Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 13:53, аттестационная работа
Сказочный мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр – благодатная почва для творчества, всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам, по свету, художники и декораторы, режиссеры – вот они чародеи сказочной страны, именуемой театр.
Сказки прочно вошли в детский театр. Перед взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами, быт. Образы русских народных сказок (Дед Мороз, Иванушка – дурачок, злая мачеха, глупый и жадный Волк и многие другие) входят в жизнь ребенка, раскрывая перед ним в доступной форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства.
Введение.
Сказочный мир театра. …………………………………………………
Актуальность темы. Роль театра в формировании гармоничной, творческой личности ребенка. ………………………………………….
Глава 1. Теория.
Театрализованная игра, как вид творческой игры. …………………….
Театр помощник в воспитании детей. ………………………………….
Программа «Арт – фантазия». …………………………………………..
Содержание программы. ………………………………………………...
Общие методические принципы работы по программе «Арт – фантазия». …………………………………………………….
Кукольный театр в нашем детском саду. ……………………………….
Общеразвивающие игры. …………………………………………
Специальные театральные игры. ………………………………………
Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий. ………………………………………
Ритмопластика. ……………………………………….
Жесты – как важное средство выразительности. ……………………...
Культура и техника речи. ………………………………………..
Основы театральной культуры. ……………………………………….
Работа над спектаклем. ………………………………………
Глава 2. Практическое обобщение опыта.
Старшая группа. ………………………………………
Общие программные задачи по всем видам театрализованной деятельности. ………………………………………
Предполагаемые умения и навыки. …………………………………….
Подготовительная группа.
Общие программные задачи по всем видам театрализованной деятельности. ……………………………………….
Предполагаемые умения и навыки. ……………………………………
Результаты исследования детей. ……………………………………….
Рабочая программа. ……………………………………….
Занятия. ………………………………………..
Театральные игры. ………………………………………..
Заключение.
По результатам исследования на конец года детьми усвоено 88,3 % программы.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №19 общеразвивающего вида» г. Печора
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РАЗДЕЛУ «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
ПОДГ. ГР.
2006 ГОД.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.
В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводят воспитатели совместно с музыкальным руководителем (развитие речи + театр).
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5—7 лет (старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.
Цель программы — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
3. Обучить детей приемам манипуля
4. Совершенствовать
5. Ознакомить детей всех
6. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Сыктывкара.
7. Развить у детей интерес
к театрально-игровой
Реализация музыкально – театральной деятельности проводится через тематические занятия (1 раз в месяц) и как часть занятия (15% от содержания каждого отдельного занятия), через работу кружка «В гостях у сказки» по данной программе. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в первую или вторую половину дня. Продолжительность занятия: 25 мин — старшая группа, 30 мин — подготовительная группа. Общее количество учебных занятий в год —31.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность»
3. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Ознакомление с
5. «Ознакомление с окружающим»,
где дети знакомятся с
6. «Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы включает восемь основных блоков, представленных в таблице
Блок 1 — основы кукловождения.
Блок 2 — основы кукольного театра.
Блок 3 — основы актерского мастерства.
Блок 4 — основные принципы драматизации.
Блок 5 — самостоятельная театральная деятельность.
Блок 6 — ритмопластика.
Блок 7 — театральная азбука.
Блок 8 — проведение праздников, досугов и развлечений.
Следует отметить, что блоки 1, 5, 8 реализуются на одном - двух занятиях в месяц; блок 2 реализуется на двух занятиях в месяц; блоки 3, 4, 6 — на каждом занятии; блок 7 — на тематических занятиях 2 раза в год (по три занятия в октябре и в марте); блок 1 реализуется 1 раз в квартал.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ
СТАРШАЯ ГРУППА
Должен уметь:
— разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;
— чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
— выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией
Должен знать:
— некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
— некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: верховых кукол, пальчиковом, бибабо.
Должен иметь представление:
— о театре, театральной культуре;
— об истории театра;
— об устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб);
— о театральных профессиях (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Должен уметь:
- самостоятельно организовывать театрализованные игры (выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки, готовить необходимые атрибуты, распределять между собой обязанности и роли);
— разыгрывать представления, инсценировки, использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, голос, движение);
— широко использовать в театрализованной деятельности различные виды театров.
— разыгрывать сценки по стихотворениям коми поэтов (П. Образцова, С. Попова, Д. Сережина), коми писателей (Е. Козловой), используя выразительные средства (мимику, жесты, интонацию) и музыкальные фонограммы коми композиторов;
Должен знать:
— некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный,
детский, театр зверей и др.);
— некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: кукол-вертушек, тростевых кукол, напольном конусном.
Должен иметь представление:
— о театре, театральной культуре;
— театральных профессиях (капельдинер, постановщик танцев и др.)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2003.
2. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
3. Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002.
4. Медведева И.Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры. М., 2002.
5. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2000.
6. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
7. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000.
8. Кошманская И.П., Театр в детском саду (Серия «Мир вашего ребёнка»). – Ростов н /Д: изд-во «Феникс», 2004.
9. А.И. Буренина. От игры до спектакля: Учебно-методическое пособие. СПб., 1995.
10. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12), 2000.
11. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.
ПЛАН - ПРОГРАММА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
(СЕНТЯБРЬ – МАЙ)
БЛОКИ |
ОСНОВНОЙ КОМПАНЕНТ |
КОМПАНЕНТ ДОУ |
НАЦИОНАЛЬНО – РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПАНЕНТ |
1 |
2 |
3 |
4 |
1.Основы кукловождения |
Сентябрь — ноябрь. Задачи: познакомить детей с приемами вождения кукол-вертушек. Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Девочка и мальчик», «Пляска кота и мыши»
Декабрь — январь. Задачи: познакомить детей с различными приемами вождения тростевых кукол. Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Веселая зарядка», «Попугай умывается», «Неожиданная встреча»
Февраль. Задачи: познакомить детей с напольным видом театра — конусным, приемами вождения этих кукол. Игра «Театр двух актеров». Этюды: «Прогулка в лес», «Встреча друзей», «Веселый перепляс»
Март — май. Задачи: закреплять навыки кукловождения различных видов кукольных театров. Этюды: по одному этюду для каждого вида кукольного театра по программам разных возрастных групп |
Музыкальные фонограммы: народные песни коми
Музыкальные фонограммы для этюдов: «Как мы в садике живем» - муз. С. Головина; «Новый год» - муз. С. Головина; «Пришла зима» - муз. Ф. Вокуева | |
2.Основы кукольного театра |
Шире использовать в театральной деятельности детей разные виды театров |
Сентябрь — ноябрь. Задачи: формировать интерес к театру кукол-вертушек, желание участвовать в кукольном спектакле. Инсценировка: «Дом, который построил Джек» — по английской песенке в переводе С.Я. Маршака
Декабрь — февраль. Задачи: прививать детям устойчивый интерес к новым видам театров: тростевых и напольных кукол, развивать творческую самостоятельность в передаче образа. Сказки: «Мороз Иванович», В. Одоевский
Март — май. Задачи: формировать устойчивый интерес к кукольному театру, желание управлять куклами различных систем. Инсценировка: «Карнавал кукол» |
Музыкальные фонограммы коми композиторов к сказке: «Снегирь» — муз. Г. Латкина; «Песня Деда Мороза» — муз. С. Головина; «Падает снег» — муз. М. Качалова; «Новый год»— муз. С. Головина; «Пришла зима» — муз. Ф. Вокуева; «Снег» — муз. В. Гущина |
3.Основы актерского мастерства |
Воспитывать готовность к творчеству. Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность. Уметь согласовывать свои действия с партнёрами, менять своё отношение к предметам, месту действия и партнёру по игре. Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами. |
Сентябрь — ноябрь. Задачи: способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия и выражения различных эмоций (радость, горе, удивление, испуг); обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера. Этюды М. Чехова: «Потерялся», «Котята», «Маленький скульптор», «Часовой», «Робкий ребенок», «Повар-лгун». Игры с карточками-
Декабрь — февраль. Задачи: обучать детей интуитивно распознавать атмосферу человека, события, места, времени года, дня и уметь вживаться в эту атмосферу, развивать память и фантазию. Этюды на внимание, веру, наивность, фантазию, атмосферу
Март. Задачи: развивать умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей. Сочинительство этюдов: Знакомство Просьба Благодарность Угощение Поздравление и пожелание Игры с карточками-пиктограммами
Апрель — май. Задачи: развивать у детей выразительность жеста, умение воспроизводить отдельные черты характера. Этюды: «Я не знаю», «Дружная семья», «Насос и мяч», «Карабас-Барабас», «Три характера», «Вредное колечко». Игры с карточками-пиктограммами |
|
4.Основные принципы драматизации |
Воспитывать инициативность и выдержку. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях. Развивать воображение и веру в сценический вымысел. Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными обстоятельствами на эмоции и вежливое поведение. Импровизировать игры- драматизации на тему знакомых сказок как драму, балет, оперу. Учить действовать на сценической площадке естественно |
Сентябрь — ноябрь. Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, побуждать к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей спектакля. Сказки: «Сказка про храброго зайца», Д. Мамин-Сибиряк. Инсценировки: по стихотворениям Ю. Копотова — «Волнушки»; В.И. Мирясова — «Осенний листок»; Ю. Тувима — «Спор овощей»
Декабрь — февраль. Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей. Сказка «Двенадцать месяцев»
Март — май. Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей. Инсценировки: «Воробушки» (по стихотворению В. Берестова); «Лось» (по стихотворению Н. Кордо); «Шалунишки-котятки потеряли перчатки» (по английской народной песенке в переводе И. Родина); «Три мамы» |
Коми загадки: о топоре, олене, зайце, лесе, грибах, дожде, об овощах: капусте, луке, огурцах. Коми народная игра: «Капуста». Сказки: «Ленивый Фома» — коми сказка Д. Сережина. Коми пословицы: о труде и лени
Коми народные игры: «Воробей», «Маленький воробышек». Музыкальная фонограмма к сценкам: «Воробушки», «Лось», «Веселая весна» (Г. Попов). Сказки: «Медвежьи няньки» (коми народная сказка). Сценка: «Муравьи» (по стихотворению Е. Козловой). Коми загадки: о муравьях и муравейнике |
5.Самостоятельная театральная |
Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр: умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю, распределять между собой обязанности и роли. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа |
Сентябрь — ноябрь. Задачи: побуждать детей самостоятельно сочинять и разыгрывать небольшие сказки, используя кукольный театр.
Декабрь — февраль. Задачи: побуждать детей придумывать небольшие сказки и разыгрывать их с помощью тростевых и напольных кукол
Март — май. Задачи: побуждать детей использовать в творческих играх различные знакомые им виды кукольных театров |
|
6.Ритмопластика |
Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Создавать образы предметов и живых существ через пластические возможности своего тела. |
Сентябрь - ноябрь Задачи: развивать умение владеть своим телом, попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц; развивать умение равномерно размещаться по площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах. Игры: Муравьи Буратино и Пьеро Баба – Яга Насос и кукла Снеговик Снежная Королева Гипнотизёр Марионетки
Декабрь – февраль Задачи: совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность; развивать умение создавать образы с помощью жеста и мимики. Игры: Не ошибись Поймай хлопок Ритмический этюд Голова или хвост Осьминог Пантеры Зёрнышко Заводная кукла Тюльпан Жесты: Приглашающий (прошу) Вопрошающий (что это?) Отстраняющий (уберите это) Негодующий (да что же это!)
Март – май Задачи: развивать воображение и способность к пластической импровизации; совершенствовать умение создавать образы с помощью жеста и мимики. Пластические этюды: В замке Спящей красавицы Факир и змея Умирающий лебедь Жесты: Агрессивный (вот я тебе!) Повелевающий (именно так!) Благодарный |
|
7.Театральная азбука |
Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы), отметить его синтетический характер, коллективность творчества. Познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад. Познакомить детей с атрибутами театрального представления. |
Сентябрь - ноябрь Беседа – диалог с детьми о материалах и инструментах, которыми пользуются живописец, скульптор, композитор. Выяснение, что театр использует разные виды искусства, объединяет много людей, что зритель становится соучастником процесса создания спектакля.
Декабрь - февраль Задачи: активизировать познавательный интерес. Выяснить, кто и как создаёт спектакль, различия между понятиями «артист» и «актёр». Пополнить театральный словарь: осветитель, звукорежиссёр, гримёр, костюмер, реквизит, репетиция, премьера . Март – май Рассматривание фотографий с изображениями различных театров. Игры-занятия: Путешествие с театральным билетом. О чём рассказала театральная программка. Театральный словарь: Театральный билет, театральная программка, репертуар, афиша, антракт, ложа |
|
8. Проведение праздников, досугов и развлечений. |
Организовывать для детей представления кукольного театра, слушание сказок. Приучать всех детей активно участвовать в праздниках, развлечениях. |
Сентябрь — ноябрь. Задачи: вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене. 1. «1 сентября — День
Знаний» — театрализованное 2. «Под грибком»— кукольный спектакль в исполнении педагогов. 3. «Длинная коса – девичья краса» — театрализованное представление (педагоги). 4. «Баба Яга в гостях у ребят» — театрализованное представление. 5. «Капризка» — кукольный спектакль в исполнении детей старших групп
Декабрь — февраль. Задачи: вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене. 1. «В зимнем лесу» - спектакль-утренник (совместная работа детей и взрослых) 2. «12 месяцев» - драматизация сказки 3. «Зимовье зверей» - кукольный спектакль в исполнении детей. 4. «Праздник Рождества» - театрализованное представление (педагоги) Март — май. Задачи: воспитывать доброе отношение к сверстникам, побуждать каждого ребенка активно участвовать в развлечениях. 1. «Марья – искусница» - театрализованное представление ко дню 8 марта. 2. «День театра» — 3. «День смеха — театрализованное представление к 1 апреля. 4. «Как на Пасху куличи» — ярмарка. 5. «Как на Пасху куличи» — кукольный спектакль в исполнении педагогов. |
Инсценировка: «Лиса и заяц» — коми народная сказка в исполнении детей |
Мастер – класс.
Театрализованное занятие
«1, 2, 3, 4, 5 – в сказку мы пришли опять».
Цели:
Красова Светлана Петровна.
Ход занятия.
Дети под музыку входят в зал.
Здравствуйте, ребята!
Рада вас, друзья, встречать,
В своем зале развлекать,
Наши встречи хороши,
Веселимся от души!
Сегодня к нам на занятие пришло много гостей. Давайте их поприветствуем и подарим свое хорошее настроение!
«Расскажи стих руками» Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую!
Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в страну Вообразилию.
В моей Вообразилии, в моей Вообразилии
Там царствует фантазия во всем своем всесилии.
Там все мечты сбываются, а наши огорчения
Сейчас же превращаются в смешные приключения.
Как вы думаете, почему эта страна так называется? (ответы детей).
Правильно, а еще в этой стране очень много интересных и забавных игр.
Чтобы попасть в эту страну нужно взять с собой фантазию, воображение и произнести волшебные слова:
1, 2, 3, - повернись,
В Вообразилии окажись!
Дети повторяют волшебные слова, звучит музыка, открывается занавес.
Вот мы с вами и оказались в этой чудесной стране. Посмотрите, как тут красиво, как много воздушных шаров.
А вот это – Чудо–дерево, на нем растут волшебные плоды. На самой верхушке – плод с сюрпризом. Чтобы до него добраться, мы должны собрать все плоды, которые растут внизу. Все плоды с секретом – в них находятся очень интересные задания. С помощью моей волшебной палочки мы будем раскрывать эти плоды.
Информация о работе Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность