Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 21:30, курсовая работа
Я считаю,что цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности. Творческая деятельность должна осваиваться так же , как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.
Для того, чтобы творческий потенциал детей мог реализоваться, нужно создать определенные условия,чтобы ребенок мог развивать свои творческие способности. Ведь именно в определенных условиях, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.
Актуализация темы.
Условие возникновения опыта.
Основные педагогические идеи.
Теоретическая база опыта.
Понятие «Творчество»
Понятие «Способности»
Внеурочная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС
Технология опыта.
Проектная деятельность во внеурочное время
Вышивание как способ развития индивидуальных творческих способностей детей
«Воспитание сказкой» - универсальное занятие во внеурочной деятельности младших школьников
Проект «Школьное телевидение»
Новизна опыта.
Результативность.
Адресная направленность.
Список литературы.
Приложения.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Результат |
Критерии |
Преодоление барьера боязни проведения самостоятельных исследований (коллективных и индивидуальных) |
Стремления и попытки использования исследовательского метода обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром |
Получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований |
Свободное оперирование понятиями: тема исследования, проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, вывод, методы исследования и др. |
Сформированность специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске |
Проявляемые умения: видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать свои идеи |
Возросшие познавательные потребности и развивающиеся способности. |
Положительная динамика детского отношения к процессу познания и росту успешности основной учебной деятельности. Изменение характера познавательной деятельности в сторону повышения степени самостоятельности |
Учащиеся школы свои проекты представляли на школьных и городских конкурсах и выставках.
Принимали участие:
Школьные конкурсы и выставки:
Городские конкурсы и выставки:
VIII. Адресная направленность
«В мире довольно людей, которым никто не помог пробудиться. Пробудить в человеке истинно человеческие начала, любовь ко всему прекрасному, помочь увидеть красоту земли призван, прежде всего, учитель». (Антуан де Сент-Экзюпери)
Опыт адресован учителям, готовым перестроить взаимодействия с учащимися посредством проектной деятельности для развития специальных проектных умений, обуславливающих в дальнейшем у участников проектной деятельности конкурентоспособность современном постоянно меняющемся мире.
Данный опыт может быть рекомендован для использования учителям, которые:
-готовы к осуществлению творческого подхода в обучении и воспитании,
-готовы выйти за рамки программного материала,
-способны к саморазвитию, изучая инновационные компьютерные технологии,
-не боятся скрупулезной работы, требующей временных затрат.
IX. Список литературы
Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.
Безрукова «Педагогика. Проектная педагогика». Учебное пособие, 2006г., издательство «Деловая книга»
Капусткина Е.В. «Авторская программа «Проектная деятельность»
Капусткина Е.В. «Авторская программа «Школьное телевидение»
О. Соломенникова “Радость творчества”
nsportal.ru›
prosckolniy.jimdo.com›
gimnazia1.ucoz.ru›festival.
school20-shadr.ucoz.ru›
nsportal.ru›
nsportal.ru›
s24008.edu35.ru›
stranamasterov.ru›
nachalka.com›
nsportal.ru›
celinnaja.ru›
nsportal.ru›
X. Приложения
Приложение 1
Творческий
проект
«Осенние мотивы»
Цель: исследовать, какими
средствами и приемами пользуются поэты,
художники и композиторы, создавая образы
природы и природных явлений.
Задачи:
• Формировать представление
о поэзии как об особом взгляде на мир,
учить воспринимать окружающий мир живым
и одушевленным, ощущать его красоту и
беззащитность, сопереживать и сочувствовать
ему.
• Развивать познавательный
и эстетический опыт, художественный вкус,
поэтический слух, художественную зоркость.
• Развивать основы
исследовательской деятельности, творческое
воображение, образное и логическое мышление,
внимание, речь.
• Формирование коммуникативных
навыков.
Творческие группы:
• Фотокорреспонденты
• Издатели
• Художники
• Дизайнеры
Ход работы
творческого проекта:
I. Организационный
момент.
Группы приветствуют
гостей, занимают свои места.
II. Подготовительный этап.
Над землей туман клубится,
Вяжет сети паучок.
Вот и рыжая лисица
Красит листья в жёлтый
цвет.
Красит рыжим, алым,
синим,
Разбавляет краску
ливнем.
Отгадать загадку
просим:
Кто лисица эта?
- Осень!
- По каким признакам
узнали это время года?
- Почему осень сравнивают
с лисицей?
- У кого из поэтов есть
подобное сравнение?
- Д. Кедрин « Осенняя
песня».
- Чёрно – бурою лисицею
под горой улёгся лес.
- Ребята, на различных
уроках – литературы, окружающего мира,
технологии, изобразительного искусства
и во внеурочное время выполняли различные
виды творческих работ. И все они были
посвящены этому удивительному времени
года – осени. Мы выбрали общее название: Осенние мотивы!
- Ребята, а как вы считаете,
почему мы так заинтересовались данной
работой?
- Что толкнуло нас
и захотелось самим попробовать свои силы
в роли художников, дизайнеров, издателей
и фотокорреспондентов?
В литературе встретились
очень красивые поэтические произведения,
на уроках рисования, технологии выполняли
различные работы.
- Ребята, я предлагаю
продолжить исследования и
III. Работа по группам. Задания:
Подобрать
недостающие слова – глаголы, чтобы получилась
рифма.
1. Осень пёстрая ……….(пришла)
И рябины подожгла.
Возле них дрозды снуют
И плоды – огонь ……….(клюют)
2. ……. В роще листопад
(бродит)
По кустам и кленам,
Скоро он …… в сад
(заглянет)
Золотистым звоном.
Потерялась первая
буква.
3. ….синку красила
….сень
….синка мне нравится
….чень.
….на позолотом блистает,
….дно только жаль
–
….блетает.
4. …леет за лесом закат
…лые
…исты к лесу летят.
…стры зарделись на
клумбах в саду
…лые тени дрожат на
пруду.
Всем группам. Подобрать рифмы.
Утром мы во двор идем
Листья сыплются дождем.
………………….. листопад
………………….. сад.
- Осень – искусная
чародейка с богатой палитрой красок.
Такого разнообразия и буйства цвета нет
ни у одного времени года.
Это всё завораживает,
пленит, очаровывает. Испытываешь необъяснимое
счастье и лёгкую грусть.
IV.Анализ художественных произведений.
- Кто из великих русских
поэтов искренне любил осень, был очарован
ею?
А.С.Пушкин. «Унылая
пора!»
- Поэт, как кисточкой
– словом рисует очень яркую картину золотой
осени.
Давайте прочитаем
стихотворение Д. Кедрина «Осенняя песня»
- Какое настроение
передаёт автор?
- Какой образ вам особенно
нравится и почему?
- Кто такие духи осени?
- Что позволило нам
так ярко представить эту картину?
- Каким приёмом пользуется
поэт? (олицетворение)
- Прочитайте стихотворение
С.Есенина.
- Назовите общие понятия,
слова?
- Одинаково ли пишут
поэты?
Как поэты говорят
об осени?
---Солнце спряталось
за ситцевой
Занавескою небес.
Колесом за сине горы
Солнце тихое скатилось.
Солнце реже смеётся…
К. Бальмонт
И редкий солнца луч.
- Для чего используются
олицетворения?
- Ребята, вы тоже побывали
в роли писателей. Сочиняли истории, описывали
осенние деньки.
V. Творческий отчёт групп.
- Слово вам издатели
книги. (Выступление детей).
- Спасибо за труд.
Художники
- Не только поэты, но
и художники в разное время создавали
замечательные картины, изображая осень.
( Три картины: Левитан,
Поленов, Остроухов)
Выступления детей:
1. Илья Семенович Остроухов
(1887г.) изобразил два старых клена и несколько
тоненьких молодых деревьев, опавшие ажурные
кленовые листья. В глубине все сливается
с ярким золотом осенней листвы. Всё пронизано
лёгкой туманной дымкой. Лес засыпает,
но он живой. Сороки скачут по дорожке.
Мы как – бы оказались в самой чаще леса.
2. Василий Дмитриевич
Поленов (1893г.)
Мы видим излучину
реки, высокий берег, поросший лесом, и
даль до самого горизонта. Нежарко греет
осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют
всё вокруг спокойным, ровным светом. Поляна
с протоптанной тропинкой, молодые берёзки
в золотых одеждах, кое-где краснеют листья
осени. Очень хочется побродить по этой
дорожке, подышать осенним воздухом.
3. Левитан изобразил
неширокую речку, спокойно несущую свои
воды меж невысоких берегов.
Слева – берёзовая
роща, справа – лишь отдельные деревья,
вдали – осенние леса. Небо синее, ясное,
покрытое легкими облаками. Прохладный
день рождает ощущение бодрости и покоя.
- Что объединяет все
картины?
- Есть ли сходство
в описании природы поэтами и художниками?
- Какие строчки из
стихотворения больше всего выражают
содержание картин?
- Лес, точно терем расписной…
- Что изображали вы
на своих рисунках?
- Кому машет дерево
последним листом?
- В хрестоматии мы
нашли продолжение данного произведения.
И. Бунин « Листопад»
«…Последний день
в лесу встреча»
Музыканты:
- Природа и музыка
– эти два слова просто неотделимы друг
от друга и чем-то очень похожи.
- Когда впервые звучала
музыка?
- Первые рассветные
лучи звенят росинками на цветочных полянах,
малиновый закат наполняет вечер своими
плавными звуками, музыка звучала, звучит,
и будет звучать там, светит солнце, там,
где опадают на остывшую землю позолоченные
осенью наряды каштанов и кленов. Там,
где небо распахнуло для журавлиного полёта.
Выступления детей:
Наши исследования
были бы не столько яркими, если бы мы не
обратились к творчеству русского композитора
П.И.Чайковского. Чудесные картины русской
природы не могли не найти отклика в чуткой
душе музыканта.
Слушаем музыку. ( Анализ услышанного).
Фортепианные пьесы
«Времена года» композитор писал в течение
1876 года. У каждого времени года своя музыка.
И мелодии любого месяца хороши по-своему.
Осень радует нас спелыми сочными красками
деревьев. Музыка осени сначала праздничная
и величавая. Но полетают дни за днями,
и щедрый темп урожая сменяют чуть грустные
напевы. Улетают птицы, облетает листва.
И задумчивая мелодия осени очаровывает
нас своей неповторимой багряной красой.
- « Времена года» являются
любимейшими произведениями музыкантов
и слушателей. Композитор писал о природе
так, что слушая его произведения, ощущаем,
видим живые чудеса природы, сказочную,
не увядающую красоту земли.
Фотокорреспонденты:
- Нам было интересно
сфотографировать приметы осени.
Выступления детей:
1. Мы с мамой сфотографировали
осенние астры, калину. На этой фотографии
мне очень понравилось сочетание желтой
травы и ещё зелёной листвы деревьев.
2. А мы сфотографировали
опушку леса. Краснеют гроздья рябины
и много золота – березки надели жёлтые
наряды.
Дизайнеры:
- Нам очень захотелось,
используя различные материалы, создать
свои осенние картины.
- Эту работу мы назвали
« Королева осеннего бала». Ажурное бальное
платье, шляпа, всё сделано из осенних
листьев. Использовали цветную бумагу.
Это вырезная аппликация.
-Эту работу мы назвали
«Осенний букет». Выполнена композиция
из самых красивых осенних листьев.
- А это красивое платье
украшено дарами осени. Этот наряд называется
«Яблонька». Нашей Любаше очень подходит
этот наряд.
- Осень так красиво
разукрасила листья деревьев и кустарников!
Гуляя в школьном дворе, мы любовались
осенним убранством, собирали коллекцию
листьев. .
Вывод:
- Ребята, вы создали
удивительную красоту – словом, рисунком,
фотографией, поделками. Действовали как
настоящие художники. Писатели, поэты,
живописцы передают нам своё впечатление
от того, что их особенно поразило, заставило
затрепетать сердце.
- Как воздействует
на человека поэзия, живопись, музыка?
- Облагораживает душу,
делает человека красивее, учит видеть
красоту окружающего мира его хрупкость,
быстротечность.
«Я сорвал цветок, и
он увял.
Я поймал мотылька,
и он умер у меня на ладоши.
И тогда я понял, что
прикоснуться к красоте можно только сердцем!»
- Как вы понимаете
эти слова?
- Подлинная культура
– она хранится в душе, становится ценностью
человека и не срывается, не уносится с
собой, не укладывается в рощах, в охапку.
Красота мира принадлежит всем людям.
Запечатлеть красоту в душе, запомнить
её, носить в сердце- это высшее проявление
культуры человека.
- Чему научились мы,
работая над этим проектом?
-В заключение нашей
работы мы исполним песню об осени, потанцуем
вместе с красивыми листочками.
Выставка детских работ.
Приложение 2.
ТЕМА. Котик-Коток (вышивание)
ЗАДАЧИ. Продолжать учить детей вышивать на ткани “стебельчатым” швом, по намеченному контуру, используя в работе металлическую иголочку для вышивания, нитки мулине и пяльцы. Научить детей вытягивать нитки для работы из косички, сплетенной из ниток мулине. Закрепить умение вдевать нитку в иголку; начинать и заканчивать работу без узелков. Воспитывать чувство наслаждения от красиво выполненной работы.
МАТЕРИАЛ. На каждого ребенка заранее приготовленный контур котенка на ткани. Ткань натянута на пяльцы; косичка из ниток мулине; шкатулка для рукоделия; котенок (мягкая игрушка).
ПРИЕМЫ.
1. Создание игровой мотивации.
Детей встречает котенок (мягкая игрушка), мяукает. Дети рассматривают его, какой он красивый, мягкий, пушистый, ласковый и т. д. Оказывается, котенок очень любит играть с клубочками ниток, а дети объясняют котенку о том, что у них много ниток, но они не для игры, а для вышивания. Нитки не намотаны в клубочки, а заплетены в косички. Котенок набегался, наигрался и очень устал. Предложить детям спеть ему песенку
Приди, котенька – коток, приди
серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать, будем песни напевать.
Уж как я тебе, коту, сладку песенку спою.
Эта песенка колыбельная, котенок начал засыпать. Положить его на подушечку и накрыть одеялком. Предложить детям вышить спящего котенка, а потом подарить ему свои работы.
2. Показ приемов вышивания стебельчатым швом.
Стебельчатый шов состоит из одинаковых косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. Работу выполняют слева направо.
Закрепить нить на изнаночной стороне ткани.
Протянуть иголочку на лицевую сторону.
Сделать первый стежок.
Выполнить следующий стежок, выводя иголочку у середины предыдущего стежка.
Все последующие стежки вышивают как предыдущий, строго следя за тем, чтобы стежки были одинаковыми, а натяжение ниточки равномерное, тогда шов получается рельефным.
Ниточка должна находиться всегда с левой стороны по отношению к стежкам (лучше снизу). Менять положение ниточки во время работы нельзя.
3. Самостоятельная работа детей.
Прежде, чем приступить к работе, вспомнить о правилах безопасности труда и разогреть пальчики.
“Во дворе у брата бегали котята.
Испугавшись щелчка, разбежались кто куда.”
(Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх. Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздух 3 раза. По аналогии выполнять щелчки остальными пальцами.)
4. Рассматривание вышитых работ.
5. Упражнение на расслабление “Волшебный сон”.
Любопытная Варвара |
А потом опять вперед |
(Движения повторяются по два раза в каждую сторону)
А Варвара смотрит вверх! |
Расслабление приятно! |
(Медленно опустить голову вниз)
А теперь посмотрит вниз - |