Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 20:28, курсовая работа
Актуальность исследования. В условиях модернизации образования в системе начального образования значительное внимание необходимо уделять развитию новых моделей преподавания, инновационных образовательных систем, обеспечению качества образования.
В настоящее время в Украине заметно возросли требования к социально значимым качествам, таким как – готовность к творческой деятельности, самостоятельность, ответственность, социально-коммуникативная мобильность. Однако современная социокультурная ситуация в стране характеризуется и целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни утратой ценностных ориентиров, отчуждением от культуры и искусства детей и подростков.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность понятия „творческие способности” и его структура………….
1.2. Музыкальная деятельность как средство развития творческих способностей……………………………………………………………………
1.3. Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей младших школьников в процессе музыкальной деятельности………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..
Вопросы воспитания музыкального слуха и ритма не могут не волновать каждого педагога-музыканта, так как от степени их развития во многом зависит успех музыкальной работы в целом. В широком смысле под музыкальным слухом следует понимать способность воспринимать, представлять и эмоционально переживать содержание музыкального произведения во всех его аспектах: звуковысотных, ритмических, тембровых, громкостных, формообразующих и т. д.
В узком смысле в основе музыкального слуха лежит ощущение музыкальной высоты, возникающей в результате соотношений между различными звуковыми линиями в их развитии. Такую трактовку музыкального слуха дает известный советский ученый-психолог Б. Теплов. В музыкальном слухе он выделяет два вида – мелодический и гармонический. Первый из них проявляется в умении узнавать и воспроизводить мелодию, а также в чувствительности к точности ее интонирования; второй – в восприятии созвучий. [23.]
Основополагающий вывод ученого заключается в том, что ощущение музыкальной высоты возникает лишь в результате ладового чувства.
Итак, воспитание ладового чувства, несомненно, является самой серьезной практической задачей. Ладовое чувство, по определению Б. Теплова, это, прежде всего эмоциональное переживание определенных отношений между звуками. Вот почему осознание лада во всех его проявлениях – одна из главных практических задач при воспитании и развитии слуха.
Здесь уместно отметить, что во многих методиках развития и воспитания музыкального слуха на первоначальном этапе обучения основным художественным материалом служит народное творчество.
В этой же связи следует указать на возможность использования и многих других приемов, ускоряющих обучение, например, опирающихся на зрительное восприятие. Так, можно рекомендовать применять ручные знаки, закрепленные за определенными ступенями лада (как это принято в системе относительной сольмизации), графическое изображение соотношений между ступенями (по методу болгарской „столбицы”) или пять пальцев рук, заменяющих нотный стан. Наглядность и эмоциональность – важные принципы развития музыкального слуха.
На эмоциональную окраску ступеней лада, интервалов и аккордов следует обратить особое внимание, ибо от этого в значительной мере зависит выразительное интонирование и развитие гармонического слуха. Особенно важно научить детей интонационно обостренно петь тоны и полутоны. В связи с этим необходимо подтвердить важнейший принцип музыкального воспитания — все теоретические выводы должны вытекать из художественной практики.
Заинтересовать (удивить) – показать – объяснить – вот путь преподнесения знаний детям. Этот принцип является важнейшим в педагогической науке.
Основополагающий принцип в формировании знаний и умений, в том числе и в развитии слуха, заключается в том, что ребенок должен услышать, потом увидеть и, наконец, понять
Раскрывая вопрос выразительного интонирования, нельзя не остановиться и на значении так называемого вокального и внутреннего слуха. Несомненно, что чуткость ребенка к качеству звука поможет ему значительно обостреннее интонировать.
Теперь остановимся на развитии чувства ритма. Существует мнение, что оно не требует специальной тренировки, так как от природы развито у детей лучше, чем музыкальный слух. Такое понимание вопроса наносит огромный вред широкому гармоническому развитию слуха. Только постоянное внимание к воспитанию звуковысотного и ритмического чувств в их взаимосвязи обеспечит всестороннюю музыкальность.
Воспитание и развитие чувства ритма – серьезная и ответственная задача в работе с детьми. Развитие музыкального ритма должно осуществляться только в процессе самой музыки. Вот почему первейшая задача педагога – постепенно вовлечь ребенка в активную моторную деятельность. Юный певец обязан всем своим телом почувствовать ритмическую сферу, то есть инкорпорировать моторно-двигательное начало музыки. В этом ему помогут, прежде всего, самые простые народные песенки и детские игры. Дети должны научиться двигаться в такт хороводной песне, передавать ее ритмический рисунок хлопками, шагами и т. д.
Музыкально-ритмические движения – это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.
Игра на детских музыкальных инструментах – металлофоне и ударных – полезна для развития музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти.
Обучение детей игре
на музыкальных инструментах открывает
перед ними новый мир звуковых
красок, помогает развить музыкальные
способности и стимулирует
Планомерные и систематические занятия воспитателей и музыкальных руководителей с оркестром организуют детский коллектив, способствуют интенсивному и плодотворному развитию музыкальности. В процессе обучения игре на музыкальных инструментах идет усвоение нотной грамоты. Играя, дети лучше понимают устройство музыкальных инструментов, различают их звучание, тембр и естественно входят в новый для них мир музыкальной азбуки.
В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка. Настойчивость, целеустремленность, усидчивость. У детей появляется чувство взаимопомощи, внимание к действиям товарищей. Игра на музыкальных инструментах развивает сосредоточенность, память. Знакомство с названиями инструментов, их тембрами, специальными музыкальными терминами (струны, клавиши, медиатор, оркестр) обогащает активный словарь детей, развивает их речь.
Игра на музыкальных инструментах ценна еще тем, что может применяться в самых различных условиях – как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. [12, c. 157.] Поэтому игра на музыкальных инструментах оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.
Таким образом, из всего выше сказанного эффективными средствами музыкального развития выступает музыкальная деятельность, которая включает в себя: слушание музыки, пение, использование музыкально-ритмических упражнений, музыкально- дидактических игр, игра на музыкальных инструментах.
Каждое из названных средств музыкального воспитания имеет свою специфику, что находит отражение в методике обучения. Специфика каждого средства музыкального воспитания определяется его отношением к определенному виду музыкального искусства. Поэтому содержание программных умений строится в соответствии с основами данного вида искусства.
1.3. Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей младших школьников в процессе музыкальной деятельности.
Младший школьник еще маленький человек, но уже очень сложный, со своими индивидуально-психологическими особенностями. Дети отличаются друг от друга большей или меньшей подвижностью, усидчивостью, работоспособностью. Они по-разному включаются в работу, по-разному воспринимают и осознают объясняемый материал, у них свой индивидуальный стиль познавательной и мыслительной деятельности, свои особенности внимания, восприятия, памяти и воображения.
Каждый ребенок представляет собой неповторимую индивидуальность со своим внутренним миром; в каждом ребенке своеобразно сочетаются индивидуальные и возрастные особенности [29]. Поэтому целенаправленное обучение и воспитание невозможно без знания, как тех, так и других. Каждый возраст имеет свои проблемы и трудности и требует специфического подхода. В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива – мотив избегания неудачи.
В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. Б. Теплов писал: „Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни”[].
Социальное пространство ребенка расширилось, теперь ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил. Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. Предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений во многом определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни. Дети стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка. Одним из видов деятельности, где младший школьник может раскрыться, реализовать свои возможности, развить творческие способности, является музыкальная деятельность. В процессе музыкальной деятельности зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования.
Предпосылкой музыкального развития является нормальное развитие как слухового, так и речедвигательного и вокально-двигательного анализаторов,
К школьному, 7-летнему
возрасту анатомическая структура
и физиологические функции
Однако слуховой анализатор младшего школьника очень хрупок и не допускает большого перенапряжения. Резкие сильные звуки, как и длительное воздействие их на слуховой анализатор (шум, крик, включение радио на полную мощность на длительное время), вредно отзываются на слухе ребенка, влияя на остроту слуха и чувствительность к оттенкам звука.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие речевого и вокально-двигательного аппарата ребенка. По данным Е. Алмазова, голосовой аппарат ребенка дошкольного и младшего школьного возраста сильно отличается от голосового аппарата взрослых своей величиной и формой и непрерывно растет и развивается (особенно бурно в период мутации, X. е. изменения голоса в переходном возрасте от 12 до 16 лет). Детская гортань меньше гортани взрослого в два-два с половиной раза. Голосовые связки детей отличаются также меньшими размерами и большей хрупкостью.
Емкость легких 10-12-летнего ребенка равняется приблизительно 1000 кубических сантиметров (у взрослого – 3000 кубических сантиметров). Вследствие еще недоразвившегося грудного резонатора дети пользуются преимущественно более поверхностным реберным дыханием, а не грудным, углубленным, как взрослые.
Занятия пением значительно перестраивают работу дыхательных органов. В то время как при рефлекторном, непроизвольном дыхании, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, достаточно 500 кубических сантиметров вдыхаемого воздуха, при пении количество вдыхаемого воздуха у взрослых равняется 1000-1500 кубических сантиметров. Выдох, совершаемый за счет ослабления мышц при рефлекторном дыхании, в пении является произвольным активным процессом, над организацией которого много работают преподаватели пения. При систематических занятиях у детей вырабатывается смешанное дыхание с преобладанием или реберного, или грудного дыхания.
Музыкальное развитие младшего школьника тесно связано с общим ходом его развития под влиянием обучения в школе. Развивая творческие способности в процессе музыкальной деятельности необходимо учитывать следующие педагогические условия: эмоциональный настрой при коллективном хоровом исполнительстве; индивидуально-психологические специфика гармонического слуха; особенности развития музыкального восприятия и музыкальных представлений.
1. Музыкальные занятия в школе заключаются главным образом в обучении детей хоровому пению. Хоровое пение является деятельностью, выполняемой коллективно. Коллективно и движение, включающееся на первых порах в урок пения. Уже организованный вход под музыку в зал, музыкальный класс заставляет детей подтянуться, собраться, настроиться несколько празднично. Самый урок эмоционально насыщен. Музыкальное вступление к песне, разнообразный характер песен, а также текст, близкий детям, эмоционально затрагивает и увлекает их. Н. Гродзенская особенно подчеркивает, что общность чувств, которые переживает поющий коллектив, и общность действий в коллективе имеют особое значение. Большой эмоциональный отклик у детей находит и беседа о песне, проводимая преподавателем.