Развитие творческой деятельности на уроках математики в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучить пути развития творческой деятельности учащихся при выполнении занимательных заданий на уроках математики. Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Изучить влияние разнообразных видов заданий на развитие творческой деятельности младшего школьника на уроках математики.
Разработать практические задания для 1-го класса на развитие творческой деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………2
1. Теоретические основы развития творческой
деятельности школьников………………………………………..4
2. Условия успешности формирования творческого
мышления школьников в обучении……………………………..11
3. Методические особенности реализации путей
и методов формирования творческого мышления……………19
4. Программа совершенствования развития
творческой деятельности на уроках математики………………23
Заключение…………………………………………………………..27
Библиография………………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

К психическим предпосылкам  творческой деятельности, прежде всего, относится гибкость и богатые комбинации мышления и умственная подвижность. Творчески мыслящий человек должен владеть такими операциями, как комбинирование, варьирование, транспортирование, объединяемые обычно понятием «фантазия». Творчески мыслящим личностям присуща открытая позиция по отношению к окружающему миру. Творческие личности отличаются и развитыми интересами, сильной мотивацией и высокой степенью понимания проблемы. Способность к творческому мышлению и творческой деятельности является свойством личности человека.

В творческих процессах деятельность и мышление  совпадают. Существуют периоды, в которых доминируют мыслительные процессы, в других – преобладает практическая деятельность. Мышление воздействует на деятельность, результаты практических действий вновь совершенствуют процесс мышления. Единство творческого мышления и деятельности является необходимой предпосылкой для творческих успехов.

Творческая деятельность  начинается обычно с того, что осознается противоречие между задачей и  еще не найденным способом ее решения. Проблема осознается. Сюда входит и определение возможных методов ее решения. Имеющиеся и изменяющиеся условия задачи должны быть известны. Это позволит ограничить поиск методов решения и свести к минимуму варианты решений. Творчество проявляется в том, что выбираются неизвестные до сих пор решения или более эффективные по сравнению с обычными.

         Итак, развитие учащихся зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения – репродуктивную или продуктивную (творческую). Только тогда, когда  учебная деятельность, направленная на овладение основами науки и на развитие личностных качеств, сформирована на более высоком уровне, начинает проявляться ее творческая сторона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Условия успешности  формирования творческого мышления школьников в обучении.

 

Как научить ребенка  мыслить творчески? Как привить  любовь к умственному усилию, преодолению  трудностей и проблем? Как сохранить  любознательность и дать ей возможность  прорасти в высокую чувствительность к проблемам, уметь видеть и творчески решать их? Вновь и вновь эти вопросы волнуют учителей и психологов.

А.М.Матюшкин описывает  в своей книге «Развитие творческой активности школьников» значение диалога  в развитии творческого мышления.

Вопросы детей – яркий  показатель их познавательной потребности и любознательности, который позволяет нам судить о его представлениях о мире, позволяет глубже  понять мышление ребенка. Дело в том, что в каждом  вопросе наряду с неизвестным, незнанием содержится и определенное знание, исходная посылка.

Хорошо известно, что  процесс рассуждения, самостоятельного решения мыслительных задач человеком, не обходится без постановки вопросов. Известно, что  одним из условий  для возникновения вопроса, является  проблемная ситуация. Для развития творческого мышления необходимо  чаще ставить учащихся в проблемную ситуацию, в которой требовалось бы от них исследовательское понимание надо так организовывать урок, чтобы у учащихся возникали не только проблемные вопросы, но и стремление их  самостоятельно решать, что приводит не только к активности мысли, но и творческой активности в  целом. Творческое мышление – основной компонент в построении исследовательского понимания, когда ученик сам открывает, сам находит неизвестный ему до этого путь к ответу, к разрешению проблемы.

Один из известнейших исследователей механизмов человеческого  мышления – доктор  Э. де Боно руководит  специальной учебной программой, разработанной им для общеобразовательных  учебных заведений и призванной способствовать развитию  у детей  навыков творческого мышления.

В английском языке есть идиома “change hat” – “смените шляпу”. Она используется в том случае, когда говорят об изменении своей  точки зрения . Сменить шляпу означает изменить свое отношение к чему-то, т.е. изменить образ мыслей. Э. де Боно талантливо использовал эту идиому и придал ей наглядное образное языковое  воплощение в форме метода и шести мыслеварительных шляп.

Шесть шляп – это шесть  способов мышления. Белая шляпа- это  цифры и факты, красная шляпа-это  эмоциональное мышление, черная - критическое, желтая - оптимистическое, зеленая шляпа-это творчество, а синяя шляпа отвечает за управление мышлением. Де Боно объясняет и дает конкретные инструкции, как использовать каждую шляпу для решения любых проблем, научившись думать разными способами, «одевая» каждую шляпу в определенной последовательности.

Цель метода – разложить  наше мышление на составные части, выделить в нем шесть основных типов,  предоставив тем самым человеку возможность в каждый конкретный момент времени обращаться к одному типу мышления, а не использовать их одновременно.

Метод шести шляп призван  переключить наше сознание с привычной  дискуссионной манеры обмена мнениями на картографический тип мышления, позволяющий нам составить документ, отражающий общую точку зрения «карту нашего отношения к ситуации «плюмин».

Де Боно пишет, что  «при обсуждении любой темы  очень  полезно суметь отвлечь людей  от их привычного способа «варить  свои мысли» или, проще говоря, «думать» так в шести шляпах они получают возможность по-иному взглянуть на обсуждаемую проблему. Это очевидное удобство использования шести думающих шляп  и составляет основную ценность моей идеи».

Концепция шести шляп достаточно практична. Она решает две  основные задачи: преодолевает беспорядок в мышлении и совершенствует процесс мышления. Э. де Боно углубляет образы мышления, дает профессиональные советы, как использовать тот или иной тип мышления, дает инструкции мыслям в шляпах.

«Я не думаю, - пишет  де Боно,- что личность человека можно  изменить. Но я полностью убежден, что, если человеку дать возможность понять логику творческого мышления, то это способно оказать серьезное воздействие на его отношение к развитию творческих начал… »

Основное достоинство  метода в том, что человек  получает набор ролевых установок, пользуясь которыми он развивает свои мыслительные возможности.

Со слов Е. Аксенова, автора этой статьи, создание учебных курсов по развитию культуры и техники мышления для  школьников, студентов и взрослых является объективной необходимостью. Конечно, эти методики не создают творческих личностей, но дают им  возможность раскрыть себя. И считается целесообразным введение факультативного курса по развитию культуры мышления студентов и школьников. В будущем планируется проведение ознакомительных уроков для школьников по  методике шести шляп мышления.

Нельзя не согласиться с мнением  Э. де Боно, который считает: «Я уверен, что привитие способностей к творческому  продвижению необходимо начинать со школьной скамьи ». 

А.В. Хуторской описывает методы эвристического обучения, использование которых также способствует развитию творческого мышления. Все методы он разделяет на: когнитивные, креативные и оргдеятельностные. В нашей работе  большего внимания требуют креативные методы.

    Метод придумывания –  это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате определенных умственных действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскание свойств объекта в новой среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного.

 «Мозговой штурм» (А.Ф. Осборн).

Метод синектики (Дж. Гордон) базируется на «мозговом штурме», различного вида аналогиях (словесных, образных, личных), инверсиях, ассоциациях и др. вначале обсуждаются общие признаки проблемы, использование аналогии, выдвигаются и отсеиваются первые решения, выдвигаются альтернативы, ищутся новые аналогии, возвращаются к проблеме. В синектике широко используются аналогии – прямые, субъективные, символические, фантастические.

Для организации учебно-творческой работы В.И Андреев сформулировал  следующие правила:

В процессе разработки учебно-творческих заданий, там, где это возможно, ориентируйте учащихся на сотрудничество путем постановки следующих вопросов:

а) обсудите задания и распределите обязанности при выполнении задания;

б) осуществите взаимопомощь при  выполнении задания;

в) обсудите результаты выполнения задания.

Необходимо организовать учащихся там, где это целесообразно, на взаиморецензирование, взаимооценку результатов выполнения индивидуальных учебно-творческих заданий.

Комплектуя малые учебные  группы, лучше исходить из нечетных чисел (3,5,7 человек), необходимо учитывать  их психологическую совместимость: лучше, если они дополняют друг друга, взаимоактивизируют, а не конфликтуют между собой. 

Для развития творческого  мышления  следует чаще ставить  учащихся в проблемную ситуацию, в  которой требовалось бы от них  исследовательское понимание: надо так организовывать занятия, чтобы у школьников возникали не только проблемные вопросы, но и стремление их самостоятельно решать. Творческое мышление – основной компонент в построении исследовательского понимания, когда ученик сам открывает, сам находит неизвестный ему  до этого путь к ответу, к разрешению данной проблемы.

Принцип проблемности, отвечая  специфике продуктивного мышления его направленности на открытие новых  знаний, является основным, ведущим  принципом развивающего обучения.

Проблемным называется такое обучение, при котором усвоения знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходит в процессе относительно самостоятельного решения  задач – проблем, протекающего под общим руководством учителя.

С чего начинается подход к проблеме? С того, что в познавательном процессе у ученика возникает затруднение: он не может объяснить с помощью ранее усвоенных знаний новые, заинтересовавшие его факты и явления. Учащийся сам  стремится открыть или усвоить новые сведения, новые способы действия, чтобы снять возникшее противоречие в понимании им данного явления. Пробудить познавательную потребность на уроке – значит создать проблемную ситуацию. А создать такую ситуацию значит активизировать мышление учащихся. Для того чтобы включить учащихся в процесс решения проблемы, ее формулировка и затем решение через выдвижение  гипотез, их проверку и обоснование.

Для развития творческого  мышления, как уже было сказано, задания  даются не в готовом виде, а в  значительной мере добываются самими учащимися. Этому помогает применение, давно известного, но не везде и не всегда правильно используемого метода  передачи знаний путем подведения учащихся к самостоятельным выводам из известных фактов. Различные виды  вопросов, противопоставлений, сравнения, использование контрпримеров и контробразов, задач, над которыми нужно задуматься, но которые можно разрешить собственными силами,- все это побуждает, а затем и приучает школьников к самостоятельному анализу и к самостоятельным обобщениям проанализированных примеров.

Стимулирующее влияние  на познавательный интерес элементов  исследования, без которого не существовало бы не только творческого мышления, но и вообще активности на уроках, находится  в тесном соприкосновении с таким  стимулом, как творческие работы учащихся, которые активизируют эмоционально – волевые и интеллектуальные психические процессы, способствуют формированию творческих возможностей школьника. Отличие стимуляции творческих работ от элементов исследования состоит в том, что творческие работы включают в себя не только поиск своеобразных и лучших решений познавательной задачи, но, как правило, бывают выражены в реально видимых результатах, которые можно сравнивать с творческими результатами других. В этих результатах материализуется и мысль, и усвоенные знания, и практические действия. Из творческих заданий, вызывающих большой интерес, фигурируют такие, как составление загадок, индивидуальное или коллективное написание сказок, словесное рисование, репортажи, сообщения и доклады учащихся, составление задач и свободное изготовление макетов, моделей, рисунки.   Систему творческих заданий, приобщающую учащихся к новостям в математической науке, бесспорно следует считать мощным стимулом познавательного интереса, побуждающим учащихся постоянно искать это новое и проникать в его смысл.             

Радость творчества, о  которой говорит  М.Симон, нужно  понимать как творческую умственную активность, а воспитание творческой умственной активности действительно  является одной из важнейших целей  обучения математике; достижению этой цели во многом содействует самостоятельное решение задач, в том числе и внеучебных математических задач на смекалку.

Справедливость этого  утверждения имеет соответствующие  психологические предпосылки. Умственная активность  младшего школьника появляется прежде всего в его отношении к учению: в понимании и усвоении изучаемого материала, в организации своих домашних занятий.

Так как самостоятельное  решение задач неизбежно активизирует восприятие, память, мышление и воображение, то становится ясным, что систематические упражнения в самостоятельном решении разнообразных математических задач способствует укреплению сосредоточенного устойчивого внимания.

Характерная особенность  задач-смекалок в том, что они  способны вызвать интерес к результату решения, а заманчивость получения результата вдохновляет на  преодоление трудностей процесса решения задач и тем самым содействует воспитанию умственной активности.  Замечательное свойство человеческой психики заключается в том, что интерес к результату легко становится интересом к самому процессу достижения этого результата.

Информация о работе Развитие творческой деятельности на уроках математики в начальной школе