Развитие творческой деятельности на уроках математики в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучить пути развития творческой деятельности учащихся при выполнении занимательных заданий на уроках математики. Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Изучить влияние разнообразных видов заданий на развитие творческой деятельности младшего школьника на уроках математики.
Разработать практические задания для 1-го класса на развитие творческой деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………2
1. Теоретические основы развития творческой
деятельности школьников………………………………………..4
2. Условия успешности формирования творческого
мышления школьников в обучении……………………………..11
3. Методические особенности реализации путей
и методов формирования творческого мышления……………19
4. Программа совершенствования развития
творческой деятельности на уроках математики………………23
Заключение…………………………………………………………..27
Библиография………………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)


                                        Содержание 

 

Введение………………………………………………………………2

1. Теоретические основы  развития творческой

деятельности школьников………………………………………..4

2. Условия успешности формирования творческого

мышления школьников в обучении……………………………..11

3. Методические особенности  реализации путей

и методов формирования  творческого мышления……………19 

4. Программа совершенствования развития 

творческой деятельности на уроках математики………………23 

Заключение…………………………………………………………..27  

Библиография………………………………………………………..28 

Приложения ………………………………..………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Формирование и развитие творческой деятельности часть широкой  проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость  формирования творческой деятельности в школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение. Разработка проблемы формирования творческой деятельности школьников для современного построения учебного процесса обусловлена задачами современного общества, озабоченного подготовкой молодых поколений не только для настоящего, но и для будущего.

Развитие творческой активности учащихся в процессе изучения ими математики является одной из актуальных целей школьного преподавания. Возможности школьников различны, но они должны приводиться в движение для развития творческой деятельности, а вместе с тем и личности школьника.

Если учитель заполнит отведенное ему  учебное время  натаскиванием учащихся в шаблонных  упражнениях, он убьет их интерес, затормозит их умственное развитие и упустит свои возможности привить им вкус к самостоятельному, творческому мышлению и развить творческую активность в изучении предмета. Активность в обучении позволяет учащемуся быстрее и успешнее осваивать материал, развивает коммуникативные способности. Важно лишь пробудить мыслительный процесс учащегося.

Изложенные выше факты  определили тему нашего исследования - «Развитие творческой деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе».

Актуальность нашей  работы на сегодняшний день состоит  в том, что развитие творческих способностей – одна из важнейших проблем современной школы Казахстана.

Объектом исследования является процесс обучения математики в начальной школе.

Предметом исследования является процесс внедрения технологии развития  творческой деятельности на уроках математики.

 Цель – изучить  пути развития творческой деятельности учащихся при выполнении  занимательных заданий  на уроках математики.

Задачи исследования:

    1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
    2. Изучить влияние разнообразных видов заданий на развитие творческой деятельности младшего школьника на уроках математики.
    3. Разработать практические задания для 1-го класса на развитие творческой деятельности.

Гипотеза: предполагается, что если создать условия для развития творческой деятельности, то повышается уровень знаний, умений и навыков учащихся.

Методами исследования являются анализ психолого-педагогической литературы и периодических изданий,  изучение  опыта учителей.

Методологическая основа: теория целостного педагогического процесса.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы  развития творческой деятельности  школьников.

                                                                                         

По мнению Е.Коротаевой активизация познавательной деятельности предполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания. Само познание можно представить как последовательную цепь, состоящую из восприятия, запоминания, сохранения, осмысления, воспроизведения и интерпретации полученных знаний. Стимулирует, активизирует познание, прежде всего учитель. Действия его в том, чтобы с помощью различных приемов и упражнений усилить каждый из этапов познания. Именно по такой логике  выстраиваются программы развивающего обучения: через постоянную  организацию условий для интенсивной познавательной деятельности к привычной познавательной активности, а затем – к внутренней потребности в самообразовании. Следовательно, можно говорить о различных уровнях познавательной активности школьников в учебной деятельности.

Условно было выявлено четыре основных типа учебной активности: нулевая активность; ситуативная активность; исполнительская активность; творческая активность. Наиболее близкими к нашей теме являются последний тип учебной активности:

Творческая активность: Характеризуется  выраженной субъектной позицией учащегося. Эти школьники обладают нестандартным мышлением, яркой образностью восприятия, сугубо индивидуальным воображением, неповторимым отношением к окружающему миру. Однако именно он часто создают проблему в учебной деятельности, которая опирается на последовательность, логику, основательность. Е.Коротаева предлагает к рассмотрению   следующий пример: учитель предлагает школьнику решить какую – либо задачу, а  затем уточняет: «Расскажи, как ты получил ответ». При этом он ждет пошагового объяснения мыслительных действий. Но есть учащиеся, которые не могут объяснить, как же возникло знание, не все мыслительные операции поддаются анализу. И такой ученик чаще всего слышит:  «Все, Петров, можешь не продолжать. Ты не о том говоришь…». Можно понять учителя: для него важно, чтобы правильную последовательность усвоили все учащиеся. Но то, что предлагает Петров, выходит за рамки всякой логики, так что лучше остановить его на самом начале, чем потом пытаться «исправить» мышление целой группы учащихся. Но так можно отбить всякое желание проявлять творчество.

Развивая воображение, образность мышления, интуицию, необходимые  для творческого типа учебной  деятельности, можно сослаться на рекомендации, предлагаемые группой  ученых под руководством С.Парнса: устранять внутренние препятствия творческими проявлениями; воздерживаться от оценок; показывать учащимся возможности использования метафор и аналогий; давать возможность умственной разминки; уделять внимание работе подсознания. Даже когда проблема не находится непосредственно в центре внимания, наше подсознание может незаметно для нас самих работать над ней. Некоторые идеи могут на мгновение «показаться на поверхности», важно вовремя зафиксировать их, чтобы впоследствии  прояснить, упорядочить, использовать и т. д.

Таким образом, деятельность педагога на данном уровне деятельности заключается, прежде всего, в развитии у учащихся самой потребности в творчестве, в стремлении к самовыражению, самоактуализации. Помочь в достижении этой цели могут и отдельные приемы, активизирующие творчество учащихся, и специальные творческие уроки.

Творчество как  процесс  создания нового выражает созидательный, преобразующий труд человека,  неразрывно связанный  с его познавательной деятельностью, являющейся отражением объективного мира в сознании человека.  Процесс отражения не  является зеркальным  отображением действительности,  а его процесс анализа и синтеза новых форм и образов  в  мозгу  человека.  В процессе творчества  не  только  отражаются предметы и явления объективного мира, но и познаются цели, условия и причины возникновения и существования этих предметов и явлений.

В этой связи творчество следует рассматривать как процесс  сложных объективно-субъективных  отношений  между  творцами  и объектами творчества, как единство познания и преобразования.

Объективный характер  творческого  процесса проявляется  в отражении реальных явлений,  задач, общественных потребностей; субъективная сторона  выражается в различных  мотивах и результатах преобразующей деятельности человека.

В учебном процессе деятельность учащихся получает свое выражение не только в работе мысли, но и в практических действиях, в общественной работе, в волевом напряжении и в эмоциональных переживаниях. Умственная деятельность учащихся в процессе обучения математики имеет особо важное значение при формировании понятий. Поэтому учителю необходимо владеть методическими приемами, возбуждающими мыслительную активность учащихся   в этом процессе.

Можно выделить два уровня деятельности учащихся:

Действия личности на уровне социального индивида, когда  деятельность обусловлена поставленной целью и желаемым результатом, и

Действия творческой личности, когда результат всегда шире поставленной цели. В этом случае действие приобретает порождающий характер

 Учитывая  возрастные  особенности учащихся, в данном  случае младшие школьники, можно сказать что, формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.  Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний.      

Поддерживание и развитие творческой деятельности учащихся  может осуществляться разными путями. Поощрение творческой деятельности может осуществляться путем отступления от жесткого плана урока, когда большинство учащихся проявили интерес к какой-то проблеме или вопросу. Учитель сам может ставить вопросы, стимулируя творческое мышление, используя так называемые «открытые» вопросы, на которые можно найти несколько ответов. Атмосфера в классе  должна обеспечивать свободу выражения, вопросов и взаимодействия учащихся.

Важным моментом является умение выслушать другого. Сопоставление  различных точек зрения позволяет учащимся развивать творческую активность в условиях позитивного познавательного конфликта.   

  Учитель  должен  быть свободен в выборе пути  для развития творческой деятельности  своих учащихся. Учитель поддерживает и улучшает самооценку и самоуважение каждого ребенка  в проявлении творчества. Поощряет успехи и не задерживает внимания на неудачах. Показывает учащимся, что оригинальность является важной чертой творчества. Климат в классе должен сводить к минимуму страх учащихся делать ошибки и поддерживать их попытки и старания проявить творческую деятельность даже при неудаче.

Существуют следующие  уровни готовности к творчеству :

  • Низкий уровень – недостаточное понимание  и осознание выполняемых действий. Слабо выраженное  состояние уверенности в себе, нерешительность. Излишняя суетливость, либо быстрый переход от  одного к другому. Нарушения физиологического состояния
  • Средний уровень – достаточное осознание выполняемых действий, имеющих конкретную направленность, уверенность средняя при некоторой нерешительности действий, средняя активность и незначительные ошибки при выполнении набора специальных действий. Физиологическое состояние близко к норме. 
  • Высокий уровень – активное желание действовать, отсутствие сомнений, стремление добиться успеха, ярко выраженное состояние решительности. Физиологическое состояние в  норме. 

Творческий потенциал  личности  определяется полученными  ею и самостоятельно выработанными  умениями и навыками, способностями  к действию созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации в той или иной сфере труда, организаторской и критической деятельности.

В.А Солоницын выделяет следующие уровни творчества:

  • Низкий уровень творчества: положительное отношение, воображение и мышление развито недостаточно.
  • Средний уровень творчества: использование опыта, проявление самостоятельности в                             творческом решении, воображение и мышление  развиты достаточно. 
  • Высокий уровень творчества: систематическая активность в изучении и творческом использовании опыта, воображение и мышление развиты хорошо. Мышление четкое и оригинальное.

Уровни творчества могут  быть представлены в следующем виде:

1)Уровни готовности  к творческой деятельности.

2)Уровень импульсивного  творчества.

3)Творчество как стиль деятельности.

Работая с детьми творческого  типа, педагог должен помнить о  равноправии: каждый ребенок имеет  право на творческое самовыражение. Не нужно делить детей на талантливых  и «остальных», даже если творческие проявления в чем-то не устраивают педагогов. Все учащиеся нуждаются  во внимании и заботе со стороны учителя: и те, которые не проявляют особой заинтересованности в учении, и те, кто внешне производит благополучное впечатление, казалось бы, не нуждается в особой поддержке. Поэтому во многом от умения педагога зависит, сумеет ли воспитанник проявить себя в учебной деятельности ил предпочтет отсидеться на «камчатке». 

Организуя учебную работу в 1 классе, следует помнить, что семилетний ребенок, впервые переступивший порог школы, имеет уже историю своей жизни. И хотя его биография очень коротка и занимает всего семь лет, однако по своему значению, по богатству своего содержания этот отрезок времени не имеет себе равных ни в одном из последующих периодов жизни человека, потому что именно в ранние периоды детства закладываются и начинают формироваться основные черты личности: способности, направленность, привычки, определяются основные линии отношений подрастающего человека к людям, к вещам, к труду и к себе.    

По словам Л.Т Охитиной, следует шире использовать интерес младшего школьника к импровизациям, инсценировкам перевоплощения, их стремление поспорить, посоревноваться в знаниях и умениях.

Информация о работе Развитие творческой деятельности на уроках математики в начальной школе