Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 20:28, курсовая работа
Актуальность исследования. В условиях модернизации образования в системе начального образования значительное внимание необходимо уделять развитию новых моделей преподавания, инновационных образовательных систем, обеспечению качества образования.
В настоящее время в Украине заметно возросли требования к социально значимым качествам, таким как – готовность к творческой деятельности, самостоятельность, ответственность, социально-коммуникативная мобильность. Однако современная социокультурная ситуация в стране характеризуется и целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни утратой ценностных ориентиров, отчуждением от культуры и искусства детей и подростков.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность понятия „творческие способности” и его структура………….
1.2. Музыкальная деятельность как средство развития творческих способностей……………………………………………………………………
1.3. Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей младших школьников в процессе музыкальной деятельности………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность понятия „творческие способности” и его структура………….
1.2. Музыкальная деятельность как средство
развития творческих способностей………………………………………………
1.3. Психолого-педагогические особенности
развития творческих способностей младших
школьников в процессе музыкальной деятельности………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..
Актуальность исследования. В условиях модернизации образования в системе начального образования значительное внимание необходимо уделять развитию новых моделей преподавания, инновационных образовательных систем, обеспечению качества образования.
В настоящее время в Украине заметно возросли требования к социально значимым качествам, таким как – готовность к творческой деятельности, самостоятельность, ответственность, социально-коммуникативная мобильность. Однако современная социокультурная ситуация в стране характеризуется и целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни утратой ценностных ориентиров, отчуждением от культуры и искусства детей и подростков. Особенно остро стоит вопрос о разумном преобладании духовно-нравственного начала в развитии детей над накоплением ими всевозможной информации. Трудно переоценить в решении этой задачи роль искусства, важность эстетического и, в частности, музыкального воспитания.
Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействует на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его культурном развитии. Музыка – постоянный спутник человека во всей его жизни.
Уровень музыкальной культуры подрастающего поколения в настоящее время во многом зависит от решения проблем эстетического воспитания и образования. Недооценка роли музыкальной культуры в формировании личности породила дисгармонию в формировании духовного мира людей, отрицательно сказалась на развитии эмоциональной сферы.
Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания. Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения.
Исследования музыкального творчества детей представлены отдельными видами: песенное (Н. Ветлугина [ 13], И. Дзержинская, ); танцевальное (Р. Акбарова, С. Акишев, Е. Горшков, Р. Плавник), инструментальное (Г. Лозанов).
Изучение основ музыкального развития детей и их музыкальных способностей отражается в трудах А. Зиминой [21], Т. Безбородовой [8], Ю. Алиева [3], К. Тарасовой [31].
Вопросами развития творческих способностей занимался целый ряд ученых: О. Апраксина [6], В. Васильев [10], Л. Выготский [15], Л.Дмитриева [20], Н. Леонтьев [25], Я.Пономарев [28], Б. Теплов [30].
Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей. Ребенок активен и любознателен по своей природе и стремится преобразовывать мир по собственным законам красоты. Детей данного возраста отличает желание самовыражаться в любом виде творчества.
Эффективным средством формирования и реализации творческих способностей является массовые формы внеклассной музыкальной работы. Теоретические вопросы активизации творческого потенциала, дидактические основы организации занятий освещаются в работах А. С. Белкина, Н. Боголюбова, Р. Кругликова и др. Занятия музыкальной деятельностью должны стать эффективным средством развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, в том случае если будут строиться с учетом возрастных психофизиологических особенностей и индивидуальных природных задатков, служащих основой формирования способностей к определенному виду деятельности. В процессе музыкальной подготовки младших школьников сочетаются различные формы познавательной, репродуктивной и творческой деятельности, осуществляется планомерный переход от изученного к новому, а основой творчества выступают раннее освоенные знания, практические умения и навыки.
Обобщая сказанное, необходимо обозначить, что развитие творческих способностей является важной проблемой в методике преподавания педметов музыкального цикла и могут рассматриваться как необходимый фактор для развития в целом музыканта-профессионала. Актуальность и педагогическая значимость проблемы обусловили выбор темы исследования: „Развитие творческих способностей младших школьников в процессе музыкальной деятельности”.
Целью исследования является практическая разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка способов и методов формирования и развития творческих способностей школьников младшего возраста в процессе музыкальной деятельности.
Объект – развитие творческих способностей школьников младшего возраста в процессе музыкальной деятельности.
Предметом исследования являются различные педагогические способы, методические приемы активизации и реализации творческого потенциала детей в процессе музыкальной деятельности.
Задачи исследования:
- разработать экспериментальную программу, направленную на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста. Общая целеустановка и конкретная задача исследования обусловили использование следующих методов:
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
– теоретические: изучение психолого-педагогической, музыкально-теоретической, и методической литературы по теме исследования; анализ, синтез, сравнение и систематизация теоретических источников по проблеме развития творческих способностей в процессе музыкальной деятельност;
– эмпирические: психолого-педагогическое наблюдение; анкетирование, беседы, опрос, обсуждение, оценивание; педагогический эксперимент; статистическая обработка экспериментальных данных.
Научная новизна исследования. Конкретизирована сущность понятия „творческие способности”, определены критерии и уровни их сформированности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что систематические материалы, содержащиеся в исследовании, могут использоваться в деятельности учителей в процессе развития творческих способностей младших школьников в процессе музыкальной деятельности. Разработанные педагогические условия и методические приёмы позволяют повысить эффективность учебно-воспитательного процесса в процессе музыкальной лдеятельности.
Структура работы. Работа состоит из вступления, двух разделов и общих выводов, списка использованной литературы ( наименований), приложения. Общий объём работы составляет страниц, из которых основного текста
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность понятия „творческие способности” и его структура
Проблема способностей подробно освещена в работах С. Рубинштейна [32], А. Леонтьева [25], Б. Ананьева [7], В. Шадрикова, Я. Пономарёва [28], Д. Кирнарской и других. Способности – это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обслуживающими возможность их приобретения.
В настоящее время исследованию общих способностей как компонентов специальных способностей посвящён ряд работ в области когнитивного обучения (Я. Пономарёв [28] ). Ряд исследований (Г. Тарасов [27 ], И. Тихомиров [ ] ) выявляют связь между музыкальными и общими умственными способностями, некоторые (Д. Кирнарской [ 20]) посвящены теоретическому анализу и обоснованию различного рода сочетаний способностей, в частности, музыкальных с языковым, основанных на сходстве словесного и музыкального языка.
Определение сущности творчества неразрывно связано с философским пониманием деятельности и развития. В специальной литературе отмечается, что не всякая деятельность может быть названа творческой. Творчеству, как деятельности продуктивной, противопоставлена деятельность репродуктивная, то есть несвязанная с производством качественно новых материальных и духовных ценностей.
Творческие
способности определяются современной
психологией и педагогикой как
специфическая форма
Наиболее благоприятными возможностями для проявления творческой природы человека и развития его общих творческих способностей обладает музыкальная деятельность.
Музыкальные способности рассматриваются в двух аспектах – как способности к восприятию интонационно-образной, эмоциональной сферы музыки и как способности к ориентированию в её „акустической картине”. В самом процессе музыкальной деятельности эти проявления способностей неразрывно связаны так как повышенная эмоциональная отзывчивость на музыку образует склонность, влекущую за собой развитие слухомоторных способностей, а вместе с ними – музыкального слуха и чувства ритма. Развивающиеся музыкальные способности позволяют человеку более тонко чувствовать красоту, выразительность музыки, воспринимать в ней определённое художественное содержание и воспроизводить в своём исполнении. Полноценное музыкальное развитие (восприятие, исполнение, творчество) требует от человека не только высокоорганизованных специальных способностей, но и высокого уровня общего развития, богатой эмоциональной культуры, тонкой наблюдательности творческого воображения.
В современных психолого-
В музыкальной деятельности психомоторные (двигательные) особенности личности обуславливают проявление важнейшей характеристики музыкальности – темпо-ритмических способностей человека, позволяющих адекватно воспринимать главную особенность музыки – её временную природу
Развитие творческих способностей в практике музыкального образования можно понимать не только как формирование специальных, профессиональных навыков музицирования, но и как специфическое развитие общих способностей восприятия и ощущений, внимания и образной памяти, воображения и мышления, волевой регуляции, т.е. познавательных свойств личности. Анализируя разные виды музыкальной деятельности (слушание, творчество, исполнительство) учёные показывают, как реализуются в них принципы формирования музыкальных способностей (А. Готсдинер [ 14] , К. Тарасова [27 ] и др.).
Большое внимание в музыкальной педагогике, музыкальной психологии и музыкознании (Д. Кирнарская [20] ) уделяется интеллектуальным процессам, подчёркивается, что в основе их лежит „языковой слой музыкального мышления”, делающий возможной музыкальную и исполнительскую коммуникацию.
В работах Э. Абдуллина [1], Ю. Алиева [3 ], Г. Тарасова [27 ] проанализирован подход к музыкальному восприятию как общему психологическому звену всех форм музыкальной деятельности, а также введения понятия культуры восприятия музыки, которая определяется как особая структурно-функциональная организация комплекса музыкальных способностей человека, обеспечивающая возможность понимать музыку адекватно замыслу композитора.
Восприятие музыки как познавательный процесс связано с развитием музыкального мышления, истоки которого в ощущении интонации. Обращение к интонационной теории Б. Асафьева [6 ] как музыкально-эстетической концепции музыки и её восприятие помогает определить пути развития музыкально-творческих способностей. Интонация – это главный проводник музыкальной содержательности, музыкальной мысли. Накопление интонаций создаёт сложный комплекс музыкальных представлений и даёт возможность приобщиться „ к сокровищнице общепризнанных обществом, средой, эпохой интонации ”, которую Асафьев называет устным музыкально-интонационным словарём. Таким образом, проникновение в выразительно-смысловой подтекст интонации и есть основа, как музыкального, так и исполнительского развития.
Проведённый анализ теоретических подходов к проблеме развития музыкальных и творческих способностей оказывает влияние и на практические положения, которыми необходимо руководствоваться в педагогической деятельности.
Анализ музыкально-
В отечественной психологии исследование музыкальных способностей связано с именем Б. Теплова [28]. Он считал, что структура музыкальных способностей состоит: