Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 17:38, курсовая работа
Цель: Выявить и обобщить педагогические условия становления самостоятельности учащихся в процессе их творческой деятельности .
Объект: Процесс развития самостоятельности учащихся начальной школы.
Предмет: Педагогические условия активизации творческой самостоятельности учащихся начальной школы.
Гипотеза: развитие самостоятельности у учащихся начальной школы повысится, если процесс обучения будет основан на исследовательском методе изучения.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая самостоятельность учащихся как педагогическая проблема
1.1 Сущность и особенности развития творческой самостоятельности…………6
1.2 Формы и методы способствующие развитию творческих способностей учащихся…………………………………………………………………………….12
Глава 2. Обучение учащихся начальной школы навыкам самостоятельной работы в процессе творческой деятельности
2.1 Анализ опыта передовых учителей в развитии творческой самостоятельности учащихся начальной школы………………………………...20
2.2 Рекомендации по развитию самостоятельности учащихся в процессе творческой деятельности…………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………..30
Список литературы.................................................................................................31
Наблюдая за детьми разного возраста, убеждаемся в том, что в каждом детском возрасте выступают свои предпосылки развития творческой самостоятельности.
Особенности подросткового возраста связаны с пиком полового созревания. Это период, когда появляется желания вырваться из-под контроля взрослых и утверждать себя как личность. На основе полового созревания возникает новый и сложный мир новых впечатлений, стремлений, побуждений и интересов, новые двигатели поведения и новая его направленность; новые движущие силы толкают вперед мышление подростка, новые задачи раскрываются перед ним. Мышление становится более систематизированным. Оно характеризуется переходом к высшему уровню развития - теоретическому, формально-логическому. Основным ядром познавательного развития в этом возрасте становится мышление в понятиях: происходит формирование абстрактных понятий, позволяющих вскрыть более глубокие связи между предметами и явлениями действительности, познать закономерности, управляющие действительностью. Развивается гипотетическое мышление как возможность оперировать гипотетическими, наблюдаемыми в действительности, объектами [3; c. 145].
Фантазия есть одно из проявлений творческой деятельности человека, и именно в переходном возрасте, сближаясь с мышлением в понятиях, она получает широкое развитие в этом объективном аспекте. В фантазии подросток предвосхищает свое будущее, а, следовательно, и творчески приближается к его построению и осуществлению. Воображение и творчество, связанные со свободной переработкой элементов опыта, с их свободным сочетанием, требуют непременно в качестве предпосылки той внутренней свободы мышления, действия и познания, которую достигает только тот, кто уже овладел образованием понятий.
Мы можем сказать, что творческие образы, создаваемые фантазией подростка, выполняют для него ту же функцию, которую художественные произведения выполняют для взрослого человека. Это искусство для себя
[1; c. 137].
Существенно новое в развитии фантазии в переходном возрасте как раз и заключается в том, что воображение подростка вступает в тесную связь с мышлением в понятиях, оно интеллектуализируется, включается в систему интеллектуальной деятельности и начинает играть совершенно новую функцию в новой структуре личности подростка.
Сближение фантазии и мышления подростка заключается в том, что воображение начинает опираться на понятия, и это является существенной чертой переходного возраста. Не смотря на то, что эти функции сближаются, это вовсе не означает их слияние.
Развитие творческой самостоятельности предусматривает использование различных форм и методов, способствующих развитию творческих способностей учащихся.
1.2 Формы и методы способствующие развитию творческих способностей учащихся.
Основной формой организации учебной деятельности учащихся по усвоению содержания является урок. Структура урока имеет свои специфические особенности, вытекающие из задач и содержания курса обучения, а также психолого-педагогических основ деятельности школьников.
Формы организации обучения - это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Форма рассматривается как способ выражения содержания, а, следовательно, как его носитель. Благодаря форме, содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию (дополнительные занятия, инструктаж, викторина, зачет, лекция, диспут, урок, экскурсия, беседа, собрание, вечер, консультация, экзамен, линейка, смотр, рейд и др.). Любая форма состоит из одних и тех же компонентов: целей, принципов, содержания, методов и средств обучения [14; c. 81].
Все формы находятся в сложном взаимодействии. В каждой из форм по-разному организуется деятельность учеников. На основании этого выделяют формы деятельности учащихся: индивидуальные, групповые и фронтальные (коллективные, массовые). На мой взгляд, профессиональнее рассматривать формы организации обучения не по количеству учащихся, участвующих в образовательном процессе, а по характеру связей между ними в процессе познавательной деятельности.
Индивидуальная форма - углубленная индивидуализация обучения, когда каждому дается самостоятельное задание и предполагается высокий уровень познавательной активности и самостоятельности каждого ученика [19; c. 68].
Групповая форма - предусматривает разделение группы учащихся на подгруппы для выполнения определенных одинаковых или различных заданий: выполнение лабораторных и практических работ [19; 71].
Фронтальная форма - предполагает совместную деятельность всей учебной группы: учитель ставит для всех одинаковые задачи, излагает программный материал, учащиеся работают над одной проблемой. Преподаватель спрашивает всех, беседует со всеми, контролирует всех и т.д. Всем обеспечивается одновременное продвижение в учении [19; 74].
Рассмотрим некоторые из форм более подробно.
Урок - коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом [16; c. 70].
Анализ проводимых уроков показывает, что их структура и методика во многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков, которые, однако, могут быть классифицированы по типам:
1. уроки-лекции (практически - это монолог учителя на заданную тему, хотя при известном мастерстве учителя такие уроки приобретают характер беседы);
2. лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков);
3. уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.);
4. комбинированные уроки. Такие уроки проводятся по схеме;
повторение пройденного - воспроизведение учащимися ранее пройденного материала, проверка домашнего задания, устный и письменный опрос и т.д.;
освоение нового материала. На этом этапе новый материал излагается учителем, либо "добывается" в процессе самостоятельной работы учащихся с литературой; отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще всего - решение задач по новому материалу);
выдача домашнего задания.
Есть, например, такие виды самостоятельных работ как рефераты, сообщения учащихся, графические работы.
Реферат – краткое изложение содержание источника с лаконичной оценкой; раскрытие состояния какой-либо проблемы на основе обзорного сопоставления и анализа нескольких источников [17; c. 17].
Полезно приучать учащихся к самостоятельной подготовке сообщений на различные темы в дополнение к изучаемому на уроке. Умение подобрать необходимую литературу - тоже элемент самостоятельной творческой деятельности ученика. Вкрапление в урок небольших сообщений учеников, заранее запланированных и проверенных учителем, очень оживляет урок
[2; 196].
Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце 60-х - начале 70-х гг. в процессе очередной безуспешной попытки реформировать школьное образование. Эти занятия призваны дать более глубокое изучение предмета всем желающим, хотя на практике, они очень часто используются для работы с отстающими обучаемыми.
Экскурсии - форма организации обучения, при которой учебная работа осуществляется в рамках непосредственного ознакомления с объектами изучения [11; 354].
Домашняя работа - форма организации обучения, при которой учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства учителя [11; 176].
Внеклассная работа: олимпиады, кружки и т.п., должны способствовать наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.
Методы обучения - это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования. Эта деятельность проявляется в использовании источников познания, логических приемов, видов познавательной самодеятельности учащихся и способов управления познавательным процессом учителем. Такой многоаспектный подход к определению методов обучения особое внимание обращает на формирование у школьников общих умений и навыков учебной деятельности, делает их активными участниками учебного процесса, заинтересованных в результатах учебного познания [14; 56].
Метод обучения - это также совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности ребенка, развития его умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и учащихся, школьников между собой, с природной и общественной средой [15; 71].
Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения учащимися определенного содержания учебного материала.
Методы подразделяют по источникам передачи и характеру восприятия информации на словесные, наглядные и практические [18; 95].
В зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения, методы подразделяют на методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений, навыков [7; 73].
Словесные методы. Рассказ. Монологический метод изложения учебного материала. Метод устного повествовательного изложения новых знаний учителем. Является важнейшим из методов систематического изложения учебного материала. Применяется на всех этапах школьного обучения. Это живое, яркое, занимательное, эмоциональное изложение знаний, в определенной логической последовательности. Рассказ как метод может использоваться при изучении всех учебных предметов школьного учебного плана. При помощи рассказа осуществляется образное изложение фактов, интересных событий, взаимосвязей, взаимозависимостей, явлений и т.д. Рассказ активизирует восприятие, познавательную активность, формирует представления, развивает интересы, любознательность, воображение и мышление.
Наглядные методы. В обучении и развитии человека педагогу очень важно научиться подключать все системы для восприятия информации.
Метод иллюстрации обеспечивает учащимся показ иллюстрированных материалов, пособий: картин, плакатов, схем, чертежей, графиков, диаграмм, портретов, карт, макетов, атласов, изображения информации на учебной доске и пр.
Метод демонстрации заключается: в показе действия реальных приборов или их моделей, различных механизмов, технических установок, в постановке опытов и проведении экспериментов, в демонстрации процессов (различного происхождения), особенностей конструкций, свойств материалов, коллекций (минералов, художественных изделий, картин, образцов материалов и т.д.).
Метод демонстрации обеспечивает восприятие, как внешних форм (характеристик), так и внутреннего содержания не только в статике, но и динамике их протекания, что очень важно для понимания учащимися глубинной сущности, законов, закономерностей и принципов их действия и существования, условий их порождающих.
Эффективность метода достигается при активном участии в его демонстрации учащихся, получающих возможность непосредственно “замерять результаты”, изменять ход процессов, задавать параметры работы механизмов, фиксировать и исследовать свойства материалов, структур предметов и т.д.
Практические методы. Метод упражнений является, пожалуй, самым распространенным, наиболее эффективным и приоритетным среди практических методов по закреплению знаний, выработке умений и навыков. Сущность его заключается в систематической отработке умения и навыка путем ритмично повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических операций в процессе обобщающего взаимодействия учащихся с учителем или в специально организованной индивидуальной деятельности. Функция метода направлена как на приобретение знаний, так и на перевод их в плоскость учебных и практических умений и навыков с последующим совершенствованием до репродуктивного и творческого уровня.
Таким образом, все виды упражнений условно можно разделить на три большие группы: подготовительные, тренировочные и творческие.
Эффективность данного метода достигается выполнением ряда правил и условий. Самыми важными среди них выступают следующие:
- прочное усвоение теоретического материала учащимися, осознание целей и порядка выполнения упражнения; доведение до учащихся требований в последовательности действий, применение отдельных приемов и т.п. в целях правильного выполнения упражнения;
- демонстрация учителем образцов правильного, творческого подхода к выполняемым упражнениям;
- соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений, обусловленной закономерностями процесса обучения;