Развитие воображения у школьников при помощи аппликаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 01:20, курсовая работа

Описание работы

В процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, школьники способны выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией.

Файлы: 1 файл

на печать.doc

— 387.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Изобразительная деятельность имеет  большое значение в решении задач  эстетического воспитания, так как  по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий  изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей школьного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

В современных педагогических и  психологических исследованиях  доказывается необходимость занятий  изобразительным творчеством для  умственного, эстетического развития детей в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Обучение аппликации обуславливает:

     - развитие эстетического  мировосприятия, воспитание художественного  вкуса;

  • развитие художественно – графических умений и навыков;
  • развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;
  • развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
  • становление некоторых организационных навыков художественного творчества;
  • получение сведений об отечественной и мировой художественной культуре;
  • воспитание зрительской культуры;
  • возможное раскрытие начал профессиональной художественно - изобразительной деятельности.

 

 В процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, школьники способны выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.  Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

Отсюда вытекает необходимость  занятий не только изобразительным  искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том  числе и аппликацией.

Таким образом, актуальность работы обусловила выбор темы курсовой работы: «Аппликация как способ развития воображения у школьников».

Объектом исследования являются дети младшего школьного возраста, их художественно – творческая деятельность.

Предметом исследования являются занятия аппликацией в младшем школьном возрасте и их влияние на развитие у школьников.

При написании работы широко использовалась отечественная литература по изучаемой проблеме, а также ряд сайтов по данной тематике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

Теоретические аспекты развития воображения школьников в процессе их творческой деятельности

1.1. Воображение как психический процесс. Значения и особенности в школьном возрасте

 

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря  воображению человек творит, разумно  планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений [8, с.365].

С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Все - от первых сказок, которые мы слышим в детстве и до величайших открытий - первоначально обязано силе воображения человека. Другими словами, именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека.

Значение воображения  в жизни человека подчеркивали многие великие ученые и художники. Так, известный английский ученый ХYIII в. Дж. Пристли специально подчеркивал, что ученому и механику воображение нужно не

Образы воображения  могут приобретать побудительную  силу, становиться мотивами поведения  и деятельности. Поэтому развитие воображения меньше, а больше, чем художнику. Дж. Пристли писал, что великие открытия, до которых «никогда не додумался бы рассудительный, медлительный и трусливый ум», способны совершить лишь такие ученые, которые «дают полный простор своему воображению».

Французский философ-просветитель и писатель ХYIII в. Дени Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком…Воображение - это способность вызывать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей».

Современный отечественный философ Э.В.Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве… Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты» [7, с.38].

Несомненно, воображение  играет важную роль на каждом этапе  развития человека. Но особая роль этому процессу уделяется в  школьном возрасте.

К началу школьного периода у части детей (до 20%) воображение представлено в двух основных формах:

1. произвольное, самостоятельное  порождение ребёнком какой-либо  идеи;

2. возникновение воображаемого плана её реализации.

У детей младшего школьного  возраста воображение опирается  уже на довольно значительный жизненный  опыт и на все возрастающие знания.

Воображение у ребенка-школьника  развивается так, что создаваемые  образы все больше и больше соотносятся с практикой. Если трех- четырехлетнему ребенку достаточно 2--3 палочки и модель самолета готова, то для семи- восьмилетнего школьника необходимо, чтобы модель была «как настоящая». В рисунке дошкольник часто передает только некоторые характерные черты объекта, а учащийся I--II класса пытается изобразить все детали известного ему предмета.

Образы воображения, возникающие  у школьников I--II классов в процессе их творческой деятельности, так же как и у дошкольников, еще крайне неустойчивы и легко изменяются под влиянием возникающих, иногда случайных, ассоциаций. Эти образы нуждаются в опоре на восприятие.

Начиная с III класса, процесс  воображения все более совершенствуется. Так, образы воображения в изобразительном  творчестве детей улучшаются под влиянием активного познания предметов в процессе их изображения с натуры. Усовершенствование образа происходит обычно не за счет присоединения новых деталей, как это было у учащихся I класса, а за счет упорной работы над формой изображаемых предметов. Перед учащимися возникает необходимость приводить форму изображаемых предметов в точное соответствие с содержанием, возникает с новой силой проблема полной адекватности (похожести) изображения изображаемому, возрастает роль восприятия своего рисунка в процессе изображения. Возникающий в рисунке продукт творческого воображения сопоставляется с замыслом (идеальным образом) и при частичном совпадении с последним является опорой для дальнейшего развития творческого воображения ребенка.

У учащихся в возрасте 9--11 лет характерным для формирования образов воссоздающего воображения является их большая устойчивость. У детей появляется известное стремление к уточнению и уяснению образа при опоре на результаты прошлого опыта, более или менее аналитического восприятия действительности и попыток ее осмысления.

Образы воображения  используются в той или иной деятельности и всегда должны включать элементы тех знаний и навыков, которые  необходимы для осуществления творческой деятельности [13, с.388].

У школьников необходимо развивать воображение в процессе учебной деятельности и обязательно руководить этим развитием. Это руководство должно всегда исходить из индивидуального подхода к школьникам. Без хорошего понимания процесса развития личности в этом возрасте трудно понять развитие воссоздающего и творческого воображения школьника, а тем более трудно указать наиболее правильные пути развития и совершенствования воображения.

Руководство процессом  развития воображения трудное дело, оно всегда требует от учителя  большого внимания и чуткости. Особенно трудно руководить развитием воображения у школьников с уже хорошо развитым воображением.

Восхищение продуктами творческого воображения школьников может привести, с одной стороны, к зазнайству школьника, и он перестанет критически относиться к своим творческим работам. С другой стороны, невнимание к творческой деятельности школьника, к безудержной работе его воображения приводит к тому, что учащийся начинает замыкаться в себе, стесняется проявлять свою фантазию, а иногда и теряет веру в свои возможности и вовсе отходит от активной творческой деятельности. Поэтому задача преподавателя - найти индивидуальный подход к каждому ребенку [7, 54-56].

 

1.2. Виды воображения и способы создания творческих образов

Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью [10, 263].

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться  по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Произвольное воображение  имеет для человека гораздо большее  значение. Этот вид воображения проявляется  тогда, когда перед человеком  стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления [8, с.252].

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение  проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление  объекта, как можно более полно  соответствующее его описанию. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также когда знакомимся с литературными героями. Следует отметить, что воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т. д. Так, читая описание Полтавской битвы в поэме А. С. Пушкина «Полтава», мы отчетливо представляем себе раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха.

Чаще всего мы сталкиваемся с воссоздающим воображением, когда необходимо воссоздать какое-либо представление по словесному описанию. Однако бывают случаи, когда мы воссоздаем представление о каком-либо предмете не пользуясь словами, а па основе схем и чертежей. В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному воображению, т. е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве. Следовательно, процесс воссоздающего воображения тесно связан с мышлением человека и его памятью.

Следующий вид произвольного  воображения — творческое воображение. Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы. При воссоздающем воображении зритель, читатель, или слушатель должен в большей или меньшей степени восполнять заданный образ деятельностью своего творческого воображения.

Особой формой воображения  является мечта. Суть данного типа воображения  заключается в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта — это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д. [8, 253-255].

Существует целый ряд  способов создания творческих образов:

1. Создание образа  о какой-либо части предмета, его  свойстве или отдельном признаке. Основу этого процесса составляет анализ в форме мысленного выделения части или свойства объекта, их отвлечения от целого с определенной познавательной или практической задачей (например, гоголевский «Нос»);

2. Гиперболизация представляет  собой способ создания образа  воображения путем преувеличения всего образа объекта или его частей, наделения объекта значительно большим количеством значимых признаков по сравнению с действительностью, преувеличения сил и возможности действия объекта. Часто используется в карикатурах;

Информация о работе Развитие воображения у школьников при помощи аппликаций