Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 00:31, дипломная работа
Цель работы: анализ средств, форм и различных приемов, способов развития творческих способностей учащихся на уроках технологии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть принципы управления творческим процессом;
2. Рассмотреть структуру творческого процесса;
3. Разобрать уровни развития творческого потенциала у учащихся;
4. Рассчитать экономические затраты для выполнения творческого проекта, на уроке «Технология».
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
1.1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
1.2. ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
2.1. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
2.2.ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
«Аппликация из соломки» - это один из ярких примеров, который подтверждает вышесказанное. Использование соломы и подготовка ее к работе.
Еще в глубокой древности для получения продуктов питания люди возделывали зерновые культуры, а их стебли (солому) использовали и для хозяйственных нужд, и в обрядовой деятельности. Соломенная кровля, правильно и умело уложенная, могла прослужить не один десяток лет. Шляпы, половики, корзины и другая хозяйственная утварь, детские игрушки, выполненные из соломы, также широко применялись крестьянами.
Вместе с тем все земледельческие народы наделяли стебли злаков особой духовной сущностью, верили, что в них заключен дух хлебного божества, сила плодородия. Крестьяне считали, что колосья и солома, сжатые при соблюдении особых ритуалов, оказываю благотворное влияние на здоровье, благополучие и достаток в доме. Многие народные праздники проходили с использованием обрядовых предметов, сделанных из соломы. Повсеместно существовал обычай во время жатвы украшать первый «зажиночный» и последний «дожиночный» снопы, убранные с поля, сплетать из колосьев венки, оставлять на ниве заплетенные последние колоски. Венками из колосьев украшали головы девушек-жниц, их дарили хозяину поля в знак пожелания благополучия. У некоторых народов, например у поляков и венгров, жатвенные венки были сложной формы, напоминающей колокол и корону. Изготавливали также большие, разнообразно украшенные «венки урожая», которыми отмечали завершение жатвы. Такие венки сохраняли в доме или приносили в церковь.
Когда-то наши предки, стремясь умилостивить богов, от которых, по их представлениям, зависел урожай, приносили на полях в жертву людей, позже - соломенные чучела, которым придавали форму человеческой фигуры. Соломенные изображения Масленицы, Ивана Купалы, Ярилы, Марены тонули в воде, горели в огне ритуальных костюмов. Их разрывали и солому разбрасывали по полям. Их «смерть» символизировала будущее воскрешение в зерне нового урожая.
У восточных славян до сих пор существует обычай «ряжения в солому» в период зимне-весенних праздников - Рождества и Масленицы. У других европейских народов соломенные чучела являются непременным элементов народных карнавалов.
Для изготовления декоративно-прикладных изделий солому научились специально обрабатывать. Полученная после обработки соломка всегда ценилась народными мастерами за свою красоту, удивительный блеск и переливчатость, богатое разнообразие оттенков. Ее золотистый цвет сродни свету теплых солнечных лучей. Декоративные качества соломки позволяют выполнять различные предметы в технике плетения, аппликации, инкрустации и др. Ее также используют для отделки швейных изделий, в аранжировке цветов.
Жостово.
Жостовская роспись - это народный художественный промысел, получивший свое название по одноименной деревне Жостово, что в московской области, где находится его производство. Жостовская роспись - это декоративная живопись на металлических подносах, которые после росписи масляными красками покрывают бесцветным лаком.
Гжель.
Гжель - это дивные, диковинные синий цветы, травы и листья на белой керамике. Изделия гжельских мастеров отличаются изящной формой. Узоры7 выполненные легко кистью по еле заметным голубоватым, то насыщенным темно-синим цветом с переливами, придают необыкновенный, сказочный вид кувшинам, вазам, подносам, чайникам, чашкам и прочим керамическим изделиям, которые кажутся нам воздушными и радуют глаз.
Полховский майдан.
Полховско-майданские сувениры - это матрешки, грибки, коробочки, чашки для фруктов, вазы, кубышки-сахарницы и многое другое. Они приковывают внимание изобразительностью форм, яркой декоративной росписью.
Основным мотивом полховского-майданской росписи является цветок шиповника - алый пятилистник. Часто это яркая роза; вокруг которой располагаются мелкие цветочки и зеленые листья. Звучность красок, контрастность цветовых сочетаний полховско-майданской росписи создают праздничное настроение.
Искусство составления букета. Виды аранжировки.
Среди многочисленных приемов декоративного оформления интерьеров современных зданий одно из ведущих мест занимает использование растений и другого природного материала. От одного-двух кашпо с комнатными растениями до зимнего сада. От единичного панно из засушенных цветов до сложных композиций из сухих веток, трав и зеленых цветущих растений - таков диапазон современного убранства помещений. Сочетание природных материалов, размер и объем композиции определяются назначением интерьера. Для составления композиции можно использовать растения с крупными и мелкими листьями, коряги, отдельные ветки, лианы, бамбук.
В любом виде аранжировки растения располагаются не хаотично, а в определенном порядке. К линейной системе расположения растений, цветов относится ряд. Если равные отдельные части размещаются через одинаковые интервалы, возникает простой ряд. Этот принцип наиболее выражен в плетении гирлянды. Ритмический ряд получается в том случае, если расстояние между отдельными элементами изменяется по определенному принципу, например, постепенно увеличивается или уменьшается. По сравнению с простым ритмический ряд наиболее интересен, динамичен. Такой прием можно использовать для украшения букетом праздничного стола, педкабинета и т.д.
Расположение растений в аранжировке бывает симметричным и асимметричным. Симметрическое расположение означает равновесие, зеркальное отображение двух частей по обе стороны от центральной оси. Цветочные композиции, построенные по принципу симметрии (округлой или треугольной формы), производят впечатление строгости, уравновешенности. Асимметричное расположение растений исходит в основном из естественного характера их роста. В аранжировке чаще всего используется именно этот принцип. Асимметричные композиции свободнее, естественнее, дают больше простора для творчества, для развития фантазии.
В подборе цветочных композиций есть еще один прием - группировка как связь отдельных форм, элементов в единое целое. Различают замкнутые и свободные группы. Группировать в букете, в корзине можно растения не только нескольких, но и одного-двух сочетающихся видов. В последнее время при озеленении интерьера придерживаются асимметричного расположения, применяя композиции из отдельных растений.
Композиция из сухих растений.
Любой интерьер украсит настенная композиция из сухих растений, цветов, трав. Засушенные растения уже давно полюбились аранжировщикам: они долговечны, не требуют ухода, годятся для любых композиций, а по виду не уступают искусственным цветам - бумажным и восковым. Естественные растения даже в сухом состоянии сохраняют свою первозданную красоту. Если они умело приготовлены.
Удачно смотрится композиция из стойких злаков, вток с плодами, кусочков лишайника. Основой в таком букете может служить кусок коры. К нижнему куску коры прикрепляют проволокой немного мха, в котором закрепляют стебли злаков. Трав и других растений. Эта композиция легко изменяется по вашему вкусу.
Об искусстве аранжировки цветов.
Аранжировка цветов - это рациональное их размещение в букете. В композиции цветы и сосуд должны находиться в гармоничном сочетании, выявляющем красоту формы и окраски каждого растения. Ваза с цветами тогда привлекательна, когда выдержаны пропорции: высота букета и высота вазы. Асимметричную композицию составляют из небольшого нечетного количества цветов. Букет выглядит красивее, если растения в вазе стоят свободно, «раскинувшись». Головки цветов располагаются не на одном уровне - цветы разной высоты смотрятся живее и естественнее. Крупные головки цветов не должны свисать. Гнуться книзу. Когда композиция украшает середину стола или помещения, цветы в вазе нужно располагать так, чтобы букет смотрелся красиво со всех сторон.
Впечатление от букета дополняет ваза. При украшении интерьера луговыми травами, осокой. Камышом, ветками цветущего дерева подойдет высокая керамическая ваза или кувшин темной окраски, с фактурной грубой матовой поверхностью, простой и благородной формы, без лишних скульптурных украшений. Тон вазы должен гармонировать с любой расцветкой букета. Наиболее приемлемы тона: белый, черный со всеми оттенками, а также глубокие пастельные тона коричневого и зеленого цвета.
Красоту скромных полевых цветов и трав надо подчеркнуть по-особому. В букете их должно быть немного (детям следует напоминать о сохранности лесного, лугового пейзажа). Полевую аранжировку можно поставить в простой глиняный сосуд, в посуду из дерева, плетеную корзинку, вазочку из соломки или бересты. Для крупных цветов. Таких, как гладиолусы. Золотой шар, подсолнухи, лучше подобрать вазы устойчивые, декоративно-грубоватой фактурной керамики или из прутьев лозы, деревянных реек и др. благородные, более мелкие. Ажурные растения (розы, гвоздики, орхидеи, хризантемы) помещают в цветные и прозрачные стеклянные сосуды, в художественные металлические чеканкой. Для низкорослых растений (подснежника, фиалки, маргаритки, настурции, примулы) хорошие низкие небольшие вазочки округлой, прямоугольной или овальной формы. Особенно изящные, хрупкие цветы с тонким стеблем лучше поставить с стеклянную с хрустальной огранкой или фарфоровую вазу. Если у красивого цветка случайно сломался стебель и осталась лишь одна головка, не надо бросать его. Цветок помещают в маленькую, величиной не больше головки цветка, емкость. Это может быть низкая рюмка, стеклянная розетка для варенья, блюдце, куда наливают немного воды и кладут на ее поверхность цветок дополнительно украсив его по бокам зелеными листочками или пушистыми веточками.
Композицию из веток клена, рябины или кустарников с ягодами (боярышника, облепихи, шиповника, снежноягодника) не нужно глубоко погружать в воду, иначе ягоды, поглощая влагу, быстро испортятся. Для этого сосуд лучше заполнить влажным песком и смачивать его по мере высыхания. Цветы собирают ранним утром или вечером - и ни в коем случае днем при жарком солнце, иначе они недолго стоят в букете и быстро вянут. Дети очень заинтересованно изучают природу и всегда любуются красотой оттенков осенних листьев клена, березы, рябины, и составление букетов из осенних веток или просто отдельных листьев доставляем им огромное удовольствие. Вот так мудра и совершенна Природа... В запасе у нее много интересного. При работе с природным материалом у детей развивается наблюдательность, любознательность, что помогает им впоследствии успешно воплощать свои творческие замыслы. Именно таким неравнодушным и творческим натурам она открывает свои секреты.
2.2. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, РОЛЬ
В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ
ТЕХНОЛОГИИ
Для нашего времени характерно снижение уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов учащихся. Не является исключением и технология. Поэтому необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников к информационным технологиям для повышения и поддержания уровня мотивации к предмету «Технология».
Применение современных информационных технологий на уроках обслуживающего труда даёт возможность учителю:
Занятия с применением ИКТ имеют отличие от классической системы обучения. Это новая роль учителя – он уже не основной источник знаний, а его функция сводится к консультативно-координирующей. Задача учителя – подобрать средства обучения в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями школьников, а также с их умениями использовать компьютер в учебных целях.
Развитие мышления и творческих способностей в проектной деятельности с использованием ИКТ
Для учащегося наибольший эффект мультимедийные технологии дают при их использовании в следующих случаях:
На уроках технологии учащиеся выполняют творческие проекты.
Согласно программе образовательной области «Технология» предусматривается выполнение учащимися каждый год не менее одного творческого проекта. Учителя привлекает в этом методе возможность развития активности, самостоятельности, творчества, индивидуальности учащихся.
Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов:
I этап – поисково-исследовательский. На данном этапе перед учащимися ставится задача реализации полученных знаний и умений на практике по выполнению изделия. Учащиеся вбирают объект труда, конкретизируют тему проекта и выбирают модель изделия, описывают его в соответствии с планом и занимаются поиском и обработкой дополнительной информации по объекту проекта. В частности, для 5-9 классов – это изучение истории возникновения и развития данного вида одежды, просмотр журналов мод, выбор и анализ моделей, способов обработки изделий, украшений и аксессуаров. Для 10-11 классов – подробное изучение особенностей различных видов рукоделия, различных технологий обработки материалов, поиск иллюстраций к ним, поиск, обработка и распечатка схем, рисунков. Источником информации могут быть как классические (специальные книги по рукоделию, иллюстрированные каталоги и альбомы музеев, журналы), так и современные (медиадиски, Интернет). С целью сохранности бумажной литературы учащиеся копируют нужную информацию, используя сканер, ксерокс и цифровой фотоаппарат, принтеры. Таким образом, они экономят время и силы. Доступ в Интернет предоставляет громадные возможности выбора источника информации: базовая информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев; информация о гибких дисках, компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Internet–магазины. Перед учащимися встает проблема поиска и отбора необходимой для исследования информации, решение которой во многом зависит от умения осуществлять информационный поиск в сети Internet (поскольку в сети насчитывается более 6 млрд. документов по самым разным проблемам). Если раньше решением этой проблемы занимались учителя информатики, то сейчас учителя-предметники всех категорий должны владеть технологиями информационного поиска в сети Internet и обучать этому учащихся.
Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии