Развитие самостоятельности учащихся начальной школы в процессе творческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Цель: Выявить и обобщить педагогические условия становления самостоятельности учащихся в процессе их творческой деятельности .
Объект: Процесс развития самостоятельности учащихся начальной школы.
Предмет: Педагогические условия активизации творческой самостоятельности учащихся начальной школы.
Гипотеза: развитие самостоятельности у учащихся начальной школы повысится, если процесс обучения будет основан на исследовательском методе изучения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая самостоятельность учащихся как педагогическая проблема
1.1 Сущность и особенности развития творческой самостоятельности…………6
1.2 Формы и методы способствующие развитию творческих способностей учащихся…………………………………………………………………………….12
Глава 2. Обучение учащихся начальной школы навыкам самостоятельной работы в процессе творческой деятельности
2.1 Анализ опыта передовых учителей в развитии творческой самостоятельности учащихся начальной школы………………………………...20
2.2 Рекомендации по развитию самостоятельности учащихся в процессе творческой деятельности…………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………..30
Список литературы.................................................................................................31

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 61.49 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Рекомендации по развитию самостоятельности  учащихся в процессе творческой деятельности

Анализируя  положения педагогической литературы, а также опыт передовых учителей в вопросе развития самостоятельности  учащихся, необходимо отметить, что  большинство точек зрения сводятся к тому, что деятельность является самостоятельной, если ее составляющими элементами являются такие действия, как установление нового факта и его характеристика; формулирование проблемы, задачи; выдвижение гипотезы; установление существенных связей и закономерностей развития явления; определение путей поиска новых фактов, выявление их сущности на основе сравнения, сопоставления и противопоставления фактов; видение общего положения в конкретном случае; оценка решения, значимости полученного результата.

Анализ  понятия познавательной самостоятельности  школьника и понятия деятельности, анализ психологических аспектов теории обучения, позволили выделить форму  организации деятельности школьников в обучении, позволяющую формировать  названное качество деятельности. Соответствующим  видом деятельности является процесс  постановки перед собой промежуточных  задач самими учащимися в ходе обучения.

Это связано  с тем, что каждый этап процесса формирования самостоятельности сопровождается реализацией адекватных учебных  ситуаций, в качестве средств создания которых, может выступать комплекс учебных заданий, задач, дидактических  игр, проектов, дискуссий и пр.

 [8; c. 94].

Разработанные на основе анализа научной педагогической литературы и анализа деятельности передовых педагогов методические рекомендации по развитию навыков самостоятельной  деятельности учащихся состоят в  следующем:

1. Общепедагогическая  направленность уроков – гармонизация  индивидуальных и социальных  аспектов обучения по отношению к изучаемому предмету. Знания, умения и способы обработки получаемой информации являются элементами ученической компетенции – одного из ключевых элементов современной школы. Особая роль отводится системе самозаданий.

2. Основная  методическая установка проводимых  занятий – обучение школьников  навыкам самостоятельной индивидуальной  и групповой работы в соответствии  с изучаемым предметом.

3. Основной  тип занятий – практикум. Каждый  урок тема начинается с постановки  задачи – характеристики образовательного  продукта, который предстоит создать  учащимся. Тема завершается выполнением  учащимися комплексной работы  по созданию интеллектуального  объекта (решение задачи, выполнение  упражнения, сочинение, перевод текста  и др.).

4. Проверочные  задания обеспечивают эффективную  обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность.

5. Систематическое  повторение способствует более  целостному осмыслению изученного  материала, поскольку целенаправленное  обращение к изученным ранее  темам позволяет учащимся встраивать  новые понятия в систему уже  освоенных знаний.

6. Индивидуальная  учебная деятельность сочетается  с проектными формами работы. Защита проектов создаёт благоприятные  предпосылки для рефлексивной  оценки проделанной работы.

Самостоятельность учащихся в процессе обучения должна быть внешне стимулирована. Задача учителя состоит в том, чтобы мотивировать учащихся на изучение темы. Один из путей – привлечь их к процессу планирования своей образовательной деятельности. Это можно осуществить с помощью периодически проводимых в начале каждой большой темы вводных занятий, на которых педагог должен рассказать не только о содержании того, что будет изучено и о собственной работе, но и спланировать вместе с детьми их активность (формы самостоятельной работы, работы в микрогруппах, сроки и формы контроля, список дополнительной литературы и др.). Дети по окончании такого урока должны точно знать (и зафиксировать), что и в каких формах они будут изучать, в какие сроки, по какому материалу и в каких формах отчитываться. Кроме того, организация ситуации самостоятельного выбора ребенком должна осуществляться везде, где это возможно (выбор формы и срока отчета, выполнения задания, вида и формы внеурочной работы по предмету).

Локальному  проявлению самостоятельности учащихся способствует продуманная система  домашних заданий. Они состоят из двух частей: обязательной для исполнения и выполняемой по желанию. Задания должны быть подобраны таким образом, что результаты их выполнения можно использовать на уроках. С целью осознанного развития самостоятельности учащимся должно быть предложено включиться в проектную деятельность, которая может быть организована в рамках темы, на другом предмете, во внеурочной деятельности. Для самореализации также необходима определенная система конкурсов и выставок на школьном и других уровнях.

Представляется, что разработанные рекомендации по развитию самостоятельности учащихся в процессе обучения являются актуальными  для применения в условиях современной  школы, так как основываются на опыте  передовых педагогов и анализе  современной и классической научной  педагогической литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Анализ  психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы показал, что развитие творческой самостоятельности  является актуальной важнейшей задачей  в современной педагогической практике.

Воспитание  активности и самостоятельности  необходимо рассматривать как составную  часть воспитания учащихся. В связи  с этим, одной из главных задач  современного образования является формирование у учащихся умения оперировать  приобретенными знаниями, применять  их в новых ситуациях, делать самостоятельные  выводы и обобщения, находить решения  в нестандартных условиях. Также  основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела  бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в  действительности. Эффективное использование  самостоятельной работы позволяет  решать большой ряд вышеперечисленных  задач.

При этом самостоятельная работа учащихся является важной составляющей учебно-воспитательного  процесса. Ее целесообразно рассматривать  как форму организации учебной  деятельности учащихся, осуществляемую под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств.

Творчество  в работе обучающегося является высшей формой его учебной деятельности по критерию саморегуляции и целеполагания; оно может дифференцироваться в зависимости от источника управления, характера побуждений и др.

 

Список  литературы

    1. Андреев В.А. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2008.
    2. Волков И.П. Приобщение к творчеству. М. Просвещение, 2002.
    3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. - М., 2003.
    4. Вяткин Л.Г. История развития научных основ теории самостоятельной работы учащихся / Л.Г. Вяткин // Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся и студентов: Межвузовский научный сборник. Выпуск 1. - Саратов: СГПУ, 2001.
    5. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Дрофа, 2008.
    6. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения / Б.П. Есипов // Материалы педагогических исследований, М., 2001. - Вып.115.
    7. Комский Д.М. Основы теории творчества. Екатеринбург 1998.
    8. Маркова А.К. Формирование мотивации в школьном возрасте. М.: Просвещение, 2005.
    9. Немов Р.С. Психология. М.: 2000.
    10. Онищук В.А. Урок в современной школе. М.: Просвещение, 2008.
    11.   Педагогическая энциклопедия: В 4-х т. Т.3. - М.: Советская энциклопедия, 2005.
    12. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.
    13. Пидкасистый П.И. Педагогика. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении, 1980.
    14. Подласый И.П. Педагогика. Основы педагогического мастерства. В 2 кн. - М. 1999.
    15. Подласый И.П. Педагогика Учебник М., 2006.
    16. Пуйман С.А. Педагогика: основы положения курса: справочное пособиею. М.: 1999.
    17. Русинова Л.П. Учебное пособие. Педагогический словарь по темам. М.: 2010.
    18. Скакун В.А. Методика производственного обучения. Ч.1-2 - М. 2002.
    19. Сухарев М.И. Материаловедение. - М. 1999.
    20. Харламов И.Ф.  Педагогика. М.: Просвещение,2002.

 


Информация о работе Развитие самостоятельности учащихся начальной школы в процессе творческой деятельности