Развитие самостоятельности учащихся начальной школы в процессе творческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Цель: Выявить и обобщить педагогические условия становления самостоятельности учащихся в процессе их творческой деятельности .
Объект: Процесс развития самостоятельности учащихся начальной школы.
Предмет: Педагогические условия активизации творческой самостоятельности учащихся начальной школы.
Гипотеза: развитие самостоятельности у учащихся начальной школы повысится, если процесс обучения будет основан на исследовательском методе изучения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая самостоятельность учащихся как педагогическая проблема
1.1 Сущность и особенности развития творческой самостоятельности…………6
1.2 Формы и методы способствующие развитию творческих способностей учащихся…………………………………………………………………………….12
Глава 2. Обучение учащихся начальной школы навыкам самостоятельной работы в процессе творческой деятельности
2.1 Анализ опыта передовых учителей в развитии творческой самостоятельности учащихся начальной школы………………………………...20
2.2 Рекомендации по развитию самостоятельности учащихся в процессе творческой деятельности…………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………..30
Список литературы.................................................................................................31

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 61.49 Кб (Скачать файл)

 

 

Развитие  самостоятельности учащихся начальной  школы в процессе творческой деятельности  

(Курсовая  работа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Общая самостоятельность учащихся как педагогическая проблема 

1.1 Сущность и особенности развития творческой самостоятельности…………6

1.2 Формы и методы способствующие развитию творческих способностей учащихся…………………………………………………………………………….12

Глава 2. Обучение учащихся начальной школы навыкам самостоятельной работы в процессе творческой деятельности

2.1 Анализ  опыта передовых учителей в  развитии творческой самостоятельности учащихся начальной школы………………………………...20

2.2 Рекомендации  по развитию самостоятельности  учащихся в процессе творческой деятельности…………………………………………………………..27

Заключение………………………………………………………………………..30

Список  литературы.................................................................................................31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Мир вокруг нас меняется все быстрее. Особенно подвергаются изменениям социальные, экономические и духовные ценности, имеющие непосредственное влияние на жизнь человека. Творческая жизненная установка помогает справиться с меняющимися обстоятельствами, не поддаваться, а господствовать над ними. Воспитание творчества дает такие качества и способности, которые необходимы ребенку, чтобы иметь дело с неизвестными ситуациями и переменами и осознанно с ними справляться. Творческий ребенок находится в постоянном контакте с окружающим миром и принимает в нем живое участие.

     Творчество существует в той или иной мере в каждом человеке. Оно со многими его измерениями - гибкостью, открытостью, склонностью к эксперименту, общительностью, юмором - является общим знаменателем процессов в науке и искусстве, как и в человеческих отношениях вообще.

      Рассматривание творчества как процесса дает возможность выявить способности к творчеству и условия, облегчающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты (результаты).

Творческие  способности могут не только обогатить  нашу жизнь, но и перенести нас  в другую реальность или вооружить  иным взглядом на мир.

     До недавнего времени многие считали способность к творчеству сверхъестественным даром, присущим лишь немногим художникам, музыкантам и ученым. Разумеется, сегодня мы понимаем, что это всего лишь миф и что почти все рождаются с потенциальной способностью к творчеству.               

Новые цели образования предполагают формирование творческой личности, способной к  самостоятельному определению способов своей деятельности. Качество образовательного процесса во многом определяется тем, в какой степени обучающийся  является субъектом познания, проявляя в процессе обучения активность и  познавательную самостоятельность. Однако анализ практики обучения в средней  школе дает основание сделать  вывод о том, что именно это  обстоятельство все еще недостаточно учитывает функционирующая в настоящее время система подготовки, которая все еще опирается на репродуктивные формы и методы обучения.

     Самостоятельность является основой формирования творчества в деятельности субъекта. Поэтому будущее напрямую зависит от усилий школы: насколько хорошо она обеспечит развитие активности и самостоятельности учащихся в процессе творческой деятельности.

     Неблагополучие обучения, в основном, состоит в неумении самостоятельно работать и в неумении при  этом применять некую творческую деятельность. Существует недостаточность методического материала и рекомендаций к вопросу о системе развития самостоятельности у учащихся. А ведь суть педагогической технологии — поиски новых научных подходов к анализу и организации учебного процесса, совокупность методов и средств, обеспечивающих реализацию целей урока в системе обучения. Это то, что соединяет теорию и практику, процессуальную и содержательную стороны обучения.

     Поэтому можно предположить, что причины неблагополучия в системе обучения и в процессе творческой деятельности кроются в недостаточной разработанности технологии обучения.

     Учителю требуются глубокие специальные знания по педагогике и психологии и особая практическая подготовка для того, чтобы эффективно применять на практике методы педагогического воздействия, чтобы научить и приспособить детей самостоятельно работать, а также выполнять дополнительную творческую работу, которая бы способствовала лучшему усвоению данного материала.

     Нам ближе та технология, где каждому учащемуся обеспечиваются условия для развития, даются возможности искать и исследовать. Такой путь ведет к развитию самостоятельности.

     Целостное педагогическое осмысление данной проблемы приводит к необходимости нахождения действенных путей для развития самостоятельности учащихся в процессе творческой деятельности. Успешность этого процесса определяется многими факторами, среди которых наиболее важным является осознание учеником своих способностей, навыков, интересов и знание способов самостоятельной деятельности. Методологической основой технологии обучения является идея развития личности и роли организованного труда и человеческих отношений.

     Таким образом, данная проблема является объектом пристального внимания психологов и педагогов. Важность практического решения проблемы развития самостоятельности в процессе творческой деятельности, ее недостаточная теоретическая изученность, значение для совершенствования обучения и необходимость разработки обоснованной технологии развития самостоятельности обусловили ее актуальность и определили выбор темы исследования « Развитие самостоятельности учащихся начальной школы в процессе творческой деятельности ». Успех такой работы во многом определяется теми условиями, в которых протекает обучение. Сознательно создаваемые в учебном процессе, эти условия относятся к педагогическим и должны благоприятствовать творческому развитию личности школьника

 [10; с. 56].

     Цель: Выявить и обобщить педагогические условия становления самостоятельности учащихся в процессе их творческой деятельности .

     Объект: Процесс развития самостоятельности учащихся начальной школы.

     Предмет: Педагогические условия активизации творческой самостоятельности учащихся начальной школы.

     Гипотеза: развитие самостоятельности у учащихся начальной школы повысится, если процесс обучения будет основан на исследовательском методе изучения.

     Задачи:

  • провести анализ основных понятий;
  • выявить способности учащихся к формированию самостоятельности.

 

Глава 1. Общая самостоятельность учащихся как педагогическая проблема 

1.1 Сущность и особенности развития творческой самостоятельности

Основополагающим  требованием общества к современной  школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку  зрения, свои убеждения, систематически пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. В связи с этим, одной из важнейших задач современной педагогики становится развитие самостоятельности учащихся именно в процессе их творческой деятельности, в момент обучения.

          Развитие этого качества приводит к развитию личности ученика в целом. Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется нам потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества.

          В педагогической литературе самостоятельность учащихся как один из ведущих принципов обучения рассматривается с конца ХVIII века. Вопрос о развитии самостоятельности и активности учащихся – центральный в педагогической системе К.Д. Ушинского, который обосновал пути и средства организации самостоятельной работы учащихся с учетом возрастных периодов обучения. По мнению Клауса Гюнтера, воспитание самостоятельности облегчает ребенку процесс освобождения от импульсивных реакций, учит его заранее продумывать свои действия, предвидеть возможные последствия ошибочных решений, рассчитывать и взвешивать риск, связанный с выбором той или иной альтернативы, короче говоря – способствует освоению и реализации рефлексивной стратегии

[20; c. 112].

         В работах Д.Н. Богоявленского, П.Я. Гальперина, Л.С. Выготского, Н.А. Менчинской, и других выдающихся педагогов раскрыта решающая роль самостоятельной познавательной деятельности в развитии мышления и способностей ребенка, обоснована возможность и необходимость вовлечения учащегося в творческий поиск в обучении.

          Один из ведущих педагогов Пидкасистый П.И. в своей работе «Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении» рассматривает следующее определение: «самостоятельная работа - это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации» [13; c. 15].

 В Российской педагогической энциклопедии приводится следующая дефиниция: «Самостоятельность учащихся выражается через индивидуальную или коллективную учебную деятельность, осуществляемую без непосредственного руководства учителя» [12; c. 224]. Представляется, что данное определение не является достаточно полным. Оно не раскрывает сущностных характеристик данного понятия и требует значительных уточнений.

 Представляется, что наиболее полное определение самостоятельности дается В.И. Андреевым. Его точка зрения обусловливается тем, что в процессе самостоятельной работы учащихся могут быть применены самые разнообразные методы и приемы обучения, и поэтому, по его мнению, подводить самостоятельную работу под понятие «метод» в качестве родового понятия некорректно. Также он считает, что понятие «средство» является не основным, а лишь вспомогательным, частным признаком и не может быть взято за родовое понятие [4; c. 198].

            Самостоятельность – это независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность - способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения нам дает "Педагогический энциклопедический словарь". В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений [12; c. 66].

           Таким образом самостоятельность - очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии. Самостоятельность - как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую способность достигать цель деятельности без посторонней помощи. Уровень самостоятельности зависит от содержания конкретной деятельности (предметной, мыслительной, коммуникативной), совершаемой учащимся без помощи других людей.

            Понятие "творчество" в психолого-педагогической литературе чаще всего связывается с понятием творческих способностей (возможностей) и рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют творчество через свойства личности, ее способности.

В педагогической энциклопедии говорится, что творчество - это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, когда творчество, как навык, включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой [11; c. 700].

            Творчество начинается с непредвзятого  взгляда на мир, с внутренней  свободы, с нестандартного мышления.

            Хотя творчество существует столько же, сколько и само человечество, этот феномен последние пять столетий относили к изящным искусствам, приписывали только гению, чему-то необыкновенному. С уверенностью можно сказать, что в основе научной деятельности, как и любой другой, лежат те же творческие способности, что и в художественной (творческой). Для развития творческих способностей необходимо знать не только структуру этих высших способностей к творчеству, но и самого ребенка. При этом нужно ориентироваться в диапазоне индивидуальных различий, одни из которых надо учитывать и адаптироваться к ним, другие воспитывать, а третьи развивать в направленной деятельности.

            Творчество - это общечеловеческий  феномен, который не возникает  из ничего, основываясь на знаниях,  на мужестве переживать новое.  Оно позволяет, с одной стороны,  находить в знакомом и близком  новые аспекты, а с другой  стороны встречаться с новым  и неизвестным, создавая из  него с помощью имеющегося  знания новые переживания [14; c. 97].

            По мнению многих ученых творчество - это способность, вбирающая в себя целую систему взаимосвязанных способностей-элементов: воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность [5; c. 87].

           Многие материалы в психологии  и педагогике показывают, что  существуют периоды возрастного  развития, когда обнаруживаются  особо благоприятные факторы  для развития психики в тех  или иных направлениях, а затем  действие таких внутренних условий  постепенно или резко ослабевает [9; c. 126].

            Исследования психологов и педагогов  Б.М. Теплова, Л.С. Выготского  указывают на связь творческой  самостоятельности с развитием  личности и интеллекта, с развитием  воображения, которое имеет свои  особенности у ребенка подросткового  возраста. Отсюда можно предположить, что в данном возрасте особую  форму имеют и творческие способности.  Творческие способности ребенка  развиваются в ходе взаимодействия  его со средой, под влиянием  обучения и воспитания в самом  хорошем значении этих слов.

Информация о работе Развитие самостоятельности учащихся начальной школы в процессе творческой деятельности