Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:48, курсовая работа
В связи с актуальностью определена цель работы: изучение уровня самооценки подростков.
В данной работе нами решались следующие задачи:
Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
На основе анализа источников построить схему исследования самооценки детей подросткового возраста.
Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Обработать результаты и сделать соответствующие выводы.
Введение
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме самооценки и статуса подростка в классе
Понятие «самооценка»……………………………………………….4
Особенности подросткового возраста………………………………7
1.3. Самооценка как центральное образование Я-концепции личности подростка…………………………………………………………………………12
Глава 2. Экспериментальное изучение самооценки детей младшего подросткового возраста………………...17
Заключение………………………………………………………………..22
Библиографический список………………………………………24
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Таганрогский государственный
педагогический институт
имени А.П. Чехова»
Факультет педагогики и методики начального образования
Кафедра русского языка, культуры и коррекции речи
Развитие самооценки в подростковом возрасте
Курсовая работа
студентки 5 курса, ЗФО
Сивоплясова Анна Анатольевна
Научный руководитель: канд. псих.наук, доцент А.Ю.Кругликова
Дата сдачи «____» _______________ 2013 г.
Дата защиты «____» _____________2013 г.
Оценка _________________
Научный руководитель: / /
Содержание
Введение
Глава
2. Экспериментальное изучение самооценки
детей младшего подросткового возраста………………..
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………24
Приложения……………………………………………………
Введение
Подростковый возраст - это время,
когда складываются, оформляются
устойчивые формы поведения, черты
характера и способы
Многие авторы обращают внимание на формирование самооценки в подростковом возрасте и на те факторы, которые способствуют ее становлению. Среди исследователей этой проблемы Бороздина Л.В., Захарова А.В., Стужин А.Г., Реан А.А., Божович Л.И., Кон И.С., Липкина А.И., Соколова Е.А. и др. Авторы единогласно отмечают, что становление самооценки происходит именно в подростковом возрасте. Потому в современной психологии активно ведутся исследования по выявлению факторов, способствующих становлению самооценки подростков.
Среди многочисленных факторов, оказывающих влияние на формирование самооценки у подростков, психологи выделяют межличностные взаимоотношения со сверстниками. Именно от них зависит эмоциональное самочувствие подростка. Исследования межличностных отношений в подростковой среде проводились такими учеными как Аникеева Н.П., Кричевский Р.Л., Дубовская Е.Л., Мадорский Л.Р., Резников Е.Н., Ремшмидт. Х., Смирнова М.В. и т.д.
Актуальность темы связана с
тем, что в литературе недостаточно
исследований, касающихся взаимосвязи
уровня самооценки и характера межличностных
отношений у подростков. А между
тем современные условия
В
связи с актуальностью
В данной работе нами решались следующие задачи:
Гипотеза: низкий социальный
статус подростков в межличностных
отношениях формирует низкую самооценку
и наоборот, повышение статусного
положения подростка
Предмет исследования: межличностные отношения в подростковой среде и уровень самооценки подростков.
Объект исследования: дети младшего подросткового возраста.
Теоретическая значимость курсовой работы заключается в анализе литературных источников и систематизации материала по проблеме формирования самооценки подростков и ее влияния на характер межличностных взаимоотношений со сверстниками.
Практическая
значимость состоит в том, что материал
курсовой работы может быть использован
в работе школьных психологов и психологов,
занимающихся проблемами семьи и подростков,
а также может быть полезен педагогам,
классным руководителям и родителям.
Глава 1. Особенности самооценки детей младшего подросткового возраста
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям [12].
Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе.
Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности.
Процесс формирования глобальной самооценки противоречив и неравномерен. Это обусловлено тем, что частные оценки, на основе которых формируется глобальная самооценка, могут находится на разных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять друг друга или противоречивыми, конфликтными. В глобальной самооценке отражается сущность личности.
Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценки является самоуважение личности. Самоуважение — устойчивая личностная черта, и поддержание его на определенном уровне составляет важную заботу личности. Самоуважение личности определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует какие цели перед собой ставит.
Совокупность таких целей
образует уровень притязаний личности.
В его основе лежит такая самооценка,
сохранение которой стало для
личности потребностью [16]. Уровень
притязаний – это тот практический
результат, которого субъект рассчитывает
достичь в работе. В своей практической
деятельности человек обычно стремится
к достижению таких результатов,
которые согласуются с его
самооценкой, способствуют ее укреплению,
нормализации. Как фактор, определяющий
удовлетворенность или
Следовательно, функции самооценки
и самоуважения психической жизни
личности состоят в том, что они
выступаю внутренними условиями
регуляции поведения и
Знания, накопленные человеком о самом себе, а также глобальная самооценка, формирующаяся на основе таких знаний, позволяют сформировать многомерное образование, которое называется Я - концепцией и составляет ядро личности. Я - концепция — это более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми, осуществляет регуляцию своего поведения и деятельности.
Таким образом, важнейший
компонент целостного самосознания
личности, каким является самооценка,
выступает необходимым условием
гармонических отношении
Самооценка-отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. Она может быть правильной (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. В тех же случаях, когда человек оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие, самооценка чаще всего бывает неправильной, то есть неадекватной.
Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в действительности есть, то у него самооценка заниженная. В тех же случаях, когда он переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, наружность, характерной для него является завышенная самооценка.
Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих, тех людей, которые, в разных ситуациях – производственных, бытовых и других - общаются с ними. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, очень часто являются следствием его неправильной самооценки.
Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются.
Самооценка является сложным личностным образованием. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.
Один из самых важных моментов в формировании самооценки личности подростка – формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. У подростка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. Потребность самосознания возникает из жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых коллектива. У подростка возникает потребность оценить свои возможности, для того чтобы найти свое место в коллективе.
На первых порах в основе самооценки подростка лежат суждения о нем других- взрослых (учителей и родителе), коллектива, товарищей. Младший подросток словно смотрит на себя глазами окружающих. С возрастом, помимо этого, начинает сказываться тенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность. Но поскольку подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления, то на этой основе возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и товарищей.
Из всех переживаемых ребенком
кризисных периодов, наиболее трудными
является кризис подросткового возраста.
В этот период происходят серьезные
изменения как в организме, психике
ребенка, так и в характере
его взаимоотношений с
Кризис подросткового возраста по данным США начинается в 12 лет, по данным отечественных психологов – с 13 лет, но исследования последних лет называют цифру 10, т.е. можно считать началом подросткового кризиса приблизительно 10-11 лет и длится кризис в среднем до 14-15 лет.
В отечественной психологии проблемами подростков впервые начали заниматься в начале ХХ в. П.П. Блонский, В.П. Кащенко, И.А. Сикорский и др. В современной психологии, социологии, педагогике и медицине встречается множество различных исследований психологических особенностей подросткового возраста.
Подростковый возраст это период изменений и новообразований, потому его называют кризисным. Беличева С.А. отмечает следующие изменения [2]:
1.
Ускоренное и неравномерное
Информация о работе Развитие самооценки в подростковом возрасте