Развитие самооценки в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

В связи с актуальностью определена цель работы: изучение уровня самооценки подростков.
В данной работе нами решались следующие задачи:
Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
На основе анализа источников построить схему исследования самооценки детей подросткового возраста.
Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Обработать результаты и сделать соответствующие выводы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме самооценки и статуса подростка в классе
Понятие «самооценка»……………………………………………….4
Особенности подросткового возраста………………………………7
1.3. Самооценка как центральное образование Я-концепции личности подростка…………………………………………………………………………12
Глава 2. Экспериментальное изучение самооценки детей младшего подросткового возраста………………...17
Заключение………………………………………………………………..22
Библиографический список………………………………………24

Файлы: 1 файл

Сивоплясова.docx

— 66.69 Кб (Скачать файл)

2. Изменения в характере  взаимоотношений с взрослыми,  родителями, учителями, выражающиеся  в повышенной конфликтности подростка,  что объясняется следующими причинами:

  • так называемый конфликт «моралей», когда мораль подчинения, заменяется моралью равенства;
  • чувство взрослости, реакция эмансипации, высвобождения от влияния взрослого;
  • повышенная критичность по отношению к взрослым при одновременно внимании к мнению сверстников.

3. Изменения в характере  взаимоотношений со сверстниками, как с представителями своего, так и противоположного пола:

  • активное формирование потребности общения со сверстниками обостряем стремление к самоутверждению, что в определенных неблагоприятных условиях может проявляться в различных формах асоциального поведения;
  • половое созревание, протекающее в подростковом возрасте, вызывает весьма серьезные проблемы в сфере взаимоотношения полов в этот период, что также может служить толчком к асоциальным проявлениям.

Л.С. Выготский считает, что ключ к проблеме психологического развития подростка – это карта его интересов. Все ступени развития человека действуют в единой системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности, стремлениями, влечениями и интересами. Л.С. Выготский перечислил основные группы наиболее ярких интересов (доминант) подростков, оказывающих влияние на развитие:

  • эгоцентрическая доминанта – интерес подростка к собственной личности;
  • доминанта дали - установка подростка на обширные масштабы, которые для него более приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние;
  • доминанта усилия – тяга подростка к сопротивлению, преодолению препятствий, напряжению воли, приводящему иногда к упрямству, хулиганству, неподчинению авторитету, протесту и т.д.;
  • доминанта романтики – стремление познать неизвестное, риск, жажда приключений [5].

Изучая особенности поведения  подростков в классе, В.А. Караковский отмечает следующие изменения:

  • подростку необходимо значимое для него положение в коллективе, потому он стремится самоутвердиться в классе, в значимой для него группе и в семье;
  • подростка занимает вопрос о «соотношении сил» в классе;
  • ему присуще стремление отказываться от всего, по его мнению, детского;
  • отсутствует возрастной авторитет;
  • подростка возмущает необоснованность запретов;
  • восприимчивость к промахам учителей;
  • переоценка своих достижений, которые он совершит в далёком будущем, следовательно недооценка настоящего;
  • требовательность к выполнению обещаний;
  • нетерпимое отношение к неудачам;
  • отсутствие адаптации к положению «худшего»;
  • тенденция предаваться мечтаниям и боязнь что кто-то скажет плохо о мечтах;
  • в стремлении быть замеченным появляются увлечения: спорт, коллекционирование, музыка и т.д.;
  • подражание «идеалу» [13].

Говоря о развитии личности подростка, А.Н. Леонтьев придает решающее значение деятельности и осознанию ее мотивов, перспективных целей, а так же критичности, правильной оценке своего «Я» и других, возможности регуляции  своего поведения.

Основная задача подросткового  возраста, по мнению Э. Эриксона, – формирование идентичности – соответствия самому себе, т.к. без чувства идентичности нет жизни вообще. Автор выделяет два источника идентичности:

  • референтная группа и значимые люди;
  • самопознание, как знание о себе плюс интуиция [30].

На основе этих двух источников идентичности Э. Эриксон выделяет следующие характеристик подростков:

  1. Временная перспектива или расплывчатое чувство времени. Подросток начинает соотносить события прошлого, настоящего и планировать будущее. Появляется ощущение непрерывности жизни. Истинное чувство времени формируется к 15-16 годам.
  2. Уверенность в себе или застенчивость, чаще всего это касается внешности и социального статуса. В норме человек обретает уверенность в себе и надеется на успехи в будущем.
  3. Экспериментирование с различными социальными ролями или фиксация на одной роли. Человек, не прошедший через эту стадию, может так и не понять, кто же он есть.
  4. Ученичество или неспособность к трудовой деятельности. Данный аспект важен для профессиональной идентификации. Исход напрямую связан с младшим школьным возрастом, где основным приобретением стало чувство компетентности (делать на совесть). Содержание деятельности более важно, чем статус и вознаграждение. Для подростков, у которых сформировано чувство компетентности, это менее штормовой период.
  5. Любовь представляет собой беседу, разговор, стремление увидеть себя в любимом человеке.
  6. Лидерство, ведомость или неопределённость авторитета. Подросток доверяет тому, кто рисует образные пути устремлениям. Подростки постоянно проверяют друг друга на предмет сохранения верности идеям.
  7. Идеологическая убеждённость или размытость системы ценностей. Поиск символа веры. Подросток должен иметь принципы, ценности и т.п. Для благополучного выхода из кризиса важно сформировать свою собственную систему принципов [30].

Стремление подростка принадлежать к референтной группе реализуется в реакции группирования:

  • Во-первых, референтная группа для подростка - это важный канал информации, которую нельзя получить от взрослых.
  • Во-вторых, здесь завязываются новые формы межличностных отношений, в которых подростки глубже познают себя и окружающий мир.
  • В-третьих, группа представляет собой новый вид эмоциональных контактов, невозможных в семье.

Таким образом, подростковый возраст – это период противоречий, притязаний на взрослость и признание, углубления самоанализа, развития самооценки, стремления к социальному и личностному самоопределению.

1.3 Самооценка как центральное образование Я-концепции личности подростка

Самооценка – это оценка личностью  самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места  среди других людей. Самооценка относится  к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени  определяет ее активность, отношение  к себе и другим людям [9].

Захаровой А.В. была сделана  попытка разработать структурно-динамическую модель самооценки. Самооценка, по ее мнению, функционирует в двух основных формах:

- как общая;

- как частная (парциальная,  или конкретная).

Частные самооценки отражают оценку субъекта своих конкретных проявлений и качеств. Общую самооценку автор  понимает как иерархизованную систему частных самооценок, находящихся в динамическом взаимодействии между собой, и выделяет в ней два компонента:

-эмоционально-ценностное  отношение личности к себе;

- когнитивный компонент,  которому отводится ведущая роль, т.к. он обобщает и синтезирует  наиболее значимые для личности  самооценки.

Общая и частная самооценка характеризуются набором показателей, представленных, как правило, в виде оппозиций:

- адекватная – неадекватная;

- высокая – низкая;

- устойчивая - неустойчивая  самооценка и т.д.

По временной отнесенности содержания автором выделяются следующие виды самооценки:

- прогностическая;

- актуальная;

- ретроспективная.

Функция прогностической самооценки — оценка субъектом своих возможностей, определение своего отношения к  ним. Функцией актуальной самооценки является оценка и основанная на ней коррекция  исполнительных действий по ходу развертывания  поступка. Функция ретроспективной  самооценки — оценка субъектом достигнутых  уровней развития, итогов деятельности, последствий поступков и т.п. Характеристики этих видов самооценки: уровень притязаний, действия самоконтроля, мера критичности [8].

Таким образом, на основе описанных  выше представлений можно представить  самооценку как часть структуры  самосознания, которое состоит из трех составляющих:

  • образа «Я» (самопознание) — когнитивного компонента;
  • эмоционально-ценностного отношения к себе (часто называемая самоотношением) — аффективного компонента;
  • саморегуляцией деятельности — поведенческого компонента.

Самооценка выступает, как относительно устойчивое структурное  образование и как процесс  самооценивания. Самооценка выполняет регуляторную и самозащитную функцию, влияет на поведение, и деятельность личности и на отношения с другими людьми.

Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов  собственной деятельности, а так  же на основе соотношения реального  и идеального представления о  себе.

Как отмечает Сафин Ф., самооценка является непременным условием реализации самоконтроля и самосовершенствования. Она позволяет человеку критически относиться к самому себе, постоянно  соотносить свои возможности и способности  с требованиями, предъявляемыми жизнью, вырабатывать умение ставить перед  собой реальные цели, отказываться от необоснованных притязаний, предположений, вовремя отказаться от каких-либо поступков, если стало ясно, что они бесполезны, а тем более ошибочны [24].

По мнению Реана А.А. самооценка – это центральное образование личности, которое определяет социальную адаптацию личности. Она является регулятором поведения и деятельности. Формирование ее происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. В этом смысле подростковый возраст имеет крайне важное значение [23].

Самооценка подростка  прямо связана с процессом  социализации, адаптации и дезадаптации. В условиях, когда самооценка не находит опоры, в социуме, когда его оценка другими постоянно низка в сравнении с самооценкой, когда все время блокируется потребности в уважении, развивается резкое ощущение личностного дискомфорта.

Как пишет Божович Л.И.: «Только наличие положительной оценки создает у детей переживание эмоционального благополучия, что является необходимым условиям для нормального формирования личности» [3, 28].

Самооценка подростка формируется, прежде всего, под влиянием результатов  деятельности. Но все дело в том, что оценку этих результатов всегда дают окружающие. Вот почему оценка окружающих определяет самооценку. Чувства  к самому себе формируются и подкрепляются  благодаря мнениям других. Если сверстники постоянно относятся к подростку  с уважением, он начинает считать  себя заслуживающим уважения. Если, наоборот, ребенком постоянно пренебрегают, заостряют внимание на его недостатках, ему ничего не остается, как заключить, что он недостоин уважения.

По  мере того, как формируются такие  оценки самого себя, они становятся все более независимыми от реакций  окружающих и даже реальных результатов  деятельности. Как только сформировалась устойчивая самооценка, она имеет  тенденцию к самоподкреплению. Причем, это относится как к высокой, так и к низкой самооценке. Например, унижающее отношение со стороны родителей или одного из них, может формировать стойкий страх перед деятельностью в присутствии других (в частности во время экзамена). И хотя школьник может успешно сдавать экзамены, это может не изменять его заниженной самооценки. В голове прочно формируется мысль: все эти успехи случайны, чем позднее учителя разберутся, что он неспособный ученик, тем страшнее будет его позор. Это чувство неполноценности может преследовать человека всю жизнь [12].

Самооценка - более сложное явление, чем оценка других людей. Формируется самооценка значительно позднее, чем оценка. Во всех возрастных группах люди более объективно оценивают других, чем себя. Именно благодаря формированию самосознания, потребности осознать себя как личность у подростка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У подростка возникает потребность оценить свои возможности, для того чтобы найти свое место в коллективе. На первых порах в основе самосознания подростка лежат суждения о нем других - взрослых (учителей и родителей), коллектива, товарищей. С возрастом, помимо этого, начинает сказываться тенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность.

Исследования показывают, что социально–психологический  климат в группе взаимно зависит  от оценок и самооценок [23]:

  • чем лучше психологический климат в коллективе, тем выше оценивают друг друга члены коллектива;
  • чем выше люди оценивают друг друга, тем выше самооценка, и наоборот.

Таким образом, в результате формирования самоотношения и самопознания в подростковом возрасте происходит становление самооценки, т.е. можно говорить о том, что к старшему подростковому возрасту самооценка уже выступает как сформировавшийся компонент самосознания. Причем самооценка себя, как члена группы (класса, коллектива и т.д.) напрямую зависит от сложившихся межличностных отношений.

 

Глава 2. Экспериментальное изучение самооценки детей младшего подросткового возраста

 

Данное исследование проводилось  в экспериментальной группе А  и в экспериментальной группе Б школы №22 г.Таганрога. Исследование проводилось в групповом режиме, в равных условиях, в привычной обстановке.

Информация о работе Развитие самооценки в подростковом возрасте