Развитие творческой активности дошкольника в процессе социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать особенности развития творческой активности дошкольника в процессе социализации.
Для достижения целей исследования и доказательства гипотезы нами определены следующие задачи:
1) Изучить и проанализировать литературу по теме работы.
2) Раскрыть специфику понятия «творчество», его составляющие, определить роль дошкольного образовательного учреждения в процессе формирования творческой активности дошкольника.
3) Проанализировать возможности педагогической деятельности по развитию творческой активности дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения в процессе социализации.

Файлы: 1 файл

Текст работы в стандарт рамке.docx

— 95.02 Кб (Скачать файл)

учреждений РФ в числе  общих требований к программам отмечается то, что они «должны быть нацелены на: развитие любознательности как  основы познавательной активности у  дошкольника; развитие способностей ребенка; формирование творческого воображения». Среди нормативных возрастных характеристик  ребенка на разных этапах дошкольного  детства, исходя из которых Министерством разработаны примерные требования к программам дошкольного образования, называется креативность [27; 165].

Традиционное дошкольное образование строилось на дублировании обыденного опыта ребенка. Ему как  бы заново пытаются привить то, чему он уже научился дома, на улице и  т.п. В отличие от этого общая  цель творчески развивающего, инновационного дошкольного образования - поддержка  в ребенке восприятия мира и самого себя как особой, необычной реальности, полной загадок, тайн и проблем.

Ребенку предстоит узнать в большом Мире «знакомого незнакомца», увидеть в его зеркале самого себя и свой внутренний мир - еще  более загадочный, чем внешний, открыть  богатый и непредсказуемый творческий потенциал других людей [32; 106].

Любое детское умение, даже носящее сугубо исполнительский, технический  характер, прямо или косвенно связано  с развитием воображения. Можно, например, «воспитывать» у ребенка  правильную осанку, стуча его по спине и призывая сидеть или стоять «красиво». А можно на специальных  физкультурных занятиях, дать детям  возможность ярко эмоционально прочувствовать неудобство неправильной позы, предложив  им изобразить в игре невероятное - допустим, собаку на заборе или пассажира  в чемодане. Можно заучивать иностранные  слова, а можно в увлекательном  диалоге заняться расшифровкой посланий-шифрограмм, входя в образы разведчиков, следопытов и т.д.. Все это расширяет возможности осмысленной ориентировки ребенка в материале, связанной с работой воображения. Формирование самой этой ориентировки должно предшествовать овладению техникой деятельности. Благодаря этому уровень овладения техникой развития творческого потенциала существенно возрастает [32; 107].

Развивающие программы предусматривают  скоординированную поддержку творческих способностей ребенка - используя все  многообразие детских деятельностей, куда входит и игра, и изобразительное  творчество, и конструирование, и  восприятие сказок, и учение, и повседневное общение, и многое другое. Это предполагается осуществлять в рамках всех направлений  образовательной работы с дошкольниками: от физкультурно-оздоровительного - до художественно-эстетического. Такой подход рассматривается как залог формирования полноценной школьной готовности. В целом, по данным социологических исследований, наиболее важной задачей собственной педагогической деятельности 66,3% опрошенных воспитателей называют раскрытие и развитие индивидуальных способностей ребенка. Подготовка ребенка к школе является, с их точки зрения, лишь второй по степени значимости задачей.

Последние десятилетия характеризуются  значительным ростом внимания к развитию творческих способностей дошкольников, что, несомненно, сказалось на активизации  педагогических поисков, как в науке, так и в практике дошкольного  воспитания. В последние десятилетия  на страницах журналов «Дошкольное  воспитание», «Обруч», «Ребенок в детском  саду» и др. представлена панорама педагогической практики развития творческих способностей дошкольников. Доминирующее место среди публикаций занимают материалы о развитии творческих способностей в художественном творчестве и проблемах одаренных детей: Т.С. Комарова – проблемы развития художественно-творческих способностей, Г. Григорьева – единство обучения и творчества на занятиях по изобразительной деятельности, Л. Маланина – развитие песенного творчества, Т. Неменова – развитие творческих проявлений в процессе театрализованных игр, С. Ерохина и Н. Антонова – использование кружевоплетения для развития творческих способностей, Е. Белова, И. Ищенко, С. Мартынов, Е. Ягловская и др. – проблемы развития одаренных детей [32; 108].

В практике дошкольных образовательных  учреждениях также наметилась определенная тенденция усиления внимания со стороны  педагогов к творческому развитию детей. Одна из задач, находящихся в  поле зрения управленцев, методистов и  педагогов - совершенствование способов общения с ребенком в направлении  личностно - ориентированного взаимодействия с ним, что способствует раскрытию  творческого потенциала детей. Эта тенденция была инициирована Концепцией дошкольного воспитания (1989), которая получила признание среди практических работников и заложила новые целевые ориентации в их работе, провозгласила гуманизацию и раскрепощение педагогического процесса дошкольного учреждения, предоставила педагогическим работникам возможность изменения организации жизнедеятельности детей в детских садах, что позволило в большей степени удовлетворять индивидуальные интересы и потребности детей, использовать новые формы работы, нерегламентированные виды деятельности, способствующие развитию творческой активности ребенка.

В передовых дошкольных учреждениях  создается эмоционально насыщенная атмосфера в процессе обучения —  содержание занятий и других форм обучения педагоги наполняют сказочными и игровыми сюжетами и персонажами, собственными импровизациями, фронтальные  формы сочетаются с подгрупповыми  и индивидуальными формами работы с детьми. Это позволяет решать задачи развития креативности детей [19; 227].

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита [7;123], Б.Н. Никитина х18, 15, 16], и Л. Кэррола [9, 38-39], мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым шагом к успешному  развитию творческих способностей является

раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это  возможно заранее окружить ребенка  такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали  бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали  бы в нем именно то, что в соответствующий  момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго  до обучения чтению годовалому ребенку  можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр  называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера  творческого процесса, который требует  максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться  тем успешнее, чем чаще в своей  деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и  постепенно поднимает этот потолок  все выше и выше. Такое условие  максимального напряжения сил легче  всего достигается, когда ребенок  уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время  идет очень интенсивно, но воспользоваться  опытом взрослых малыш не может, так  как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малы вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество  совершенно новых для него задач  самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Четвертое условие успешного  развития творческих способностей заключается  в предоставлении ребенку большой  свободы в выборе

 деятельности, в чередовании  дел, в продолжительности занятий  одним каким-либо делом, в выборе  способов и т.д. Тогда желание  ребенка, его интерес, эмоциональный  подъём послужат надежной, гарантией  того, что уже большее напряжение  ума не приведет к переутомлению,  и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку  такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное  здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди  родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать  сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Давно известно, что для  творчества необходимо комфортное психологическая  обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие  успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера  в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения  ребенка из творческого поиска и  собственных открытий. Важно постоянно  стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода  замечания и осуждения.

Но создание благоприятных  условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что  творчество изначально присуще ребенку  и, что надо только не мешать ему  свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества,

создают произведения более  высокого уровня, чем их необученные  самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет  представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд  частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в  данной курсовой работе мы, на основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные направления и  педагогические задачи по развитию таких  важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте.

Вторым направлением формирования творческих способностей дошкольников развитие воображения.

Воображение - это умение конструировать в уме из элементов  жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых  их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.

Воображение является основой  всякой творческой деятельности. Оно  помогает человеку освободиться от инерции  мышления, оно преобразует представление  памяти, тем самым обеспечивая, в  конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческого воображения.

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития воображения. На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольников может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало в прошлом и у психологов.

Однако уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л. С. Выготский  доказал, что воображение ребенка  развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. С. Выготский  утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: "Первая форма связи  воображения с действительностью  заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте  человека". /5, 8/

Из этого следует, что  творческая деятельность воображения  находится в прямой зависимости  от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический вывод, который можно сделать из всего  выше сказанного, заключается в необходимости  расширять опыт ребенка, если мы хотим  создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает  и усвоил, чем большим количеством  элементов действительности он располагает  в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его  воображения. Именно с накопления опыта  начинается всякое воображение. Но как  передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет  интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет интереса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные интересы.

Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется  это сначала в форме детских  вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно  исчезнет

 навсегда, зависит от  взрослых, окружающих ребенка, прежде  всего от его родителей. Взрослые  должны всячески поощрять любознательность  детей, воспитывая любовь и  потребность в знаниях. 

В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка  должно идти по двум основным направлениям:

Информация о работе Развитие творческой активности дошкольника в процессе социализации