Развитие самооценки в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

В связи с актуальностью определена цель работы: изучение уровня самооценки подростков.
В данной работе нами решались следующие задачи:
Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
На основе анализа источников построить схему исследования самооценки детей подросткового возраста.
Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Обработать результаты и сделать соответствующие выводы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме самооценки и статуса подростка в классе
Понятие «самооценка»……………………………………………….4
Особенности подросткового возраста………………………………7
1.3. Самооценка как центральное образование Я-концепции личности подростка…………………………………………………………………………12
Глава 2. Экспериментальное изучение самооценки детей младшего подросткового возраста………………...17
Заключение………………………………………………………………..22
Библиографический список………………………………………24

Файлы: 1 файл

Сивоплясова.docx

— 66.69 Кб (Скачать файл)

В ходе исследования был  использован метод тестирования.

Исходя из целей и задач , исследование было спланировано следующим образом

1 этап- изучение самооценки.

2 этап- анализ, обработка,  интерпретация итогов исследования.

Методика изучения самооценки (Т. Дембо-С. Рубинштейн)

Для исследования была применена  методика изучения самооценки качеств  личности Т. Дембо - С. Рубинштейна.

Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника  по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств  личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью  других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предложить для оценки такое  качество как общительность).

Материалом для исследования послужили ряд шкал (100 мм.), условно обозначающих проявление различных качеств личности (доброта, честность, сообразительность и др.)

Методика предполагает следующую  процедуру проведения: ребенку предлагается ряд шкал, условно обозначающих проявление различных черт личности, и следующая инструкция: "Допустим, что на этой линии расположились все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу – самые больные люди, вверху – самые здоровые (те, которые никогда не болеют). Как ты думаешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья?".

На примере оценки качества "здоровье" ребенок с помощью  экспериментатора усваивает выполнение инструкции. Работу с остальными шкалами  он осуществляет самостоятельно.

Пример шкалы:

Высота самооценки определяется с помощью условного разбиения  шкал на отрезки в соответствии с  пятибальной системой. При этом одно деление на шкале является равным 0,5 балла. Исходя из этого подсчитывается средний балл самооценки. "Нормальной", "Средней" самооценкой принято считать самооценку со средним баллом 2.5 и немного выше; "Высокой" – со средним баллом 4–5; "Низкой" – со средним баллом 0-2.5.

Описание выборки  испытуемых.

В качестве экспериментальной  группы “А” были выбраны учащиеся 5–го “а” класса школы №22 г.Таганрога, обучающиеся по традиционной программе. Всего в количестве 25 человек, 12 девочек и 13 мальчиков. Возраст детей 10-11 лет. Особенность этого класса в том, что данный коллектив учащихся является “сборным”, то есть дети стали учиться вместе только с пятого класса.

В качестве экспериментальной  группы “Б” были выбраны учащиеся 5 “б” класса школы 14, обучающиеся  по традиционной программе, в количестве 25 человек, 13 девочек и 12 мальчиков. Возраст детей 10-11 лет. Дети данного  коллектива обучаются вместе с первого  класса.

 Описание условий  и процедуры исследования.

Исследование самооценки качеств личности проводилось в  индивидуальной форме. Каждому была изложена тема и цель исследования, дано описание и инструкция, предоставлено  достаточно времени для обдумывания.

Обработка данных по методике Т. Дембо - С. Рубинштейн (определение самооценки качеств личности).

Результаты проведения представленной методики в группах детей младшего подросткового возраста выглядят следующим  образом:

  • в экспериментальной группе “А” из общего количества детей:

28% имеют высокий уровень  самооценки;

56% имеют средний уровень  самооценки;

16% имеют низкий уровень  самооценки;

  • в экспериментальной группе “Б” из общего количества детей:

36% имеют высокий уровень  самооценки;

52% имеют средний уровень  самооценки;

12% имеют низкий уровень  самооценки.

Рассмотрев отдельно мальчиков  и девочек видим что:

  • у мальчиков экспериментальной группы “А” уровень высокой самооценки составляет 38,5%, а у мальчиков экспериментальной группы Б-33,3%;

- уровень средней самооценки  у мальчиков

экспериментальной группы “Б”  выше (58,3%), чем у мальчиков экспериментальной  группы “А” (38,5%);

- уровень низкой самооценки  у мальчиков экспериментальной  группы А составляет 23%, а у мальчиков экспериментальной группы “Б”- 9%.

Рассматривая девочек  по определению уровня самооценки мы наблюдаем следующее:

  • у девочек экспериментальной группы “А” уровень высокой самооценки составляет 16,6%, а у девочек экспериментальной группы Б-38,5%;
  • уровень средней самооценки у девочек экспериментальной группы “А” равно 74,4%, у девочек экспериментальной группы “Б” - 46,2%;
  • у девочек экспериментальной группы “А” уровень низкой самооценки составляет 9%, а у девочек экспериментальной группы Б- 15,3%

Выводы и рекомендации

В нашем психодиагностическом исследовании были достигнуты следующие  результаты:

  1. На основании анализа литературных источников, даны представления о самооценке детей подросткового возраста.
  2. После проведенной исследовательской работы можно сделать следующие выводы: самооценка детей данных экспериментальных групп находится в пределах нормы (средний уровень), но также есть дети, которые имеют высокий и низкий уровень самооценки;

После выводов, сделанных  на основе результатов исследования можно дать следующие рекомендации: необходимо создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний. Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.

 

Заключение

Теоретический анализ литературы показал, что подростковый возраст  – это период перехода от детства  к юности, потому он связан не только с физиологическими изменениями, но и с психологическими изменениями, становлением Я-концепции и множеством новообразований. В связи с этим взаимоотношения в подростковых группах в их взаимосвязи с самооценкой подростков представляют особый интерес.

Становление самооценки, как одного из основных компонентов Я-концепции, происходит в подростковом возрасте. Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а так же на основе соотношения реального и идеального представления о себе. От уровня самооценки подростка зависит его социальный статус в группе. Установлено, что подростки, обладающие высоким статусом чаще имеют адекватную и высокую самооценку, а подростки с заниженной и низкой самооценкой зачастую имеют неблагоприятный статус в межличностных отношениях.

Одним из самых важных компонентов  социального развития, а следовательно и становления Я-концепции подростков являются межличностные взаимоотношения со сверстниками. Из их множества подросток выделяет референтные группы. Как правило, в таких группах его статус значительно выше, чем в тех группах, которые для него не являются референтными. Именно в референтных группах у подростка складываются тесные эмоционально окрашенные межличностные отношения, которые имеют для него огромное значение.

Наше исследование выявило определенную взаимосвязь между уровнем самооценки подростка и характером взаимоотношений со сверстниками. Обобщая мнения авторов можно сказать, что заниженная самооценка способствует снижению статуса в межличностных отношениях, а высокая самооценка формирует активную жизненную позицию, и уверенность в себе и своих силах, что сказывается на повышении статуса подростка в отношениях со сверстниками.

Исследования проводились на двух группах младшего школьного возраста. В данном возрасте у самооценка большинства стабильна, устойчива, бесконфликтна. Проанализировав экспериментальные и теоретические данные можно сделать следующие основные выводы:

1. Высокая самооценка  делает жизнь ее обладателя  насыщеннее и полноценнее

2. Необходимо с раннего  детства формировать устойчивое  положительное отношение ребенка  к себе.

 

Библиографический список

  1. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. – М.: Просвещение, 1991. – 63с.
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1995. – 352с.
  3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999г. – 528с.
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Просвещение, 1984. – 374с.
  5. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. – М.: Просвещение, 1967. – 156с.
  6. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1979. - 288с.
  7. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. – М.: АПН СССР, 1982. – 164с.
  8. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 1981. – 195с.
  9. Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии. – Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1987. – 256с.
  10. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. – Минск: Университетское, 1997. – 212с.
  11. .
  12. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знание, 1976. – 64с.
  13. Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 176с.
  14. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. -573с.
  15. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993. – 256с.
  16. Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 1987. – 147с.
  17. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 1982. – 179с.
  18. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996. -529с.
  19. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 1997. – 214с.
  20. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 1998. -508с.
  21. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 1988. – 114с.
  22. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. М.: “Вопросы психологии”, 1985. – 32с.

 

Приложение 1.

Список детей экспериментальной  группы А.

№ п/п

ИМЯ

Мальчик / девочка

 

Оксана А.

Д

 

Алеша Б.

М

 

Егор Б.

М

 

Катя Б.

Д

 

Андрей В.

М

 

Костя Е.

М

 

Дима З.

М

 

Юля И.

Д

 

Оксана И.

Д

 

Игорь К.

М

 

Лиза К.

Д

 

Валя М.

Д

 

Саша М.

М

 

Коля Н.

М

 

Саша П.

М

 

Оля П.

Д

 

Андрей Р.

М

 

Света Р.

Д

 

Юля С.

Д

 

Вова С.

М

 

Андрей Т.

М

 

Таня Т.

Д

 

Костя У.

М

 

Маша Ф.

Д

 

Зина Я.

Д


Список  детей экспериментальной группы Б.

№ п/п

ИМЯ

Мальчик / девочка

 

Артем Б.

М

 

Гриша Б.

М

 

Света В.

Д

 

Егор Г.

М

 

Лена Д.

Д

 

Оля Е.

Д

 

Юля Ж.

Д

 

Таня З.

Д

 

Игорь И.

М

 

Люба К.

Д

 

Дима К.

М

 

Жанна Л.

Д

 

Денис Л.

М

 

Марина М.

Д

 

Саша М.

М

 

Вова Н.

М

 

Маша П.

Д

 

Андрей П.

М

 

Саша Р.

М

 

Юра С.

М

 

Юля С.

Д

 

Света Т.

Д

 

Катя Т.

Д

 

Андрей Ч.

М

 

Оля Ч.

Д

Информация о работе Развитие самооценки в подростковом возрасте