Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 13:53, аттестационная работа

Описание работы

Сказочный мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр – благодатная почва для творчества, всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам, по свету, художники и декораторы, режиссеры – вот они чародеи сказочной страны, именуемой театр.
Сказки прочно вошли в детский театр. Перед взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами, быт. Образы русских народных сказок (Дед Мороз, Иванушка – дурачок, злая мачеха, глупый и жадный Волк и многие другие) входят в жизнь ребенка, раскрывая перед ним в доступной форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства.

Содержание работы

Введение.
Сказочный мир театра. …………………………………………………
Актуальность темы. Роль театра в формировании гармоничной, творческой личности ребенка. ………………………………………….
Глава 1. Теория.
Театрализованная игра, как вид творческой игры. …………………….
Театр помощник в воспитании детей. ………………………………….
Программа «Арт – фантазия». …………………………………………..
Содержание программы. ………………………………………………...
Общие методические принципы работы по программе «Арт – фантазия». …………………………………………………….
Кукольный театр в нашем детском саду. ……………………………….
Общеразвивающие игры. …………………………………………
Специальные театральные игры. ………………………………………
Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий. ………………………………………
Ритмопластика. ……………………………………….
Жесты – как важное средство выразительности. ……………………...
Культура и техника речи. ………………………………………..
Основы театральной культуры. ……………………………………….
Работа над спектаклем. ………………………………………
Глава 2. Практическое обобщение опыта.
Старшая группа. ………………………………………
Общие программные задачи по всем видам театрализованной деятельности. ………………………………………
Предполагаемые умения и навыки. …………………………………….
Подготовительная группа.
Общие программные задачи по всем видам театрализованной деятельности. ……………………………………….
Предполагаемые умения и навыки. ……………………………………
Результаты исследования детей. ……………………………………….
Рабочая программа. ……………………………………….
Занятия. ………………………………………..
Театральные игры. ………………………………………..
Заключение.

Файлы: 1 файл

attestacionnaya_rabota.doc

— 627.50 Кб (Скачать файл)

Нельзя приказать ребенку: «Испугайся» — или показать свой вариант действия. Это приводит к запрограммированности поведения. Можно подсказать, помочь ребенку вспомнить какой-то жизненный эпизод, когда ребенку действительно было страшно. Только в этом случае поведение детей на сцене будет естественным, подлинным. Очень важно добиваться взаимодействия с партнерами, умения слышать и слушать друг друга и соответственно менять свое поведение.

Не следует предлагать заранее придуманные педагогом мизансцены и устанавливать линию поведения каждого персонажа, они должны возникать по инициативе детей, опираться на их творческое воображение и корректироваться взрослым.

Добиваясь выразительности и четкости речи, надо выявлять речевые характеристики героев. Кто-то говорит плавно, растягивая слова, другой — очень быстро, эмоционально, третий — медленно, уверенно, четвертый — сварливо, пятый — сердито и т.д.

Седьмой этап — репетиция отдельных картин. Надо следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение необходимо отмечать и поощрять, это с успехом делают зрители, т.е. те дети, которые в данный момент не заняты в репетиции.

Восьмой этап — самый непродолжительный по времени. В этот период проходят репетиции всей пьесы целиком. Если до этого дети действовали в условных декорациях, с условными предметами (большие кубы, стулья, палки, платочки, флажки), то теперь используются подготовленные для спектакля декорации, бутафория и реквизит, а также элементы костюмов, которые помогают в создании образа.

Репетиция идет с музыкальным сопровождением, происходит уточнение темпоритма спектакля. Затянутость отдельных сцен или, наоборот, излишняя торопливость, скомканность делают спектакль неинтересным для зрителей. На этом этапе закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций. В зависимости от возможностей и подготовленности коллектива количество общих репетиций всего спектакля может быть от одной до трех.

Девятый этап — премьера спектакля — является одновременно генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети ни разу не действовали в костюмах. Первыми зрителями становятся педагоги, которые, в отличие от родителей, очень строгие и объективные.

Премьера — это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. Обсуждение не имеет смысла проводить сразу же после выступления. Ребята слишком возбуждены и вряд ли смогут оценить свои успехи и неудачи. Но уже на следующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре. Отвечая на вопросы, что было хорошо, а что — нет, дети учатся оценивать искренность и правдивость поведения на сцене, отмечать выразительность и находчивость отдельных исполнителей. Мы, направляя беседу в нужное русло своими вопросами, стараемся указать на основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.

Последний, заключительный, этап — это повторные показы спектакля. Одноразовый показ интересен скорее зрителям, чем юным исполнителям. Для детей же наиболее важным и полезным является период подготовки спектакля, а затем возможность играть его как можно дольше и чаще. Неверно утверждение, что детям надоедает играть одно и то же. Это возможно лишь в том случае, если все в спектакле запрограммировано, и юные исполнители слепо выполняют волю режиссера.

Кроме того, спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Каждый вкладывает в нее свой маленький опыт, свои эмоции и ощущения. И здесь главная наша задача  — раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям.

Работу над постановкой и каждый спектакль мы фиксируем (стенды с фотографиями, выставки детских рисунков, видеозапись). Очень интересно сравнивать видеозаписи нескольких спектаклей.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА.

 

Общие программные задачи

по всем видам театрализованной деятельности

 

Старшая группа (5-6 лет)

 

    • Активизировать познавательный интерес.
    • Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
    • Снимать зажатость и скованность.
    • Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.
    • Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
    • Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях.
    • Развивать интерес к сценическому искусству.
    • Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).
    • Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.
    • Сочинять этюды по сказкам.
    • Импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
    • Развивать чувство ритма и координацию движений.
    • Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
    • Развивать двигательные способности детей, ловкость и подвижность.
    • Упражнять в попеременном напряжении и расслаблении основных групп мышц.
    • Развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом.
    • Развивать умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.
    • Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.
    • Развивать умение передавать в свободных пластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений.
    • Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
    • Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.
    • Пополнять словарный запас.
    • Составлять предложения с заданными словами.
    • Учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнёра.
    • Учить подбирать определения к заданным словам.
    • Научить пользоваться интонациями, выражающие основные чувства.
    • Знакомить детей с театральной терминологией.
    • Знакомить детей с видами театрального искусства.
    • Воспитывать культуру поведения в театре.

Предполагаемые умения и навыки

 

Старшая группа (5-6 лет)

 

      • Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.
      • Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.
      • Запоминать заданные позы.
      • Запоминать и описывать внешний вид любого ребёнка.
      • Знать 5-8 артикуляционных упражнений.
      • Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы.
      • Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шёпотом и беззвучно.
      • Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
      • Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и чётко произнося слова с нужными интонациями.
      • Уметь составлять предложения с заданными словами.
      • Уметь строить простейший диалог.
      • Уметь сочинять этюды по сказкам.

 

 

Общие программные задачи

по всем видам театрализованной деятельности

 

Подготовительная группа (6-7 лет)

 

      • Развивать чуткость к сценическому искусству.
      • Воспитывать в ребёнке готовность к творчеству.
      • Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, быстроту реакции, инициативность и выдержку, умение согласовывать свои действия с партнерами.
      • Активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес.
      • Закреплять умение реагировать на команду или музыкальный сигнал.
      • Прививать навыки вежливого поведения.
      • Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении сверстников.
      • Оценивать действия других детей и сравнивать их со своими собственными.
      • Развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях.
      • Активизировать ассоциативное и образное мышление.
      • Развивать воображение и веру в сценический вымысел.
      • Развивать умение менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре; превращать и превращаться.
      • Учить действовать на сценической площадке естественно.
      • Развивать способность оправдывать свои действия нафантазированными причинами.
      • Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами.
      • Развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах, ситуациях по-разному.
      • Импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
      • Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными или нафантазированными сюжетами.
      • Учить адекватно реагировать на поведение партнёров, в том числе на незапланированные.
      • Развивать умение владеть своим телом.
      • Совершенствовать двигательные способности детей, гибкость и выносливость.
      • Развивать умение напрягать и расслаблять различные группы мышц, вплоть до  полной релаксации.
      • Развивать умение равномерно размещаться по сценической площадке, двигаться. Не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.
      • Развивать ритмические способности и координацию движений.
      • Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела.
      • Развивать способности создавать образы с помощью мимики и жеста.
      • Развивать воображение, музыкальность, выразительность, способность к пластической импровизации в соответствии с характером и настроением музыкальных произведений.
      • Развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики.
      • Развивать правильное речевое дыхание, тренировать три вида выдыхания.
      • Тренировать опору дыхания и свободу звучания с мягкой атакой.
      • Улучшать дикцию, тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков.
      • Расширять диапазон и силу звучания голоса.
      • Учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т. п.).
      • Формировать четкую, грамотную речь.
      • Пополнять словарный запас, образный строй речи.
      • Строить диалог между героями разных сказок.
      • Подбирать рифмы к заданным словам.
      • Развивать способность представлять себя другим существом или предметом и сочинять монолог от его имени.
      • Развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев.
      • Знакомить детей с терминологией театрального искусства.
      • Познакомить с театральными профессиями: гример, костюмер, осветитель, звукорежиссёр.
      • Разъяснить особенности театрального искусства и его отличие от других видов искусств.
      • Воспитывать зрительскую культуру.

 

 

 

 

 

 

Предполагаемые умения и навыки

 

Подготовительная группа (6-7 лет)

 

      • Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
      • Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
      • Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четвёрки.
      • Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
      • Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.
      • Находить оправдание заданной позе.
      • На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия.
      • Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
      • Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
      • Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
      • Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах.
      • Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.
      • Знать и четко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок.
      • Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
      • Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.
      • Уметь составлять предложение из 3-4 заданных слов.
      • Уметь подобрать рифму к заданному слову.
      • Уметь сочинить рассказ от имени героя.
      • Уметь составлять диалог между сказочными героями.
      • Знать наизусть 7-10 стихотворений русских и зарубежных авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПОДГ. ГР.

ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(НАЧАЛО ГОДА)

 

 

Ф. И. ребенка

Культура

 и техника речи

Ритмопластика

Основы кукловождения

Театрально – игровая деят-ть

Театральная азбука

Общая оценка

1. Данилейчук Вита

С

С

С

В

В

С

2. Драйдт Альберт

С

С

С

В

С

С

3. Семенова Наташа

С

С

С

С

С

С

4. Мамонтова Люда

В

В

В

В

В

В

5. Шайтанова Арина

С

С

В

В

В

В

6. Филатов Артем

В

В

В

В

В

В

7. Тычинский Максим

С

С

В

В

С

С

8. Кулик Саша

С

С

С

С

С

С

9. Анисимкова Марина

В

В

В

В

В

В

10. Кузнецов Костя

С

В

С

В

С

С

11. Дьячкова Лера

С

В

В

В

В

В

12. Синкина Настя

В

В

В

В

В

В

13. Осовская Маша

В

В

С

В

В

В

14. Пономарева Наташа

В

В

В

В

В

В

15. Власова Софья

С

В

С

С

В

С

16. Копылов Алеша

В

В

С

В

В

В

17. Занин Коля

С

С

В

С

С

С

18. Кисилева Оля

С

С

С

С

С

С

19. Ансерова Алена

С

С

С

С

С

С

20. Лисаневич Оля

С

С

С

С

С

С

             

Средний уровень

13

10

11

7

9

11

Высокий уровень

7

10

9

13

11

9


 

 

По результатам исследования на начало года детьми усвоено 81% программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПОДГ. ГР.

ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(КОНЕЦ ГОДА)

 

 

Ф. И. ребенка

Культура

 и техника речи

Ритмопластика

Основы кукловождения

Театрально – игровая деят-ть

Театральная азбука

Общая оценка

1. Данилейчук Вита

В

В

В

В

В

В

2. Драйдт Альберт

С

С

В

В

В

В

3. Семенова Наташа

С

С

С

В

В

С

4. Мамонтова Люда

В

В

В

В

В

В

5. Шайтанова Арина

С

С

В

В

В

В

6. Филатов Артем

В

В

В

В

В

В

7. Тычинский Максим

В

В

В

В

В

В

8. Кулик Саша

С

С

В

С

В

С

9. Анисимкова Марина

В

В

В

В

В

В

10. Кузнецов Костя

С

В

С

В

С

С

11. Дьячкова Лера

С

В

В

В

В

В

12. Синкина Настя

В

В

В

В

В

В

13. Осовская Маша

В

В

В

В

В

В

14. Пономарева Наташа

В

В

В

В

В

В

15. Власова Софья

С

В

В

С

В

В

16. Копылов Алеша

В

В

С

В

В

В

17. Занин Коля

С

С

В

С

С

С

18. Кисилева Оля

С

С

С

С

С

С

19. Ансерова Алена

С

С

С

С

С

С

20. Лисаневич Оля

С

С

С

С

С

С

             

Средний уровень

11

8

6

6

5

7

Высокий уровень

9

12

14

14

15

13

Информация о работе Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность