Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 00:31, дипломная работа
Цель работы: анализ средств, форм и различных приемов, способов развития творческих способностей учащихся на уроках технологии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть принципы управления творческим процессом;
2. Рассмотреть структуру творческого процесса;
3. Разобрать уровни развития творческого потенциала у учащихся;
4. Рассчитать экономические затраты для выполнения творческого проекта, на уроке «Технология».
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
1.1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
1.2. ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
2.1. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
2.2.ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
-умение находить и решать проблему;
Именно эти качества необходимо развивать для раскрытия творческого потенциала учащихся.
Так, например, при изучении темы «Основы проектирования» наилучшим образом создаются условия для развития творческих способностей, самостоятельности учащихся. Выполняя проектные работы, школьники на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. При проектировании учащихся приобретают опыт решения нетиповых задач.
Выбирая тему проекта и выполняя, его учащиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Проектный метод позволяет не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Перед выбором темы проекта мы предлагаем учащихся минимальное количество примерных тем. Упор делается на то, чтобы учащихся самостоятельно придумали тему, которая должна быть им интересна.
Проект выполняется по определенному плану. Мы предлагаем подойти к каждому пункту проекта творчески.
Пример: В пункте проекта «Разработка идей, вариантов» включила подпункт «Фантазии от …….(имя девочки)». В нем уч-ся придумывают только свои модели, рецепты и т.п.
В пункте проекта «Составление схемы обдумывания» предлагается не просто перечислить составляющие схемы, а оформить схему творчески.
При выполнении проектов должна быть выполнена практическая работа. Упор делается на то, чтобы учащиеся практически представили то, что придумали сами. Большое внимание уделяем оформлению проектов. Необходимо поощрять любую творческую фантазию, проекты должны быть яркими, красочными.
В данной работе опираемся на разделы «Культура дома», «Технология обработки ткани и пищевых продуктов» из программы «Технология». При составлении тематического планирования учитываем возрастные особенности учащихся, а также возрастные особенности детей. На уроках используем различный уровень обучения, применяем дифференцированные задания.
Например, при выборе модели фартука в 5-м классе, предлагаются учащимся разные по степени сложности модели: низкий уровень обучения – цельнокроёный фартук с простейшими элементами отделки; средний уровень – цельнокроёный фартук с накладными карманами и отделкой; высокий уровень – цельнокроёный фартук с изменением деталей (например, карман в форме сердечек с оборкой, фартук в форме матрёшки и т.п.), внесение более сложных элементов отделки: аппликация, вышивка, рюши и т.д.
В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности. Поэтому, если учащиеся с низким уровнем обучения проявляют инициативу, творчество, то это только поддерживается.
Особое внимание уделяется самостоятельной работе девочек, в ходе которой они имеют возможность проявить творческую инициативу и применить знания, полученные не только на уроках труда, но и знания, полученные в ходе изучения других предметов (истории, математике, черчения и другие).
Если у девочки при выполнении работы возникает вопрос, сначала
спрашивается: «А как ты думаешь?».
При выполнении работ у учащихся формируются и совершенствуются практические знания и умения, необходимые при ведении домашнего хозяйства, воспитывается привычка к сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве.
К каждой теме составляем учебно-методический комплекс, в который входят инструкционные карты по выполнению задания и пооперационных обработок, образцы изделий, задания для самостоятельных, творческих, контрольных работ, наглядные пособия и др. В зависимости от темы, нужно как можно чаще давать детям творческие работы.
Примеры. При изучении темы «Производство ткани» в 5-ом классе предлагаем выполнить схему получения ткани творчески. Учащиеся не просто пишут схему: волокно нити ткань, а придумывают форму изображения данных слов (например, волокно представлено в виде котёнка из ваты и т.д.).
В 6-ом классе при изучении темы «Получение хлопчатобумажных и льняных тканей» даем учащимся задание не просто составить коллекцию тканей, а выполнить творческую работу «Русская изба». В коробке из-под обуви учащиеся выполняют макет русской избы, в которой элементы выполнены из хлопчатобумажной и льняной ткани (например, занавески, подушки, скатерти и т.п.). Эта творческая работа вызывает большой интерес у учащихся. Получив оценку за выполненную работу, девочки отдают эти макеты в группу продлённого дня для того, чтобы младшие школьники пользовались ими во время игры. Тем самым учащиеся находят практическое применение своей работе.
В 7-8 классах предлагаем представить коллекцию шерстяных, шёлковых, химических тканей не в виде приклеенных образцов, а в виде творческой композиции.
При объяснении теоретического материала используем различные энциклопедические сведения, исторические факты. Часто даем задания учащимся подготовить сообщение по той или иной теме и заранее придумать вопросы по сообщению для учащихся класса, тем самым, ставя перед учеником проблему.
На занятиях используем проблемный метод. Суть его заключается в следующем: перед учеником ставится проблема, а ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути решения. Проблемное
обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.
Пример. При изучении темы «Моделирование» в 5-9 классах мы
Включаем в тематическое планирование творческую работу «Я разрабатываю модель …….».
Фрагмент урока в 5-ом классе (объяснение творческой работы).
1. Сегодня на уроке мы с вами будем творить. Сегодня вы модельеры, создатели своего будущего изделия.
2. Перед вами стоит задача: необходимо разработать модель своего фартука, которая будет только у вас. Вспомните, пожалуйста, всё, о чём мы с вами говорили на последних уроках и попытайтесь создать свою неповторимую модель фартука.
3. Процесс создания своей модели опишите по плану: а) эскиз; б) техническое моделирование; в) описание;
4. Подумайте, как ваша модель будет украшена, какие виды отделки вы сможете применить, придумайте ей название.
5. мы ожидаем увидеть, как вы отнесетесь к этой работе творчески.
Если потребуется помощь, обращайтесь ко мне.
В процессе работы создаем на уроке проблемные ситуации. Например, очень ответственная операция раскрой. Она требует не только знаний, умений, но и творчества. На занятиях по раскрою ставим перед девочками проблему: нужно самостоятельно разложить выкройку на ткани с учетом рисунка, структуры, экономии. При этом активность учащихся проявляется в выборе варианта и его объяснения. Данная работа позволяет девочкам самим находить пути выполнения задания, т.е. решать проблему.
При изучении раздела «Кулинария» формируем у девочек навыки приготовления пищи. Они знакомятся с физиологией питания, пищевой ценностью продуктов, технологией приготовления блюд, с правилами сервировки стола и т.д. На данных уроках применяем элементы творчества.
Примеры. В 5-ом классе даю учащимся задание придумать свою форму нарезки овощей, свой рецепт приготовления бутерброда и т.п.
Творческие способности хорошо проявляются при оформлении блюд.
Мы показываем некоторые приёмы изготовления украшений блюд и даём учащимся задание придумать свои варианты украшения блюд, украсить приготовленное блюдо.
В течение прохождения кулинарных работ даём девочкам следующее домашнее задание: приготовить изученное на уроке блюдо для своей семьи дома, его украсить, выполнить сервировку стола. На следующий урок учащиеся приносят отзывы родителей в письменной форме с оценкой за работу. Это задание вызывает у девочек большой интерес, способствует проявлению активности, творчества, позволяет сплотить родителей и детей.
После прохождения кулинарных работ даём задание оформить рецепт нового блюда, который девочки находят самостоятельно, творчески. Девочки проявляют большое творчество в оформлении рецептов (например, рецепт в форме рыбы, или блюдо с пирожками, где каждый пирожок составляющая рецепта и т.п.).
При изучении раздела «Рукоделие» знакомим учащихся с творчеством умельцев, материалами, инструментами, применяемыми при выполнении работ. Девочки с большим удовольствием вышивают нитками и лентами, выполняют изделия из лоскута, шьют мягкие игрушки.
В тематическое планирование в 5-8 классах мы вводим изготовление мягких игрушек, разных по степени сложности. Занятия проводятся в конце ноября, на них они изготавливают сувениры к Новому году (Дед Мороз, Снегурочка, ёлка, игрушка-символ года и т.п.). По данным игрушкам мы разработали инструкционные карты, где отсутствует описание технологии изготовления. В них даны выкройки, на которых указаны буквенные обозначения, по ним учащимся предлагается самостоятельно подумать над последовательностью изготовления игрушек. Эти игрушки небольших размеров, поэтому подходят для работы небольшие остатки ткани, и проблем с приобретением материала нет. Работа над игрушками очень увлекает девочек, при этом они испытывают массу положительных эмоций. Налицо развитие познавательного интереса и самостоятельности, уверенности в своих силах. У девочек исчезает робость, у многих появляется потребность делать хорошо, добротно, красиво. Данный вид деятельности способствует развитию творческих способностей детей. Это очень видно при оформлении игрушек, девочки самостоятельно вносят изменения в игрушку, проявляют фантазию. После того, как учащиеся изготовили сувениры, мы устраиваем в классе выставку сделанных работ, Мы всегда задаём детям вопрос: «Есть ли совершенно одинаковые игрушки?». Мы их не находим, т.к. каждая созданная игрушка индивидуальна, она есть только у вас, при её изготовлении каждый ребенок вкладывает частицу себя, своего характера, настроения, желания.
При просмотре выставки мы с девочками отбираем игрушки по номинациям: например, игрушка Снегурочка – «Мисс Творчество», «Мисс Качество», «Мисс Оригинальность». Этот процесс позволяет учащимся выделить более интересные работы, сравнить их с другими. В дальнейшем, предлагается отдать игрушки в Детский Дом, и большая часть детей, конечно – же, соглашаются. А для себя предлагаем учащимся изготовить подарки самостоятельно. На данных занятиях затрагиваю вопросы оформления подарков, где девочки также могут проявить творчество.
Перед изготовлением изделий из ткани знакомлю учащихся с элементами материаловедения, с правилами снятия мерок. Здесь применяю различные игровые ситуации. Например, во время практической работы по теме «Снятие мерок», девочки участвуют в игре «Ателье». При опросе по свойствам тканей можно использовать следующую игровую ситуацию: действие происходит в магазине «Ткани», одна ученица решила сшить себе изделие (например, юбку), пришла в магазин и ей необходимо подобрать ткань, учитывая её свойства. В результате происходит диалог (вопрос-ответ), тем самым ученицы учатся формулировать вопросы, проявляется инициатива. Иногда берется помощь класса.
На занятиях учим строить и читать чертежи. Причем, использую традиционный способ – на бумаге и лекальный метод – на ткани. После построения чертежа идёт техническое моделирование (внесение в выкройку каких-либо изменений). Мы предлагаем моделировать каждую деталь изделия (например, нагрудник, нижнюю часть, карман). Сначала объясняется несколько вариантов моделирования детали, затем, учащиеся придумывают свои варианты под названием «Моё творчество». После выполнения работы показываем лучшие варианты. Основной формой обучения является традиционный урок, в ходе которого особое внимание уделяю практической работе, поощряю творческую инициативу, всячески поддерживаю даже самые слабые попытки творческого подхода к работе. Кроме традиционных уроков, используем и нетрадиционные формы, такие, как урок-игра, урок-диалог, урок-подиум и т.п. Степень усвоения материала проверяю по тестам, самостоятельным, контрольным, творческим работам, чертежам, готовым изделиям, а также при устном опросе на уроке. С целью развития творческого мышления побуждаем учащихся к самостоятельной проверке результатов. Ставится перед девочками задача – не сверить свои полученные результаты с образцом, а самостоятельно попробовать проверить работу (например, кто догадался каким требованиям должно отвечать качество изготовленного кармана?). Для развития творческого мышления используем на уроке самые разнообразные методы: например, составить инструкцию по приготовлению салата, придумать сказку «Как получают ткань», составить рассказ о применении ткани по картинкам и т.п. Включение в структуру уроков подобных заданий, создаёт возможность вовлечь учащихся в посильную творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления.
Ежегодно, в конце года в нашей школе проходит мероприятие «Мой школьный подиум». На нём учащиеся представляют итоги работы за учебный год (демонстрируют сшитые модели, организуют выставки работ). Работы старших, девочек являются стимулом для младших. Данное мероприятие также способствует развитию творчества у детей, так как прежде чем выйти на подиум, учащиеся создают себе имидж, соответствующий своей изготовленной модели.
Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю. У каждого ребенка от природы есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство.
Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии