Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:55, курсовая работа
Цель работы: проанализировать особенности развития творческой активности дошкольника в процессе социализации.
Для достижения целей исследования и доказательства гипотезы нами определены следующие задачи:
1) Изучить и проанализировать литературу по теме работы.
2) Раскрыть специфику понятия «творчество», его составляющие, определить роль дошкольного образовательного учреждения в процессе формирования творческой активности дошкольника.
3) Проанализировать возможности педагогической деятельности по развитию творческой активности дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения в процессе социализации.
Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.
Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
Для того чтобы успешно
развивать познавательные интересы
ребенка, родители должны знать, чем
интересуется их малыш, а уже затем
оказывать влияние на формирование
его интересов. Следует отметить,
что для возникновения
Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом,
если человек не умеет
обращаться с ними, отбирать то нужное,
что ведет к творческому
Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника - это развитие направленности воображения.
У младшего дошкольника воображение идет за предметом и все, что он создаёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ребенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно также устроить коллективное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предложений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета, помочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений.
В системе образования последнее время особое место принадлежит совместной деятельности детей и родителей, которое выступает как средство мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности. Но современные родители выглядят скованными и серьёзными, они не умеют играть, фантазировать вместе с ребёнком, шалить и веселиться, боясь нарушить « правили взрослого поведения».
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра ребёнка, которая имеет важное значение для его психического развития. Как отмечал Д.Б. Эльконин, основным мотивом деятельности ребёнка является желание войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, открыть мир человеческих взаимоотношений, действовать как взрослый. Однако ребёнок ещё мал и не может самостоятельно жить во взрослом мире и поэтому единственная возможность осуществить своё стремление – это игра. Именно в игре происходит первичная ориентация в смыслах и мотивах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношений взрослых. Ребёнок начинает всё точнее понимать социальные роли и связывающие их отношения, соотносить свою позицию и позицию взрослого; на основе этого у него возникает новый социальный мотив – заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью.
Кроме вышеназванных значений игры, можно отметить также следующие:
Сюжетно-ролевая игра влияет
на преодоление «познавательного эгоцентризма»,
когда ребенок не способен отграничить
свою точку зрения от чужой, что приводит
к господству только своего мнения.
В процессе игры ребенок научается
соотносить различные точки зрения,
вставать на позицию другого, усваивает
моральные и нравственные нормы;
происходит первоначальное формирование
этических инстанций и
В процессе игры происходит развитие произвольного поведения, которое связано с постепенным подчинением своих поступков тому образцу, которым являются для ребенка поведение и мнение, оценка взрослого.
Кроме того, в дошкольном возрасте происходит развитие таких продуктивных видов деятельности, как рисование, лепка, конструирование; закладываются основы трудовой деятельности: самообслуживание, помощь дома, в детском саду. Дошкольное детство – это возраст, в котором проявляются начальные формы учебной деятельности, когда ребенок уже может обучаться с помощью взрослого, но только когда обучение ведется соответственно уровню его психического развития и с учетом ведущей деятельности ребенка [25; 147].
В процессе развития ребёнка-дошкольника
происходит изменение его мотивационно-
Обобщая все вышесказанное отмечаем, что проблема развития творческих процессов является значимым вопросом для успешного функционирования общества в целом. Определяя способность человека к той или иной деятельности, мы определяем профессию, интересное для человека занятие, хобби, стиль жизни и возможность ее совершенствования.
Вопросы развития творческих процессов рассмотрены в трудах многих ученых, психологов, педагогов. Но все равно, тема остается недостаточно раскрытой и существует много нераскрытых, нерассмотренных тем.
Творчество – сложный процесс, закономерности которого многообразны и трудноуловимы. Но специфика изобретательского творчества в известной степени упрощает задачу исследователя. Результаты творчества в искусстве
зависят не только
от объективной реальности, которую
отражает произведение
В контексте данной работы, рассмотренный нами вопрос о развитии творческой активности позволил сформулировать общие выводы, определить условия и стадии развития творческих процессов.
Особое внимание уделяется организации педагогической деятельности по развитию творческой активности ребенка в условиях дошкольного учреждения. Основными формами является изменение содержания и структуры учебного процесса, направленного в настоящем не только на получение готовых знаний, но и на самостоятельный поиск новых решений. Значительное место отводится креативной практике, включающая в себя поисково-творческую самостоятельную деятельность.
В наше время в обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает к этому не готов. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них отвечать, человек должен активизировать творческий потенциал, обнаружить свою неповторимость, уникальность. Проявление собственной уникальности непосредственно связано с осмыслением своего соответствия жизни.
Уникальность каждого
человека не вызывает сомнений. Однако
умение предъявить себя миру является
проблемой для большинства
Творчество — понятие многогранное. Прежде всего, его можно определить как качественную характеристику индивидуальной и коллективной трудовой деятельности, отличающейся той или иной степенью новизны ее содержания, применяемых методов и полученных результатов. Новизна как критерий творчества дает основание рассматривать творчество как интеллектуальную трудовую деятельность поискового характера, непосредственной целью которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество в самом процессе трудовой деятельности характеризует стиль работы, подход человека к решению стоящих перед ним задач, отношение к труду.
Анализ литературы по теме исследования позволил выделить основные направления деятельности по развитию творческого потенциала детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. На основании данного анализа, собственных педагогических наблюдений нами была составлена программа по развитию творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста, которая нашла свое применение в конкретных средовых условиях.
ЛИТЕРАТУРА
детей. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Информация о работе Развитие творческой активности дошкольника в процессе социализации