Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 17:38, курсовая работа
Цель: Выявить и обобщить педагогические условия становления самостоятельности учащихся в процессе их творческой деятельности .
Объект: Процесс развития самостоятельности учащихся начальной школы.
Предмет: Педагогические условия активизации творческой самостоятельности учащихся начальной школы.
Гипотеза: развитие самостоятельности у учащихся начальной школы повысится, если процесс обучения будет основан на исследовательском методе изучения.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая самостоятельность учащихся как педагогическая проблема
1.1 Сущность и особенности развития творческой самостоятельности…………6
1.2 Формы и методы способствующие развитию творческих способностей учащихся…………………………………………………………………………….12
Глава 2. Обучение учащихся начальной школы навыкам самостоятельной работы в процессе творческой деятельности
2.1 Анализ опыта передовых учителей в развитии творческой самостоятельности учащихся начальной школы………………………………...20
2.2 Рекомендации по развитию самостоятельности учащихся в процессе творческой деятельности…………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………..30
Список литературы.................................................................................................31
- разнообразие упражнений по содержанию, форме, степени сложности, предлагаемых для выполнения учащимся;
- построение системы упражнений с нарастанием степени сложности;
- разработка
системы упражнений с учетом
индивидуально-личностных
- связь упражнений с другими темами курса, выполнение упражнений меж предметно го характера;
- оптимальное количество упражнений, достаточное для усвоения конкретного вида знаний, выработки необходимых умений и навыков;
- обсуждение, анализ и коррекция выполненной работы при активной позиции учителя и учащихся.
Итак, формы и методы организации
учебной деятельности призваны
развивать творческую
Одним из важных факторов, обеспечивающих самостоятельную творческую деятельность учащихся, является самоконтроль. Установлено, что существует прямая зависимость между уровнем самостоятельности и степенью владения самоконтролем при выполнении работы. Формирование навыков самоконтроля - процесс непрерывный и осуществляется на всех стадиях процесса обучения. Приемам самоконтроля нужно обучать. Это залог успеха при выполнении домашних заданий, а домашняя самостоятельная работа формирует навыки самообразования. Необходимо повышать творческий характер домашней работы, индивидуализировать ее, но при этом не перегружать домашнее задание, поскольку в условиях перегрузки трудно ожидать творчества и активности учащихся. При выполнении домашних работ, когда отсутствует контроль учителя, самоконтроль приобретает особую роль.
Выше сказанное свидетельствует о том, что творческая самостоятельность является одним из главных качеств учащегося и важнейшим условием обучения. Творческая самостоятельность - это качество человека, которое характеризуется сознательным выбором действия и решительностью в его осуществлении. Она в той или иной степени присуща любому человеку. Сознательный выбор того или иного действия характеризует активную умственную деятельность учащегося, а осуществление его - решительность. Без творческой самостоятельности в обучении немыслимо глубокое усвоение знаний. Творческая самостоятельность неразрывно связана активностью, что в свою очередь является движущей силой в процессе познания. При этом, безусловно, не последнюю роль играют настойчивость, увлеченность и другие качества, которые развиваются вместе с творческой самостоятельностью. Недостаточность творческой самостоятельности делает учащегося пассивным, тормозит развитие его мышления и в конечном итоге делает его неспособным к применению полученных знаний.
Любые умения могут формироваться и развиваться только в процессе самостоятельной творческой деятельности учащегося. Суть ее заключается в том, что учащиеся действуют сами, т.е. в той или иной степени реализуют, проявляют своё творчество и самостоятельность.
Глава 2. Обучение учащихся начальной школы навыкам самостоятельной работы в процессе творческой деятельности
2.1
Анализ опыта передовых
На данном этапе работы рассматривается опыт работы учителя английского языка Соколовой А.А..Опишем одно из проведенных занятий во 2-м кассе.
Форма урока: стандартный с элементами игр ( лексических, фонетических, грамматических), применение здоровьесберегающих технологий ( динамическая пауза, смена деятельности, игры)
Цели урока:
Задачи урока:
«My friend» и тренировка до уровня подготовленного монологического высказывания.
План урока
Оборудование урока:
Ноутбуки, интерактивная доска; игрушка – любопытная обезьянка; карточки с цифрами; картинки животных; карточки с буквами алфавита; магнитофон; кассета с записью песни «My name is Helen»; картинки со словами для узнавания букв алфавита; «Письмо» Карлсона о своем друге.
II. Домашнее задание:
1) учебник с. 18 у. 5 или «Прописи» с. 10 у. 1, 2, 3.
Ход урока:
I. Организационный этап урока.
Приветствия учителя и детей. Сообщение целей урока.
Teacher : Good morning, dear children.
Students : Good morning, teacher.
Teacher : Сегодня на уроке мы будем говорить о наших друзьях; познакомимся с новой буквой, а также узнаем как по – английски называть много предметов.
II. Основной этап урока.
а) Фонетическая зарядка.
Teacher: Начнем нашу фонетическую зарядку. Английские звуки отличаются от русских и надо уметь их произносить. Ребята, вы знаете, что такое оркестр? Правильно, музыканты играют на разных музыкальных инструментах одну мелодию, а зрители внимательно слушают. Сегодня мы станем с вами изображать музыкальные инструменты:
Фортепиано - [w]
Тромбон - [r]
Гитара – межзубный звук [з]
Скрипка – межзубный звук [с]
Барабан - [t, d]
А теперь послушаем, как звучит наш замечательный оркестр. Приготовились… Начинает фортепиано, вступает тромбон, гитара, скрипка, барабан, замечательный оркестр у нас получился.
Thank you, children.
б) Беседа с употреблением знакомых лексико – грамматических структур.
Teacher: Children. К нам в гости заглянула сегодня любопытная обезьянка по имени Sandy. Давайте поздороваемся с ней.
Students: Good morning
Обезьянка: Good morning, children.
Она очень хочет с вами познакомиться. Answer her questions, please. (перевод).
What's your name?
Where are you from?
How old are you?
Where do you live?
Do you have a mother… a father… a sister… a brother…?
( Дети отвечают на вопросы фронтально)
Думаю, что вы понравились нашей обезьянке. Вы очень хорошо отвечали на ее вопросы. Давайте споем для нашей новой знакомой песенку на английском языке.
Дети исполняют песню под музыку «My name is Helen»
Ребята, а давайте научим обезьянку петь песенку про себя. Как она будет петь? «My name is Sandy».
в) Знакомство с новым словом they и переход к объяснению нового материала – правила образования множественного числа.
Я тоже хочу задать обезьянке вопросы.
- Where do you live? I live in the Zoo.
- Do you have friends? I have many friends.
У обезьянки много друзей и все они живут … где? В зоопарке. Сейчас я скажу об этом по-английски: ^ They live in the Zoo. Do they live in the Zoo? Yes, they do. Do they live in the field? No, they don't.
Какое новое слово вы услышали? А что оно означает? Давайте научимся его говорить.
( фонетическая обработка слова they)
А теперь я поинтересуюсь, где живут другие животные, а вы мне отвечайте кратким ответом: Yes, they do/ No, they don't. (Повторяем несколько раз вслух)
Показываю картинку и задаю вопрос.
Bears – Do they live in the Zoo (field, forest, house, farm, river, garden)?
Elephants –
Cats –
Foxes –
Lions –
Tigers –
Pigs –
Когда мы употребим слово they – они? Когда необходимо назвать не одно существо или предмет, а несколько – five dogs, ten cats, four bears, three foxes.
Вы заметили, что в этих словах появляется дополнительный звук. Какой? Правильно, [s] или [z]. Англичане, называя несколько предметов, произносят в конце слова звук [z]. Но в тех случаях, когда трудно или неудобно, они заменяют его на [s] или на [iz] cats, elephants, foxes, boxes. А в русском языке? Парта – парты, стул – стулья, видите, как много звуков нужно в русском языке. У англичан гораздо проще.
г) Закрепление образования множественного числа в устной речи и упражнениях учебника.
Teacher: Сейчас я проверю – сумеете ли вы отличить один предмет и много.
Игра: Я буду называть один предмет – вы просто слушаете. Много – хлопните в ладоши.
A dog, dogs, a cat, cats, bears, sisters, a brother, a father, mothers, teacher, teachers, fathers, a pig, pigs, tigers.
А теперь вместе будем образовывать множественное число. Я называю один предмет, а вы добавляете нужный звук. Какой?
A cat – cats a dog - a bear - a mother - a father -
A camel - an owl - an elephant - a fox - a lion –
A tiger - a pig –
д) Музыкальная физкультминутка.
Зарядка: Let's stand up. Do exercises.
Hands up, hands down.
Hands on hips, sit down.
Stand up, bend left, bend right,
Hands on the sides.
Stand up. Hands in front of you,
1,2,3… 1,2,3
Hands up and wave as a tree.
Stand still.
Hands on the shoulders,
…on your knees
…on your toes
Stand up, please.
Shake your legs,
Shake your hands,
Turn around and сome back.
е) Закрепление образования множественного числа в устной речи и упражнениях учебника.
А теперь еще раз вспомним правило, как назвать по- английски много предметов или людей, и выполним упражнение
-Работа с нетбуками.
Ж) Игра – считалка «One potato»
Дети встают на своих местах, руку зажимают в кулачок и держат перед собой. Начинают считалку. Как только считалка завершилась – ученик должен ответить на мой вопрос What's her name/his name? How old is she/he? Where is she/he from? Where does he/she live?
Sit down, please.
з) Рассказ о друге (развитие навыков монологической речи)
Ребята, мы вспомнили сейчас, как нужно называть ее или его имя. Сколько ему/ей лет? Где живет? Откуда он или она?
В наш класс пришло письмо, хотите узнать, что в нем? Один сказочный герой рассказывает о своем друге. Послушайте этот рассказ. Сможете ли вы догадаться, кто написал это письмо? (читаю письмо)
Good morning, children. I have a friend. His name is Maliysh. He is from Sweden. (перевод). He is 5. He lives in the house?
Кто рассказал нам о своем друге?
А теперь, кто хочет рассказать о своем друге? ( Дети рассказывают о своих друзьях, оцениваю их старание)
к ) Знакомство с буквой Ii. Повторение алфавита.
Сегодня мы познакомимся с новой буквой. Это буква Ii ( показываю карточку с буквой)
А теперь посмотрите на доску, как она пишется.
Давайте будем учиться ее писать. Откройте тетради или прописи, стр. 10. Пишем вместе букву Ii, большую и маленькую.
Давайте вспомним и другие буквы. ( показываю карточки, дети называют буквы, ставлю их на доску или магнит доску.
Наши буквы разбрелись. Кто хочет расположить буквы в алфавитном порядке?
А теперь покажите согласные буквы, гласные.
III. Заключительный этап урока: подведение итогов; оценивание учащихся; домашнее задание.
1) учебник с. 18 у. 5 или «Прописи» с. 10 у. 1, 2, 3.
IV. Итоги
Использование на уроках данного опыта положительно повлияло на дальнейшую работу. Ученики на занятиях с большим интересом выполняли задания. Большинство учащихся проявляли высокую активность. Анализ впечатлений учеников о проделанной работе позволил установить, что большинство учащихся позитивно оценили как саму работу, так и отметили приобретение знаний, умений и навыков. Подобные выводы дают основания полагать, что предложенная модель развития творческой самостоятельности, например, на уроках английского языка является достаточно эффективной.