Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Я считаю,что цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности. Творческая деятельность должна осваиваться так же , как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.
Для того, чтобы творческий потенциал детей мог реализоваться, нужно создать определенные условия,чтобы ребенок мог развивать свои творческие способности. Ведь именно в определенных условиях, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

Содержание работы

Актуализация темы.
Условие возникновения опыта.
Основные педагогические идеи.
Теоретическая база опыта.
Понятие «Творчество»
Понятие «Способности»
Внеурочная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС
Технология опыта.
Проектная деятельность во внеурочное время
Вышивание как способ развития индивидуальных творческих способностей детей
«Воспитание сказкой» - универсальное занятие во внеурочной деятельности младших школьников
Проект «Школьное телевидение»
Новизна опыта.
Результативность.
Адресная направленность.
Список литературы.
Приложения.

Файлы: 1 файл

курсач 1111.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

 

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Результат

Критерии

Преодоление барьера боязни проведения самостоятельных исследований (коллективных и индивидуальных)

Стремления и попытки использования исследовательского метода обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром

Получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований

Свободное оперирование понятиями: тема исследования, проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, вывод, методы исследования и др.

Сформированность специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске

Проявляемые умения: видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать свои идеи

Возросшие познавательные потребности и развивающиеся способности.

Положительная динамика детского отношения к процессу познания и росту успешности основной учебной деятельности. Изменение характера познавательной деятельности в сторону повышения степени самостоятельности


 

Учащиеся школы свои проекты представляли на  школьных и городских конкурсах и выставках.

 

Принимали участие:

Школьные конкурсы и выставки:

  • Конкурс фотогазет «Мой четвероногий друг»;
  • Конкурс поделок на тему: «Подарки осени»;
  • Поделок ко дню матери;
  • Изготовление подарков ветеранам;
  • Выставки плакатов и газет;
  • Конкурс поделок «Моя мама – рукодельница»

 

Городские конкурсы и выставки:

  • Выставка поделок «Пасхальная радость»
  • Конкурс плакатов по экологии»
  • Конкурс видеоклипов – 3 место «Мы за здоровую нацию!»

                                        1 место «Посади дерево!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII. Адресная направленность  

«В мире довольно людей, которым никто не помог пробудиться. Пробудить в человеке истинно человеческие начала, любовь ко всему прекрасному, помочь увидеть красоту земли призван, прежде всего, учитель».     (Антуан де Сент-Экзюпери)

Опыт адресован учителям, готовым перестроить взаимодействия с учащимися посредством проектной деятельности для развития специальных проектных умений, обуславливающих в дальнейшем у участников проектной деятельности конкурентоспособность современном постоянно меняющемся мире.

Данный опыт может быть рекомендован для использования учителям, которые:

-готовы  к осуществлению творческого  подхода в обучении и воспитании,

-готовы  выйти за рамки программного  материала,

-способны  к саморазвитию, изучая инновационные  компьютерные технологии,

-не боятся  скрупулезной работы, требующей  временных затрат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IX. Список литературы

Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших  школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.

Безрукова «Педагогика. Проектная педагогика». Учебное пособие, 2006г., издательство «Деловая книга»

Капусткина Е.В. «Авторская программа «Проектная деятельность»

Капусткина Е.В. «Авторская программа «Школьное телевидение»

О. Соломенникова “Радость творчества”

nsportal.ru›

prosckolniy.jimdo.com›

gimnazia1.ucoz.ru›festival.1september.ru›

school20-shadr.ucoz.ru›

nsportal.ru›

nsportal.ru›

s24008.edu35.ru›

stranamasterov.ru›

nachalka.com›

nsportal.ru›

celinnaja.ru›

nsportal.ru›

 

 

 

 

 

 

 

 

X. Приложения

 

Приложение 1

 

Творческий проект 
 
«Осенние мотивы» 
 
Цель: исследовать, какими средствами и приемами пользуются поэты, художники и композиторы, создавая образы природы и природных явлений. 
 
 
Задачи: 
 
•          Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему. 
 
•          Развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус, поэтический слух, художественную зоркость. 
 
•          Развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь. 
 
•          Формирование коммуникативных навыков. 
 
 
 
 Творческие группы: 
 
•          Фотокорреспонденты 
 
•          Издатели 
 
•          Художники  
 
•          Дизайнеры  
 
 

 
 
Ход работы творческого проекта: 
 
I. Организационный момент. 
 
Группы приветствуют гостей, занимают свои места. 
 
 II. Подготовительный этап. 
 
        Над землей туман клубится, 
        Вяжет сети паучок. 
       Вот и рыжая лисица 
       Красит листья в жёлтый цвет. 
       Красит рыжим, алым, синим, 
       Разбавляет краску ливнем. 
       Отгадать загадку просим: 
       Кто лисица эта? 
- Осень! 
 
- По каким признакам узнали это время года? 
 
- Почему осень сравнивают с лисицей? 
 
- У кого из поэтов есть подобное сравнение? 
 
- Д. Кедрин « Осенняя песня». 
 
- Чёрно – бурою лисицею под горой улёгся лес. 
 
- Ребята, на различных уроках – литературы, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и во внеурочное время выполняли различные виды творческих работ. И все они были посвящены этому удивительному времени года – осени. Мы выбрали общее название: Осенние мотивы! 
 
- Ребята, а как вы считаете, почему мы так заинтересовались данной работой? 
 
- Что толкнуло нас и захотелось самим попробовать свои силы в роли художников, дизайнеров, издателей и фотокорреспондентов? 
 
 В литературе встретились очень красивые поэтические произведения, на уроках рисования, технологии выполняли различные работы.

- Ребята, я предлагаю  продолжить исследования и попытаться  проникнуть в некоторые тайны искусства. 
 
 III. Работа по группам. Задания: 
 
Подобрать недостающие слова – глаголы, чтобы получилась рифма. 
 
1. Осень пёстрая ……….(пришла) 
    И рябины подожгла. 
    Возле них дрозды снуют 
    И плоды – огонь ……….(клюют) 
 
2.        ……. В роще листопад (бродит) 
По кустам и кленам, 
Скоро он …… в сад (заглянет) 
Золотистым звоном. 
 
  
Потерялась первая буква. 
3.        ….синку красила 
….сень 
….синка мне нравится 
….чень. 
….на позолотом блистает, 
….дно только жаль –  
….блетает. 
 
4.        …леет за лесом закат 
…лые 
…исты к лесу летят. 
…стры зарделись на клумбах в саду 
…лые тени дрожат на пруду. 
 
Всем группам. Подобрать рифмы. 
 
   Утром мы во двор идем 
  Листья сыплются дождем. 
 ………………….. листопад 
  ………………….. сад. 
 
- Осень – искусная чародейка с богатой палитрой красок. Такого разнообразия и буйства цвета нет ни у одного времени года. 
 
Это всё завораживает, пленит, очаровывает. Испытываешь необъяснимое счастье и лёгкую грусть. 
 
 IV.Анализ художественных произведений. 
 
- Кто из великих русских поэтов искренне любил осень, был очарован ею? 
 
А.С.Пушкин. «Унылая пора!» 
 
- Поэт, как кисточкой – словом рисует очень яркую картину золотой осени. 
 
Давайте прочитаем стихотворение Д. Кедрина «Осенняя песня» 
 
- Какое настроение передаёт автор? 
 
- Какой образ вам особенно нравится и почему? 
 
- Кто такие духи осени? 
 
- Что позволило нам так ярко представить эту картину? 
 
- Каким приёмом пользуется поэт? (олицетворение) 
 
- Прочитайте стихотворение С.Есенина. 
 
- Назовите общие понятия, слова? 
 
- Одинаково ли пишут поэты? 
 
Как поэты говорят об осени? 
 
---Солнце спряталось за ситцевой 
 
Занавескою небес. 
 
                                                          Д. Кедрин. 
 
           Колесом за сине горы 
 
           Солнце тихое скатилось. 
 
                                          С. Есенин. 
 
          Солнце реже смеётся… 
 
                                          К. Бальмонт 
 
          И редкий солнца луч. 
 
                                          А.С.Пушкин 
 
- Для чего используются олицетворения? 
 
- Ребята, вы тоже побывали в роли писателей. Сочиняли истории, описывали осенние деньки. 
 
 V. Творческий отчёт групп. 
 
- Слово вам издатели книги. (Выступление детей). 
 
- Спасибо за труд. 
 
Художники  
 
- Не только поэты, но и художники в разное время создавали замечательные картины, изображая осень. 
 
( Три картины: Левитан, Поленов, Остроухов) 
 
Выступления детей: 
 
1. Илья Семенович Остроухов (1887г.) изобразил два старых клена и несколько тоненьких молодых деревьев, опавшие ажурные кленовые листья. В глубине все сливается с ярким золотом осенней листвы. Всё пронизано лёгкой туманной дымкой. Лес засыпает, но он живой. Сороки скачут по дорожке. Мы как – бы оказались в самой чаще леса. 
 
2. Василий Дмитриевич Поленов (1893г.) 
 
 Мы видим излучину реки, высокий берег, поросший лесом, и даль до самого горизонта. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют всё вокруг спокойным, ровным светом. Поляна с протоптанной тропинкой, молодые берёзки в золотых одеждах, кое-где краснеют листья осени. Очень хочется побродить по этой дорожке, подышать осенним воздухом. 
 
3. Левитан изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов. 
 
Слева – берёзовая роща, справа – лишь отдельные деревья, вдали – осенние леса. Небо синее, ясное, покрытое легкими облаками. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя. 
 
- Что объединяет все картины? 
 
- Есть ли сходство в описании природы поэтами и художниками? 
 
- Какие строчки из стихотворения больше всего выражают содержание картин? 
 
- Лес, точно терем расписной… 
 
                                    И.Бунин. 
 
- Что изображали вы на своих рисунках? 
 
- Кому машет дерево последним листом? 
 
- В хрестоматии мы нашли продолжение данного произведения. 
 
И. Бунин « Листопад» 
 
«…Последний день в лесу встреча» 
 
Музыканты:  
 
- Природа и музыка – эти два слова просто неотделимы друг от друга и чем-то очень похожи. 
 
- Когда впервые звучала музыка? 
 
- Первые рассветные лучи звенят росинками на цветочных полянах, малиновый закат наполняет вечер своими плавными звуками, музыка звучала, звучит, и будет звучать там, светит солнце, там, где опадают на остывшую землю позолоченные осенью наряды каштанов и кленов. Там, где небо распахнуло для журавлиного полёта. 
 
 Выступления детей: 
 
Наши исследования были бы не столько яркими, если бы мы не обратились к творчеству русского композитора П.И.Чайковского. Чудесные картины русской природы не могли не найти отклика в чуткой душе музыканта. 
 
 Слушаем музыку. ( Анализ услышанного). 
 
Фортепианные пьесы «Времена года» композитор писал в течение 1876 года. У каждого времени года своя музыка. И мелодии любого месяца хороши по-своему. Осень радует нас спелыми сочными красками деревьев. Музыка осени сначала праздничная и величавая. Но полетают дни за днями, и  щедрый темп урожая сменяют чуть грустные напевы. Улетают птицы, облетает листва. И задумчивая мелодия осени очаровывает нас своей  неповторимой багряной красой. 
 
- « Времена года» являются любимейшими произведениями музыкантов и слушателей. Композитор писал о природе так, что слушая его произведения, ощущаем, видим живые чудеса природы, сказочную, не увядающую красоту земли. 
 
Фотокорреспонденты: 
 
- Нам было интересно сфотографировать приметы осени. 
 
 Выступления детей: 
 
1.       Мы с мамой сфотографировали осенние астры, калину. На этой фотографии мне очень понравилось сочетание желтой травы и ещё зелёной листвы деревьев. 
 
2.       А мы сфотографировали опушку леса. Краснеют гроздья рябины и много золота – березки надели жёлтые наряды.

 
Дизайнеры:  
 
- Нам очень захотелось, используя различные материалы, создать свои осенние картины. 
 
- Эту работу мы назвали « Королева осеннего бала». Ажурное бальное платье, шляпа, всё сделано из осенних листьев. Использовали цветную бумагу. Это вырезная аппликация. 
 
-Эту работу мы назвали  «Осенний букет». Выполнена композиция из самых красивых осенних листьев. 
 
- А это красивое платье украшено дарами осени. Этот наряд называется «Яблонька». Нашей Любаше очень подходит этот наряд. 
 
- Осень так красиво разукрасила листья деревьев и кустарников! Гуляя в школьном дворе, мы любовались осенним убранством, собирали коллекцию листьев. . 
 
Вывод:  
 
- Ребята, вы создали удивительную красоту – словом, рисунком, фотографией, поделками. Действовали как настоящие художники. Писатели, поэты, живописцы передают нам своё впечатление от того, что их особенно поразило, заставило затрепетать сердце. 
 
- Как воздействует на человека поэзия, живопись, музыка? 
 
- Облагораживает душу, делает человека красивее, учит видеть красоту окружающего мира его хрупкость, быстротечность. 
 
«Я сорвал цветок, и он увял. 
 
Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладоши. 
 
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем!» 
 
- Как вы понимаете эти слова? 
 
- Подлинная культура – она хранится в душе, становится ценностью человека и не срывается, не уносится с собой, не укладывается в рощах, в охапку. Красота мира принадлежит всем людям. Запечатлеть красоту в душе, запомнить её, носить в сердце- это высшее проявление культуры человека. 
 
- Чему научились мы, работая над этим проектом? 
 
-В заключение нашей работы мы исполним песню об осени, потанцуем вместе с красивыми листочками.

Выставка детских работ.                                                                                                       

Приложение 2.

ТЕМА. Котик-Коток (вышивание)

ЗАДАЧИ. Продолжать учить детей вышивать на ткани “стебельчатым” швом, по намеченному контуру, используя в работе металлическую иголочку для вышивания, нитки мулине и пяльцы. Научить детей вытягивать нитки для работы из косички, сплетенной из ниток мулине. Закрепить умение вдевать нитку в иголку; начинать и заканчивать работу без узелков. Воспитывать чувство наслаждения от красиво выполненной работы.

МАТЕРИАЛ. На каждого ребенка заранее приготовленный контур котенка на ткани. Ткань натянута на пяльцы; косичка из ниток мулине; шкатулка для рукоделия; котенок (мягкая игрушка).

ПРИЕМЫ.

1. Создание игровой мотивации.

Детей встречает котенок (мягкая игрушка), мяукает. Дети рассматривают его, какой он красивый, мягкий, пушистый, ласковый и т. д. Оказывается, котенок очень любит играть с клубочками ниток, а дети объясняют котенку о том, что у них много ниток, но они не для игры, а для вышивания. Нитки не намотаны в клубочки, а заплетены в косички. Котенок набегался, наигрался и очень устал. Предложить детям спеть ему песенку

Приди, котенька – коток, приди серенький хвосток, 
Приди, котик, ночевать, будем песни напевать. 
Уж как я тебе, коту, сладку песенку спою.

Эта песенка колыбельная, котенок начал засыпать. Положить его на подушечку и накрыть одеялком. Предложить детям вышить спящего котенка, а потом подарить ему свои работы.

2. Показ приемов вышивания  стебельчатым швом.

Стебельчатый шов состоит из одинаковых косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. Работу выполняют слева направо.

Закрепить нить на изнаночной стороне ткани.

Протянуть иголочку на лицевую сторону.

Сделать первый стежок.

Выполнить следующий стежок, выводя иголочку у середины предыдущего стежка.

Все последующие стежки вышивают как предыдущий, строго следя за тем, чтобы стежки были одинаковыми, а натяжение ниточки равномерное, тогда шов получается рельефным.

Ниточка должна находиться всегда с левой стороны по отношению к стежкам (лучше снизу). Менять положение ниточки во время работы нельзя.

3. Самостоятельная работа детей.

Прежде, чем приступить к работе, вспомнить о правилах безопасности труда и разогреть пальчики.

“Во дворе у брата бегали котята. 
Испугавшись щелчка, разбежались кто куда.”

(Кончик указательного  пальца правой руки сильно  вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх. Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздух 3 раза. По аналогии выполнять щелчки остальными пальцами.)

4. Рассматривание вышитых  работ.

5. Упражнение на расслабление “Волшебный сон”.

Любопытная Варвара 
Смотрит влево… 
Смотрит вправо…

А потом опять вперед 
Тут немного отдохнет. 
Шея не напряжена! 
И рассла-а-бле-на…


(Движения повторяются  по два раза в каждую сторону)

А Варвара смотрит вверх! 
Выше всех, все дальше вверх! 
Возвращается обратно -

Расслабление приятно! 
Шея не напряжена 
И рассла-а-бле-на…


(Медленно опустить голову  вниз)

А теперь посмотрит вниз - 
Мышцы шеи напряглись! 
Возвращается обратно -

 

Информация о работе Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС