Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:41, курсовая работа
Цель – изучить пути развития творческой деятельности учащихся при выполнении занимательных заданий на уроках математики. Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Изучить влияние разнообразных видов заданий на развитие творческой деятельности младшего школьника на уроках математики.
Разработать практические задания для 1-го класса на развитие творческой деятельности.
Введение………………………………………………………………2
1. Теоретические основы развития творческой
деятельности школьников………………………………………..4
2. Условия успешности формирования творческого
мышления школьников в обучении……………………………..11
3. Методические особенности реализации путей
и методов формирования творческого мышления……………19
4. Программа совершенствования развития
творческой деятельности на уроках математики………………23
Заключение…………………………………………………………..27
Библиография………………………………………………………..28
Увлекательные упражнения гонят прочь интеллектуальную и волевую лень, тренируют мышление, вырабатывают привычку к умственному труду, потребность в нем, воспитывают настойчивость в преодолении трудностей, терпение, вызывают благотворно действующее на организм радостное сознание успеха в случае самостоятельно найденного решения.
Включая материалы на смекалку в арсенал средств обучения, учитель приобретает прекрасное пособие для ежедневной умственной гимнастики.
Для организации обучения имеет значение и тот факт, что именно через книги, относящиеся к жанру произведений, содержащих математические задачи на смекалку, нередко вырабатывается побудительный мотив к изучению математики.
Без занимательных задач, по мнению Н.И Лобачевского преподавание не бывает успешным, поскольку занимательность - необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание.
В занимательность обучения, следуя К.Д Ушинскому, принято делить на «внешнюю», не связанную с содержанием урока, и «внутреннюю», причем «внутренняя» занимательность предпочтительнее «внешней». Все материалы занимательного характера разбивают на следующие группы:
Основу занимательности на уроках должны составлять задания непосредственно связанные с программным материалом.
Рассматривать занимательность обучения только с учетом связи с учебным материалом и без учета воздействия на мыслительную деятельность ученика считается нецелесообразным. Поэтому в основу классификации материалов занимательного характера следует заложить:
Неотъемлемо важным условием для формирования творческой активности на уроках является атмосфера в классе. Она рождается от взаимоприсутствия и взаимодействия людей, существует вне нас, но и в нас, поскольку мы ее творим. Ее основа – отношения: учителя – к детям и предмету, и отношения детей к учителю и к предмету. Атмосферу невозможно скопировать и нельзя перенять из чужого опыта, она зависит от установки и, если изменилась установка, то меняется и атмосфера. Но в большей степени она зависит от учителя, от его нравственности или безнравственности, его требовательности к себе и самоконтроле. Хорошая атмосфера – это радость и успех в труде. Плохая атмосфера – нет желания трудиться… Идеальная атмосфера – это совместная работа в поиске истины.
3. Методические особенности реализации путей и методов формирования творческого мышления
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Математика всегда была неотъемлемой и существенной составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности. Очень часто под основной целью математического образования подразумевают подготовку к будущей профессии, к поступлению в вуз. Но не менее важно воспитать в человеке способность понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления. Каждому необходимо научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, критиковать, схематизировать, отчетливо выражать свои мысли, с другой стороны - развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения). Иначе говоря, математика нужна для интеллектуального развития личности.
Задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Школьников необходимо учить самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки, уметь делать обобщения изученных фактов, творчески применять знания в новых ситуациях.
Творческая деятельность учащихся не ограничивается лишь приобретением нового. Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и они самостоятельно решаются при помощи приобретенных знаний.
Учитель должен удивляться красоте и мощи математических методов и заражать этим своих учеников. В равной степени он должен быть очень терпеливым, поскольку не вправе ожидать мгновенных результатов. Однако, если все делается профессионально и честно, то рано или поздно, ученик себя проявит. Математика- наука “замечательная”. В ней нужно замечать, а для этого следует побуждать учеников к поиску истины. Это значит, что на каждом этапе школьного математического образования нужно учить детей наблюдать, сравнивать, замечать закономерность, формулировать гипотезу, учить доказывать или отказываться от гипотезы. Важно учить школьников самостоятельно строить определения и их отрицания. Показывать, что в математике почти ничего не нужно зазубривать - следует понять, научиться применять и тогда все запомнится само собой.
Методы и формы развития творческой деятельности учащихся
Учитель должен помнить, что встречаясь даже с очень одаренным учеником, он готовит из него не математика, а прежде всего всесторонне развитую личность, и эту работу он выполняет в тесном единстве с учителями других дисциплин. В процессе обучения в школе формируется человеческое сознание, взгляды, мировоззрение, убеждения, развиваются творческие способности учащихся. Для этого полезно использовать нестандартные математические задачи, а также исторический и иллюстративный материалы.
Вводной частью урока может и должен быть 3-5-минутный увлекательный рассказ, связанный с историей математики. Такое изложение дает возможность показать учащимся при изучении каждого нового раздела или темы, что математика как наука возникла и развивается в связи с практической деятельностью человека. Изучаемые в школе свойства, правила, теоремы – есть обобщение тысячелетнего опыта человечества. Педагогический процесс всегда связан с взаимодействием учащегося не только с учителем, но и с “явно не присутствующим учителем”. В качестве “отсутствующих” учителей успешно выступают различные выдающиеся деятели науки и культуры, в том числе ученые- математики. Изучая жизнь и деятельность ученого – математика, учащиеся имеют достойный пример для подражания, который побуждает их к творческой деятельности, к исследовательской работе при изучении нового материала.
Чтобы у младшего школьника выработалось отношение к людям, к самому себе, развивались творческие способности, нужно, чтобы окружающая жизнь, его деятельность требовали от него активного выражения этого отношения. Одним из эффективных средств является решение математических задач. По мнению С. Шварцбурда, цель изучения школьного курса математики состоит в усвоении учащимися математических теорий на современном научном уровне и в овладении умением применять математику в окружающей действительности. Поэтому в систему упражнений курса математики включаю задания, содержащие наиболее полезные и интересные в общеобразовательном плане сведения из общетехнических дисциплин, биологии, географии.
Необходимо подбирать задачи так, чтобы они имели несколько способов решения. Учащиеся должны найти эти решения (то есть даются творческие минуты). Приветствуется и оценивается каждая новая мысль.
Положительную роль в развитии математического мышления и творческой деятельности школьников играют лабораторные работы. В процессе их выполнения учащихся, работая с наглядными пособиями, кроссвордами, ребусами, производя вычисления, “открывают” и формулируют новые математические определения. Стремлюсь к тому, чтобы в процессе работы учащиеся как можно больше “открыли” сами. Важным шагом в этом направлении является проведение лабораторных работ на уроке. Важно чтобы маленькие открытия делал сам учащийся. Им нужна всегда помощь в нахождении нужного материала, в умении его выбрать. Совместные работы позволяют сделать им небольшие выступления на уроке.
4. Программа совершенствования формирования творческого мышления на уроках математики
По нашему мнению, для развития творческой деятельности учащихся необходимо использовать на занятиях не только материалы, предусмотренные в учебнике, для развития общих навыков и умений в решении стандартных задач, но и дополнительные источники различной информации: исторические, старинные задачи, задания на сочинение сказок, историй по данной теме, изготовление моделей, макетов, создание словесный продукт в различных жанрах (Приложение № 1). В данном случае занимательные задачи, задачи на смекалку. Данные задачи должны быть использованы именно на уроках, а не во внеурочное время, ведь наша задача состоит в том, чтобы развить творческое мышление, а для его развития нужен первоначальный интерес который предполагается вызвать на уроках. Заинтересовав учащихся на уроках мы будем способствовать их творческому поиску, который можно удовлетворить. Кроме того, предлагая учащимся задачи на смекалку, мы будем способствовать развитию таких качеств умственной деятельности, как анализ, обобщение, сравнение, установление связей, аналогии, выводов, умозаключений.
Разнообразие занимательных
задач, развивающих различные
Решение задач является
важнейшим средством
Во время работы с учащимися 1-го «Б» класса школы-сад № 5 по проблеме нашего исследования мы делали акцент на развитие навыков самостоятельной работы, на формирование умения решать нестандартные задачи, и воспитание творческого отношения к учебной деятельности математического характера.
Как уже было сказано, для развития творческой деятельности необходимо использовать на уроках задания творческого типа, занимательные задачи, нестандартные задачи, создавать проблемные ситуации. В начале урока стандартного типа, на этапе актуализации опорных знаний, следует давать несложные занимательные задачи – графический диктант (Приложение № 4). Затем на этапе закрепления материала, в качестве разминки, также дать задание нестандартного типа (Приложение № 5). Очень успешно будет задание на дом творческой работы. Это послужит отличной мотивацией к изучению данной темы «Придумай задание соседу на тему урока».
Наиболее увлекательным для учащихся этого возраста являются нестандартные уроки, которые, в основном состоят из проблемных ситуаций и занимательных задач.
Стоит заметить, что для развития творческой деятельности учащихся на сегодня есть все средства. Разработано много литературы, имеются и технические средства. Можно разработать множество уроков направленных на развитие творческой деятельности учащихся. Но для этого учитель должен иметь творческий подход к созданию своего урока. И лишь тогда, когда будет такой настрой, можно считать реализацию целей развивающего обучения, успешной.
Наше исследование мы раздели на 3 части:
Выполнено: на «5» - 7
на «4» - 11
на «3» - 7
на «2» - 3
Результаты:
успеваемость – 89%
качество – 64%
Результаты были таковы:
Выполнено:
Информация о работе Развитие творческой деятельности на уроках математики в начальной школе