Развитие творческих способностей младших школьников в процессе музыкальной деятельности на уроках музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В условиях модернизации образования в системе начального образования значительное внимание необходимо уделять развитию новых моделей преподавания, инновационных образовательных систем, обеспечению качества образования.
В настоящее время в Украине заметно возросли требования к социально значимым качествам, таким как – готовность к творческой деятельности, самостоятельность, ответственность, социально-коммуникативная мобильность. Однако современная социокультурная ситуация в стране характеризуется и целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни утратой ценностных ориентиров, отчуждением от культуры и искусства детей и подростков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность понятия „творческие способности” и его структура………….
1.2. Музыкальная деятельность как средство развития творческих способностей……………………………………………………………………
1.3. Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей младших школьников в процессе музыкальной деятельности………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..

Файлы: 1 файл

курсовая развитие творч способностей.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Слушая пение детей  младшего школьного возраста, можно  обнаружить большое своеобразие  самого звучания детского голоса, отличное от звучания голоса взрослых. Оно отличается как по тембру (окраске звука), так и по громкости; объем голоса первоклассника много уже объема голоса более старшего школьника. Это объясняется, с одной стороны, недоразвитостью голосового аппарата ребенка, с другой – неумением пользоваться наличествующими уже компонентами певческого процесса, а также недостаточным развитием детских восприятий и представлений. Тембр голоса у первоклассников и второклассников неровный, жидкий, иногда „крикливый”, „надсадный”, звук открытый („белый”, как называют его вокалисты). При естественном, ненапряженном звучании, которого необходимо добиваться, звук становится легким, звонким, с серебристым оттенком, особенно у мальчиков. С возрастом тембр приобретает большую устойчивость и плотность. [20, с. 308.]

Сила детского голоса также невелика (преподаватели пения, как на допустимый предел, указывают на меццо-форте и меццо-пиано). Что касается диапазона голоса дошкольников и первоклассников, не занимавшихся пением в детском саду, то они часто поют лишь в пределах кварты (от ми до ля или от ре до соль первой октавы); под влиянием обучения пению диапазон постепенно расширяется иногда вверх до до– ре второй октавы, вниз – до до первой октавы.

Во втором классе диапазон устанавливается от си малой или до первой до ре –ми второй октавы.

Расширение диапазона  происходит очень постепенно. Только тогда, когда ребенок начнет петь без напряжения, можно расширять пределы диапазона. Форсирование этого процесса вредно отзывается на детском голосе. Лучше всего расширение диапазона достигается при пении любимых детских песен, вызывающих у ребенка эмоциональный подъем.

Есть такие стороны  в песне, которые еще недостаточно четко и неадекватно воспринимаются младшими школьниками. Прежде всего, это гармоническая ее структура. Как у дошкольников, так и у младших школьников развитие гармонического слуха сильно отстает от развития мелодического слуха. Хотя дети очень любят инструментальное сопровождение к песне, но в начальный период обучения они его воспринимают как обогащение звучания, как украшение основной линии мелодии, а не как гармоническую ее основу.


2. Развитие гармонического слуха достигается на базе развития мелодического слуха, чувства лада и т. д. Кроме того, в процессе развития самого гармонического слуха замечаются большие качественные различия, характеризующие, с одной стороны, уровень музыкального развития, с другой – индивидуально-психологические различия в восприятии созвучий и их последовательностей.

Исключительно большое  значение для осознания различных  сторон музыкального целого и для  сознательного закрепления его в памяти имеет ознакомление детей с нотной грамотой. Слуховое восприятие при пении по нотам получает поддержку в устойчивых зрительных стимулах, которые не исчезают, подобно звукам, в следующий же отрезок времени. Это дает возможность проверять правильность слухового восприятия, позволяет возвращаться к уже отзвучавшим частям мелодии, сравнивать отдельные ходы и обороты мелодии между собой, констатировать идентичность или разницу звуковысотностей, определять общий диапазон песни и т. д. Такого рода операции чрезвычайно затруднительны при одном только слуховом восприятии из-за нестойкости первичного слухового образа мелодии.

Пение по нотам дает большой  толчок развитию музыкальных представлений, потому что нельзя спеть в песне  звук соответственно нотной записи, не представив предварительно внутренним слухом его соотношение с предшествующим звуком, и сам спетый звук также должен занять свое место в общем ходе мелодии, зазвучать согласно ладовому строению песни. Образуются новые связи не только между слуховыми и зрительными, но и между зрительными и вокально-двигательными представлениями.[17.]

3. Что касается развития музыкального восприятия и музыкальных представлений детей, то наблюдения на уроках пения показывают, что первоклассники часто не воспринимают такие элементы музыкальной речи как звуковысотность, которая главным образом обусловливает возможность правильного воспроизведения песни.

Уже к 3 классу навык петь звуковысотно правильно закрепляется у большей части детей, хотя еще  не все дети точно интонируют высоту. Однако ошибки их не превышают предела «зоны» данного звука или интервала, т.е. области, в который данный звук или интервал воспринимается слухом как таковой. Что касается диапазона голосов, то в 3 классе хорошее звучание наблюдается от до первой октавы до до ре-ми второй.

Только с развитием  звуковысотного слуха можно говорить о развитии подлинного ладово-мелодического  слуха у детей, на основе которого и становится возможным развитие яркого и точного представления  мелодии и точное ее воспроизведение.

Песня всегда воспринимается как целое, и овладение отдельными составными частями ее происходит в  процессе восприятия и воспроизведения  этого целого.

Существенным в песне  является текст, понимание которого необходимо для сознательного восприятия музыкального материала и возникновения  художественного образа вокального произведения. Только наличие художественного  образа может привести к полноценному исполнению песни и дать эмоциональный отклик на нее. Текст пробуждает интерес ребенка к песне, который поддерживается и углубляется беседой преподавателя, разучивающего песню с детьми. Дети в 3 классе уже чувствуют, где и какую интонацию можно использовать в определенной песне.

У учащихся 3-4 классов  возникают уже более отчетливые представления в процессе слушания песни. Заучивание музыкального материала  становится целенаправленным и активным.

Таким образом можно  сказать, что особенности структуры вокально-двигательного аппарата ребенка обусловливают также небольшой объем и специфические свойства звучания детского голоса – окраску (тембр) звука, его громкость и различия в интонации звуков.

Таим образом, для развития творческих способностей младших школьников  в процессе музыкальной деятельности необходимо учитывать следующие психолого-педагогические условия:

- эмоциональный настрой при коллективном хоровом исполнительстве;

          - индивидуально-психологические специфика гармонического слуха;

- особенности развития музыкального восприятия и музыкальных   представлений.

 

            СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

      1.Абдулин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в     общеобразовательной школе / Э. Б. Абдулин. – М. : Просвещение, 1983. – 112 с.

2. Агеева С.А. Развитие гармонического слуха у младших школьников.: Метод. Пособие/ С.А.Агеева. Могилев: МГУ, 2003. – 60с.

  1. Алиев Ю.Б.. Музыкальное развитие учащихся общеобразовательной школы в процессе занятий хоровым пением. Автореферат., М.: 1965.
  2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Гуман. изд. Центр «Владос». 2000. - 335с.

     6.  Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе : учеб. пособие /        О. А. Апраксина. - М. : Академия, 1983. - 265 с.

  1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 384 с.

      6. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей : Избранные статьи о     музыкальном просвещении и образовании / Б.В. Асафьев – Л., 1973. – 56 с.

  1. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов педвузов. – М.: Академя, 2002. - 416с.
  2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студентов высш. уч. заведений. – М.: Издат.центр «Академия», 2002.-320с.
  3. Васильев В.Н. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста. М., 1991.- 207с.
  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.- 177с.

 11. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выгогткий. испр. и доп. – М. : 1968 – 375с. – 2- издание

 12. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 92 с.

 

     13. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. – М. : 1968 –   218с.

    14. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. - М.,1983. - 190 с.

     15. Гродзенская, Н.Л. Школьнику слушают музыку / Н.Л. Гродзенская – М. : 1969 – 154 с.

     16.Глазырина Л.Д. Методические основы музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. // Проблемы развития педагогического образования. Мн., 2005.

      17.Дмитриева, Л.Г. Творческое развитие школьников на уроке музыки     [Музыкальное воспитание в школе] / Л.Г. Дмитриева - М. : 1982 – 206 с. – Выпуск          18.Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учебник для вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000. – 304с.

     19. Кабалевский, Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для образовательных школ [Программы средней образовательной школы] / Д.Б. Кабалевский - Музыка. : 1 – 3 классы, 1990 –131 с.

     20.Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М.: Таланты - XXI век. 2004. - 496 с.

      21. Крутецкий, В.А. Проблемы формирования и развития способностей / В.А. Крутецкий : [Вопр. Психологии] – М. : 1972 – 245 с.

      22.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972.203с.

      23.Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для              24.Назайкинский, Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания. / Е.В. Назайкинский // Восприятия музыки.: М., 2002 – 132 с.

     25.Пономарев.Я.А. Психология творчества. Школа Я.А. Пономарева / Под ред. Д.В. Ушакова. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2006. 326с.

    26.Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1997. – 384 с.

     27.Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей / К.В. Тарасова. : М, 1988 – 156 с.

    28. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. : М, 1947 – 305 с.

    29. Шацкая, В.Н. Музыка в школе / В.Н. Шацкая/ : М., 1963 – 240 с.

   30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 420 с.

31.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.: Просвещение, 1974. – 198с.

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Развитие творческих способностей младших школьников в процессе музыкальной деятельности на уроках музыки