Развитие творческой активности дошкольника в процессе социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать особенности развития творческой активности дошкольника в процессе социализации.
Для достижения целей исследования и доказательства гипотезы нами определены следующие задачи:
1) Изучить и проанализировать литературу по теме работы.
2) Раскрыть специфику понятия «творчество», его составляющие, определить роль дошкольного образовательного учреждения в процессе формирования творческой активности дошкольника.
3) Проанализировать возможности педагогической деятельности по развитию творческой активности дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения в процессе социализации.

Файлы: 1 файл

Текст работы в стандарт рамке.docx

— 95.02 Кб (Скачать файл)

Постепенно обогащение опыта  ребенка, насыщение этого опыта  новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения  и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.

Постепенное расширение и  углубление познавательных интересов  внутри одной и той же сферы  действительности.

Для того чтобы успешно  развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем  интересуется их малыш, а уже затем  оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить  ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное  эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника  в совместную с взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка  помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним  любимую пластинку. Возникающее  у малыша в таких ситуациях  чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску  его деятельности и способствует возникновению у него интереса к  этой деятельности. Но в этих ситуациях  следует будить и собственную  творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого  результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых  знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.

Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые  знания могут быть бесполезными грузом,

если человек не умеет  обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению  задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей  деятельности.

Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями как  оригинальность и богатство продуцируемых  образов. Одним из важнейших свойств  такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять  их своей цели, приводит к тому, что  самые лучшие замыслы и намерения  гибнут, не находя воплощения. Поэтому  важнейшая линия в развитии воображения  дошкольника - это развитие направленности воображения.

У младшего дошкольника воображение  идет за предметом и все, что он создаёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ребенку  научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно также устроить коллективное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предложений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета, помочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений.

В системе образования  последнее время особое место  принадлежит совместной деятельности детей и родителей, которое выступает  как средство мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов  деятельности. Но современные родители выглядят скованными и серьёзными, они не умеют играть, фантазировать  вместе с ребёнком, шалить и веселиться, боясь нарушить « правили взрослого поведения».

В дошкольном возрасте ведущей  деятельностью становится сюжетно-ролевая  игра ребёнка, которая имеет важное значение для его психического развития. Как отмечал Д.Б. Эльконин, основным мотивом деятельности ребёнка является желание войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, открыть мир человеческих взаимоотношений, действовать как взрослый. Однако ребёнок ещё мал и не может самостоятельно жить во взрослом мире и поэтому единственная возможность осуществить своё стремление – это игра. Именно в игре происходит первичная ориентация в смыслах и мотивах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношений взрослых. Ребёнок начинает всё точнее понимать социальные роли и связывающие их отношения, соотносить свою позицию и позицию взрослого; на основе этого у него возникает новый социальный мотив – заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью.

Кроме вышеназванных значений игры, можно отметить также следующие:

Сюжетно-ролевая игра влияет на преодоление «познавательного эгоцентризма», когда ребенок не способен  отграничить  свою точку зрения от чужой, что приводит к господству только своего мнения. В процессе игры ребенок научается  соотносить различные точки зрения, вставать на позицию другого, усваивает  моральные и нравственные нормы; происходит первоначальное формирование этических инстанций и моральных  чувств ребенка, когда он начинает усваивать  основные правила взаимоотношений  между людьми и уже может оценить  свои поступки как плохие или хорошие [15; 163].

В процессе игры происходит развитие произвольного поведения, которое связано с постепенным  подчинением своих поступков  тому образцу, которым являются для  ребенка поведение и мнение, оценка взрослого.

Кроме того, в дошкольном возрасте происходит развитие таких  продуктивных видов деятельности, как  рисование, лепка, конструирование; закладываются  основы трудовой деятельности: самообслуживание, помощь дома, в детском саду. Дошкольное детство – это возраст, в котором  проявляются начальные формы  учебной деятельности, когда ребенок  уже может обучаться с помощью  взрослого, но только когда обучение ведется соответственно уровню его  психического развития и с учетом ведущей деятельности ребенка [25; 147].

В процессе развития ребёнка-дошкольника  происходит изменение его мотивационно-потребностной сферы: в начале дошкольного возраста мотивы носят характер неосознанных, аффективно окрашенных желаний, связанных с наличной ситуацией. К концу дошкольного возраста мотивы ребёнка существуют в виде обобщённых намерений,  начинается осознавание мотивов, формируется первичная иерархия мотивов. Появление и развитие в этот период соподчинения мотивов можно рассматривать в качестве критерия развития личности ребёнка. Если в раннем дошкольном возрасте лишь закладываются основы иерархии мотивов, то к семи годам фактически происходит её формирование.

Обобщая все вышесказанное отмечаем, что проблема развития творческих процессов является значимым вопросом для успешного функционирования общества в целом. Определяя способность человека к той или иной деятельности, мы определяем профессию, интересное для человека занятие, хобби, стиль жизни и возможность ее совершенствования.

Вопросы развития творческих процессов рассмотрены в трудах многих ученых, психологов, педагогов. Но все равно, тема остается недостаточно раскрытой и существует много  нераскрытых, нерассмотренных тем.

Творчество – сложный  процесс, закономерности которого многообразны и трудноуловимы. Но специфика изобретательского  творчества в известной степени  упрощает задачу исследователя. Результаты творчества в искусстве

 зависят не только  от объективной реальности, которую  отражает произведение искусства,  но и от мировоззрения автора, от его эстетических идеалов  и от многих, даже случайных  причин.

В контексте данной работы, рассмотренный нами вопрос о развитии творческой активности позволил сформулировать общие выводы, определить условия  и стадии развития творческих процессов.

Особое внимание уделяется  организации педагогической деятельности по развитию творческой активности ребенка  в условиях дошкольного учреждения. Основными формами является изменение  содержания и структуры учебного процесса, направленного в настоящем  не только на получение готовых знаний, но и на самостоятельный поиск  новых решений. Значительное место  отводится креативной практике, включающая в себя поисково-творческую самостоятельную  деятельность.

 

Заключение

 

В наше время в обществе происходят бурные изменения. Человек  вынужден реагировать на них, но часто  он бывает к этому не готов. Для  того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них  отвечать, человек должен активизировать творческий потенциал, обнаружить свою неповторимость, уникальность. Проявление собственной уникальности непосредственно  связано с осмыслением своего соответствия жизни.

Уникальность каждого  человека не вызывает сомнений. Однако умение предъявить себя миру является проблемой для большинства людей. Люди действуют по заранее заданным программам, схемам, шаблонам. Такая запрограммированность поведения приводит к переживанию бессмысленности своего существования, к возникновению чувства протеста против требований общества, которые не позволяют отклоняться от принятых норм.

Творчество — понятие многогранное. Прежде всего, его можно определить как качественную характеристику индивидуальной и коллективной трудовой деятельности, отличающейся той или иной степенью новизны ее содержания, применяемых методов и полученных результатов. Новизна как критерий творчества дает основание рассматривать творчество как интеллектуальную трудовую деятельность поискового характера, непосредственной целью которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество в самом процессе трудовой деятельности характеризует стиль работы, подход человека к решению стоящих перед ним задач, отношение к труду.

Анализ литературы по теме исследования позволил выделить основные направления деятельности по развитию творческого потенциала детей дошкольного  возраста в дошкольном образовательном  учреждении. На основании данного  анализа, собственных педагогических наблюдений нами была составлена программа  по развитию творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста, которая нашла свое применение в конкретных средовых условиях.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. - Минск: Беларусь, 1994.
  2. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. – Москва; 19973.
  3. Березина В. Воспитание чудом // Педагогика + ТРИЗ / Под ред. Гина А.А. - Москва: Вита-Пресс, 2001. Выпуск № 6. С. 54-63.
  4. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Встреча с чудом: Детство творческой личности: встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. СПб.: изд-во Буковского. 1995. - С. 60.
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1985.
  6. Вёрткин И.М. Бороться и искать… О качествах творческой личности // Нить в лабиринте / Сост. Селюцкий А.Б. - Петрозаводск: Карелия, 1988. С. 7-91.
  7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М.: Профессиональное образование, 1994.
  8. Волков В.И. Прикосновение к зеркалу // Проблемы теории развития творческой личности. Челябинск: Изд-во ЧГПУ "Факел", 1998. Выпуск 1. С.20-33.
  9. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. – М., 1992.
  10. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. – Саратов, 1981.
  11. Гоноболин Ф.Н. Психология. - М.: Просвещение, 1973.
  12. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М.: Прометей, 1993.
  13. Детство: Программа развития и обучения детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др./под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. – СПб.: Из-во «Акциндент»,1995.
  14. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования

 

 детей. – М.: ВЛАДОС, 2003.

  1. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. – М.: Просвещение, 1974.
  2. Иванов Н.П. Методика коммунарского воспитания. – М., 1994
  3. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. - М.: Высшая школа, 1989.- С 223-226.
  4. Кожевникова Л.А. Достойная цель. Первая попытка аналитического обзора // Проблемы теории развития творческой личности. Челябинск: Изд-во ЧГПУ "Факел", 1998. Выпуск 1. С. 13-20.
  5. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование России в документах и материалах. М., 2001. С. 230, 234, 239, 241-242.
  6. Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2002.
  7. Ладонкина Т.Д. Досуг как сфера социализации подростков.//Сотрудничество семьи, детских объединений и социальных педагогов в процессе социализации личности ребенка. – Челябинск, 1996 – С. 67-70.
  8. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М. «Институт практической психологии», 1997.
  9. Литвак Р.А. Социализация личности ребенка в деятельности детских общественных объединений. – Челябинск, ЧГПУ. – 2000.
  10. Лупан С.Л. Поверь в свое дитя. – М.: Сфера, 1993.
  11. Мир детства. Дошкольник./Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Просвещение, 1979.
  12. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М.: Просвещение, 1979.
  13. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М.: Просвещение, 1990.
  14. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн.1. Общая психология. – М.: Просвещение - Владос, 1994.
  15. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн.2. Возрастная психология. – М.: Просвещение - Владос, 1994.
  16. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. – М.: Просвещение, 1972.
  17. Общая психология / под редакцией В.В. Богословского,  А.Г. Ковалева, А.А. Степанова-М. : Просвещение, 1981.
  18. Общая психология / под редакцией Петровского А.В. - М.:
  19. Пантина Н.С. Становление интеллекта в дошкольном детстве. – М.: Российская политическая энциклопедия, 1996.
  20. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении // Там же. С. 255-256, 266-267, 274.
  21. Подготовка ребенка к школе. – Томск: Пеленг, 1994.
  22. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. - М.: Высшая школа, 1977.
  23. Платонов К.К. Проблема способностей. - М.: Наука, 1972.
  24. Погорелова Н.В. Досуговая квалификация подростка: пути решения.//Социальный педагог: подготовка к деятельности. – Челябинск, 1994 – С. 69-72.
  25. Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. М., 1995.
  26. Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной. – М., ТЦ «Сфера», 1997.
  27. Проблемы способностей / под редакцией Мясищева В.Н. - М., 1976
  28. Программа обучения и воспитания в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой. М., 1986.
  29. Радуга: Программа и руководство для воспитателей сред.группы дет.сада/ Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.И.Гризик и др.; Сост. Т.Н.Доронова. – М.: Просвещение,1994.
  30. Развитие личности в онтогенезе. –М., 1987.
  31. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 1995.
  32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989.
  33. Скрипкина Т.П., Гульянц Э.К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов. – Ростов н/Дону.: РГПУ, 1993.
  34. Словарь по социальной педагогике./Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Изд. центр «Академия», 2002
  35. Способности и склонности / под редакцией Голубевой Э.А. - М.: Педагогика, 1989.
  36. Столяренко Л.Д. Общая психология .- Ростов н/Дону, 2003.
  37. Творчество в детей и современность./Авт.-сост. А.Г. Трушкин, П.П. Пивненко, В.В. Абраухова, Н.П. Овсянникова, А.И. Белоусов. –Ростов н/Дону: «Феникс», 2002.
  38. Усова Н.А. Условия формирования творческого компонента личности // Проблемы теории развития творческой личности. Челябинск: Изд-во ЧГПУ "Факел", 1998. Выпуск 1. С. 52-58.
  39. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991.
  40. Худенко Е.Д., Мельникова Т.С., Шаховская С.Н. Как научить ребенка думать и говорить. – М.: Просвещение, 1991.
  41. Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. – СПб.: «Питер», 2000.
  42. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. – М., 1995.
  43. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1968.
  44. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995.

Информация о работе Развитие творческой активности дошкольника в процессе социализации