Развитие творческой активности дошкольника в процессе социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать особенности развития творческой активности дошкольника в процессе социализации.
Для достижения целей исследования и доказательства гипотезы нами определены следующие задачи:
1) Изучить и проанализировать литературу по теме работы.
2) Раскрыть специфику понятия «творчество», его составляющие, определить роль дошкольного образовательного учреждения в процессе формирования творческой активности дошкольника.
3) Проанализировать возможности педагогической деятельности по развитию творческой активности дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения в процессе социализации.

Файлы: 1 файл

Текст работы в стандарт рамке.docx

— 95.02 Кб (Скачать файл)


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист


  

ВВЕДЕНИЕ

 

Большинство людей уже  начинают понимать, что творчество является важной составной частью счастья  и профессионального успеха. Серые  личности не в моде, а творческие люди идут вперёд и определяют своё будущее сами, заряжая энергией других.

Последние десятилетия характеризуются  значительным ростом внимания к развитию творческого потенциала дошкольников, что, несомненно, сказалось на активизации  педагогических поисков, как в науке, так и в практике дошкольного  воспитания.

Обновление содержания дошкольного  образования происходит за счет вариативности, активизировался процесс использования  в дошкольных учреждениях программ воспитания и обучения дошкольников нового поколения. Однако, несмотря на одобрение и принятие педагогами-практиками инновационных программ дошкольного  образования, их реализация происходит не всегда успешно.

Особое внимание в российских ДОУ уделяется развитию творческого воображения как составляющей части творческого потенциала, как центрального психического новообразования дошкольного детства. Это имеет под собой серьезную научную основу в работах психологов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко, Т.А. Репиной, Е.Е. Кравцовой, В.Т. Кудрявцева, Е.Е. Сапоговой и др.

В частности, в исследованиях  отечественных психологов и педагогов  раскрыты возможности разных видов  деятельности дошкольника для развития его воображения: игровой (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Р.И. Жуковская, Д.В. Меджерицкая, Е.Е. Кравцова, Е.М. Гаспарова, Е. Зворыгина, Л. Яворончук), изобразительной (Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Ю.А. Полуянов), музыкальной (Н.А. Ветлугина, Л.В. Школяр, Г.П. Новикова), конструктивной (Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук,

 

Г.В. Урадовских), двигательной (В.Т. Кудрявцев, Т.В. Нестерюк, Т.С. Яковлева, Е.А. Сагайдачная, коммуникативной (Е.О. Смирнова, В.Р. Мечкова). Выявлены пути формирования воображения в процессе активного восприятия детьми сказок и других литературных произведений (А.В. Запорожец, Л.П. Стрелкова, Л. Эльконинова, Б.Д. Эльконин, В.Т. Кудрявцев, Р. Чуднова, Т.И. Алиева), а также - их приобщения к ценностно-смысловым началам экологической (этико-экологической) культуры (В.Т. Кудрявцев, Г.К. Уразалиева, Н.Н. Лебедева).

Тем не менее, остается недостаточно раскрытым вопрос развития творческого  потенциала в аспекте социального  воспитания, в процессе организации  взаимодействия ребенка с обществом. Это определило выбор темы курсовой работы: «Развитие творческой активности дошкольника в процессе социализации».

Цель работы: проанализировать особенности развития творческой активности дошкольника в процессе социализации.

Объект исследования: творческая активность.

Предмет исследования: особенности  развития творческой активности дошкольника  в процессе социализации.

Для достижения целей исследования и доказательства гипотезы нами определены следующие задачи:

1) Изучить и проанализировать литературу по теме работы.

2) Раскрыть специфику понятия «творчество», его составляющие, определить роль дошкольного образовательного учреждения в процессе формирования творческой активности дошкольника.

3) Проанализировать возможности педагогической деятельности по развитию творческой активности дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения в процессе социализации.

Методы исследования –  анализ литературы, обобщение и систематизация материала по теме.

 

1. ПОНЯТИЕ О ТВОРЧЕСТВЕ, ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИХ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

 

Творчество – психический  процесс создания новых ценностей, деятельность, результатом которой  является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря  которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило  важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонент умственной активности, а  также потребности личности в  самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

Творчество как процесс  вначале рассматривалось на основании  самоотчетов деятелей искусства  и науки, в которых особая роль отводилась озарению, вдохновению и  сходным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли [9; 656].

Творческая активность - деятельность, направленная на решение  нестереотипных производственных задач, способствующая повышению качественных и количественных результатов труда. Трудовая активность характеризуется рядом показателей, отражающих ее различные аспекты: показатели, характеризующие качество и количество выполненной работы; показатели использования оборудования, овладение передовыми методами и приемами труда; сроки и степень освоения новой технологии, видов продукции; соблюдение норм и правил внутреннего распорядка, технологической и трудовой дисциплины; участие работников в рационализаторстве, изобретательстве, совершенствовании организации производства и труда и т. д.[8; 16].

Творчески активная личность должна быть полностью адаптирована к среде. Регуляция и саморегуляция творческой деятельности не только индивидуально своеобразна, но и социально типична. Исследователи постоянно

делают попытки систематизировать  признаки и уровни регуляции и  саморегуляции творческих процессов. Существуют различные приемы, средства и методы активизации творчества конкурентной личности или группы людей, в том числе и социально-психологические, типа брейншторминга, релаксации, тренинга и игр. К социально-психологическим условиям регуляции творческой деятельности можно отнести:

а) совпадение целей управления с целями творчества субъекта деятельности;

б) воплощение в нормах творческого труда не чуждых субъекту деятельности императивов, а самой логики дела, драгоценного опыта первооткрывателей, новаторов;

в) самоуправление активизацией субъекта творчества, осуществляющего свободный выбор, преобразование и развитие эвристических средств, норм и стратегий творческой деятельности.

Кроме этого, творческой активности также способствуют открытое честное  соперничество, тактичная и компетентная критика, индивидуальный подход со стороны  окружающих, поддержка авторитетных лиц и т.д. Но недостаточно ограничиваться только анализом взаимовоздействия  человека со средой и обществом. Как  отмечает А.А. Ершов(1991г.) чрезвычайно  важно знать во имя чего, с какой  целью возникает и развивается  творческая активность психики, осуществляется ее регулятивная функция, что побуждает  функционировать психику [1; 147].

Для понимания, каковы истоки творческой активности человека необходимо обратиться к его социальной природе, выйти за пределы его биологических  связей и потенциалов, не порывая с ними [2; 15].

Творчески активная личность всегда ориентирована на будущее. Ведь именно прошлое и настоящее определяют, какое будет будущее. Без будущего нет творчества. Только в этом случае творческая деятельность будет содержать  элементы неожиданности, непредсказуемости, импровизации, озарения.

В самом широком понимании, все эти психологические явления  могут выступать в роли мотива творческой активности личности.

Центральным, специфически творческим процессом считается  озарение – интуитивное схватывание  искомого результата. Экспериментальные  исследования показали, что интуитивное  решение возникает в предметной деятельности, доступной анализу. Выделяя  специфику психической регуляции  творческого процесса, К. Станиславский  выдвинул представлении о сверхсознании как высшей концентрации духовных сил личности при порождении творческого продукта [6;657].

Проявление творческого  поиска можно представить по следующим  признакам:

а) реконструктивное творчество;

б) комбинаторное творчество;

в) творчество через аналогии.

Проявление творческого  процесса представляется возможным  фиксировать по:

а) пониманию и структурированию исходной информации;

б) постановки задачи;

в) поиску и конструированию решений;

г) прогнозированию решений (разработки замыслов решения), гипотез.

Динамику (скоростные показатели) решений и творческой деятельности в целом наиболее исчерпывающе будут  определять следующие основные типы:

а) медленный;

б) быстрый;

в) сверхбыстрый [1; 146].

Уровни достижений можно  определять по задачам, которые ставит перед собой субъект, или же по самим достигнутым успехам, и  здесь уместно выделить три условия:

г) желание превзойти существующие достижения (сделать лучше, чем

 

 есть);

д) достичь результата высшего класса;

е) реализовать сверхзадачу (программу-максимум) - на грани фантастики.

 В плане эмоционального  реагирования на выполнение деятельности, увлеченности можно выделить  три типа:

ё) вдохновенный (иногда эйфорический);

ж) уверенный;

з) сомневающийся [1; 147].

Таким образом, предлагаемая структура творческого процесса довольно многообразно описывает различные  типы проявлений творчества , их доминирующие характеристики, своеобразие сочетаний наиболее важных качеств. Все то, что относится к общей творческой одаренности, имеет непосредственное отношение и к различным видам специальной одаренности - научной, технической, педагогической, художественной и т. д.; но при этом мы имеем дело с проявлением определенных доминантных качеств, особенностей, характеризующих специфику творчества в конкретной сфере человеческой деятельности [7; 36].

Творческий процесс понимается как не стимулированное из вне продолжение мышления, т.е. является частью интеллектуальной активности. Д.Б. Богоявленская выделяет три уровня активности в ходе творческих процессов: стимульно - продуктивный, эвристический, креативный. Каждый из них характеризуется видом мотивации и регуляции [1; 77].

Таким образом, важно помнить, что высокого уровня интеллектуальной активности, при котором возможно творчество в процессе самообразования  достигают люди с определенной мотивацией и нравственными установками  и свободные от соперничества, когда  сам по себе материал их самообразовательной  деятельности не представляет для них  большого интереса, а сама деятельность превращается в обычную учебную  деятельность, не имеющую ничего общего с самообразовательной.

Во всех системах решающая роль принадлежит человеку (а не системам). Качество функционирования этих систем во многом определяется тем, насколько рационально и эффективно они построены, а это, в свою очередь, зависит от того, какая творческая мысль заложена в их основу и продуктом  какой деятельности они являются. Поэтому назрела необходимость  всесторонне осмыслить многообразную  творческую деятельность человека.

Для этого нужно создать  такие новые системы, модели, алгоритмы, которые способствовали бы повышению  эффективности творческого процесса. Иными словами необходимо разработать  такие последовательности логических действий, которые целенаправленно  и эффективно активизировали бы творческий процесс и руководили бы им при  решении задач в различных  областях деятельности человека (изобретательской, научной, коммерческой, организаторской  и т.д.).

Создание алгоритмов творческого  процесса стало целью деятельность ряда исследователей. Уже имеется  некоторый опыт алгоритмизации творческого  процесса.

В структуре творческого  процесса важным компонентом считается "целесообразная воля, выражающаяся во внимании и обеспечивающая личности сосредоточенность и направленность ее сознания на объекты, которые она  воспринимает в процессе деятельности и о которой мыслит и говорит" [9]. Воля, по определению Р.С. Немова - это свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Наиболее ярко это свойство реализуется при преодолении препятствий, возникающих на пути достижения личностью сознательно поставленной цели [5; 40].

Характерной чертой высокого уровня творческой активности субъекта в ходе развития творческих процессов  является ее значительная устойчивость, проявляемая в самообразовательной  деятельности в отношении принятой цели. С целью определения структуры  субъектной творческой активности мы обратились к анализу видов активности, выделяемых психологической наукой, таких, как активность общая, поисковая [4; 105].

При включении человека в  процесс самообразования необходимо учитывать его общую активность, являющуюся характерной чертой проявления темперамента. Одни люди могут быть пассивными, инертными по своей природе. Следовательно, им необходимо приложить  существенные усилия, чтобы стать  активными и инициативными в  самообразовательной деятельности. Другим же, активным и стремительным, необходимо определить, в каком направлении  действовать, чтобы их энергия и  энтузиазм помогли им в достижении поставленных целей. Под поисковой  активностью в процессе самообразования  понимается поведение, направленное на изменение существующей ситуации или  отношения к ней. Проявление поисковой  активности - важная составная часть  процесса планирования, прогнозирования  результатов самообразовательной  деятельности. В процессе самообразования  поисковая творческая активность неразрывно связана с творческой активностью, проявляющейся на высшем уровне самообразовательной  деятельности. Поскольку творчество рассматривается как "существенный элемент качественной определенности человека как субъекта", "способ его бытия, формы его самодеятельности, саморазвития и самоутверждения’', постольку творческая активность может  быть рассмотрена как важный компонент  структуры субъектной активности [8;43].

Информация о работе Развитие творческой активности дошкольника в процессе социализации