Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:55, курсовая работа
Цель работы: проанализировать особенности развития творческой активности дошкольника в процессе социализации.
Для достижения целей исследования и доказательства гипотезы нами определены следующие задачи:
1) Изучить и проанализировать литературу по теме работы.
2) Раскрыть специфику понятия «творчество», его составляющие, определить роль дошкольного образовательного учреждения в процессе формирования творческой активности дошкольника.
3) Проанализировать возможности педагогической деятельности по развитию творческой активности дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения в процессе социализации.
учреждений РФ в числе общих требований к программам отмечается то, что они «должны быть нацелены на: развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника; развитие способностей ребенка; формирование творческого воображения». Среди нормативных возрастных характеристик ребенка на разных этапах дошкольного детства, исходя из которых Министерством разработаны примерные требования к программам дошкольного образования, называется креативность [27; 165].
Традиционное дошкольное образование строилось на дублировании обыденного опыта ребенка. Ему как бы заново пытаются привить то, чему он уже научился дома, на улице и т.п. В отличие от этого общая цель творчески развивающего, инновационного дошкольного образования - поддержка в ребенке восприятия мира и самого себя как особой, необычной реальности, полной загадок, тайн и проблем.
Ребенку предстоит узнать
в большом Мире «знакомого незнакомца»,
увидеть в его зеркале самого
себя и свой внутренний мир - еще
более загадочный, чем внешний, открыть
богатый и непредсказуемый
Любое детское умение, даже носящее сугубо исполнительский, технический характер, прямо или косвенно связано с развитием воображения. Можно, например, «воспитывать» у ребенка правильную осанку, стуча его по спине и призывая сидеть или стоять «красиво». А можно на специальных физкультурных занятиях, дать детям возможность ярко эмоционально прочувствовать неудобство неправильной позы, предложив им изобразить в игре невероятное - допустим, собаку на заборе или пассажира в чемодане. Можно заучивать иностранные слова, а можно в увлекательном диалоге заняться расшифровкой посланий-шифрограмм, входя в образы разведчиков, следопытов и т.д.. Все это расширяет возможности осмысленной ориентировки ребенка в материале, связанной с работой воображения. Формирование самой этой ориентировки должно предшествовать овладению техникой деятельности. Благодаря этому уровень овладения техникой развития творческого потенциала существенно возрастает [32; 107].
Развивающие программы предусматривают
скоординированную поддержку
Последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания к развитию творческих способностей дошкольников, что, несомненно, сказалось на активизации педагогических поисков, как в науке, так и в практике дошкольного воспитания. В последние десятилетия на страницах журналов «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Ребенок в детском саду» и др. представлена панорама педагогической практики развития творческих способностей дошкольников. Доминирующее место среди публикаций занимают материалы о развитии творческих способностей в художественном творчестве и проблемах одаренных детей: Т.С. Комарова – проблемы развития художественно-творческих способностей, Г. Григорьева – единство обучения и творчества на занятиях по изобразительной деятельности, Л. Маланина – развитие песенного творчества, Т. Неменова – развитие творческих проявлений в процессе театрализованных игр, С. Ерохина и Н. Антонова – использование кружевоплетения для развития творческих способностей, Е. Белова, И. Ищенко, С. Мартынов, Е. Ягловская и др. – проблемы развития одаренных детей [32; 108].
В практике дошкольных образовательных
учреждениях также наметилась определенная
тенденция усиления внимания со стороны
педагогов к творческому
В передовых дошкольных учреждениях
создается эмоционально насыщенная
атмосфера в процессе обучения —
содержание занятий и других форм
обучения педагоги наполняют сказочными
и игровыми сюжетами и персонажами,
собственными импровизациями, фронтальные
формы сочетаются с подгрупповыми
и индивидуальными формами
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита [7;123], Б.Н. Никитина х18, 15, 16], и Л. Кэррола [9, 38-39], мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является
раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития
творческих способностей ребенка является
создание обстановки, опережающей развитие
детей. Необходимо, насколько это
возможно заранее окружить ребенка
такой средой и такой системой
отношений, которые стимулировали
бы его самую разнообразную
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малы вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе
деятельности, в чередовании
дел, в продолжительности
Но предоставление ребенку
такой свободы не исключает, а, наоборот,
предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную
помощь взрослых – это и есть
пятое условие успешного
Давно известно, что для
творчества необходимо комфортное психологическая
обстановка и наличие свободного
времени, поэтому шестое условие
успешного развития творческих способностей
– тёплая дружелюбная атмосфера
в семье и детском коллективе.
Взрослые должны создать безопасную
психологическую базу для возвращения
ребенка из творческого поиска и
собственных открытий. Важно постоянно
стимулировать ребенка к
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества,
создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.
Воспитание творческих способностей
детей будет эффективным лишь
в том случае, если оно будет
представлять собой целенаправленный
процесс, в ходе которого решается ряд
частных педагогических задач, направленных
на достижение конечной цели. И в
данной курсовой работе мы, на основе изучения
литературы по данной теме, попытались
определить основные направления и
педагогические задачи по развитию таких
важнейших компонентов
Вторым направлением формирования творческих способностей дошкольников развитие воображения.
Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.
Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческого воображения.
Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития воображения. На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольников может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало в прошлом и у психологов.
Однако уже в 30-е годы
выдающийся русский психолог Л. С. Выготский
доказал, что воображение ребенка
развивается постепенно, по мере приобретения
им определенного опыта. С. Выготский
утверждал, что все образы воображения,
как бы причудливы они ни были, основываются
на тех представлениях и впечатлениях,
которые мы получаем в реальной жизни.
Он писал: "Первая форма связи
воображения с
Из этого следует, что
творческая деятельность воображения
находится в прямой зависимости
от богатства и разнообразия прежнего
опыта человека. Педагогический вывод,
который можно сделать из всего
выше сказанного, заключается в необходимости
расширять опыт ребенка, если мы хотим
создать достаточно прочные основы
для его творческой деятельности.
Чем больше ребенок видел, слышал
и пережил, чем больше он знает
и усвоил, чем большим количеством
элементов действительности он располагает
в своём опыте, тем значительнее
и продуктивнее при других равных
условиях, будет деятельность его
воображения. Именно с накопления опыта
начинается всякое воображение. Но как
передать ребенку этот опыт заранее?
Часто бывает так, что родители беседуют
с ребенком, что-то рассказывают ему,
а потом жалуются, что у него,
как говорится, в одно ухо влетело,
а из другого вылетело. Это происходит
в том случае, если у малыша нет
интереса к тому, о чём ему рассказывают,
нет интереса к знаниям вообще,
то есть когда отсутствуют
Вообще познавательные интересы
ребенка дошкольника очень рано
начинают о себе заявлять. Проявляется
это сначала в форме детских
вопросов, которыми малыш осаждает
родителей с 3-4 лет. Однако станет ли
такое детское любопытство
навсегда, зависит от
взрослых, окружающих ребенка, прежде
всего от его родителей.
В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:
Информация о работе Развитие творческой активности дошкольника в процессе социализации