Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 00:31, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: анализ средств, форм и различных приемов, способов развития творческих способностей учащихся на уроках технологии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть принципы управления творческим процессом;
2. Рассмотреть структуру творческого процесса;
3. Разобрать уровни развития творческого потенциала у учащихся;
4. Рассчитать экономические затраты для выполнения творческого проекта, на уроке «Технология».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
1.1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
1.2. ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
2.1. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
2.2.ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

sidorova.docx

— 261.44 Кб (Скачать файл)

Помимо поиска и обработки информации учащиеся используют ИКТ для создания банка идей (в графическом редакторе Paint, Photoshop создаются разнообразные фасоны или обрабатываются фото, в текстовом редакторе WordPad, Word пишется характеристика, резюме, в электронных таблицах Excel проводятся предварительные расчеты себестоимости изделия.)

II этап  – технологический. Это самый  длительный этап по времени, в  ходе которого учащиеся создают свой объект проекта (изделие). Если объект проекта – вещь, созданная своими руками, то использование компьютера на данном этапе проектной деятельности не предусматривается.

III этап  – заключительный. На этом этапе  учащиеся рассчитывают себестоимость изделия с помощью таблиц Excel, сравнивают с предварительными расчетами и анализируют полученные результаты. Затем проводится защита проекта. В зависимость от темы проекта, класса, уровня подготовки учащихся могут использоваться те или иные способы защиты. Так, если это мини-проект по кулинарии, то для защиты учащиеся могут создать буклет в Microsoft Publisher или WordPad, Word. Для защиты крупных проектов используются другие технологии, в частности учащиеся, используют презентации как один из видов защиты своего проекта

 

          Рассмотрим, как применять компьютер на  различных этапах урока.

          Урок введения в тему. Здесь необходимо показать значимость учебного материала, рассказать о практической работе, изделиях, которые будут выполнять ученики. Всё это требуется для создания атмосферы заинтересованности, повышения мотивации.  Для этого используется слайд-фильм. Он состоит из слайдов различного типа, содержащих информацию – текстовую, графическую, пояснительный текст. Структурно каждый раздел включает определенное количество слайдов: необходимо вспомнить общие правила работы в кабинете «Технология» (в форме викторины), изучить новые правила техники безопасности (запись  в тетрадь с экрана), создать  игровую ситуацию при проверке знаний техники безопасности (тест).

         Урок изучения нового материала.  Опыт показывает, что компьютерный слайд-фильм по сравнению с другими средствами обучения обладает следующими преимуществами:

  • содержит емкий материал в компактной форме, что позволяет учащимся быстро воспринять и усвоить полученную информацию;
  • представляет открытую образовательную систему, что дает возможность расширять, дополнять и обновлять содержащуюся в нем информацию, как текстовую, так и графическую;
  • удобен в использовании и хранении;
  • позволяет при наличии экрана демонстрировать  материал всем учащимся одновременно, что не оказывает такого вредного воздействия, как работа перед монитором;
  • позволяет сделать занятие более динамичным, сэкономить время для другого вида работы;
  • дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом при помощи компьютера.

           В качестве примера рассмотрим, презентацию по кулинарии в 5 классе по теме «Бутерброды. Сервировка чайного стола» содержит слайды с видами бутербродов, краткими познавательными сведениями, правила техники безопасности и санитарии, схемы приготовления бутербродов, схемы  складывания салфеток, иллюстрации, новые термины, задания для закрепления темы. 
          Урок-практикум.   На уроке ставится цель освоения учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование трудовых умений и навыков.  Можно использовать небольшие по объёму презентации для наглядного представления данного вида работ на каждом этапе урока. Например, слайд с инструкционной картой по изготовлению изделия, видеоролик с демонстрацией трудового процесса по вязанию крючком, презентация с текущим инструктажем и элементами контроля качества швов. Для раздела  «Творческий проект» – использовать компьютер  как средство для сбора информации и оформления пояснительной записки. 
         Урок контроля знаний.   Компьютерное тестирование позволяет  регулировать число вариантов и степень сложности, тем самым учитывать уровень обученности каждого ученика и подходить к контролю знаний дифференцированно.  Сохраняя результаты,  учитель может провести анализ и выявить пробелы в знаниях. Например, разработан тестовый контроль по всем блокам-модулям программы для 5-7 классов на основе оболочки Марковой М. А. «Разработчик тестов».  При изучении темы можно использовать мини-тест для закрепления материала в конце урока.  Он может быть представлен и в игровой форме (шуточный). А также  для проверки знаний в форме викторины. 
         Урок – экскурсия. Сегодня с помощью Интернет-технологий можно виртуально посетить музей, выставку. Например , при  изучении в 5 классе темы: «Декоративно-прикладное творчество» продемонстрировать  видеоролик с диска . В рамках межпредметных связей с МХК и ИЗО использовать видеоряд «Картины из Третьяковской галереи» при изучении темы «Виды одежды». А также по темам «Мода», «Одежда и быт разных народов» использовать энциклопедию «Кирилла и Мефодия» по истории. 
        Урок по решению технологических задач. Эти занятия посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий ; составлению чертежей и эскизов; планированию технологических процессов и разработка инструкционных карт. Например, при изучении темы «Конструирование фартука» целесообразно использовать презентацию «Построение чертежа» с анимационными эффектами. Учащиеся наглядно представляют последовательность выполнения чертежа; повышается эстетическое качество рисунка;  можно вернуться к началу построения чертежа для акцентирования внимания на трудных  для усвоения моментах.  При изучении темы «Моделирование юбки» учащиеся приобретают навыки технического моделирования с помощью презентации, что позволяет более наглядно продемонстрировать процесс моделирования; показать изделия, сшитые по этим моделям и сэкономить время урока для практической работы учащихся. 
       Урок с элементами историзма. Используя межпредметные связи с историей, можно познакомить учащихся с бытом наших предков.  Презентация «Сарафан» наглядно показывает виды одежды русских женщин, влияние географических особенностей на вид отделки одежды, украшений. А также знакомит с рязанским костюмом 17-19 в. 
       Используя проект-презентацию учащейся школы , учащиеся знакомятся с таким видом детского прикладного творчества крестьян села Борки как кружевоплетение, что усиливает воспитательные задачи обучения -  патриотизм и любовь к своей малой Родине. 
       Урок –игра . На занятиях по технологии используются игры двух видов. Это может быть игровая форма подачи учебного материала (викторина, кроссворд) или соревнование двух групп учащихся в практической или учебной работе. Например, презентация в форме викторины «Веселая кулинария» позволяет  повторить сведения по этой теме. При проведении урока-конкурса  «Горшочек каши» учебный процесс приобретает эмоциональный характер, что положительно влияет на повышение мотивации к учебной деятельности. Новый импульс приобретают учебные компетенции. Возникает радость учебного труда, формируется поле учебного азарта, демонстрируются личностные достижения. 
        Второй формой является собственно игра, моделирующая реальный технологический процесс, организационную или социально-экономическую ситуацию. Например, дидактический материал, разработанный с помощью Word (бланки платежей за коммунальные услуги, карточки–задания), помогает учителю провести такой урок. 
        Урок – проект.   Учащихся необходимо научить оформлять проект. Презентация «Творческий проект» познакомит с видами проектов, последовательностью их выполнения, правилами оформления и т.д. Сделав такую презентацию один раз, можно её  использовать  с 5 по 8 класс. Этот прием экономит время и силы учителя по подготовке к уроку. 
        Учащиеся работают над исследовательскими проектами. С этими работами  они выступают на  школьной научно-практической  конференции, развивая тем самым личностные и информационно-коммуникационные компетенции. 
        Практико-ориентированный (прикладной) проект направлен на социальные интересы самих участников проекта. Результат деятельности может быть использован в жизни класса, школы и т.д.  (проект «За чашкой чая»). 
В своей работе учитель может использовать разные формы ИКТ:

  • Банк ссылок на ресурсы сети Интернет.

Это тематический банк полезных ссылок, содержащих важную информацию для проведения уроков и внеурочной деятельности по технологии.

  • Методический материал.

В своей работе учитель может использовать советы, рекомендации и разработки преподавателей технологии из разных городов нашей страны, что является хорошим способом самообразования.

 
        Итак, использование  ИКТ на уроках технологии дает возможность:

  1. визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране теоретического материала, технологического процесса и т.п.
  2. осуществлять подготовку выпускника школы к жизни в условия информационного общества;
  3. индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения, повторения  с индивидуальной скоростью усвоения материала
  4. осуществлять  управление учебной деятельностью и контроль результата усвоения учебного материала;
  5. развивать связь с информатикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Работа с тканью, изготовление одежды, выполнение работы своими руками является одним из средств самовыражения, развивающие творческое мышление, дающее возможность реализовать свои замыслы в изготовлении конкретного швейного изделия.

Целью данной работы является разработка и выполнение проекта по самостоятельному пошиву юбки под руководством учителя. А также  формирование таких качеств, как способность самостоятельно решать творческие и технологические задачи, принимать обоснованные решения, применять и использовать приобретенные умения, знания, навыки и информацию на практике в дальнейшей жизни.

Задачей является - обобщить теоретические знания, навыки и умения, полученные на уроках «Технология», для создания швейного изделия (юбки).

Ю́бка (фр. jupe) — предмет одежды, покрывающий нижнюю часть тела. Эволюционировал из набедренной повязки.

 В процессе изготовления швейных изделий в промышленных масштабах принимают участие множество людей различных профессий: художник-модельер, конструктор, технолог, оператор швейного оборудования, демонстратор одежды. Эти профессионалы вкладывают частичку себя, своей индивидуальности для людей, которые будут носить вещи, созданные ими. На уроках есть возможность сочетать труд различных профессий и воплощать свои идеи в жизнь. Для изготовления любого швейного изделия применяются определенные действия. Во-первых, это составление эскиза, во-вторых, раскройка изделия, в-третьих, завершение пошива изделия с учетом имеющегося материала и особенностей фигуры по индивидуальному плану. При этом четкое следование данной схеме: эскиз — чертеж — конструкция — технология — готовое изделие, способствует получению практических навыков для самостоятельного шитья изделия – от идеи до готового изделия.

КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ

 

«Конструирование - это построение чертежа выкройки изделия[10, с.188]. Моя модель юбки состоит из трех полотнищ-клиньев. Ширина юбки рассчитывается по обхвату бедер. Для построения чертежа основы такой юбки необходимы мерки:

- Ст (полуобхват талии);

- Сб (полуобхват бедер);

- Ди (длина изделия).

Юбка-трехклинка может быть разной длины (от мини до макси, но я выбрала среднюю длину – чуть выше колен) и выполняется из более плотных тканей (например: габардин). При расчете количества ткани надо к мерке длины юбки (Ди) прибавить 10 см. на обработку верхнего и нижнего срезов, выравнивания поперечного среза. Например: при ширине ткани 140 см  длина пошива юбки будет равна Ди + 10 см.; При ширине ткани < 140 см. длина пошива юбки будет равна (Ди + 10 см.) х 2 

Моделирование - это процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью. (Рисунок 1).


Себестоимость    Потребность,        Мода, стиль,    Модель

                               проблема                  силуэт

                                                                                   


 Безопасность                                                            Инструменты,


   труда                               Юбка                              приспособления                              


                                                                       


 Технология                                                              Конструирование,      


изготовления        Оборудование        Ткань             моделирование

 

Рисунок 1. Схема выполнения юбки

 

ВЫБОР МОДЕЛИ

В мире существует огромное    множество моделей юбок. Модели юбок находятся в приложении 1.

Я выбираю модель № 2, потому что она модная, красивая, проста в пошиве.

 

 

 

 

ВЫБОР ТКАНИ


           Тафта                                            Джинс


                                      Юбка


          Шелк                                                Атлас

 

Рисунок 2. Выбор ткани.

Я выбираю тафту, потому что юбка из этого материала подходит для носки в осенне-весенний период и требует минимального ухода.

  В качестве подкладки приобрели подкладочную ткань, т.к. она намного дешевле тафты.

            ВЫБОР ИНСТРУМЕНТОВ, ОБОРУДОВАНИЯ И ПРИСПОСОБЛЕНИЙ

  • Нитки
  • Иголки
  • Линейка, сантиметровая лента, мелок
  • Наперсток
  • Булавки
  • Ножницы
  • Утюжильная доска
  • Утюг
  • Пульверизатор
  • Швейная машина «Чайка»

Дополнительные материалы: бумага для построения выкроек, дополнительная литература.

Построение чертежа приложено в приложении 2.

Для построения чертежа юбки я сняла с себя мерки:

   Ст=28см.                Ди=53см.

   Сб=37,5см.             Дтс=40см.

   Для свободы движений я выбрала  прибавки:

   Пт=1см.                 Пб=2см

Моделирование юбки я произвела на основе чертежа юбки. Приложение 3.

Раскрой .

Раскрой верха юбки и подкладки я произвела с учетом лицевой и изнаночной стороны ткани, направления долевой нити, припусков на швы и экономного расположения деталей кроя на ткани. Приложение 4.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЮБКИ

1. Соединить  верх юбки с подкладкой.

         1.1. Соединить переднюю половинку  юбки и подкладку по линии  низа (сметать, стачать, удалить нитки  сметывания, заутюжить шов в сторону  подкладки.)

        1.2. Соединить заднюю часть юбки  с подкладкой по линии низа (сметать, стачать, удалить нитки  сметывания, заутюжить шов в сторону  подкладки.)

        1.3. Соединить переднюю и заднюю  половинки юбки и подкладки  по боковым швам (сметать, стачать, удалить нитки сметывания, разутюжить швы.)

2. Обработать  застежку в левом боковом шве  юбки тесьмой молнией.

    3. обработать верхний срез юбки  притачным поясом.

        3.1. Выровнять верхние срезы юбки  и подкладки между собой, сметать.

        3.2. Созборить верхний срез юбки до размеров талии.

        3.3. Стачать половинки пояса, шов  разутюжить.

        3.4. Притачать пояс к верхнему  срезу юбки.

        3.5. Приутюжить шов притачивания  пояса.

    4. Обработать петлю и пришить  пуговицу.

    5. Провести влажно-тепловую обработку  юбки. 

           

 

 

РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ ИЗДЕЛИЯ

Таблица 1.

Название

Цена за ед.

Материал

Стоимость,

руб.

1

Тафта

300,00

1метр

300,00

2

Подкладочная ткань

100,00

1,25 метра

125,00

3

Нитки

30 ,00

1 шт.

30 ,00

4

Застежка -молния

25 ,00

1 шт.

25,00

5

Пуговица

10 ,00

1 шт.

10 ,00

                          И Т О Г О:

490,00

Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии