Характеризуя способности человека,
часто выделяют такой уровень их развития,
как мастерство, т.е. совершенство в конкретном
виде деятельности. Когда говорят о мастерстве
человека, в первую очередь имеют в виду
его способность успешно заниматься производительной
деятельностью. Мастерство в любой профессии
предполагает психологическую готовность
к творческим решениям возникающих проблем.
Высокую степень способностей
личности к определенной деятельности,
проявляющуюся в оригинальности и новизне
подхода, сопровождающихся достижениями
наиболее высоких результатов, называют
талантом. Талант человека, направляясь
выраженной потребностью в творчестве,
всегда отражает определенные общественные
запросы. Развитие талантов решающим образом
зависит от общественно-исторических
условий. Талант может проявляться в любой
человеческой деятельности, не только
в области науки или искусства. Поэтому
талантливым может быть и лечащий врач,
и учитель, и летчик, и новатор сельскохозяйственного
производства, и квалифицированный рабочий.
Как правило, талант всегда сочетается
с исключительной трудоспособностью и
трудолюбием. Недаром все талантливые
люди подчеркивают, что талант - это труд,
умноженный на терпение, талант - это склонность
к бесконечному труду. Пробуждение таланта,
так же как и способностей вообще, общественно
обусловлено. То, какие дарования получат
наиболее благоприятные условия для полноценного
развития, зависит от потребностей эпохи
и особенностей конкретных задач, которые
стоят перед данным обществом.
1.2 Природа и
факторы развития способностей
Прежде чем говорить о природе
способностей, необходимо ознакомится
с понятием задатков, т.к. они являются
природными предпосылками способностей.
П.А. Рудик понимает под задатками
врожденные анатомо-физиологические особенности
организма, которые облегчают развитие
способностей. Для способностей преимущественно
в двигательной деятельности такими задатками
могут быть особенности лабильности нервно-мышечной
системы, для интеллектуальных способностей
- подвижность нервной системы, хорошее
кровоснабжение мозга и т. п. К задаткам
могут относится некоторые врожденные
особенности зрительного и слухового
анализаторов, типологические свойства
нервной системы, от которой зависит быстрота
образования временных нервных связей,
их прочность, сила сосредоточенного внимания,
умственная работоспособность и др.
Задатки создают предпосылки
для развития способностей, служат для
них основой, но совершенно не однозначны
им и не определяют их развития «автоматически».
Способности не заключены в задатках.
Задаток не потенциальная способность
(а способность - не задаток в развитии),
так как анатомо-физиологическая особенность
ни при каких условиях не может развиваться
в психическую особенность. Следует учитывать
также, что природные предпосылки сами
по себе являются продуктом исторического
развития. То, что запечатлевается в нервной
системе и что передается от поколения
к поколению в виде определенных задатков,
является тоже результатом длительного
филогенетического развития.
Существенной характеристикой
задатков является их многозначность,
поскольку на основе одних и тех же задатков
(например, хорошее цветоразличение) могут
развиваться различные способности в
зависимости от характера требований,
предъявляемых деятельностью (могут развиваться
способности художника, а могут и способности
контролера).
Будучи многозначными, задатки
могут быть более или менее общими. Более
общими являются задатки, обусловленные
общим типом нервной системы. Но кроме
общих свойств нервной системы (сила, уравновешенность,
подвижность) имеются и парциальные свойства,
характеризующие особенности деятельности
отдельных анализаторных систем. Эти задатки,
вероятно, и связаны с различиями в слуховой,
зрительной, обонятельной, вкусовой чувствительности
у разных людей. Они имеют прямое отношение
к специальным способностям.
Задатки проявляются в легкой
восприимчивости и запечатлеваемости
того материала, который привлекает, и,
главное, в умении конструировать новое,
что особенно характерно для большого
дарования.
Одна из распространенных точек
зрения ведет свою историю от Платона.
Эта теория основывается на положении
о врожденном характере способностей
и обусловленности их биологической природой.
При этом говорится о неких «абсолютных
знаниях», «врожденных идеях» (Платон),
которые изначально в разной степени заложены
в человеке и которые он в процессе развития
как бы «вспоминает» и осуществляет в
своей деятельности. Эти «абсолютные знания»
как бы заранее устанавливают предел в
развитии способностей у людей разных
сословий. Так, по этой теории, люди «низших»
сословий не имеют от рождения таких задатков,
которые бы в дальнейшем предрасполагали
к умственной деятельности.
Своеобразным развитием концепции
наследования способностей является предположение
о связи способностей человека с массой
его мозга. Как известно, мозг взрослого
человека весит в среднем около 1400 г Определение
массы мозга выдающихся людей показало,
что их мозг несколько больше средней
величины.
По мнению П.А. Рудика, социальная
среда может оказывать влияние на развитие
способностей человека только через активную
деятельность самого человека: только
в том случае, если человек проявляет себя
активно в социальной среде, в зависимости
от характера своей активности он и разовьет
соответствующие этой среде способности
.
Конечным выводом этой концепции
явилось положение о том, что у каждого
человека можно сформировать любые способности.
Придерживаясь данного взгляда, американский
ученый
В свою очередь, жизненные наблюдения
и специальные исследования свидетельствуют
о том, что нельзя отрицать наличие природных
предпосылок способностей. Не признавая
врожденности способностей, отечественная
психология не отрицает врожденности
задатков и особенностей строения мозга,
которые могут оказаться условиями успешного
выполнения определенной деятельности.
Таким образом, наследственность
имеет большое значение для развития способностей,
поскольку особенности анатомо-физиологического
строения нервной системы человека в значительной
степени определяют его задатки. Но, с
другой стороны, сами по себе задатки не
означают, что у человека разовьются соответствующие
способности. Проявление и развитие способностей
в первую очередь зависит от многих социальных
условий. К их числу следует отнести особенности
воспитания, потребность общества в той
или иной деятельности, особенности системы
образования и др.
1.3 Понятия творчество
и творческие способности
Анализ проблемы развития творческих
способностей во многом будет предопределяться
тем содержанием, которое мы будем вкладывать
в это понятие. Очень часто в обыденном
сознании творческие способности отождествляются
со способностями к различным видам художественной
деятельности, с умением красиво рисовать,
сочинять стихи, писать музыку и т.п.
Под творческой деятельностью
мы понимается такая деятельность человека,
в результате которой создается нечто
новое – будь это предмет внешнего мира
или построение мышления, приводящее к
новым знаниям о мире, или чувство, отражающее
новое отношение к действительности.
Если внимательно рассмотреть поведение
человека, его деятельность в любой области,
то можно выделить два основных вида поступков.
Одни действия человека можно назвать
воспроизводящими или репродуктивными.
Такой вид деятельности тесно связан с
нашей памятью и его сущность заключается
в том, что человек воспроизводит или повторяет
уже ранее созданные и выработанные приемы
поведения и действия.
Кроме репродуктивной деятельности в
поведении человека присутствует творческая
деятельность, результатом которой является
не воспроизведение бывших в его опыте
впечатлений или действий, а создание
новых образов или действий. В основе этого
вида деятельности лежат творческие способности.
Таким образом, в самом общем
виде определение творческих способностей
выглядит следующим образом. Творческие
способности – это индивидуальные особенности
качества человека, которые определяют
успешность выполнения им творческой
деятельности различного рода.
Так как элемент творчества может присутствовать
в любом виде человеческой деятельности,
то справедливо говорить не только о художественных
творческих способностях, но и о технических
творческих способностях, о математических
творческих способностях, и т.д.
1.4 Условия успешного
развития творческих способностей.
Одним из важнейших факторов
творческого развития детей является
создание условий, способствующих
формированию их творческих способностей.
На основе анализа работ нескольких авторов,
в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина, и
Л.Кэррола мы выделили шесть основных
условий успешного развития творческих
способностей детей.
Первым шагом к успешному развитию
творческих способностей является раннее
физическое развитие малыша: раннее плавание,
гимнастика, раннее ползание и хождение.
Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство
с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития
творческих способностей ребенка является
создание обстановки, опережающей развитие
детей. Необходимо, насколько это возможно
заранее окружить ребенка такой средой
и такой системой отношений, которые стимулировали
бы его самую разнообразную творческую
деятельность и исподволь развивали бы
в нем именно то, что в соответствующий
момент способно наиболее эффективно
развиваться. Например, еще задолго до
обучения чтению годовалому ребенку можно
купить кубики с буквами, повесить азбуку
на стене и во время игр называть ребенку
буквы. Это способствует раннему овладению
чтением.
Третье, чрезвычайно важное,
условие эффективного развития творческих
способностей вытекает из самого характера
творческого процесса, который требует
максимального напряжения сил. Дело в
том, что способности развиваться тем
успешнее, чем чаще в своей деятельности
человек добирается "до потолка"
своих возможностей и постепенно поднимает
этот потолок все выше и выше. Такое условие
максимального напряжения сил легче всего
достигается, когда ребенок уже ползает,
но еще не умеет говорить. Процесс познания
мира в это время идет очень интенсивно,
но воспользоваться опытом взрослых малыш
не может, так как объяснить такому маленькому
еще ничего нельзя. Поэтому в этот период
малыш вынужден больше, чем когда-либо,
заниматься творчеством, решать множество
совершенно новых для него задач самостоятельно
и без предварительного обучения (если,
разумеется, взрослые позволяют ему это
делать, а не решают их за него). У ребенка
закатился далеко под диван мяч. Родители
не должны спешить достать ему эту игрушку
из-под дивана, если ребенок может решить
эту задачу сам.
Четвертое условие успешного
развития творческих способностей заключается
в предоставлении ребенку большой свободы
в выборе деятельности, в чередовании
дел, в продолжительности занятий одним
каким-либо делом, в выборе способов и
т.д. Тогда желание ребенка, его интерес,
эмоциональный подъём послужат надежной,
гарантией того, что уже большее напряжение
ума не приведет к переутомлению, и пойдет
ребенку на пользу.
Но предоставление ребенку
такой свободы не исключает, а, наоборот,
предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную
помощь взрослых – это и есть пятое условие
успешного развития творческих способностей.
Самое главное здесь - не превращать свободу
во вседозволенность, а помощь в подсказку.
К сожалению, подсказка - распространенный
среди родителей способ "помощи"
детям, но она только вредит делу. Нельзя
делать что-либо за ребенка, если он может
сделать сам. Нельзя думать за него, когда
он сам может додуматься.
Давно известно, что для творчества
необходимо комфортное психологическая
обстановка и наличие свободного времени,
поэтому шестое условие успешного развития
творческих способностей – тёплая дружелюбная
атмосфера в семье и детском коллективе.
Взрослые должны создать безопасную психологическую
базу для возвращения ребенка из творческого
поиска и собственных открытий. Важно
постоянно стимулировать ребенка к творчеству
проявлять сочувствие к его неудачам,
терпеливо относиться даже к странным
идеям несвойственным в реальной жизни.
Нужно исключить из обихода замечания
и осуждения.
Но создание благоприятных
условий недостаточно для воспитания
ребенка с высоким творческим потенциалом,
хотя некоторые западные психологи и сейчас
считают, что творчество изначально присуще
ребенку и, что надо только не мешать ему
свободно самовыражаться. Но практика
показывает, что такого невмешательства
мало: не все дети могут открыть дорогу
к созиданию, и надолго сохранить творческую
активность. Оказывается (и педагогическая
практика доказывает это), если подобрать
соответствующие методы обучения,
то даже дошкольники, не теряя своеобразия
творчества, создают произведения более
высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся
сверстники. Не случайно сейчас так популярны
детские кружки и студии, музыкальные
школы и школы искусств. Конечно, ведется
еще много споров о том, чему же и как учить
детей, но тот факт, что учить надо не вызывает
сомнений.
Воспитание творческих способностей
детей будет эффективным лишь в том случае,
если оно будет представлять собой целенаправленный
процесс, в ходе которого решается ряд
частных педагогических задач, направленных
на достижение конечной цели.
Главной педагогической задачей
по развитию творческого мышления в дошкольном
возрасте является формирование ассоциативности,
диалектичности и системности мышления.
Так как развитие именно этих
качеств делает мышление гибким,
оригинальным и продуктивным.
Ассоциативность – это способность
видеть связь и сходные черты в предметах
и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.
Благодаря развитию ассоциативности
мышление становится гибким и оригинальным.
Кроме того, большое количество
ассоциативных связей позволяет быстро
извлекать нужную информацию из памяти.
Ассоциативность очень легко приобретается
дошкольниками в ролевой игре. Так же существуют
специальные игры, способствующие развитию
этого качества.
Диалектичность – это способность
видеть в любых системах противоречия,
мешающие их развитию, умение устранять
эти противоречия, решать проблемы.
Диалектичность является необходимым
качеством талантливого мышления. Психологи
провели ряд исследований и, установили,
что механизм диалектического мышления
функционирует в народном и научном творчестве.
В частности анализ трудов Выготского
показал, что выдающийся русский психолог
постоянно использовал этот механизм
в своих исследованиях.