Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 13:53, аттестационная работа

Описание работы

Сказочный мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр – благодатная почва для творчества, всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам, по свету, художники и декораторы, режиссеры – вот они чародеи сказочной страны, именуемой театр.
Сказки прочно вошли в детский театр. Перед взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами, быт. Образы русских народных сказок (Дед Мороз, Иванушка – дурачок, злая мачеха, глупый и жадный Волк и многие другие) входят в жизнь ребенка, раскрывая перед ним в доступной форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства.

Содержание работы

Введение.
Сказочный мир театра. …………………………………………………
Актуальность темы. Роль театра в формировании гармоничной, творческой личности ребенка. ………………………………………….
Глава 1. Теория.
Театрализованная игра, как вид творческой игры. …………………….
Театр помощник в воспитании детей. ………………………………….
Программа «Арт – фантазия». …………………………………………..
Содержание программы. ………………………………………………...
Общие методические принципы работы по программе «Арт – фантазия». …………………………………………………….
Кукольный театр в нашем детском саду. ……………………………….
Общеразвивающие игры. …………………………………………
Специальные театральные игры. ………………………………………
Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий. ………………………………………
Ритмопластика. ……………………………………….
Жесты – как важное средство выразительности. ……………………...
Культура и техника речи. ………………………………………..
Основы театральной культуры. ……………………………………….
Работа над спектаклем. ………………………………………
Глава 2. Практическое обобщение опыта.
Старшая группа. ………………………………………
Общие программные задачи по всем видам театрализованной деятельности. ………………………………………
Предполагаемые умения и навыки. …………………………………….
Подготовительная группа.
Общие программные задачи по всем видам театрализованной деятельности. ……………………………………….
Предполагаемые умения и навыки. ……………………………………
Результаты исследования детей. ……………………………………….
Рабочая программа. ……………………………………….
Занятия. ………………………………………..
Театральные игры. ………………………………………..
Заключение.

Файлы: 1 файл

attestacionnaya_rabota.doc

— 627.50 Кб (Скачать файл)

Работа над выразительностью жестов включается в игры, упражнения, этюды. Например: «Считалочка», « Бабушка Маланья», «Как живешь?». В этюдах дети могут проявлять индивидуальность в выборе жестов и мимики. Педагог может рассказывать, вызывая нужные эмоции, подсказывать, но как можно меньше показывать, чтобы не выработать штампы, лишенные внутреннего импульса, эмоциональной окраски.

В данной главе приведены некоторые жесты, которые могут использоваться детьми в различных жизненных ситуациях, а также в сценической деятельности.

 

ИДИ СЮДА. Вытянуть руку вперед с повернутой вверх ладонью, а затем махнуть «к себе».

УХОДИ. Согнуть руку перед грудью, кисть повернута ладонью «от себя», махнуть рукой «от себя».

СОГЛАСИЕ. Кивнуть головой один или два раза (утверждающий).

НЕСОГЛАСИЕ. Покачать головой из стороны в сторону (отрицающий).

ПРОСЬБА. Рука вытянута вперед с повернутой вверх ладонью. Тяжесть тела переносится на переднюю часть стоп. Шея и корпус направлены вперед.

ОТКАЗ. Рука вытянута вперед с вертикально поставленной кистью. Ладонь повернута «от себя», корпус наклонен назад, голова повернута в сторону.

ПЛАЧ. Закрыть лицо руками, наклонить голову вперед вниз, приподнять плечи, плечи вздрагивают.

ЛАСКА. Поглаживать по плечу мягко, нежно, заглядывая в глаза.

КЛИЧ. Ладонь прикладывается «рупором» к приоткрытому рту, корпус подается в сторону посылаемого «звука».

ПРИВЕТСТВИЕ. Правая рука поднята вверх, маховые движения кистью из стороны в сторону.

ПРОЩАНИЕ. Глаза устремлены на уходящего, корпус наклонен вперед; плавные маховые движения кистью поднятой правой руки.

ПРИГЛАШЕНИЕ. Правая рука отводится в сторону, ладонь раскрывается, голова поворачивается за рукой.

БЛАГОДАРНОСТЬ. Сложенные вместе ладони прижаты к груди, локти расставлены в стороны, голова наклонена вперед.

НЕГОДОВАНИЕ. Возмущение: «Да что же это такое!».

НЕ ЗНАЮ. Приподнять плечи, руки слегка разведены, ладони раскрыты.

Жестом можно также передать восхищение и удивление, он может быть отстраняющим и повелевающим. С его помощью можно предложить детям охарактеризовать предмет по размеру и форме.

 

КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ

 

Упражнения и игры из этого раздела должны помочь детям сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию), научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи), а также развить воображение, умение представить то, о чем говорится, расширить словарный запас, сделать их речь ярче и образнее.

Для многих детей характерны общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата, невыразительность и монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывание начала и конца слов. Работая над раскрепощением ребенка, невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата, формирующих четкую дикцию и подвижность голоса.

Заниматься с детьми специальной профессиональной подготовкой не представляется возможным, поскольку в этом возрасте еще окончательно не сформирован дыхательный и голосовой аппарат, но стремиться к тому, чтобы дети понимали, что речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни, необходимо. Речевые упражнения и игры желательно включать в каждое занятие, объединяя с ритмопластическими и театральными играми.

Прежде всего детей необходимо научить делать бесшумный вдох через нос, не поднимая плечи, и плавный, ровный, без напряжения и толчков, выдох (упражнения «Игра со свечой» и «Мыльные пузыри»). В дальнейшем в каждом задании тренируется не только дыхание, но и другие компоненты речи в комплексе. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

Чтобы голос звучал свободно, необходима тренировка мышц всего речевого аппарата. В артикуляционной гимнастике используются известные упражнения для развития мышц губ, челюсти и языка. Свобода звучания голоса непосредственно связана с мягкой атакой, когда смыкание связок совпадает с началом выдоха. Для достижения этого полезны упражнения по типу «стона» — «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики», «Колыбельная», сочетание мягкой атаки с опорой звука тренируется в игре «Дрессированные собачки», «Птичий двор». После решения этих задач больше внимания можно уделить работе над дикцией, диапазоном звучания, силой голоса, темпом речи и т.п. Все эти компоненты речи прекрасно тренируются на скороговорках и стихотворениях, без использования специальных актерских тренингов. Для того чтобы детям было понятно, о чем идет речь, можно предложить такие упражнения, как «Летний день», «В зоопарке», «В лесу». Они тренируют четкое произношение согласных на конце слова и могут сочиняться вместе с детьми. Для тренировки диапазона звучания предлагается игра «Самолет», «Чудо-лесенка». Дети должны понять, что голос похож на музыкальный инструмент и может звучать то низко, то высоко, то постепенно повышаться, то понижаться. Говоря о силе голоса, можно предложить детям игру «Придумай диалог», где героями могут быть Людоед и Кот в сапогах или Слон и Мышка. С разной силой голоса можно читать стихотворения от имени разных сказочных героев.

Для того чтобы добиться результатов в художественном воспитании дошкольников, необходимо опираться на эмоциональный мир ребенка, на его познавательный интерес. В связи с этим велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Но стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи. Образные, интересные детям, они находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно полезно, использовать на занятиях диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме всего, разучивание стихов развивает память и интеллект...

С точки зрения исполнительской деятельности дошкольников очень важно научить их пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Одно и то же слово или фразу можно произнести грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т.п. Работая над интонацией надо поощрять у детей стремление к импровизации предлагаемых ситуаций, а не просто просить их абстрактно произнести фразу, например, жалобно или восхищенно. Предлагая детям игру «Фраза по кругу», надо стремиться, чтобы каждый ребенок мог объяснить, где, кому, при каких обстоятельствах он произносит данную фразу с определенной интонацией.

Говоря с детьми о логическом ударении, надо отметить, что под ним мы подразумеваем выделение отдельных слов во фразе, определяющих ее смысл и выразительность. Например, предложив выученную скороговорку, произносить ее, выдели разные слова: «Гравер Гаврила выгравировал гравюру», «Гравер Гаврила выгравировал гравюру» и т.д. Когда дети поймут что такое логическое ударение, работая над стихотворным текстом или сценарием будущего спектакля, надо обращать внимание на ключевые слова в отдельных фразах и предложениях, выделять их.

В раздел «Культура и техника речи» включены следующие игры и артикуляционная гимнастика.

 

ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ

ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫКА

УПРАЖНЕНИЯ НА ТРИ ВИДА ВЫДЫХАНИЯ

 

 

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА СВОБОДУ ЗВУЧАНИЯ

С МЯГКОЙ АТАКОЙ

 

БОЛЬНОЙ ЗУБ

КАПРИЗУЛЯ

КОЛОКОЛЬЧИКИ

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

 

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОПОРУ ДЫХАНИЯ

ДРЕССИРОВАННЫЕ СОБАЧКИ

ПТИЧИЙ ДВОР

ЭХО

 

ИГРЫ НА РАСШИРЕНИЕ ДИАПАЗОНА ГОЛОСА

ЧУДО – ЛЕСЕНКА

САМОЛЕТ

 

ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ СО СЛОВОМ

ВЕСЕЛЫЕ СТИХИ

ВОЛШЕБНАЯ КОРЗИНКА

ВКУСНЫФЕ СЛОВА

СОЧИНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

СОЧИНИ СКАЗКУ

ВОПРОС – ОТВЕТ

ПРИДУМАЙ ДИАЛОГ

РАССКАЖИ СКАЗКУ ОТ ИМЕНИ ГЕРОЯ

ПОХОЖИЙ ХВОСТИК

ФАНТАЗИИ О…

РУЧНОЙ МЯЧ

 

                                             СКОРОГОВОРКИ

 

Скороговорки помогают формировать правильное произношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Скороговорки — это веселая словесная игра, которую можно предлагать детям в различных вариантах.

Разучивать скороговорки необходимо коллективно, начиная медленно, четко, активно произносить каждый слог, словно отбивая «мячик» от пола. Постепенно можно убыстрять темп. Полезно проговаривать скороговорки преувеличенно четко, на хорошей опоре, громким шепотом, чтобы они могли быть услышаны на расстоянии. Активизирует речевой аппарат произнесение скороговорок беззвучно, энергично шевеля губами (как глухонемые).

Игры со скороговорками могут быть предложены в разных вариантах:

1) «испорченный телефон» — играют  две команды. Капитан каждой получает свою скороговорку. Выигрывает та команда, которая по сигналу ведущего быстрее передаст скороговорку по цепи и последний представитель которой лучше и точнее произнесет ее вслух;

2) «ручной мяч» — ведущий  подбрасывает мяч и называет  имя какого-либо ребенка. Тот должен  быстро подбежать, поймать мяч и произнести скороговорку и т.д.;

3) вариант «ручного мяча» —  дети стоят в кругу, в центре — ведущий с мячом. Он бросает мяч любому ребенку, тот должен его поймать и быстро произнести скороговорку. Если ребенок не сумел поймать мяч или не смог четко произнести скороговорку, он получает штрафное очко или выбывает из игры;

4) «змейка с воротцами» — дети двигаются цепочкой за ведущим и проходят через воротики, образованные двумя последними детьми. Тот ребенок, перед которым воротики захлопнулись, должен произнести любую скороговорку. Если он сделает это хорошо, воротики открываются, и игра продолжается, в противном случае ребенок повторяет скороговорку;

5) «фраза по кругу» — дети, сидя по кругу, произносят одну  и ту же фразу или скороговорку  с различной интонацией; цель  — отработка интонации;

6) «главное слово» — дети  произносят скороговорку по очереди, каждый раз выделяя новое слово, делая его главным по смыслу. Скороговорки можно разучивать в движении, в различных позах, с мячом или со скакалкой.

Разученные скороговорки, особенно диалогические, можно использовать в различных театральных играх, в работе над интонацией, в импровизациях, придумав сюжет и действующих лиц.

Предложенные скороговорки можно использовать на занятиях театральным искусством с детьми 5—6 и 6—7 лет, в зависимости от их речевой подготовки. Количество скороговорок с определенными задачами также регулируется возможностями данной группы.

 

 

 

 

ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Знания об основе театральной культуры дети должны получать в ходе театральных игр — диалога с педагогом в виде вопросов и ответов, но ни в коем случае это не должно быть длинным монологом всезнающего взрослого. Как правило, дошкольники в наше время редко бывают в театрах. Их опыт ограничен 1—2 посещениями в основном кукольного театра. Но дети уже с 3 лет могут быть очень чуткими и благодарными зрителями. Они готовы с неослабевающим интересом смотреть одну и ту же пьесу несколько раз.

В условиях нашего ДОУ ребята имеют возможность в течение года посмотреть как минимум два кукольных спектакля, подготовленных педагогами или старшими детьми, а также два крупных спектакля (45—50 мин) силами детей 5—7 лет — участников театра-студии.

Таким образом, в старшей группе к началу занятий по программе «Арт-фантазия», дети имеют определенный зрительский опыт и уже знакомы с некоторыми театральными терминами: спектакль (кукольный и драматический), сцена, занавес, актеры, зрительный зал, аплодисменты, а также получили первые уроки культуры поведения в театре.

На театральных занятиях и репетициях педагог расширяет и систематизирует знания детей о театре в соответствии с их возрастом.

Данная глава включает рассмотрение 5 основных тем:       

I. Особенности театрального искусства:

♦   синтетический характер;

♦   коллективное творчество;

♦   искусство, творящееся каждый раз заново.

 

II. Виды театрального искусства:

♦   драматический театр;

♦   музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл);

♦   кукольный театр.

 

III. Рождение спектакля:

♦   творцы сценического чуда (служители Мельпомены);

♦   спектакль и актер;

♦   спектакль и зритель.

Информация о работе Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность