Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 00:31, дипломная работа
Цель работы: анализ средств, форм и различных приемов, способов развития творческих способностей учащихся на уроках технологии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть принципы управления творческим процессом;
2. Рассмотреть структуру творческого процесса;
3. Разобрать уровни развития творческого потенциала у учащихся;
4. Рассчитать экономические затраты для выполнения творческого проекта, на уроке «Технология».
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
1.1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
1.2. ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
2.1. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
2.2.ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Помимо поиска и обработки информации учащиеся используют ИКТ для создания банка идей (в графическом редакторе Paint, Photoshop создаются разнообразные фасоны или обрабатываются фото, в текстовом редакторе WordPad, Word пишется характеристика, резюме, в электронных таблицах Excel проводятся предварительные расчеты себестоимости изделия.)
II этап – технологический. Это самый длительный этап по времени, в ходе которого учащиеся создают свой объект проекта (изделие). Если объект проекта – вещь, созданная своими руками, то использование компьютера на данном этапе проектной деятельности не предусматривается.
III этап
– заключительный. На этом этапе
учащиеся рассчитывают
Рассмотрим, как применять компьютер на различных этапах урока.
Урок введения в тему. Здесь необходимо показать значимость учебного материала, рассказать о практической работе, изделиях, которые будут выполнять ученики. Всё это требуется для создания атмосферы заинтересованности, повышения мотивации. Для этого используется слайд-фильм. Он состоит из слайдов различного типа, содержащих информацию – текстовую, графическую, пояснительный текст. Структурно каждый раздел включает определенное количество слайдов: необходимо вспомнить общие правила работы в кабинете «Технология» (в форме викторины), изучить новые правила техники безопасности (запись в тетрадь с экрана), создать игровую ситуацию при проверке знаний техники безопасности (тест).
Урок изучения нового материала. Опыт показывает, что компьютерный слайд-фильм по сравнению с другими средствами обучения обладает следующими преимуществами:
В качестве примера рассмотрим,
презентацию по кулинарии в 5 классе по
теме «Бутерброды. Сервировка чайного
стола» содержит слайды с видами бутербродов,
краткими познавательными сведениями,
правила техники безопасности и санитарии,
схемы приготовления бутербродов, схемы
складывания салфеток, иллюстрации, новые
термины, задания для закрепления темы.
Урок-практикум. На
уроке ставится цель освоения учащимися
рабочих приемов выполнения технологических
операций, формирование трудовых умений
и навыков. Можно использовать небольшие
по объёму презентации для наглядного
представления данного вида работ на каждом
этапе урока. Например, слайд с инструкционной
картой по изготовлению изделия, видеоролик
с демонстрацией трудового процесса по
вязанию крючком, презентация с текущим
инструктажем и элементами контроля качества
швов. Для раздела «Творческий проект»
– использовать компьютер как средство
для сбора информации и оформления пояснительной
записки.
Урок контроля знаний.
Компьютерное тестирование позволяет
регулировать число вариантов и степень
сложности, тем самым учитывать уровень
обученности каждого ученика и подходить
к контролю знаний дифференцированно.
Сохраняя результаты, учитель может провести
анализ и выявить пробелы в знаниях. Например,
разработан тестовый контроль по всем
блокам-модулям программы для 5-7 классов
на основе оболочки Марковой М. А. «Разработчик
тестов». При изучении темы можно использовать
мини-тест для закрепления материала в
конце урока. Он может быть представлен
и в игровой форме (шуточный). А также для
проверки знаний в форме викторины.
Урок – экскурсия. Сегодня
с помощью Интернет-технологий можно виртуально
посетить музей, выставку. Например , при
изучении в 5 классе темы: «Декоративно-прикладное
творчество» продемонстрировать видеоролик
с диска . В рамках межпредметных связей
с МХК и ИЗО использовать видеоряд «Картины
из Третьяковской галереи» при изучении
темы «Виды одежды». А также по темам «Мода»,
«Одежда и быт разных народов» использовать
энциклопедию «Кирилла и Мефодия» по истории.
Урок по решению технологических
задач. Эти занятия посвящаются вопросам
конструирования и моделирования изделий
; составлению чертежей и эскизов; планированию
технологических процессов и разработка
инструкционных карт. Например, при изучении
темы «Конструирование фартука» целесообразно
использовать презентацию «Построение
чертежа» с анимационными эффектами. Учащиеся
наглядно представляют последовательность
выполнения чертежа; повышается эстетическое
качество рисунка; можно вернуться к началу
построения чертежа для акцентирования
внимания на трудных для усвоения моментах.
При изучении темы «Моделирование юбки»
учащиеся приобретают навыки технического
моделирования с помощью презентации,
что позволяет более наглядно продемонстрировать
процесс моделирования; показать изделия,
сшитые по этим моделям и сэкономить время
урока для практической работы учащихся.
Урок с элементами историзма. Используя
межпредметные связи с историей, можно
познакомить учащихся с бытом наших предков.
Презентация «Сарафан» наглядно показывает
виды одежды русских женщин, влияние географических
особенностей на вид отделки одежды, украшений.
А также знакомит с рязанским костюмом
17-19 в.
Используя проект-презентацию
учащейся школы , учащиеся знакомятся
с таким видом детского прикладного творчества
крестьян села Борки как кружевоплетение,
что усиливает воспитательные задачи
обучения - патриотизм и любовь к своей
малой Родине.
Урок –игра . На занятиях
по технологии используются игры двух
видов. Это может быть игровая форма подачи
учебного материала (викторина, кроссворд)
или соревнование двух групп учащихся
в практической или учебной работе. Например,
презентация в форме викторины «Веселая
кулинария» позволяет повторить сведения
по этой теме. При проведении урока-конкурса
«Горшочек каши» учебный процесс приобретает
эмоциональный характер, что положительно
влияет на повышение мотивации к учебной
деятельности. Новый импульс приобретают
учебные компетенции. Возникает радость
учебного труда, формируется поле учебного
азарта, демонстрируются личностные достижения.
Второй формой
является собственно игра, моделирующая
реальный технологический процесс, организационную
или социально-экономическую ситуацию.
Например, дидактический материал, разработанный
с помощью Word (бланки платежей за коммунальные
услуги, карточки–задания), помогает учителю
провести такой урок.
Урок – проект. Учащихся
необходимо научить оформлять проект.
Презентация «Творческий проект» познакомит
с видами проектов, последовательностью
их выполнения, правилами оформления и
т.д. Сделав такую презентацию один раз,
можно её использовать с 5 по 8 класс. Этот
прием экономит время и силы учителя по
подготовке к уроку.
Учащиеся работают
над исследовательскими проектами. С этими
работами они выступают на школьной научно-практической
конференции, развивая тем самым личностные
и информационно-коммуникационные компетенции.
Практико-ориентированный
(прикладной) проект направлен на социальные
интересы самих участников проекта. Результат
деятельности может быть использован
в жизни класса, школы и т.д. (проект «За
чашкой чая»).
В своей работе учитель может использовать
разные формы ИКТ:
Это тематический банк полезных ссылок, содержащих важную информацию для проведения уроков и внеурочной деятельности по технологии.
В своей работе учитель может использовать советы, рекомендации и разработки преподавателей технологии из разных городов нашей страны, что является хорошим способом самообразования.
Итак, использование
ИКТ на уроках технологии дает возможность:
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Работа с тканью, изготовление одежды, выполнение работы своими руками является одним из средств самовыражения, развивающие творческое мышление, дающее возможность реализовать свои замыслы в изготовлении конкретного швейного изделия.
Целью данной работы является разработка и выполнение проекта по самостоятельному пошиву юбки под руководством учителя. А также формирование таких качеств, как способность самостоятельно решать творческие и технологические задачи, принимать обоснованные решения, применять и использовать приобретенные умения, знания, навыки и информацию на практике в дальнейшей жизни.
Задачей является - обобщить теоретические знания, навыки и умения, полученные на уроках «Технология», для создания швейного изделия (юбки).
Ю́бка (фр. jupe) — предмет одежды, покрывающий нижнюю часть тела. Эволюционировал из набедренной повязки.
В процессе изготовления швейных изделий в промышленных масштабах принимают участие множество людей различных профессий: художник-модельер, конструктор, технолог, оператор швейного оборудования, демонстратор одежды. Эти профессионалы вкладывают частичку себя, своей индивидуальности для людей, которые будут носить вещи, созданные ими. На уроках есть возможность сочетать труд различных профессий и воплощать свои идеи в жизнь. Для изготовления любого швейного изделия применяются определенные действия. Во-первых, это составление эскиза, во-вторых, раскройка изделия, в-третьих, завершение пошива изделия с учетом имеющегося материала и особенностей фигуры по индивидуальному плану. При этом четкое следование данной схеме: эскиз — чертеж — конструкция — технология — готовое изделие, способствует получению практических навыков для самостоятельного шитья изделия – от идеи до готового изделия.
«Конструирование - это построение чертежа выкройки изделия[10, с.188]. Моя модель юбки состоит из трех полотнищ-клиньев. Ширина юбки рассчитывается по обхвату бедер. Для построения чертежа основы такой юбки необходимы мерки:
- Ст (полуобхват талии);
- Сб (полуобхват бедер);
- Ди (длина изделия).
Юбка-трехклинка может быть разной длины (от мини до макси, но я выбрала среднюю длину – чуть выше колен) и выполняется из более плотных тканей (например: габардин). При расчете количества ткани надо к мерке длины юбки (Ди) прибавить 10 см. на обработку верхнего и нижнего срезов, выравнивания поперечного среза. Например: при ширине ткани 140 см длина пошива юбки будет равна Ди + 10 см.; При ширине ткани < 140 см. длина пошива юбки будет равна (Ди + 10 см.) х 2
Моделирование - это процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью. (Рисунок 1).
Себестоимость Потребность, Мода, стиль, Модель
проблема силуэт
Безопасность
труда
Технология
изготовления Оборудование Ткань моделирование
Рисунок 1. Схема выполнения юбки
ВЫБОР МОДЕЛИ
В мире существует огромное множество моделей юбок. Модели юбок находятся в приложении 1.
Я выбираю модель № 2, потому что она модная, красивая, проста в пошиве.
ВЫБОР ТКАНИ
Тафта Джинс
Юбка
Шелк Атлас
Рисунок 2. Выбор ткани.
Я выбираю тафту, потому что юбка из этого материала подходит для носки в осенне-весенний период и требует минимального ухода.
В качестве подкладки приобрели подкладочную ткань, т.к. она намного дешевле тафты.
ВЫБОР ИНСТРУМЕНТОВ, ОБОРУДОВАНИЯ И ПРИСПОСОБЛЕНИЙ
Дополнительные материалы: бумага для построения выкроек, дополнительная литература.
Построение чертежа приложено в приложении 2.
Для построения чертежа юбки я сняла с себя мерки:
Ст=28см. Ди=53см.
Сб=37,5см. Дтс=40см.
Для свободы движений я
Пт=1см. Пб=2см
Моделирование юбки я произвела на основе чертежа юбки. Приложение 3.
Раскрой .
Раскрой верха юбки и подкладки я произвела с учетом лицевой и изнаночной стороны ткани, направления долевой нити, припусков на швы и экономного расположения деталей кроя на ткани. Приложение 4.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЮБКИ
1. Соединить верх юбки с подкладкой.
1.1. Соединить переднюю половинку юбки и подкладку по линии низа (сметать, стачать, удалить нитки сметывания, заутюжить шов в сторону подкладки.)
1.2. Соединить заднюю часть юбки с подкладкой по линии низа (сметать, стачать, удалить нитки сметывания, заутюжить шов в сторону подкладки.)
1.3. Соединить переднюю и заднюю половинки юбки и подкладки по боковым швам (сметать, стачать, удалить нитки сметывания, разутюжить швы.)
2. Обработать застежку в левом боковом шве юбки тесьмой молнией.
3. обработать верхний срез юбки притачным поясом.
3.1. Выровнять верхние срезы юбки и подкладки между собой, сметать.
3.2. Созборить верхний срез юбки до размеров талии.
3.3. Стачать половинки пояса, шов разутюжить.
3.4. Притачать пояс к верхнему срезу юбки.
3.5. Приутюжить шов притачивания пояса.
4. Обработать петлю и пришить пуговицу.
5. Провести влажно-тепловую
РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ ИЗДЕЛИЯ
Таблица 1.
№ |
Название |
Цена за ед. |
Материал |
Стоимость, руб. |
1 |
Тафта |
300,00 |
1метр |
300,00 |
2 |
Подкладочная ткань |
100,00 |
1,25 метра |
125,00 |
3 |
Нитки |
30 ,00 |
1 шт. |
30 ,00 |
4 |
Застежка -молния |
25 ,00 |
1 шт. |
25,00 |
5 |
Пуговица |
10 ,00 |
1 шт. |
10 ,00 |
И Т О Г О: |
490,00 |
Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии