Развитие творческой активности дошкольника в процессе социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать особенности развития творческой активности дошкольника в процессе социализации.
Для достижения целей исследования и доказательства гипотезы нами определены следующие задачи:
1) Изучить и проанализировать литературу по теме работы.
2) Раскрыть специфику понятия «творчество», его составляющие, определить роль дошкольного образовательного учреждения в процессе формирования творческой активности дошкольника.
3) Проанализировать возможности педагогической деятельности по развитию творческой активности дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения в процессе социализации.

Файлы: 1 файл

Текст работы в стандарт рамке.docx

— 95.02 Кб (Скачать файл)

Виды активности, порождаемые  самим человеком, подчиненные сформулированным или принятым им целям, А.К. Осницкий определяет как самостоятельность, как сложное явление [7; 123].

Поисково-творческая активность направляется личностью на изменение  ситуации или отношения к ней  при отсутствии определенного прогноза результатов, но при постоянном учете  степени эффективности деятельности, являясь важной составной частью процесса планирования, прогнозирования  результатов самообразовательной  деятельности. В самообразовательной

 деятельности такая  активность может возникнуть  на этапе усвоения определенного  нормативного знания, предшествующего  дальнейшей творческой познавательной  активности. Качества: самостоятельность  - стремление к независимости,  ожидание активности от других  личностей, решительность, уверенность  в себе, энергичность, настойчивость. 

 

 

2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ  АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ

 

Творческая активность (креативность) понимается нами как способность  человека активизировать свою мыслительную деятельность, направив ее на достижение поставленной цели создание чего-либо, будь это собственная программа самообразования или самостоятельно по собственному выбору написанная творческая работа, доклады, способность субъекта деятельности подниматься выше уровня требований ситуации, ставить более высокие цели, тем самым преодолевая внешние и внутренние ограничения - барьеры деятельности. Она проявляется в творческой, познавательной активности. Ей присущи самостоятельность мышления, независимость суждений, поиск подлинных ценностей личности. Качества: высокий познавательный потенциал, любознательность, разнообразие интересов, интеллектуальность.

Выделена алгоритмы развития творческих процессов, которые ставят своей целью помочь человеку целенаправленно  и эффективно активизировать свою творческую деятельность при решении сложных  задач: первый - при научной организации  труда (АОТ), а второй - при решении  исследовательских проблем (АРИП). По своей форме АОТ очень близок к АРИЗ (решение изобретательских задач) [7; 124].

Алгоритм нельзя выдумать, он должен быть построен на глубокой научной  основе. Научный подход к разработке любой проблемы, в том числе  и проблеме развития творческого  процесса, должен базироваться на выполнении целого ряда исследовательских работ, производящихся в определенной последовательности. Иными словами, в основу разработки алгоритма творческого процесса должны быть положены некоторые обязательные принципы.

Первый принцип: сбор необходимого массива информации. Алгоритм творческого  процесса должен быть отражением объективных  законов развития

 систем анализируемой  области. Поэтому разработка такого  алгоритма обязательно должна  начинаться с накопления информации, которая освещает характер, особенности  объектов и систем, подлежащих  исследованию. Чем больше этот  массив и чем разнохарактернее содержащаяся в нем информация, тем фундаментальнее могут быть исследования и тем действеннее будет полученный алгоритм.

Второй принцип: дифференциация массива информации. Собранный массив информации необходимо классифицировать по группам в зависимости от характера  и степени сложности продукта творческой деятельности. Такая творческая деятельность делится на уровни по степени сложности механизма  творчества. Дифференциация массива  информации по уровням создает необходимые  условия для исследования творческого  механизма на каждом уровне. Благодаря  такой дифференциации можно выделить и исключить из дальнейшего анализа  многочисленные решения низшего  уровня. Иначе полученный алгоритм будет механизмом творческого процесса получения продуктов низшего  уровня [7; 125].

Третий принцип: определение  фактора особенности. Сопоставляя  решения разных уровней, можно определить творческую особенность, которая отличает решения высокого уровня от решений  низкого уровня. Назовем это отличие  фактором особенности. Нахождение фактора  особенности, по существу, определяет характер перехода с низкого уровня на более высокий. Отсюда становится ясным, что вызывает дополнительную творческую напряженность на более высоком уровне. Зная фактор особенности, можно построить общую схему алгоритма: она будет включать этапы, подготавливающие к работе с фактором особенности и осуществляющие эту работу.

Четвертый принцип: выявление  и формализация структуры творческого процессы. Мало иметь общую схему творческого процесса - нужно выявить структуру каждого этапа и дать формальные предписания, которые позволили бы воспроизвести последовательность мысленных актов, присущую данному творческому процессу.

Пятый принцип: обеспечение  инструментальной информацией. Работа с фактором особенности немыслима  без информационного обеспечения: творчество на высших уровнях требует  очень большой информации, представленной не в сыром виде, а организованной так, чтобы можно было использовать эту информацию в качестве эффективного инструмента. От оснащения инструментальной информацией во многом зависит практическая работоспособность алгоритма.

Шестой принцип: наличие  примеров применения. Критерием жизнеспособности алгоритма является его практическая пригодность. К тому же, практика позволяет  корректировать алгоритм. Поэтому наличие  конкретных примеров применения - обязательное условие для любого выносимого на обсуждение алгоритма [7; 126].

Творчество может рассматриваться  двояко — как компонент какой-либо деятельности и как самостоятельная  деятельность. Существует мнение, что  в любой деятельности присутствует элемент творчества, т. е. момент нового, оригинального подхода к ее выполнению. В этом случае в качестве творческого  элемента может выступать любой  этап деятельности — от постановки проблемы до поиска операциональных способов выполнения действий.

Основой творческого процесса является интуитивный механизм, который, по Я. А. Пономареву, определяется двойственностью  результата деятельности, где часть  результата деятельности, соответствуя сознательно поставленной цели, называется прямым продуктом, а другая, не соответствующая  цели и полученная при помощи сознательного  намерения, называется побочным продуктом. Неосознаваемый, побочный продукт деятельности может приводить к неожиданному решению, способ которого не осознается. Это решение называется интуитивным. Основными особенностями интуитивного решения являются наличие чувственного образа, целостностного

 

 восприятия и неосознанность способа получения результата [5;140].

Таким образом, в современных  трактовках творческого процесса большое  внимание уделяется» не столько принципу деятельности, сколько принципу взаимодействия, поскольку деятельностный подход основан на соответствии цели и результата, а творчество, наоборот, возникает в условиях рассогласования цели и результата.

Творчество (энциклопедическое  понятие) - это деятельность, порождающая  нечто качественно новое и  отличающаяся неповторимость, оригинальностью  и общественно исторической значимость.

Творчество даёт человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознаёт свою индивидуальность.

Таким образом, в исследованиях 1970-1985 г. получены многочисленные экспериментальные  данные о том, что дошкольник не просто усваивают общественный опыт, но могут  далеко выходить за его пределы, проявляя при этом незаурядное творчество: самостоятельно добывая новые знания, открывая для себя новые способы  умственной деятельности и т.д. Это  важнейшая закономерность развития детей дошкольного возраста. Актуальная задача заключается в том, чтобы  данная закономерность работала на полную мощность в процессе воспитания и  обучения дошкольников. С этой целью  в 1984 г. был сформулирован новый  принцип обучения дошкольников: стимулирование и развитие творчества детей на всех этапах их обучения и даже на этапе  усвоения так называемых готовых  знаний. Обычно этот этап считается  несовместимым с творчеством (под  обучением мы понимаем процесс целенаправленного  усвоения детьми общественно-исторического  опыта под руководством педагога).

 В тот период времени  усвоение детьми готовых знаний  считалось самым нетворческим, чисто  репродуктивным, и лишь после  накопления

 

 определенного, довольно  солидного задела знаний и  умений разрешалось приступать  к расшатыванию усвоенных репродуктивным  путем знаний - приступать к этапу  формирования творчества. Сформулированный  принцип наносил сокрушительный  удар пониманию усвоения общественно-исторического  опыта как репродуктивного процесса.

В выделенном выше основном принципе обучения дошкольников обращают внимание на два момента.

Во-первых, в этом определении  сделан акцент на том, что усвоение ребенком даже готовых знаний должно осуществляться творчески. Во-вторых, процесс обучения - это процесс  двусторонний: взрослый - преподающая  сторона, ребенок- усваивающая сторона (Данилов М.А., 1967). Следовательно, чтобы развивать творчество детей в процессе обучения, взрослый должен преподавать творчески, а именно так, чтобы ребенок творчески усваивал общественный опыт, который представлен в содержании обучения. Таким образом, одна из основных задач педагога состоит в развитии творчества детей на всех этапах усвоения общественно-исторического опыта.

В течение многих лет исследовали  особенности творчества детей в  процессе усвоения знаний, умений, художественных и нравственных норм и т.д. Особое внимание в исследованиях уделили  творческому усвоению дошкольниками  знаний. Дело в том, что знания, в  самом широком их понимании, являются универсальным средством передачи и закрепления общественного  опыта. Они играют решающую роль в  психическом развитии ребенка (Поддьяков Н.Н., 1972).

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности  реализовать свой творческий потенциал, но, иногда, наталкивается на сопротивление  среды и ближайшего окружения. Если ребёнок не приобретает положительный  опыт творческой деятельности, то в  зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему не доступно. А ведь именно через творчество человек может раскрыться как личность.

На развитие  способностей к творчеству оказывает во многом среда, окружающая ребёнка, поэтому в  нашей младшей группе детей 3 -4 лет  мы стараемся создать множество возможностей для развития творчества : изоцентр с нетрадиционными материалами, разнообразные театры, центр экспериментирования и моторики, дидактические игры для развития речи и фантазии, использование в педагогической работе нетрадиционной продуктивной деятельности и т. Д.

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития творческой активности. По данным Н.Ф. Полякова и К.В. Солоеда формирование первых инициативных действий у ребенка происходит в период от 2-х до 6-ти месяцев. Описаны различные качества проявления творческой активности у дошкольников (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Н.Н. Поддъяков, В.И. Тютюнник и др.). Практически все исследователи отмечают зависимость проявлений творческой активности детей от качества отношения  к ней взрослых. Наши исследования показали, что при развивающем стиле взаимодействия педагога с ребенком (применении приемов активного слушания) проявления НА у детей статистически значимо выше, чем при  традиционном (вопросы, оценки, побуждения к действию).   

 

 

 

 

 

 

 

    

 

3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ  АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

 

Важной стороной работы  ДОУ в инновационном режиме является создание условий для профессионального мастерства педагогов через систему непрерывного образования [37; 190].

Традиционно считается, что  о творческом потенциале  свидетельствует  наличие какого-либо творческого  продукта; помимо прочего таким продуктом  может быть, например, решение определенной задачи. Но основная масса ученых рассматривает  творческий потенциал не как создание чего-то нового, а как реализацию человеком собственной индивидуальности. Самодостаточным проявлением индивидуальности являются эмоциональные реакции  человека. Эмоциональная реакция  безошибочно указывает на истинное отношение человека к происходящему.

Для того, чтобы развивать творческий потенциал личности, необходимо главным образом обращаться к ее эмоциональным реакциям и состояниям. А это требует создание условий, в которых человек проживет, осознает и выразит различные эмоциональные состояния.

В российском дошкольном образовании  развитию творческих способностей детей  придается первостепенное значение. Это обстоятельство отражено в Концепции  дошкольного воспитания, принятой еще  в 1989 г. и до сих пор сохраняющей  статус официального программно-методического  документа Министерства образования  и науки РФ. Там развитие творческих способностей определяется и как  одна из основных задач системы дошкольного  образования, и как условие полноценного развития ребенка в дошкольном образовательном  учреждении (ДОУ), и как его результат. Эти установки конкретизированы в другом нормативном документе  Министерства – «Построение развивающей  среды в дошкольном учреждении». В министерских Рекомендациях по экспертизе образовательных программ для дошкольных

Информация о работе Развитие творческой активности дошкольника в процессе социализации