Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 14:15, курсовая работа
Описание работы
Актуальность. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее.
Содержание работы
Введение ………………………………………………………………………….…………………….…3 Глава 1. Понятие способностей в современной педагогике и психологии…….5 1.1 Природа и факторы развития способностей…………………….……..5 1.2 Понятие творчество и творческие способности…………………........11 1.3 Компоненты творческих способностей…………………………….…14 1.4 Условия успешного развития творческих способностей детей 15 Глава 2. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте…………22 2.1 Методики диагностики творческих способностей у дошкольников…22 2.2 Организация и проведение исследования……………………………..26 2.3 Анализ результатов исследования творческих способностей у дошкольников…………………………………………………………….....26 Заключение……………………………………….…………………………29 Список литературы………………………………………………………...31
И еще одно качество, формирующее
творческое мышление - это системность.
Системность – это способность
видеть предмет или явление как целостную
систему, воспринимать любой предмет,
любую проблему всесторонне, во всём многообразии
связей; способность видеть единство взаимосвязей
в явлениях и законах развития.
Системное мышление позволяет
видеть огромное количество свойств предметов,
улавливать взаимосвязи на уровне
частей системы и взаимосвязи с другими
системами. Системное мышление познает
закономерности при развитии системы
от прошлого к настоящему и применяет
это по отношению к будущему.
Системность мышления развивается
корректным анализом систем и специальными
упражнениями. Педагогические задачи
по развитию системности мышления в дошкольном
возрасте:
1. Формирование умения
рассматривать любой предмет
или явление как систему развивающиеся
во времени;
2. Развитие умения определять
функции предметов с учетом того, что
любой предмет многофункционален.
Вторым направлением формирования
творческих способностей дошкольников
является развитие воображения. Воображение
- это умение конструировать в уме из элементов
жизненного опыта (впечатлений, представлений,
знаний, переживаний) посредством новых
их сочетаний к соотношений что-либо новое,
выходящее за пределы ранее воспринятого.
Воображение является основой
всякой творческой деятельности. Оно помогает
человеку освободиться от инерции мышления,
оно преобразует представление памяти,
тем самым обеспечивая, в конечном счете
создание заведомо нового. В этом смысле,
все, что окружает нас и что сделано руками
человека, весь мир культуры, в отличие
от мира природы – все это является продуктом
творческого воображения.
Дошкольное детство является
сензитивным периодом для развития воображения.
На первый взгляд необходимость развивать
воображение дошкольников может показаться
обоснованной. Ведь весьма распространено
мнение о том, что воображение ребенка
богаче, оригинальнее воображения взрослого.
Такое представление об изначально присущем
дошкольнику ярком воображении существовало
в прошлом и у психологов.
Из этого следует, что творческая
деятельность воображения находится в
прямой зависимости от богатства и разнообразия
прежнего опыта человека. Педагогический
вывод, который можно сделать из всего
выше сказанного, заключается в необходимости
расширять опыт ребенка, если мы хотим
создать достаточно прочные основы для
его творческой деятельности. Чем больше
ребенок видел, слышал и пережил, чем больше
он знает и усвоил, чем большим количеством
элементов действительности он располагает
в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее
при других равных условиях, будет деятельность
его воображения. Именно с накопления
опыта начинается всякое воображение.
Но как передать ребенку этот опыт заранее?
Часто бывает так, что родители беседуют
с ребенком, что-то рассказывают ему, а
потом жалуются, что у него, как говорится,
в одно ухо влетело, а из другого вылетело.
Это происходит в том случае, если у малыша
нет интереса к тому, о чём ему рассказывают,
нет интереса к знаниям вообще, то есть
когда отсутствуют познавательные интересы.
Вообще познавательные интересы
ребенка дошкольника очень рано начинают
о себе заявлять. Проявляется это сначала
в форме детских вопросов, которыми малыш
осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет
ли такое детское любопытство устойчивым
познавательным интересом или оно исчезнет
навсегда, зависит от взрослых, окружающих
ребенка, прежде всего от его родителей.
Взрослые должны всячески поощрять любознательность
детей, воспитывая любовь и потребность
в знаниях.
В дошкольном возрасте развитие
познавательных интересов ребенка должно
идти по двум основным направлениям:
Постепенно обогащение опыта
ребенка, насыщение этого опыта новыми
знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника.
Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения
и закрепления у них устойчивых познавательных
интересов.
Постепенное расширение и углубление
познавательных интересов внутри одной
и той же сферы действительности.
Для того чтобы успешно развивать
познавательные интересы ребенка, родители
должны знать, чем интересуется их малыш,
а уже затем оказывать влияние на формирование
его интересов. Следует отметить, что для
возникновения устойчивых интересов недостаточно
просто познакомить ребенка с новой сферой
действительности. У него должно возникнуть
положительное эмоциональное отношение
к новому. Этому способствует включение
дошкольника в совместную с взрослыми
деятельность. Взрослый может попросить
ребёнка помочь ему что-нибудь сделать
или, скажем, прослушать вместе с ним любимую
пластинку. Возникающее у малыша в таких
ситуациях чувство причастности к миру
взрослых создаёт положительную окраску
его деятельности и способствует возникновению
у него интереса к этой деятельности. Но
в этих ситуациях следует будить и собственную
творческую активность ребенка, только
тогда можно добиться желаемого результата
в развитии его познавательных интересов
и в усвоении новых знаний. Нужно задавать
ребенку вопросы, побуждающие к активному
размышлению.
Накопление знаний, опыта - это
только предпосылка для развития творческого
воображения. Любые знания могут быть
бесполезными грузом, если человек не
умеет обращаться с ними, отбирать то нужное,
что ведет к творческому решению задачи.
А для этого нужна практика таких решений,
умение использовать накопленную информацию
в своей деятельности.
Продуктивное творческое воображение
характеризуется не только такими особенностями
как оригинальность и богатство продуцируемых
образов. Одним из важнейших свойств такого
воображения является умение направлять
представления в нужную сторону, подчинять
их определённым целям. Неумение управлять
идеями, подчинять их своей цели, приводит
к тому, что самые лучшие замыслы и
намерения гибнут, не находя воплощения.
Поэтому важнейшая линия в развитии воображения
дошкольника - это развитие направленности
воображения.
Глава 2. Развитие
творческих способностей в дошкольном
возрасте.
2.1 Методики диагностики
творческих способностей у дошкольников.
1. Методика" Солнце в
комнате"
Основание. Реализация
воображения.
Цель. Выявление способностей ребенка
к преобразованию "нереального" в
"реальное" в контексте заданной
ситуации путем устранения несоответствия.
Материал. Картинка с изображением комнаты,
в которой находится человечек и солнце;
карандаш.
Инструкция к проведению.
Психолог, показывая ребенку
картинку: "Я даю тебе эту картинку.
Посмотри внимательно и скажи, что на ней
нарисовано". По перечислении деталей
изображения (стол, стул, человечек, лампа,
солнышко и т. д.) психолог дает следующее
задание: "Правильно. Однако, как видишь,
здесь солнышко нарисовано в комнате.
Скажи, пожалуйста, так может быть или
художник здесь что-то напутал? Попробуй
исправить картинку так, чтобы она были
правильной".
Пользоваться карандашом ребенку
не обязательно, он может просто объяснить,
что нужно сделать для "исправления"
картинки.
Обработка данных.
В ходе обследования психолог
оценивает попытки ребенка исправить
рисунок. Обработка данных осуществляется
по пятибалльной системе:
Отсутствие ответа, непринятие
задания ("Не знаю, как исправить",
"Картинку исправлять не нужно") -
1 балл.
а) простой ответ (Нарисовать
в другом месте - "Солнышко на улице")
-3 балла.
б) сложный ответ (переделать
рисунок - "Сделать из солнышка лампу")
- 4 балла.
Конструктивный ответ (отделить
несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте
заданной ситуации ("Картинку сделать",
"Нарисовать окно", "Посадить
солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов.
2. Методика "Как
спасти зайку"
Основание. Надситуативно-преобразовательный
характер творческих решений.
Цель. Оценка способности и превращение
задачи на выбор в задачу на преобразование
в условиях переноса свойств знакомого
предмета в новую ситуацию.
М а т е р и а л. Фигурка зайчика,
блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый
воздушный шарик, лист бумаги.
Инструкция к проведению.
Перед ребенком на столе располагают
фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку,
сдутый шарик и лист бумаги. Психолог,
беря в руки зайчика: "Познакомься с
этим зайчиком. Однажды с ним приключилась
такая история. Решил зайчик поплавать
на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко
от берега. А тут начался шторм, появились
огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь
зайке можем только мы с тобой. У нас для
этого есть несколько предметов (психолог
обращает внимание ребенка на предметы,
разложенные на столе). Что бы ты выбрал,
чтобы спасти зайчика?"
Обработка данных.
В ходе обследования фиксируются
характер ответов ребенка и их обоснование.
Данные оцениваются по трехбалльной системе.
Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или
ведерко, а также палочку при помощи которой
можно зайку поднять со дна, не выходя
за рамки простого выбора; ребенок пытается
использовать предметы в готовом виде,
механически перенести их свойства в новую
ситуацию. Оценка – 1 балл.
Второй уровень. Решение с элементом простейшего
символизма, когда ребенок предлагает
использовать палочку в качестве бревна,
на котором зайка сможет доплыть до берега.
В этом случае ребенок вновь не выходит
за пределы ситуации выбора. Оценка –
2 балла.
Третий уровень. Для спасения зайки предлагается
использовать сдутый воздушный шарик
или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть
шарик ("Зайка на шарике может улететь")
или сделать из листа кораблик. У детей
находящихся на этом уровне, имеет место
установка на преобразование наличного
предметного материала. Исходная задача
на выбор самостоятельно превращается
ими в задачу на преобразование, что свидетельствует
о надситуативном подходе к ней ребенка.
Оценка – 3 балла.
3. Методика "Дощечка"
Основание. Детское экспериментирование.
Цель. Оценка способности к экспериментированию
с преобразующимися объектами.
Материал. Деревянная дощечка, представляющая
собой соединение на петлях четырех более
мелких квадратных звеньев (размер каждого
звена 15*15 см)
Инструкция к проведению.
Дощечка в развернутом виде
лежит перед ребенком на столе. Психолог:
"Давай теперь поиграем вот с такой
доской. Это не простая доска, а волшебная:
ее можно сгибать и раскладывать, тогда
она становится на что-нибудь похожа. Попробуй
это сделать".
Как только ребенок сложил доску
в первый раз, психолог останавливает
его и спрашивает: "Что у тебя получилось?
На что теперь похожа эта доска?"
Услышав ответ ребенка, психолог
вновь обращается к нему: "Как еще можно
сложить? На что она стала похожа? Попробуй
еще раз". И так до тех пор, пока ребенок
не остановится сам.
Обработка данных.
При обработке данных оценивается
количество неповторяющихся ответов ребенка
(называние формы получившегося предмета
в результате складывания доски ("гараж",
"лодочка" и т.д.), по одному баллу
за каждое название. Максимальное количество
баллов изначально не ограничивается.
2.2 Организация и
проведение исследования
С целью определения уровня
развития творческих способностей
детей в дошкольном возрасте была проведена
диагностика у воспитанников детского
сада «Филиал МДОБУ № 2 с.Инзер в с.Ассы».Для
исследования были использованы методики
В. Кудрявцева и В. Синельникова . С помощью
этих методик был проведен микросрез творческого
развития детей в возрасте 5-6 лет. Критерий
для выделения оснований – вычлененные
авторами универсальные творческие способности:
реализм воображения, умение видеть целое
раньше частей, надситуативно – преобразовательный
характер творческих решений, детское
экспериментирование. Каждая из методик
позволяет фиксировать значимые проявления
этих способностей и реальные уровни их
сформированности у ребенка.
2.3 Анализ результатов
исследования творческих способностей
у дошкольников
В ходе диагностики, были получены
следующие результаты :
Список детей
Реализм воображения
Min 1 балл
Max 5 баллов
Надситуативно-преобразовательный
характер творческихрешений
Min 1 балл
Max 3 балла
Экспериментирование
М. И.(м)
4
2
12
В.Н.(д)
2
1
8
Н. А.(д)
3
2
14
А.М.(м)
3
2
10
К.В.(м)
2
2
8
А.Р.(д)
4
2
14
И.А.(м)
3
2
12
Б.И.(м)
2
2
8
Р.А.(д)
3
1
12
Ф.Ч.(д)
4
2
10
Общие результаты диагностики
универсальных творческих способностей
по группе ( 10 обследованных детей):
Способности
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Реализм воображения
30%
70%
0%
Надситуативно-преобразовательный
характер творческих решений