Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 14:15, курсовая работа
Описание работы
Актуальность. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее.
Содержание работы
Введение ………………………………………………………………………….…………………….…3 Глава 1. Понятие способностей в современной педагогике и психологии…….5 1.1 Природа и факторы развития способностей…………………….……..5 1.2 Понятие творчество и творческие способности…………………........11 1.3 Компоненты творческих способностей…………………………….…14 1.4 Условия успешного развития творческих способностей детей 15 Глава 2. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте…………22 2.1 Методики диагностики творческих способностей у дошкольников…22 2.2 Организация и проведение исследования……………………………..26 2.3 Анализ результатов исследования творческих способностей у дошкольников…………………………………………………………….....26 Заключение……………………………………….…………………………29 Список литературы………………………………………………………...31
Министерство образования
и науки Российской Федерации
Стерлитамакский
филиал
федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального
образования
«Башкирский государственный
университет»
Факультет педагогики
и психологии
Кафедра психолого
– педагогического образования
Курсовая работа
Развитие творческих
способностей у детей дошкольного возраста
Выполнила:
студентка группы ППО-21
Абдрахимова Резеда Максутовна
Научный руководитель:
кандидат педагогических
наук, доцент
Стерлитамак 2014
Содержание
Введение ………………………………………………………………………….…………………….…3
Глава
1. Понятие способностей в современной
педагогике и психологии…….5
Природа и факторы развития
способностей…………………….……..5
Понятие творчество и творческие
способности…………………........11
Компоненты творческих способностей…………………………….…14
1.4 Условия успешного развития
творческих способностей детей
15
Глава 2. Развитие творческих
способностей в дошкольном возрасте…………22
2.1
Методики диагностики творческих способностей
у дошкольников…22
2.2
Организация и проведение исследования……………………………..26
2.3 Анализ результатов исследования
творческих способностей у дошкольников…………………………………………………………….....26
Заключение……………………………………….…………………………29
Список литературы………………………………………………………...31
Приложения………………………………………………………………..
Введение
Актуальность. Проблема человеческих способностей
вызывала огромный интерес людей во все
времена. Однако в прошлом у общества не
возникало особой потребности в овладении
творчества людей. Таланты появлялись
как бы сами собой, стихийно создавали
шедевры литературы и искусства: делали
научные открытия, изобретали, удовлетворяя
тем самым потребности развивающейся
человеческой культуры. В наше время ситуация
коренным образом изменилась. Жизнь в
эпоху научно-технического прогресса
становится все разнообразнее и сложнее.
И она требует от человека не шаблонных,
привычных действий, а подвижности, гибкости
мышления, быстрой ориентации и адаптации
к новым условиям, творческого подхода
к решению больших и малых проблем. Если
учесть тот факт, что доля умственного
труда почти во всех профессиях постоянно
растет, а все большая часть исполнительской
деятельности перекладывается на машины,
то становиться очевидным, что творческие
способности человека следует признать
самой существенной частью его интеллекта
и задачу их развития – одной из важнейших
задач в воспитании современного человека.
Ведь все культурные ценности, накопленные
человечеством – результат творческой
деятельности людей. И то, насколько продвинется
вперед человеческое общество в будущем,
будет определяться творческим потенциалом
подрастающего поколения.
Объектом исследования является процесс развития
творческих способностей в дошкольном
возрасте.
Цель исследования
- изучение проблемы развития
креативных способностей дошкольников,
а именно тех её аспектов, знание которых
необходимо для практической деятельности
в этом направлении воспитателей детских
садов и родителей.
Задачи исследования:
Выявление основных компонентов
творческих способностей на основе анализа литературы.
Определение условий, благоприятных
для развития творческих способностей
детей.
Определение основных направлений педагогических задач по развитию творческих способностей в дошкольном
возрасте.
Определение эффективности
работы традиционных методик дошкольного
воспитания в отношении развития творческих
способностей детей.
Выявление эффективности форм,
методов развития креативных способностей
на основе анализа и обобщения педагогического опыта.
Методы исследования. Изучение, анализ и обобщение
литературных источников по данной теме,
проективное тестирование творческих
способностей у детей дошкольного возраста
(методики «Солнце в комнате» и «Как спасти
зайку», авторы В.Синельников и В.Кудрявцев.),
изучение и обобщение педагогического
опыта по развитию творческих способностей
детей.
Глава 1. Понятие способностей
в современной педагогике и психологии
1.1 Понятие способностей
Способности изучают различные
науки - философия, социология, медицина
и другие. Но ни одна из них не рассматривает
так глубоко и разносторонне проблему
способностей, как психология.
Несмотря на это, термин «способности»
многими психологами трактуется неоднозначно.
Если рассматривать всевозможные варианты
существующих в настоящее время подходов
к исследованию способностей, то их можно
свести к трем основным типам. В первом
случае под способностями понимают совокупность
всевозможных психических процессов и
состояний. Это наиболее широкое и самое
старое толкование термина «способности».
С точки зрения второго подхода под способностями
понимают высокий уровень развития общих
и специальных знаний, умений и навыков,
обеспечивающих успешное выполнение человеком
различных видов деятельности. Данное
определение появилось и было принято
в психологии XVIII-XIX вв. и достаточно часто
встречается в настоящее время. Третий
подход основан на утверждении о том, что
способности - это то, что не сводится к
знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает
их быстрое приобретение, закрепление
и эффективное использование на практике.
В российской психологии экспериментальные
исследования способностей чаще всего
строятся на основе последнего подхода.
Наибольший вклад в его развитие внес
известный ученый Б. М. Теплов. Он выделил
три основных признака понятия «способность».
Во-первых, под способностями
понимаются индивидуально-психологические
особенности, отличающие одного человека
от другого; никто не станет говорить о
способностях там, где речь идет о свойствах,
в отношении которых все люди равны.
Во-вторых, способностями называют
не всякие вообще индивидуальные особенности,
а лишь такие, которые имеют отношение
к успешности выполнения какой-либо деятельности
или многих деятельностей.
В-третьих, понятие «способность»
не сводится к тем знаниям, навыкам или
умениям, которые уже выработаны у данного
человека.
На основании вышеизложенного
приходим к выводу, что способности - это
психофизиологические свойства человека,
от которых зависит динамика приобретения
знаний, умений и навыков и успешность
выполнения определенной деятельности.
К способностям относятся, например,
музыкальный слух и чувство ритма, необходимые
для успешных занятий музыкой; конструктивное
воображение, необходимое для выполнения
деятельности конструктора, инженера;
быстрота двигательных реакций, необходимая
при занятиях некоторыми видами спорта;
(тонкость цветоразличения - для художника-живописца).
Наряду с индивидуальными особенностями
психических процессов (ощущений и восприятий,
памяти, мышления, воображения) способностями
являются и более сложные индивидуально-психологические
особенности. Они формируются, на базе
тех или иных особенностей психических
процессов, но включают и эмоционально-болевые
моменты, элементы отношения, имеют личностную
окраску (например, математическая направленность
ума как тенденция вычленять математические
отношения при восприятии, видеть мир
«математическими глазами»).
Кроме этого необходимо усвоить,
что хотя способности и включают в себя
определенные знания и навыки, но отнюдь
не сводятся к ним. Хотя в повседневной
практике понятия «способности» и «навыки»
часто отождествляются.
Различные виды деятельности,
отличаясь своим содержанием, предъявляют
различные требования к личности, к ее
способностям. Особенности этих требований
состоят не только в том, что для выполнения
одних видов деятельности необходимо
вполне определенное развитие каких-то
конкретных психических процессов (например,
определенного вида ощущений, сенсомоторной
координации, эмоциональной уравновешенности,
богатства воображения, распределения
внимания, более развитого словесно-логического
мышления и т. д.), но и их комплексов. Учебная
деятельность, большинство видов квалифицированного
труда предъявляют к личности комплекс
психологических требований. Различие
в требованиях, предъявляемых деятельностями
к личности, нашло отражение в классификации
способностей человека.
В отечественной и зарубежной
психологии имеются разные толкования
видов и структуры способностей, но наиболее
общепринятыми считаются выделение способностей
по видам деятельности. Например, существуют
способности к приобретению знаний, музыкальные,
математические, литературные, артистические,
инженерные, организаторские и множество
других способностей.
Другой подход к структуре способностей
выявляет два их вида с точки зрения развития:
потенциальные и актуальные. Потенциальные
- это возможности развития индивида,
проявляющие себя каждый раз, когда перед
ним возникают новые задачи, требующие
решения. Однако развитие индивида зависит
не только от его психологических свойств,
но и от тех социальных условий, в которых
могут быть реализованы или не реализованы
эти потенции. В таком случае говорят об
актуальных способностях. Это объясняется
тем, что далеко не каждый может реализовать
свои потенциальные способности в соответствии
со своей психологической природой, для
этого может не иметься объективных условий
и возможностей. Таким образом, можно заключить,
что актуальные способности составляют
только часть потенциальных.
Наиболее общую классификацию
способностей выделяет Маклаков: общие
и специальные.
Общие способности - это те,
которые одинаковым образом проявляют
себя в различных видах человеческой деятельности.
К ним можно отнести, например, уровень
общего интеллектуального развития человека,
его обучаемость, внимательность, память,
воображение, речь, ручные движения, работоспособность.
Специальные - это способности
к определенным видам деятельности, таким,
как музыкальные, лингвистические, математические.
В состав каждой способности,
делающей человека пригодным к выполнению
определенной деятельности, всегда входят
некоторые операции или способы действия,
посредством которых эта деятельность
осуществляется. Именно поэтому, как говорил
СЛ.Рубинштейн, ни одна способность не
является актуальной, реальной способностью,
пока не вобрала в себя систему соответствующих
общественно выработанных операций. С
этой точкой зрения определенная способность
всегда представляет собой сложную систему
способов, действий и операций.
Помимо разделения способностей
на общие и специальные, В.А.Крутецкий
разделяет способности на теоретические
и практические. Теоретические и практические
способности отличаются друг от друга
тем, что первые предопределяют склонность
человека к абстрактно-теоретическим
размышлениям, а вторые - к конкретным
практическим действиям. В отличие от
общих и специальных способностей теоретические
и практические чаще всего не сочетаются
друг с другом. Большинство людей обладает
или одним, или другим типом способностей.
Вместе они встречаются крайне редко,
в основном у одаренных, разносторонне
развитых людей.
Существует также деление на
учебные и творческие способности, предлагаемое
А.Г. Маклаковым. Они отличаются друг от
друга тем, что первые определяют успешность
обучения, усвоения человеком знаний,
умений и навыков, в то время как вторые
определяют возможность открытий и изобретений,
создания новых предметов материальной
и духовной культуры и др. Если мы попытаемся
определить, какие способности из данной
группы имеют большее значение для человечества,
то в случае признания приоритета одних
над другими мы, вероятнее всего, совершим
ошибку. Конечно, если бы человечество
было лишено возможности творить, то вряд
ли оно было бы в состоянии развиваться.
Но если бы люди не обладали учебными способностями,
то развитие человечества также было бы
невозможным. Развитие возможно лишь тогда,
когда люди в состоянии усвоить всю сумму
знаний, накопленных предшествующими
поколениями. Поэтому некоторые авторы
считают, что учебные способности - это,
прежде всего, общие способности, а творческие
- специальные, определяющие успех творчества.
Помимо разграничения на общие
и специальные, учебные и творческие и
т.п., способности также делят по уровню
их развития на одаренность, мастерство,
талант и гениальность. Одаренных людей
очень много. Можно сказать даже, что людей,
не имеющих возможности проявить свою
одаренность ни к чему на свете, нет вообще
(если только данный человек не страдает
серьезным психическим расстройством).
Все дело в том, как помочь ему найти свое
призвание. Талантливых же людей, т.е. достигающих
особенно высокого уровня развития способностей,
значительно меньше. Ну, а гении встречаются
исключительно редко.
Одаренностью называется своеобразное
сочетание способностей, которое обеспечивает
человеку возможность успешного выполнения
какой-либо деятельности. В этом определении
необходимо подчеркнуть то, что от одаренности
зависит не успешное выполнение деятельности,
а только возможность такого успешного
выполнения. Для успешного выполнения
всякой деятельности требуется не только
наличие соответствующего сочетания способностей,
но и овладение необходимыми знаниями
и навыками. Какую бы феноменальную математическую
одаренность ни имел человек, но если он
никогда не учился математике, он не сможет
успешно выполнять функции самого заурядного
специалиста в этой области. Одаренность
определяет только возможность достижения
успеха в той или иной деятельности, реализация
же этой возможности определяется тем,
в какой мере будут развиты соответствующие
способности и какие будут приобретены
знания и навыки.
Индивидуальные различия одаренных
людей обнаруживаются главным образом
в направленности интересов. Одни люди,
например, останавливаются на математике,
другие - на истории, третьи - на общественной
работе. Дальнейшее развитие способностей
происходит в конкретной деятельности.