Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 17:38, курсовая работа
Цель: Выявить и обобщить педагогические условия становления самостоятельности учащихся в процессе их творческой деятельности .
Объект: Процесс развития самостоятельности учащихся начальной школы.
Предмет: Педагогические условия активизации творческой самостоятельности учащихся начальной школы.
Гипотеза: развитие самостоятельности у учащихся начальной школы повысится, если процесс обучения будет основан на исследовательском методе изучения.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая самостоятельность учащихся как педагогическая проблема
1.1 Сущность и особенности развития творческой самостоятельности…………6
1.2 Формы и методы способствующие развитию творческих способностей учащихся…………………………………………………………………………….12
Глава 2. Обучение учащихся начальной школы навыкам самостоятельной работы в процессе творческой деятельности
2.1 Анализ опыта передовых учителей в развитии творческой самостоятельности учащихся начальной школы………………………………...20
2.2 Рекомендации по развитию самостоятельности учащихся в процессе творческой деятельности…………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………..30
Список литературы.................................................................................................31
2.2.
Рекомендации по развитию
Анализируя положения педагогической литературы, а также опыт передовых учителей в вопросе развития самостоятельности учащихся, необходимо отметить, что большинство точек зрения сводятся к тому, что деятельность является самостоятельной, если ее составляющими элементами являются такие действия, как установление нового факта и его характеристика; формулирование проблемы, задачи; выдвижение гипотезы; установление существенных связей и закономерностей развития явления; определение путей поиска новых фактов, выявление их сущности на основе сравнения, сопоставления и противопоставления фактов; видение общего положения в конкретном случае; оценка решения, значимости полученного результата.
Анализ
понятия познавательной самостоятельности
школьника и понятия
Это связано
с тем, что каждый этап процесса формирования
самостоятельности
[8; c. 94].
Разработанные
на основе анализа научной педагогической
литературы и анализа деятельности
передовых педагогов
1. Общепедагогическая
направленность уроков –
2. Основная
методическая установка
3. Основной
тип занятий – практикум.
4. Проверочные
задания обеспечивают
5. Систематическое
повторение способствует более
целостному осмыслению
6. Индивидуальная
учебная деятельность
Самостоятельность учащихся в процессе обучения должна быть внешне стимулирована. Задача учителя состоит в том, чтобы мотивировать учащихся на изучение темы. Один из путей – привлечь их к процессу планирования своей образовательной деятельности. Это можно осуществить с помощью периодически проводимых в начале каждой большой темы вводных занятий, на которых педагог должен рассказать не только о содержании того, что будет изучено и о собственной работе, но и спланировать вместе с детьми их активность (формы самостоятельной работы, работы в микрогруппах, сроки и формы контроля, список дополнительной литературы и др.). Дети по окончании такого урока должны точно знать (и зафиксировать), что и в каких формах они будут изучать, в какие сроки, по какому материалу и в каких формах отчитываться. Кроме того, организация ситуации самостоятельного выбора ребенком должна осуществляться везде, где это возможно (выбор формы и срока отчета, выполнения задания, вида и формы внеурочной работы по предмету).
Локальному проявлению самостоятельности учащихся способствует продуманная система домашних заданий. Они состоят из двух частей: обязательной для исполнения и выполняемой по желанию. Задания должны быть подобраны таким образом, что результаты их выполнения можно использовать на уроках. С целью осознанного развития самостоятельности учащимся должно быть предложено включиться в проектную деятельность, которая может быть организована в рамках темы, на другом предмете, во внеурочной деятельности. Для самореализации также необходима определенная система конкурсов и выставок на школьном и других уровнях.
Представляется, что разработанные рекомендации по развитию самостоятельности учащихся в процессе обучения являются актуальными для применения в условиях современной школы, так как основываются на опыте передовых педагогов и анализе современной и классической научной педагогической литературы.
Заключение
Анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы показал, что развитие творческой самостоятельности является актуальной важнейшей задачей в современной педагогической практике.
Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. В связи с этим, одной из главных задач современного образования является формирование у учащихся умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях. Также основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Эффективное использование самостоятельной работы позволяет решать большой ряд вышеперечисленных задач.
При этом самостоятельная работа учащихся является важной составляющей учебно-воспитательного процесса. Ее целесообразно рассматривать как форму организации учебной деятельности учащихся, осуществляемую под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств.
Творчество в работе обучающегося является высшей формой его учебной деятельности по критерию саморегуляции и целеполагания; оно может дифференцироваться в зависимости от источника управления, характера побуждений и др.
Список литературы