Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 13:53, аттестационная работа
Сказочный мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр – благодатная почва для творчества, всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам, по свету, художники и декораторы, режиссеры – вот они чародеи сказочной страны, именуемой театр.
Сказки прочно вошли в детский театр. Перед взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами, быт. Образы русских народных сказок (Дед Мороз, Иванушка – дурачок, злая мачеха, глупый и жадный Волк и многие другие) входят в жизнь ребенка, раскрывая перед ним в доступной форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства.
Введение.
Сказочный мир театра. …………………………………………………
Актуальность темы. Роль театра в формировании гармоничной, творческой личности ребенка. ………………………………………….
Глава 1. Теория.
Театрализованная игра, как вид творческой игры. …………………….
Театр помощник в воспитании детей. ………………………………….
Программа «Арт – фантазия». …………………………………………..
Содержание программы. ………………………………………………...
Общие методические принципы работы по программе «Арт – фантазия». …………………………………………………….
Кукольный театр в нашем детском саду. ……………………………….
Общеразвивающие игры. …………………………………………
Специальные театральные игры. ………………………………………
Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий. ………………………………………
Ритмопластика. ……………………………………….
Жесты – как важное средство выразительности. ……………………...
Культура и техника речи. ………………………………………..
Основы театральной культуры. ……………………………………….
Работа над спектаклем. ………………………………………
Глава 2. Практическое обобщение опыта.
Старшая группа. ………………………………………
Общие программные задачи по всем видам театрализованной деятельности. ………………………………………
Предполагаемые умения и навыки. …………………………………….
Подготовительная группа.
Общие программные задачи по всем видам театрализованной деятельности. ……………………………………….
Предполагаемые умения и навыки. ……………………………………
Результаты исследования детей. ……………………………………….
Рабочая программа. ……………………………………….
Занятия. ………………………………………..
Театральные игры. ………………………………………..
Заключение.
Решая все эти задачи, общеразвивающие игры, включенные в театральный тренинг, не только готовят ребенка к художественной деятельности, но и способствуют более быстрой и легкой адаптации детей в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы в начальных классах — в первую очередь за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социально-психологического компонентов психологической готовности к школьному обучению.
Проводя коллективные развивающие игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках.
Почти во всех играх детей желательно делить на несколько команд или на исполнителей и зрителей, чтобы дать детям возможность оценить действия других и сравнить их со своими собственными. Причем роль ведущего во многих играх может выполняться ребенком.
Предлагаемые игры и упражнения.
ЭСТАФЕТА
ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ
УПРАЖНЕНИЕ С ПРЕДМЕТАМИ
РУКИ – НОГИ
УПРАЖНЕНИЕ СО СТУЛЬЯМИ
ЕСТЬ ИЛИ НЕТ
ПЕРЕДАЙ ПОЗУЗАПОМНИ ФОТОГРАФИЮ
КТО ВО ЧТО ОДЕТ?
ВНИМАТЕЛЬНЫЕ МАТРЕШКИ
ДРУЖНЫЕ ЗВЕРИ
ТЕЛЕПАТЫ
СЛЕД В СЛЕД
ЛЕТАЕТ – НЕ ЛЕТАЕТ, РАСТЕТ – НЕ РАСТЕТ
ВОРОБЬИ – ВОРОНЫ
ВЕСЕЛЫЕ ОБЕЗЬЯНКИ
ТЕНЬ
ПОВАРЯТА
ВЫШИВАНИЕ
ВНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗВЕРИ (ухо, нос, хвост)
ЖИВОЙ ТЕЛЕФОН
ЯПОНСКАЯ МАШИНКА
ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Знакомство со спецификой и видами театрального искусства, общеразвивающие и ритмопластические игры и упражнения, занятия по культуре и технике речи полезны всем детям, поскольку развивают качества и формируют навыки, необходимые любому культурному и творчески мыслящему человеку, способствуют развитию интеллекта, активизируют познавательный интерес, расширяют знания ребенка об окружающем мире, готовят его к тонкому восприятию различных видов искусства. Вовсе не обязательно готовить с детьми спектакли и углубляться в своеобразие поведения актеров на сцене, говорить о создании сценического образа и т.п. Но для того, чтобы перейти от театральных игр к работе над этюдами и спектаклями, необходимы специальные театральные игры, развивающие главным образом воображение и фантазию.
Не являясь курсом актерского мастерства, они готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел — главная отличительная черта сценического творчества. К.С. Станиславский призывал актеров учиться вере и правде игры у детей, поскольку дети очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение предметам, месту действия и партнерам по игре. Поставленные в ряд стулья могут превратиться в салон автобуса или самолета, мамино платье — в бальный наряд принцессы, а комната становится то сказочным лесом, то королевским замком.
Но почему-то, выходя на сцену перед зрителями, дети как бы утрачивают свои способности, превращаясь в деревянных кукол с заученными жестами, невыразительной речью, неоправданным кривляньем. В этой связи интерес представляет статья известного педагога и режиссера А.А. Брянцева «Во имя детской души», где он писал: «Если хорошие профессиональные актеры должны играть так же просто, как дети, то детям отнюдь не следует наигрывать так, как это делают плохие актеры. Если при этом учесть абсолютную неграмотность рядового педагога в методике актерского мастерства, то можно себе представить, к чему могут привести такие любительские попытки детских спектаклей. Между тем правильные занятия драматизацией изучаемого материала должны и могут дать благие результаты».
Таким образом, перед нами стоит сложная задача — сохранить детскую наивность, непосредственность, веру, которые проявляются в игре при выступлении на сцене перед зрителями. Для этого необходимо, прежде всего, опираться на личный практический опыт ребенка и предоставлять ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок. Прежде всего это игры, упражнения и этюды, направленные на подлинность и целесообразность действия в предлагаемых обстоятельствах, т.е. в придуманной ситуации. Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Ребенок не задумывается над тем, как он это делает, например, когда поднимает упавший карандаш или кладет на место игрушку. Сделать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто. «Вы по опыту знаете, — говорил К.С. Станиславский, — что такое для актера голый, гладкий, пустынный пол сцены, как трудно на нем сосредоточиться, найти себя даже в маленьком упражнении или простом этюде».
Для того чтобы действовать естественно и целенаправленно необходимо найти, придумать ответы на вопросы: почему, для чего, зачем я это делаю? Развивают эту способность упражнения и этюды на сценическое оправдание, т.е. умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами).
УГАДАЙ: ЧТО Я ДЕЛАЮ?
ОДНО И ТО ЖЕ ПО-РАЗНОМУ
КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА
ПРЕВРАЩЕНИЕ КОМНАТЫ
ПРЕВРАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ
ИГРЫ НА ДЕЙСТВИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ
ПРЕДМЕТАМИ ИЛИ НА ПАМЯТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ
Эти игры способствуют развитию чувства правды и веры в вымысел. Ребенок силой воображения представляет, как это происходит в жизни, проделывает необходимые физические действия. Предлагая такие задания, надо иметь в виду, что дети должны вспомнить и представить, как они действовали с данными предметами в жизни, какие ощущения они испытывали. Так, играя с воображаемым мячом, надо представлять себе, какой он: большой или маленький, легкий или тяжелый, чистый или грязный. Разные ощущения мы переживаем, когда поднимаем хрустальную вазу или ведро с водой, срываем цветы ромашки или шиповника. Когда это возможно, детям предлагается сначала действовать с реальным предметом, а потом повторить то же самое действие с воображаемым. Например, предложить детям искать на ковре или полу потерянную бусинку, которая действительно там находится. А затем предложить поискать воображаемую бусинку.
Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами помогают известные народные и специально подобранные игры.
ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ, НЕ СКАЖЕМ, НО ЗАТО МЫ ВАМ ПОКАЖЕМ!
КОРОЛЬ (вариант народной игры)
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
Детям можно предложить следующие задания на действия с воображаемыми предметами: мыть руки, рисовать, намяты клубок, стирать платок, лепить пирожки, забивать гвоздь, нести ведро с водой или песком, подметать пол, есть яблоко, вышивать, поливать цветы, играть на музыкальном инструменте, укачивать куклу и т.п. А также выполнять парные и коллективные упражнения: играть в мяч, тянуть канат, нести ведро, играть в снежки, бадминтон, передавать вазу с фруктами или поднос с посудой, искать иголку, бусинку или деталь маленькой машинки.
Нафантазировав к определенным действиям предлагаемые обстоятельства, дети переходят к разыгрыванию этюдов. Слово «этюд» имеет французское происхождение и переводится «учение». Понятие «этюд» используется в живописи, музыки, шахматах и выполняет роль предварительной, тренировочной работы. В театральном искусстве этюд — это маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуации. Они могут быть предложены педагогом или сочинены детьми. Причем предлагаемые обстоятельства могут дополняться педагогом и включаться детьми в этюд по ходу исполнения.
Темы для этюдов должны быть близки и понятны детям («Ссора», «Обида», «Встреча»). Умение общаться с людьми различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение («Знакомство», «Просьба», «Благодарность», «Угощение», «Разговор по телефону», «Утешение», «Поздравления и пожелания», «Покупка театрального билета» и т.п.).
Сочиняя этюд, дети должны дать ответ
на многие вопросы: где я нахожусь, откуда пришел, когда, почему, кто,
зачем?
Можно предложить придумать этюды на основные эмоции: «Радость», «Гнев», «Грусть», «Удивление», «Отвращение», «Страх». Такие этюды развивают умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста. Те же способности, а также логику поведения развивают этюды на пять органов чувств (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание). Работа каждого из органов чувств заставляет действовать по-разному. Различно поведение человека смотрящего и слушающего, пробующего на вкус и чувствующего запах. Кроме того, по-разному будет вести себя человек, пробующий на вкус конфету или горькое лекарство, чувствующий запах краски или пекущегося пирога. Дети самостоятельно или с помощью педагога (надо только дать импульс детской фантазии) придумывают место и обстоятельства действия, ситуацию, а потом разыгрывают свои этюды. Следующий этап — это сочинение этюдов по сказкам. Дети должны выбрать эпизод из сказки и сочинить по нему этюд. Например: «Колобок и лиса», «Красная шапочка у бабушки», «Дюймовочка — невеста Жука», «Возвращение медведей» (сказка «Три медведя»).
Накопив определенный опыт в работе над сюжетными этюдами, можно переходить к импровизационным играм — драматизациям по хорошо знакомым сказкам. Дети делятся на 2— 3 творческие группы и получают задание сыграть сначала одну и ту же, а в дальнейшем — разные сказки. Участники мини-спектакля должны самостоятельно распределить роли, уточнить развитие сюжета и нафантазировать предлагаемые обстоятельства. Надо поощрять попытки детей уходить от традиционных стереотипов, будить творческое воображение и фантазию, помогая вопросами, например: какой герой? (Ленивый или трудолюбивый, добрый или злой, голодный или сытый, глупый или умный.)
Работа над этюдами и играми — импровизациями развивает многие качества, необходимые для участия в спектаклях, в том числе умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагировать на поведение партнеров.
РИТМОПЛАСТИКА
Совсем маленькие дети, не умеющие говорить, с необыкновенной легкостью заменяют слова мимикой и жестами. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью разнообразных ритмопластических упражнений и игр. Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач:
1) развитие двигательных
2) развитие пластической
3) развитие воображения (способность к пластической импровизации).
Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. У дошкольников отсутствие этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или как излишняя разболтанность развязность. Поэтому наряду с упражнениями и играми направленными на развитие двигательных навыков, необходимы специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела, лежа на полу. Только добившись определенных результатов в этом направлении, можно переходить к созданию пластических образов.
Ритмопластические упражнения и игры не дублируют раздел, посвященный музыкально-ритмическому воспитанию в системе музыкальных занятий с дошкольниками. Они развивают прежде всего гибкость и умение владеть своим телом и представляют собой задания, несущие «художественно-смысловой образ», затрагивающий эмоциональный мир ребенка.
Режиссер Ф.Ф. Комиссаржевский отмечал, что «не только органы речи, звуки и мышцы лица актера, но и все его тело должно быть технически приспособленным для выражения переживаний; тем более — тело, потому что его положения и движения выражают после музыки наиболее обобщенно и более сжато и четко, чем слово, внутреннее состояние человека; кроме того, тело отражает внутренние эмоции прежде, чем они находят выражение в слове или звуке».
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
МУРАВЬИ
КАКТУС И ИВА
ПАЛЬМА
МОКРЫЕ КОТЯТА
ШТАНГА
САМОЛЕТЫ И БАБОЧКИ
БУРАТИНО И ПЬЕРО
НАСОС И НАДУВНАЯ КУКЛА
СНЕГОВИК
БАБА ЯГА
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА
КОНКУРС ЛЕНТЯЕВ
ГИПНОТЕЗЕР
НЕ ОШИБИСЬ
РИТМИЧЕСКИЙ ЭТЮД
ПОЙМАЙ ХЛОПОК
ГОЛОВА ИЛИ ХВОСТ
СЧИТАЛОЧКА
КАК ЖИВЕШЬ?
БАБУШКА МАЛАНЬЯ
ШЕЯ ЕСТЬ, ШЕИ НЕТ
ЗАКРЫТЬ КНИЖКУ, РАСКРЫТЬ
ЗАВОДНАЯ КУКЛА
МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ
Цель. Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.
ПЕРВАЯ ПОТЕРЯ
ПОДАРОК
ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ
УТРО
БАБОЧКИ
В СТРАНЕ ЦВЕТОВ
СНЕЖИНКИ
ЗАКОЛДОВАННЫЙ ЛЕС
ПЕТЯ И ВОЛК
В ЦАРСТВЕ ЗОЛОТОЙ РЫБКИ
В ГОСТЯХ У РУСАЛОЧКИ
В ЗАМКЕ СПЯЩЕЙ КРАСАВИЦЫ
СНЕГУРОЧКА
В СТРАНЕ ГНОМОВ
ГОРОД РОБОТОВ
ФАКИР И ЗМЕИ
УМИРАЮЩИЙ ЛЕБЕДЬ
ТАНЦУЮЩИЙ ОГОНЬ
ВРЕМЕНА ГОДА
ЖЕСТЫ КАК ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от воспитания, социальных и национальных особенностей. Добиваясь того, чтобы дети на сцене не были похожи на роботов или деревянных кукол, приходится много работать над выразительностью движений, жестов, поз, мимики. При этом надо стремиться, чтобы в любом движении ребенка участвовало все тело. Жест не должен быть самоцелью: он лишь досказывает то, что невозможно в данной ситуации объяснить словами. Жест может быть оправдан на сцене лишь в том случае, когда он вызывается внутренней потребностью, выражает определенные чувства по отношению к окружающим.
Информация о работе Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность