Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 14:15, курсовая работа
Описание работы
Актуальность. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее.
Содержание работы
Введение ………………………………………………………………………….…………………….…3 Глава 1. Понятие способностей в современной педагогике и психологии…….5 1.1 Природа и факторы развития способностей…………………….……..5 1.2 Понятие творчество и творческие способности…………………........11 1.3 Компоненты творческих способностей…………………………….…14 1.4 Условия успешного развития творческих способностей детей 15 Глава 2. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте…………22 2.1 Методики диагностики творческих способностей у дошкольников…22 2.2 Организация и проведение исследования……………………………..26 2.3 Анализ результатов исследования творческих способностей у дошкольников…………………………………………………………….....26 Заключение……………………………………….…………………………29 Список литературы………………………………………………………...31
Развитие реализма воображения
у 30% обследованных детей находится на
низком уровне, и у 70% детей – среднем уровне.
Развитие такой способности как над ситуативно-преобразовательный
характер творческих решений у 20% детей
- на низком уровне, у 80% - на среднем уровне,
это достаточно хороший показатель. Относительно
неплохие результаты показала методика
экспериментирования: 50% детей на среднем
уровне выполнили задание , 20% на высоком
и лишь 30% на низком. Анализируя полученные
результаты можно сделать следующие выводы.
У детей этой группы неплохо
развито творческое воображение, но все
же есть поле для деятельности педагога
в развитии креативных способностей воспитанников.
Из всего выше, сказанного следует,
что в существующих условиях в детских
садах необходимо проводить специальную
работу, направленную на развитие творческого
воображения детей, тем более, что дошкольный
возраст – сензитивный период для развития
этого процесса. В каких формах может осуществляться
эта работа, конечно, наилучший вариант
– это введение специальной программы
занятий по развитию детского воображения.
В последнее время появилось большое количество
методических разработок таких занятий.
Если нет возможности ввести
дополнительные занятия, то воспитателю
можно предложить на базе программы, по
которой он работает, без резких изменений
формы занятий, использовать элементы
ТРИЗ для развития творческого потенциала
детей. Также на специальных занятиях
по музыке, рисованию, конструированию,
развитию речи нужно давать детям задания
творческого характера.
Заключение
Универсальные творческие способности
- это индивидуальные особенности, качества
человека, которые определяют успешность
выполнения им творческой деятельности
различного рода. В основе креативных
способностей человека лежат процессы
мышления и воображения. Поэтому основными
направлениями развития творческих способностей
в дошкольном возрасте являются:
Развитие продуктивного творческого
воображения, которое характеризуется такими качествами
как богатство продуцируемых образов и направленность.
Развитие качеств мышления,
которые формируют креативность; такими
качествами являются ассоциативность,
диалектичность и системность
мышления.
Дошкольный возраст имеет богатейшие
возможности для развития творческих
способностей. К сожалению, эти возможности
с течением времени необратимо утрачиваются,
поэтому необходимо, как можно эффективнее
использовать их в дошкольном детстве.
Успешное развитие творческих способностей
возможно лишь при создании определенных
условий, благоприятствующих их формированию.
Такими условиями являются:
1. Раннее физическое и
интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, опережающей
развитие ребенка.
3. Самостоятельное решение
ребенком задач, требующих максимального
напряжения сил, когда ребенок
добирается до "потолка " своих
возможностей.
4. Предоставление ребенку
свободы в выборе деятельности,
чередовании дел, продолжительности
занятий одни делом и т.д.
5. Умная, доброжелательная
помощь (а не подсказка) взрослых.
6. Комфортная психологическая
обстановка, поощрение взрослыми
стремления ребенка к творчеству.
Но создание благоприятных
условий недостаточно для воспитания
ребенка с высокоразвитыми творческими
способностями. Необходима целенаправленная
работа по развитию творческого потенциала
детей. К сожалению, традиционно существующая
в нашей стране система дошкольного воспитания
почти не содержит мер, направленных на
последовательное систематическое развитие
творческих способностей детей. Поэтому
они (способности) развиваются в основном
стихийно и в результате, не достигают
высокого уровня развития. Это подтвердили
и результаты диагностики творческих
способностей дошкольников. Самые низкие
результаты дала диагностика творческого
воображения. Хотя дошкольный возраст
является сензитивным периодом для развития
этого компонента творческих способностей.
Для исправления существующего положения
можно предложить следующие меры, направленные
на эффективное развитие творческих способностей
дошкольников.
Введение в программу
дошкольного воспитания специальных
занятий, направленных на развитие творческого
воображения и мышления детей.
На специальных занятиях по
рисованию, музыке, развитию речи давать детям задания творческого
характера.
Управление взрослыми детской
предметной и сюжетно-ролевой игрой с
целью развития в ней воображения детей.
Использование специальных
игр, развивающих творческие способности детей.
Работа с родителями.
Список литературы.
1. Алиева Е.Г. Творческая одаренность
и условия ее развития // Психологический
анализ учебной деятельности М.: ИП РАН.
1991. С . 7-17.
2. Венгер Н.Ю. Путь к развитию
творчества. - Дошкольное воспитание.
-1982 №11. стр. 32-38.
3. Веракса Н.Е. Диалектическое
мышление и творчество. -
Вопросы
психологии. - 1990 №4. стр. 5-9.
4. Выготский Л.Н. Воображение
и творчество в дошкольном возрасте.
-
СПб.: Союз, 1997. 92стр.
5. Годфруа Ж. Психология, изд.
в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992. стр. 435-
442.
6. Гнатко Н. М. Проблема креативности
и явление подражания. М.: ИП РАН, 1994.
7. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е.
Чего на свете не бывает. - М.: Знание,
1994. 157стр.
8. Ефремов В.И. Творческое воспитание
и образование детей на базе
ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ
9. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.
Возрастная психология: Полный жизненный
цикл развития человека.-М.: ТЦ Сфера, 2004.-464с
11. Мурашковская И.Н. Когда я
стану волшебником. - Рига: Эксперимент,
1994. 62 стр.
12. Маслоу А. Самоактуализирующаяся
личность // Психология личности. Под ред.
Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Пузырея. М., 1985.
13. Маклаков А.Г. Общая психология
- СПб.: Питер, 2001. - 592 с
14. Немов Р.С Психология:
Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:
В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии.
— 688 с
15. Нестеренко А. А.
Страна сказок. Ростов-на-Дону:
Издательство
ростовского университета.
- 1993. 32 стр.
16. Никитин Б., Никитина Л. Мы,
наши дети и внуки, - М.:
Молодая
гвардия, 1989. стр. 255-299.
17. Никитин Б. Развивающие игры.
- М.:3нание, 1994.
18. Обухова Л.Ф. Возрастная
психология. Учебное пособие .- М.: Педагогическое
общество России.-1999. -442с .
19. Шадриков В. Д. Способности,
одаренность, талант // Развитие и диагностика
способностей. М.: Наука, 1991.
20. Эльконин Д. Б. Психология
игры. М., Педагогика. 1978
Приложение
приложение 1
Игры на
развитие ассоциативности мышления
Игра "Что
на что похоже "
3-4 человека (отгадчики) выходят
за дверь, а остальные участники
игры договариваются, какой предмет
будет сравниваться. Отгадчики
заходят и ведущий начинает: "То,
что я загадал похоже на ..." и даёт слово
тому, кто первый нашел сравнение
и поднял руку: Например,
бант может быть ассоциирован
с цветком, с бабочкой, винтом вертолета,
с цифрой "8", которая лежит на
боку. Отгадавший выбирает новых
отгадывальщиков и предлагает следующий
предмет для ассоциации.
"Сюрреалистическая
игра " (рисунок в несколько
рук)
Первый участник игры
делает первый набросок, изображает
какой-то элемент своей идеи.
Второй игрок обязательно отталкиваясь
от первого наброска делает элемент
своего изображения и т.д. до законченного
рисунка.
"Волшебные
кляксы "
Перед игрой изготавливают
несколько клякс: на середину
листа лист разворачивают и теперь можно
играть. Участники по очереди
говорят. Какие предметные изображения
они видят в кляксе или
её отдельных частях. Выигрывает
тот, кто назовёт больше всего предметов.
Игра "Словоассоциации"
Взять любое слово, например,
батон. Оно ассоциируется:
- с хлебобулочными изделиями.
- с созвучными словами:
барон, бекон.
- с рифмующимися словами:
кулон, салон.
Создать как можно больше ассоциаций
по предложенной схеме.
Ассоциативность мышления можно
развивать что называется "на
ходу". Гуляя с детьми можно
вместе подумать на что похожи
облака, лужи на асфальте, камушки
на берегу.
Игры на развитие
диалектичности мышления.
Игра "Хорошо
- Плохо"
Вариант 1. Для игры выбирается объект
безразличный ребенку, т.е. не
вызывающий у него стойких ассоциаций,
не связанный для него с конкретными
людьми и не порождающий
эмоций. Ребёнку предлагается
проанализировать данный объект (предмет)
и назвать его качества с
точки зрения ребенка положительные
и отрицательные. Необходимо назвать хотя
бы по одному разу, что в предлагаемом
объекте плохо, а что хорошо, что нравится
и не нравится, что удобно и не удобно.
Например: карандаш.
- Нравится, что красный. Не
нравится, что тонкий.
- Хорошо, что он длинный;
плохо, что он остро заточен
- можно уколоться.
- Удобно держать в руке,
но неудобно носить в кармане
- ломается.
Рассмотрению может быть подвергнуто
и конкретное свойство предмета.
Например, хорошо, что карандаш длинный
- может служить указкой, но плохо,
что не входит в пенал.
Вариант
2. Для игры предлагается
объект, имеющий для ребенка
конкретную социальную значимость
или вызывающий у него
стойкие положительные или отрицательные
эмоции, что приводит
к однозначной субъективной оценке
(конфеты - хорошо, лекарство - плохо).
Обсуждение идёт также как и в варианте
1.
Вариант 3. После того, как дети
научатся выявлять противоречивые
свойства простых объектов и
явлений, можно переходить к
рассмотрению "положительных"
и "отрицательных" качеств
в зависимости от конкретных
условий, в которые ставятся
эти объекты и явления. Например:
громкая музыка.
- Хорошо, если утром. Быстро
просыпаешься и бодрым себя
чувствуешь. Но плохо, если ночью - мешает
уснуть.
Не следует бояться затрагивать
в этой игре такие категории, которые до
этого воспринимались детьми исключительно
однозначно ("драка", "дружба",
"мама"). Понимание детьми противоречивости
свойств, заключенных в любых
объектах или явлениях, умение выделить
и объяснить условия, при
которых проявляются те или иные
свойства, лишь способствует
воспитанию чувства справедливости,
умению в критической ситуации
найти правильное решение возникшей
проблемы, способности логично оценить
свои действия и выбрать из множества
различных свойств объекта те,
которые соответствуют выбранной
цели и реальным условиям.
Вариант 4. Когда выявление противоречивых
свойств перестанет вызывать у детей
трудности, следует перейти к динамическому
варианту игры, при котором
для каждого выявленного
свойства называется противоположное
свойство, при этом
объект игры постоянно
меняется, получается своеобразная
"цепочка". Например:
- Есть шоколад хорошо
- вкусно, но может заболеть живот;
- Живот болит - это хорошо,
можно в детский сад не ходить;
- Сидеть дома - плохо, скучно;
- Можно пригласить гостей
- и т.д.
Одним из возможных вариантов
игры "Хорошо - плохо" стала может
быть ее модификация, отражающая
диалектический закон перехода
количественных измерений в качественные.
Например, конфеты: если съесть
одну конфету -вкусно и приято, а
если много - заболят зубы, придётся их
лечить.
Желательно, чтобы игра "Хорошо
- плохо" стала частью повседневной
жизни ребенка. Для её проведения не обязательно
специально отводить время. В нее
можно доиграть на прогулке, во время обеда,
перед сном.
Следующим этапом формирования
диалектичности мышления будет выработка
у детей умения чётко формулировать
противоречие. Сначала пусть
ребёнок подбирает к заданным словам обратные
по смыслу. Например, тонкий
- (?) толстый , ленивый - (?) трудолюбивый
, острый - (?) тупой. Затем
можно взять любую пару слов, например,
острый - тупой, и попросить детей
найти такой объект, в котором эти свойства
присутствуют одновременно. В
случае "острый - тупой " - это нож,
игла, все режущие, пилящие
инструменты. На последнем этапе
развития диалектичности мышления
дети учатся разрешать противоречия,
используя ТРИЗовские способы разрешения
противоречий (всего их более сорока).
Системность мышления
Игра "Теремок"
Детям раздаются картинки
различных предметов: гармошки,
ложки, кастрюли и т.д. Кто-то сидит
в "теремке" (например, ребенок
с рисунком гитары). Следующий ребёнок
просится в теремок, но может
попасть туда, только если скажет, чем
предмет на его картинке похож на
предмет хозяина. Если просится
ребёнок с гармошкой, то у
обоих на картинке изображен
музыкальный инструмент, а ложка, например,
тоже имеет дырку посередине.
"Собери
фигурки"
Ребёнку дается набор
вырезанных из плотного картона
небольших фигурок: кругов, квадратов,
треугольников и т.д. (примерно
5-7 фигурок). Заранее изготавливаются
5-6 картинок с изображением различных
предметов, которые можно сложить из
этих фигурок: собачка, домик,
машина. Ребёнку показывают картинку,
а он складывает нарисованный на ней
предмет из своих фигурок. Предметы
на картинках должны быть нарисованы
так, чтобы ребёнок видел, какая
из фигурок где стоит, то есть рисунок
должен быть расчленён на детали.