Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Я считаю,что цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности. Творческая деятельность должна осваиваться так же , как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.
Для того, чтобы творческий потенциал детей мог реализоваться, нужно создать определенные условия,чтобы ребенок мог развивать свои творческие способности. Ведь именно в определенных условиях, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

Содержание работы

Актуализация темы.
Условие возникновения опыта.
Основные педагогические идеи.
Теоретическая база опыта.
Понятие «Творчество»
Понятие «Способности»
Внеурочная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС
Технология опыта.
Проектная деятельность во внеурочное время
Вышивание как способ развития индивидуальных творческих способностей детей
«Воспитание сказкой» - универсальное занятие во внеурочной деятельности младших школьников
Проект «Школьное телевидение»
Новизна опыта.
Результативность.
Адресная направленность.
Список литературы.
Приложения.

Файлы: 1 файл

курсач 1111.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

 

4. Проект  «Школьное телевидение»

Иногда можно слышать сетования взрослых, в том числе и педагогов о том, как трудно становится найти общий язык с современными детьми. Одна из трудностей, которую называют взрослые, - это то, что изменился сам ученик. Он стал более раскованным, осведомленным, в большей степени задающим вопросы, требовательным, инициативным. Это связано и с тем, что изменились условия воспитания детей. В последние годы в общественно-педагогическом и инновационном движении появляется все больше проектов – разных, но объединенных общим подходом – партнерства и сотрудничества взрослого и ребенка, учителя и ученика. Именно этот подход стал основополагающим при рождении школьного медиацентра.

Школьный медиацентр – это возможность максимального раскрытия творческого потенциала ребенка. Работа над созданием телевизионных программ позволяет проявить себя, попробовать свои силы в разных видах деятельности – от гуманитарной до технической. И, конечно же, показать публично результаты своей работы.

Постепенно из носителя и транслятора знаний учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Таким образом, внедрение проекта «Школьный медиацентр» может способствовать превращению рутинного учебного процесса в результативную созидательную творческую работу.

Тематика отражает проблемы и победы повседневной школьной жизни: учебу, досуг, творчество и др. Выпуском газеты и видеороликов  учащиеся начальной школы занимаются во внеурочное время и в сотрудничестве со старшеклассниками.

Передачи школьного телевидения – это взгляд на жизнь глазами юных журналистов. Корреспонденты создают школьные телевизионные новости и репортажи на актуальные темы, снимают школьные праздники, музыкальные клипы, спортивные новости, поздравляют с днем рождения и различными праздниками своих учителей и одноклассников.

В эфир выходят школьные новости, в которых каждый ученик школы может рассказать об интересном проекте, познакомить всех с важной, на его взгляд, информацией, дать возможность зрителям стать очевидцами и непосредственными участниками школьных и городских мероприятий.

Отличительной характеристикой нашего проекта является новый подход к работе с подрастающим поколением. Параллельно с игровыми элементами учащиеся проходят обучение телевизионным технологиям в тесном контакте с педагогами школы. Это проект дает возможность учащимся высказать свой взгляд на мир, почувствовать себя самостоятельными людьми, способными нести ответственность за «свое творение» перед своими сверстниками и взрослыми.

Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка. Наиболее подходящая форма оценки – презентации, защита работ, выступление перед зрителями.

Цель: создание условий для творческого становления разносторонне развитой личности.

Проект «Школьное телевидение» должно решать несколько сопутствующих задач:

  • Активировать познавательную мотивацию учащихся;
  • Существенно расширить поле творческой деятельности учеников;
  • Создать условия для максимального раскрытия творческого потенциала учащихся;

Формы и методы работы:

  • Поисковые и научные исследования;
  • Практикумы;
  • Теоретические и практические занятия;
  • Творческие работы;
  • Самоанализ и самооценка;
  • Наблюдения.

Школьное телевидение — это возможность максимального раскрытия творческого потенциала школьников. Работа над созданием телевизионных программ позволяет учащимся проявить себя, попробовать свои силы в самом широком спектре человеческой деятельности.

 

(Приложение №4)

 

 

 

 

VI. Новизна опыта  

Новизна опыта выражается в том, что раскрытие и развитие творческих способностей учащихся осуществляется не периодически, а систематически, что стимулирует интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного мышления.

 

 

                 Образовательный потенциал  заключается в возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов. 

       Работа во внеурочной деятельности способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации.

Уже в 1 классе я стараюсь увлечь детей делать эстетичные, полезные в быту вещи, хороший результат виден, конечно, не сразу, но работа не прекращается на протяжении последующих лет обучения. И уже в 4 классе виден результат этого труда.

Я стараюсь воссоздать психологически комфортную атмосферу раскованности, проявить уважительное отношение к каждому ученику, добиться чувства уверенности в посильности даваемых ему заданий. Бережно отношусь к желанию работать самостоятельно, инициативно, с верой в себя. Стараюсь сформировать желание трудиться с интересом, с охотой. Тем, кто испытывает затруднения в первоначальном композиционном решении, предлагаются готовые образцы, в которые дети по желанию могут вносить изменения. Всё равно в каждой работе проявится индивидуальность исполнения, творчество.

На своих занятиях во внеурочной деятельности я использую как традиционные методы, так и нетрадиционные.

Улучшить организацию моей работы помогает соблюдение некоторых правил:

Служить примером для подражания.

Поощрять сомнения.

Разрешать делать ошибки.

Поощрять разумный поиск.

Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности.

Готовить к препятствиям.

На своих уроках и во внеурочной деятельности создаю условия, при которых ученик испытывает череду эмоций:

Сначала удивление: «Неужели этому можно научиться?»

Потом восхищение: «Как здорово, красиво сделано!»

И, наконец, восторг: «И я так могу!»

Закрепить у ребят интерес к изучаемому материалу помогают советы сделать сюрприз своим близким, подарить к празднику какую-либо вещь, изготовленную своими руками. При этом обращаю особое внимание на трудоёмкость того или иного изделия. Перспектива быстрого выполнения работы, желание как можно скорее увидеть результаты своего труда воодушевляют учащихся.

В процессе творческой работы ребёнок открывает для себя различные понятия, такие как линия, цвет, форма, ритм. Это происходит неосознанно, интуитивно, без заучивания законов и правил. Чтобы ребёнок лучше представлял, что он делает, и знал, какой затем получит результат, я стараюсь направлять его практические действия. Всегда помню, что направлять ребёнка – не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творческой активности и поисков способов передачи своих ощущений, чувств, переживаний.

Организуя занятие с детьми,  помню, что маленькому ребёнку непросто заниматься трудовой деятельностью и тем более сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим первая важная задача - сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности, заинтересовать ученика («хочу сделать»), вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца –«я - сделал»! Успех окрыляет, пробуждает желание узнавать новое, выполнять более сложную работу, творить. Для этого нужно, чтобы конечный результат был привлекателен для ребёнка, а процесс изготовления поделки посилен. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».

Для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ зрителям. Это заинтересовывает ребёнка в своей работе, у него появляется гордость за неё и уверенность в своих силах. С каждым разом он стремится делать всё лучше и лучше, он может посмотреть на свою работу со стороны, оценить и сравнить своё творчество. А, зная о практическом применении своих поделок, дети работают с увлечением.

Передо мной, как перед учителем стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с радостью выполняет поставленную задачу.  Все люди в любом возрасте любят играть, рисовать, творить.

Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили». Основной двигатель изучения предмета – радость познания, чувство комфорта и положительные эмоции. Через общение дети знакомятся с новыми понятиями, учатся употреблять их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Результативность

Анализируя свою деятельность, я исхожу из целей: развитие познавательной сферы первоклассников; сплочение классного коллектива; повышение уровня самостоятельности при выполнении учебных действий; развитие основ самообразования и исследовательской деятельности; создание положительной мотивации к учебной деятельности.

Что приобрели учащиеся при выполнении проектно-исследовательских работ? Прежде всего, навыки различных видов деятельности. Каждый что-то обдумывал, предлагал, работал с дополнительной литературой, т.е. мыслительная деятельность. Была и коммуникативная деятельность – все делились своими мыслями, идеями, брали интервью, задавали вопросы. Была и практическая работа. Работа по выполнению проектов была групповой, такая организация подразумевала распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий каждого в единый результат. 

Основными методами исследования полученных в ходе эксперимента результатов являются: наблюдение, анкетирование, психологическое тестирование.

Творческий потенциал каждого учащегося раскрыт, каждый ученик публично продемонстрировал достигнутый результат, он был значим и интересен для детей, дети выступали в роли экологов, литераторов, историков, художников,  ученых и т.д. Кругозор детей расширился, мыслительная деятельность активизировалась.

Можно говорить и о приобретенных компетенциях детей, а именно – узнали, как сделать, сумели сделать, и будут делать самостоятельно сами в новых ситуациях.

Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции. Дети готовы и хотят выполнять коллективно следующий проект.

 

Мониторинг учебно-исследовательской деятельности учащихся. 

           Любая учебная работа ребенка, учебно-исследовательская не является исключением, должна быть доведена до результата. Для настоящего творца-исследователя окончание одной работы это лишь начало следующей, поэтому нам надо стремиться к фиксации моментов завершения творческих проектов детей и каких-то цельных частей детских исследований. В воспитательном отношении недопустимо бросать дело на полпути.

Моментом завершения детской учебно-исследовательской работы должно являться не только индивидуальное признание ее завершенности учителем, а непременно публичное представление и коллективное обсуждение. Для подведения итогов исследований в научном мире взрослых разработано множество специальных форм: семинары, конференции, симпозиумы, защиты и др.

На всех этапах учебно-исследовательской работы мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат – развитие психики ребенка. Речь идет, конечно же, не только об интеллектуальном и творческом развитии, но и развитии психосоциальной сферы личности ребенка. Кроме развития когнитивных потребностей и способностей, мы должны заботиться о расширении детского кругозора, приобретение ребенком знаний, умений и навыков, развитии его социального интеллекта.  

Можно выделить следующие критерии оценки результатов: овладение способами познавательной деятельности, умение использовать различные источники информации, овладение методами исследования и обработки полученной информации (Конспектирование, реферирование, сравнение, анализ, использование схем, таблиц, диаграмм), коммуникативные и адаптивные качества (Приложение 3), умение работать в сотрудничестве, противостоять трудностям, самоорганизация, умение провести рефлексию (Приложение 9), сопоставлять цель и результат.

 

  1. Оценка результативности

 

            Конечно, работа над внедрением метода проектов еще не завершена, но остановимся и посмотрим, какие промежуточные результаты она дает. В течении небольшого опыта работы мною предпринята попытка отслеживания некоторых результатов внедрения проектной деятельности: 

— формируются организационные навыки,  

----сформировано умение  найти нужную информацию, 

— самостоятельность, 

— потребность в помощи товарищам или оказать ее другим, 

— подъем у детей, не проявляющих себя в урочной системе, 

— увеличение возможностей для творчества, 

— личностные приращения обнаруживаются не только у детей, но и у педагогов ( лично у меня каждый мини-проект, выбранный учениками «прокручивается» в голова и каждую темы я продумываю, чтобы, если понадобиться помощь ученикам, быть готовой)

Информация о работе Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС