Реан А.А., Божович Л.И., Кон И.С., Липкина А.И., Соколова Е.А. и др. Авторы единогласно отмечают, что становление самооценки происходит именно в подростковом возрасте. Потому в современной психологии активно ведутся исследования по выявлению факторов, способствующих становлению самооценки подростков.

Среди многочисленных факторов, оказывающих  влияние на формирование самооценки у подростков, психологи выделяют межличностные взаимоотношения  со сверстниками. Именно от них зависит  эмоциональное самочувствие подростка. Исследования межличностных отношений  в подростковой среде проводились  такими учеными как Аникеева Н.П., Кричевский Р.Л., Дубовская Е.Л., Мадорский Л.Р., Резников Е.Н., Ремшмидт. Х., Смирнова М.В. и т.д.

Актуальность темы связана с  тем, что в литературе недостаточно исследований, касающихся взаимосвязи  уровня самооценки и характера межличностных  отношений у подростков. А между  тем современные условия социального  развития приводят к разобщенности  подростков. В связи с этим становление самооценки происходит стихийно, и зачастую формируется неадекватная самооценка.

В связи с актуальностью определена цель работы: изучение уровня самооценки подростков.

В данной работе нами решались следующие задачи:

  1. Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
  2. На основе анализа источников построить схему исследования самооценки детей подросткового возраста.
  3. Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.
  4. Обработать результаты и сделать соответствующие выводы.

Гипотеза: низкий социальный статус подростков в межличностных  отношениях формирует низкую самооценку и наоборот, повышение статусного положения подростка способствует повышению уровня самооценки.

Предмет исследования: межличностные отношения в подростковой среде и уровень самооценки подростков.

Объект исследования: дети младшего подросткового возраста.

Теоретическая значимость курсовой работы заключается в анализе литературных источников и систематизации материала по проблеме формирования самооценки подростков и ее влияния на характер межличностных взаимоотношений со сверстниками.

Практическая  значимость состоит в том, что материал курсовой работы может быть использован в работе школьных психологов и психологов, занимающихся проблемами семьи и подростков, а также может быть полезен педагогам, классным руководителям и родителям. 

Глава 1. Особенности самооценки детей  младшего подросткового возраста

 

    1. Понятие «самооценка»

 

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места  среди других людей. Самооценка относится  к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени  определяет ее активность, отношение  к себе и другим людям [12].

Различают общую и частную  самооценку. Частной самооценкой  будет, например, оценка каких-то деталей  своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или  неодобрение, которое переживает человек  по отношению к самому себе.

Человек может оценивать  себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой и  низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности.

Процесс формирования глобальной самооценки противоречив и неравномерен. Это обусловлено тем, что частные  оценки, на основе которых формируется  глобальная самооценка, могут находится на разных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять друг друга или противоречивыми, конфликтными. В глобальной самооценке отражается сущность личности.

Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценки является самоуважение личности. Самоуважение — устойчивая личностная черта, и поддержание его на определенном уровне составляет важную заботу личности. Самоуважение личности определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует какие цели перед собой ставит.

Совокупность таких целей  образует уровень притязаний личности. В его основе лежит такая самооценка, сохранение которой стало для  личности потребностью [16]. Уровень  притязаний – это тот практический результат, которого субъект рассчитывает достичь в работе. В своей практической деятельности человек обычно стремится  к достижению таких результатов, которые согласуются с его  самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Как фактор, определяющий удовлетворенность или неудовлетворенность  деятельностью, уровень притязаний имеет большое значение для лиц, ориентированных на избежание неудач, а не на достижение успехов. Существенные изменения в самооценке появляются в том случае, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом  деятельности с наличием или отсутствием  у него необходимых способностей.

Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни  личности состоят в том, что они  выступаю внутренними условиями  регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы  с целями и средствами деятельности.

Знания, накопленные человеком  о самом себе, а также глобальная самооценка, формирующаяся на основе таких знаний, позволяют сформировать многомерное образование, которое  называется Я - концепцией и составляет ядро личности. Я - концепция — это  более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений  человека о себе, на основе которой  он строит взаимодействие с другими  людьми, осуществляет регуляцию своего поведения и деятельности.

Таким образом, важнейший  компонент целостного самосознания личности, каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических отношении человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие.

Самооценка-отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к  внешнему облику. Она может быть правильной (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой  представляет. В тех же случаях, когда  человек оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко  расходится с тем, каким его считают  другие, самооценка чаще всего бывает неправильной, то есть неадекватной.

Если человек недооценивает  себя по сравнению с тем, что он в действительности есть, то у него самооценка заниженная. В тех же случаях, когда он переоценивает  свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, наружность, характерной  для него является завышенная самооценка.

Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих, тех людей, которые, в разных ситуациях  – производственных, бытовых и  других - общаются с ними. Конфликтные  ситуации, в которых оказывается  человек, очень часто являются следствием его неправильной самооценки.

Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального  общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются.

Самооценка является сложным  личностным образованием. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих  действий и личностных качеств.

Один из самых важных моментов в формировании самооценки личности подростка – формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. У подростка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. Потребность самосознания возникает из жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых коллектива. У подростка возникает потребность оценить свои возможности, для того чтобы найти свое место в коллективе.

На первых порах в основе самооценки подростка лежат суждения о нем других- взрослых (учителей и родителе), коллектива, товарищей. Младший подросток словно смотрит на себя глазами окружающих. С возрастом, помимо этого, начинает сказываться тенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность. Но поскольку подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления, то на этой основе возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и товарищей.

 

    1. Особенности подросткового возраста

Из всех переживаемых ребенком кризисных периодов, наиболее трудными является кризис подросткового возраста. В этот период происходят серьезные  изменения как в организме, психике  ребенка, так и в характере  его взаимоотношений с окружающими.

Кризис подросткового  возраста по данным США начинается в 12 лет, по данным отечественных психологов – с 13 лет, но исследования последних  лет называют цифру 10, т.е. можно считать  началом подросткового кризиса  приблизительно 10-11 лет и длится кризис в среднем до 14-15 лет.

В отечественной психологии проблемами подростков впервые начали заниматься в начале ХХ в. П.П. Блонский, В.П. Кащенко, И.А. Сикорский и др. В современной психологии, социологии, педагогике и медицине встречается множество различных исследований психологических особенностей подросткового возраста.

Подростковый возраст  это период изменений и новообразований, потому его называют кризисным. Беличева С.А. отмечает следующие изменения [2]:

1. Ускоренное и неравномерное развитие  подростка в период полового  созревания:

  • неравномерность развития сердечнососудистой и костно-мышечной систем, отягощающая психическое и физическое состояние подростка;
  • «гормональная буря», вызванная повышенной активностью эндокринной системы в период полового созревания и проявляющегося в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, непредсказуемости настроений подростка;

Информация о работе Развитие самооценки в подростковом возрасте