Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 21:30, курсовая работа
Я считаю,что цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности. Творческая деятельность должна осваиваться так же , как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.
Для того, чтобы творческий потенциал детей мог реализоваться, нужно создать определенные условия,чтобы ребенок мог развивать свои творческие способности. Ведь именно в определенных условиях, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.
Актуализация темы.
Условие возникновения опыта.
Основные педагогические идеи.
Теоретическая база опыта.
Понятие «Творчество»
Понятие «Способности»
Внеурочная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС
Технология опыта.
Проектная деятельность во внеурочное время
Вышивание как способ развития индивидуальных творческих способностей детей
«Воспитание сказкой» - универсальное занятие во внеурочной деятельности младших школьников
Проект «Школьное телевидение»
Новизна опыта.
Результативность.
Адресная направленность.
Список литературы.
Приложения.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Обобщение педагогического опыта
«Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС»
Подготовила учитель
начальных классов
Капусткина Е.В.
Муром 2012 г.
План
По своей природе человек изначально
расположен к творчеству , так как преобразуя условия
своего существования, человек параллельно
преобразует себя, то есть осуществляет
творческое саморазвитие.
Творчество мы наблюдаем уже с пеленок,
когда малыш гулит, пытаясь воспроизвести
звуки окружающих. Но ученые доказали,
что если нет условия развития, то все
способности постепенно затухают, а затем
атрофируются, исчезают. Так произошло
с прототипом Маугли, четырехлетним индийским
мальчиком, воспитанным волчицей: за отсутствием
условий он не только разучился говорить,
но даже понимать человеческую речь, лишился
возможности овладеть ею когда-либо. И
сегодня, к огромному сожалению, мы читаем
о подобных случаях, тем более ужасающих,
что это происходит не по воле судьбы,
а по воле взрослых.
Я считаю,что цель обучения
- это не только овладение определенными
знаниями и навыками, но и развитие воображения,
наблюдательности, сообразительности
и воспитание творческой личности. Творческая
деятельность должна осваиваться так
же , как знания, умения, навыки, поэтому
в школе, особенно начальной, нужно учить
творчеству.
Для того, чтобы творческий потенциал
детей мог реализоваться, нужно создать
определенные условия,чтобы ребенок мог
развивать свои творческие способности.
Ведь именно в определенных условиях,
как давно утверждает психология, из предпосылок
рождаются и развиваются способности.
Именно во внеурочной деятельности имеются
большие возможности для развития творческой
личности.
Степень изученности.
Интересны результаты американского психолога
Поля Торренса, исследовавшего развитие
креативности детей. Из его трудов следует,
что высокие показатели творческой креативности
у детей не гарантируют высоких творческих
достижений, а лишь свидетельствуют о
высокой вероятности проявления их (достижений).
Торренс предложил модель из трех частично
пересекающихся окружностей: творческие
способности, творческие умения и творческая
мотивация (рисунок 1).
Другими словами, без творческой
мотивации,создания условий для мотиваций,
стремления к новому, высокий уровень
творческих способностей не может гарантировать
творческих достижений ни в искусстве,
ни в какой-либо другой области деятельности.
Над этой проблемой рассуждал психолог,автор
литературоведческих публикаций, работ
по педологии и когнитивному развитию
ребёнка Л.С.Выгодский в книге «Воображение
и творчество в детском возрасте».
Автор считал,что один из очень важных
вопросов детской психологии и педагогики
- это вопрос о творчестве у детей, о развитии
этого творчества и о значении творческой
работы для общего развития и созревания
ребенка.
Выгодский отмечает,что творческая деятельность
возникает не сразу,необходимо расширить
опыт ребенка,чтобы создать прочные основы
для творческой деятельности.Автор подчеркивает,что
развитие детского творчества должно
быть свободным.Детское творчество должно
проявляться везде везде,где можно направить
интерес и внимание детей на новую область,в
которой может проявится творческое воображение.Лев
Семенович подчеркивал важность установки
педагогической работы на развитие воображения
ребенка.
Л.С.Выгодский писал:«Развитие творческих
способностей и воображения выполняют
кружки юных натуралистов, которые пытаются
сочетать свою творческую работу ,кружки
юных натуралистов, кружки юных техников,
которыми обрастают пионерские клубы,
должны сделаться школой будущего технического
творчества наших подростков.»Уже в то
время автор считал важным условия,которые
помогают детям реализовать свои творческие
возможности в полной мере.
Вывод:Развитие творческих способностей
у младших школьников имеет очень важное
значение для их личностного развития
в пору детства и является фундаментом
успешной жизнедеятельности в будущем.
Поэтому творческие способности необходимо
развивать. А для этого необходимо создание
оптимальных условий для организации
детского творчества во внеурочное время.
Цель исследования:
определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.
Объект исследования:
развитие способностей детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования:
процесс развития творческих способностей младшего школьника.
Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если созданы условия, способствующие развитию творческих способностей во внеурочной деятельности ученика.
Исходя из цели, гипотезы и, учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи:
1.Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме.
2.Обеспечить диагностику
3.Определить формы и
Начальная школа является исходным звеном образования. Именно поэтому содержание и методика начального образования должны обеспечивать существенное психическое развитие каждого ребенка, формирование у него таких учебных умений, которые позволят без особых трудностей продолжить свое образование в среднем звене. В своей работе я основываюсь на гуманной педагогике. Гуманная педагогика ориентирует на свободный выбор и учёт индивидуально-личностных интересов и возможностей субъектов педагогического процесса. Основными постулатами является вера в возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленность на служение добру и справедливости.
Для формирования творческой личности ребенка, развития его активности я использую идею сотрудничества. Это идея свободного выбора ребенком способа и сроков работы, идея коллективного творческого воспитания, идея творческого производительного труда. Отношения с учениками ориентированы на то, чтобы вовлечь их в творческую самостоятельную познавательную деятельность. Отсюда лозунг: «Учение без принуждения».
Особенно значимы такие идеи, как идея творческого самоуправления (при условии совместной работы старших и младших членов коллектива), идея сотрудничества с родителями, как детей, так и педагогов, идея личностного подхода к ученику.
Моя работа всецело построена на педагогики сотрудничества – это гуманистическое направление педагогики, основанное на демократических принципах, равноправной субъектной позиции участников целостного педагогического процесса, их взаимодействии, сотворчестве, совместной коллективной деятельности, направленное на всестороннее развитие и саморазвитие личности детей.
IV. Теоретическая база опыта
Для начала необходимо раскрыть понятия «творчество», «способности» и «творческие способности».
Что такое творчество?
Это всегда воплощение индивидуальности,
это форма самореализации
личности, это возможность выразить своё
особое, неповторимое отношение к миру.
Однако потребность в творчестве, заложенная
в самой природе человека, обычно реализуется
в течение жизни далеко не полностью.
Ребенок , как и взрослый человек, стремится
выразить своё «я». Часто взрослые полагают,
что каждый ребенок рождается с творческими
способностями и, если ему не мешать, то
рано или поздно они обязательно проявятся.
Но, как показывает практика, такого невмешательства
мало: не все дети могут открыть дорогу
к созиданию. И не все могут сохранить
надолго творческие способности.
Именно в школьные
годы наступает критический момент детских
творческих способностей. Следовательно,
именно в школьный период как никогда
нужна помощь педагога, чтобы преодолеть
этот кризис, обрести, а не потерять возможность
для самореализации.
Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.
Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.
Творческий стиль жизни – это не привилегия одиночек, это единственный способ нормального существования и развития общества. Но это, к сожалению, еще не всеми осознано. И на нас лежит огромная ответственность – развить в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялся человек, личность.
В истории педагогики проблема творчества всегда была одной из самых актуальных. Однако до сих пор проблема остаётся наименее изученной в теории и недостаточно представленной в практике воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытностью механизмов творчества. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что творчество – это деятельность человека, направленная на создание нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя ещё никем не было сделано или сделать по-новому, лучше.
Психологи определяют творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний, преодоление, опрокидывание границ. Это высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребёнка.
Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности. Известный педагог И.П. Волков в своё время высказал своё мнение о том, что «развить способности – это значит вооружить ребёнка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одарённости».
Поскольку психологи утверждают, что для того, чтобы стать «кем-то», достичь «чего-то», надо многое перепробовать в детстве, то в соответствии с этим обозначается задача педагогов: как можно с более раннего возраста создать ребёнку благоприятные условия для занятия различными видами деятельности, чтобы ребёнок через руки сформировал своё ощущение и отношение к разного рода действиям.
Признаками и критериями творческой деятельности являются продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Но, к сожалению, до сих пор в начальном трудовом обучении преобладают репродуктивные методы и часто недооцениваются творческие возможности ребёнка, его умение и желание работать самостоятельно, инициативно. Поэтому следует пояснить, что под творчеством ученика мною понимается создание им оригинального продукта, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки. Ведь творчество, индивидуальность, художество проявляются даже в минимальном отступлении учеником от заданного образца.
Творчество – очень важный момент в развитии ребёнка. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её. Полученный результат эстетически эмоционально привлекателен для ребёнка, поскольку ту или иную милую вещицу он сделал сам. После того, как ребёнок своими руками начнёт создавать красоту, он непременно начнёт с любовью и заботой относиться к нашему миру. И любовь и гармония войдут в его жизнь.
Творчество – это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. В творческой деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности.
Творческая личность – это национальное достояние и истинное богатство страны. Творческая личность от других отличается стремлением выходить за пределы норм.