Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:48, курсовая работа
В связи с актуальностью определена цель работы: изучение уровня самооценки подростков.
В данной работе нами решались следующие задачи:
Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
На основе анализа источников построить схему исследования самооценки детей подросткового возраста.
Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Обработать результаты и сделать соответствующие выводы.
Введение
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме самооценки и статуса подростка в классе
Понятие «самооценка»……………………………………………….4
Особенности подросткового возраста………………………………7
1.3. Самооценка как центральное образование Я-концепции личности подростка…………………………………………………………………………12
Глава 2. Экспериментальное изучение самооценки детей младшего подросткового возраста………………...17
Заключение………………………………………………………………..22
Библиографический список………………………………………24
2. Изменения в характере
взаимоотношений с взрослыми,
родителями, учителями, выражающиеся
в повышенной конфликтности
3. Изменения в характере
взаимоотношений со
Л.С. Выготский считает, что ключ к проблеме психологического развития подростка – это карта его интересов. Все ступени развития человека действуют в единой системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности, стремлениями, влечениями и интересами. Л.С. Выготский перечислил основные группы наиболее ярких интересов (доминант) подростков, оказывающих влияние на развитие:
Изучая особенности поведения подростков в классе, В.А. Караковский отмечает следующие изменения:
Говоря о развитии личности подростка, А.Н. Леонтьев придает решающее значение деятельности и осознанию ее мотивов, перспективных целей, а так же критичности, правильной оценке своего «Я» и других, возможности регуляции своего поведения.
Основная задача подросткового возраста, по мнению Э. Эриксона, – формирование идентичности – соответствия самому себе, т.к. без чувства идентичности нет жизни вообще. Автор выделяет два источника идентичности:
На основе этих двух источников идентичности Э. Эриксон выделяет следующие характеристик подростков:
Стремление подростка
Таким образом, подростковый возраст – это период противоречий, притязаний на взрослость и признание, углубления самоанализа, развития самооценки, стремления к социальному и личностному самоопределению.
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям [9].
Захаровой А.В. была сделана
попытка разработать
- как общая;
- как частная (парциальная, или конкретная).
Частные самооценки отражают оценку субъекта своих конкретных проявлений и качеств. Общую самооценку автор понимает как иерархизованную систему частных самооценок, находящихся в динамическом взаимодействии между собой, и выделяет в ней два компонента:
-эмоционально-ценностное отношение личности к себе;
- когнитивный компонент,
которому отводится ведущая
Общая и частная самооценка
характеризуются набором
- адекватная – неадекватная;
- высокая – низкая;
- устойчивая - неустойчивая самооценка и т.д.
По временной отнесенности содержания автором выделяются следующие виды самооценки:
- прогностическая;
- актуальная;
- ретроспективная.
Функция прогностической самооценки — оценка субъектом своих возможностей, определение своего отношения к ним. Функцией актуальной самооценки является оценка и основанная на ней коррекция исполнительных действий по ходу развертывания поступка. Функция ретроспективной самооценки — оценка субъектом достигнутых уровней развития, итогов деятельности, последствий поступков и т.п. Характеристики этих видов самооценки: уровень притязаний, действия самоконтроля, мера критичности [8].
Таким образом, на основе описанных
выше представлений можно
Самооценка выступает, как относительно устойчивое структурное образование и как процесс самооценивания. Самооценка выполняет регуляторную и самозащитную функцию, влияет на поведение, и деятельность личности и на отношения с другими людьми.
Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а так же на основе соотношения реального и идеального представления о себе.
Как отмечает Сафин Ф., самооценка является непременным условием реализации самоконтроля и самосовершенствования. Она позволяет человеку критически относиться к самому себе, постоянно соотносить свои возможности и способности с требованиями, предъявляемыми жизнью, вырабатывать умение ставить перед собой реальные цели, отказываться от необоснованных притязаний, предположений, вовремя отказаться от каких-либо поступков, если стало ясно, что они бесполезны, а тем более ошибочны [24].
По мнению Реана А.А. самооценка – это центральное образование личности, которое определяет социальную адаптацию личности. Она является регулятором поведения и деятельности. Формирование ее происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. В этом смысле подростковый возраст имеет крайне важное значение [23].
Самооценка подростка прямо связана с процессом социализации, адаптации и дезадаптации. В условиях, когда самооценка не находит опоры, в социуме, когда его оценка другими постоянно низка в сравнении с самооценкой, когда все время блокируется потребности в уважении, развивается резкое ощущение личностного дискомфорта.
Как пишет Божович Л.И.: «Только наличие положительной оценки создает у детей переживание эмоционального благополучия, что является необходимым условиям для нормального формирования личности» [3, 28].
Самооценка подростка
По мере того, как формируются такие оценки самого себя, они становятся все более независимыми от реакций окружающих и даже реальных результатов деятельности. Как только сформировалась устойчивая самооценка, она имеет тенденцию к самоподкреплению. Причем, это относится как к высокой, так и к низкой самооценке. Например, унижающее отношение со стороны родителей или одного из них, может формировать стойкий страх перед деятельностью в присутствии других (в частности во время экзамена). И хотя школьник может успешно сдавать экзамены, это может не изменять его заниженной самооценки. В голове прочно формируется мысль: все эти успехи случайны, чем позднее учителя разберутся, что он неспособный ученик, тем страшнее будет его позор. Это чувство неполноценности может преследовать человека всю жизнь [12].
Самооценка - более сложное явление, чем оценка других людей. Формируется самооценка значительно позднее, чем оценка. Во всех возрастных группах люди более объективно оценивают других, чем себя. Именно благодаря формированию самосознания, потребности осознать себя как личность у подростка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У подростка возникает потребность оценить свои возможности, для того чтобы найти свое место в коллективе. На первых порах в основе самосознания подростка лежат суждения о нем других - взрослых (учителей и родителей), коллектива, товарищей. С возрастом, помимо этого, начинает сказываться тенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность.
Исследования показывают, что социально–психологический климат в группе взаимно зависит от оценок и самооценок [23]:
Таким образом, в результате формирования самоотношения и самопознания в подростковом возрасте происходит становление самооценки, т.е. можно говорить о том, что к старшему подростковому возрасту самооценка уже выступает как сформировавшийся компонент самосознания. Причем самооценка себя, как члена группы (класса, коллектива и т.д.) напрямую зависит от сложившихся межличностных отношений.
Глава 2. Экспериментальное изучение самооценки детей младшего подросткового возраста
Данное исследование проводилось в экспериментальной группе А и в экспериментальной группе Б школы №22 г.Таганрога. Исследование проводилось в групповом режиме, в равных условиях, в привычной обстановке.
Информация о работе Развитие самооценки в подростковом возрасте