Развитие воображения у школьников при помощи аппликаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 01:20, курсовая работа

Описание работы

В процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, школьники способны выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией.

Файлы: 1 файл

на печать.doc

— 387.50 Кб (Скачать файл)

3. Миниатюризация (преуменьшение) – способ создания образа воображения путем преуменьшения целостных образов объектов из отдельных свойств и психологических качеств. Иногда имеет мест сочетание миниатюризации и гиперболизации., когда в создании образа одновременно применяются и приемы увеличения и приемы уменьшения;

4. Акцентирования (заострение) является приемом создание образов  воображения путем подчеркивания,  определенных свойств, черт, сторон  различных явлений. Одна из  форм акцентирования – такое  выделение одного из свойств образа, который является не только главенствующим, но и универсальным, уникальным, характеризующим образ в его цельности (практически все главные герои художественных произведений, аллегоризм образов). Акцентирование в художественном творчестве, в рекламе, в имиджелогии достигается путем многократного повторения каких-либо устойчивых выразительных признаков, чем достигается индивидуализация образа, его незабываемость;

5. Агглютинация – способ  создания образа воображения  путем объединения в единую систему представлений в такой последовательности или сочетании, которая отлична от наших непосредственных восприятий и переживаний (русалки, сфинксы, кентавры);

6. Схематизация заключается  в исключении каких-то свойств  или качеств, присущих определенному предмету, лицу. Говоря о достоинствах схематизации, С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что художник достигает должной выразительности объекта, если избавит его от лишних, второстепенных деталей, мешающих восприятию того характерного, что свойственно изображаемому объекту (типичный герой в типичных обстоятельствах);

7. Реконструкция объекта  по известным фрагментам имеет  существенное значение в творческой  работе. Этим приемом активно  пользуются археологи, специалисты  по чрезвычайным ситуациям и  т.п., его используют при восстановлении исторических лиц по сохранившимся останкам (работы М.М.Герасимова по созданию портретов Ивана Грозного, Тамерлана и др.) [14].

 

1.3. Аппликация как вид декоративно-прикладной деятельности в школе

Согласно общепринятому  определению, аппликация (от лат. applicatio - прикладывание), способ создания орнаментов, изображений путём нашивания, наклеивания на ткань, бумагу и т. п. разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т. п.) другого цвета или выделки, а также орнамент, изображение, созданные по такому способу, придающему им особую рельефность.

Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором  сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность  широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин, орнаментов и т.д. [6, c.23].

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная  обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших  цветовых пятен.

Аппликация является одним из древнейших способов украшения  одежды, обуви предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением, стежка, шва на одеждах из шкур животных.

Разные народы используют для аппликации самые разнообразные  материалы: тувинцы, например, украшая конское седло, сочетают в аппликации кожу с золотисто – желтой корой степного кустарника, что создает неповторимую по своеобразию и красоте игру светотени и объема.

По используемым материалам аппликацию можно разбить на следующие  группы:

  1. из бумаги [рисунок 1.1];

Рисунок 1.1 — Аппликация из бумаги

Примечание — Источник  [2].

  1. из ткани, ниток, веревок, тесьмы [рисунок 1.2];

Рисунок 1.2 — Аппликация из ткани

Примечание — Источник  [3].

  1. из природных материалов: листьев, цветов, семян, соломки, веточек, скорлупы, крупы, пуха, перьев, кожи и др. [рисунок 1.3];

Рисунок 1.3 — Аппликация из цветов и листьев

Примечание — Источник  [12].

  1. из нетрадиционных материалов: гофрированного картона, пластиковых упаковок, коробок, флаконов, пробок, проволи, бисера и др. [рисунок 1.4]

Рисунок 1.4 — Аппликация из бисера

Примечание — Источник  [1].

По изображению:

  1. плоскостная (все детали аппликации полностью наклеиваются на фон);
  2. объемная (детали не полностью наклеиваются на фон и за счет этого создается объемное изображение).

По способам выполнения аппликация делится на:

  1. мозаика (изображение состоит из небольших кусочков разного цвета, которые выкладывают в виде нужной композиции);
  2. аппликация обрыванием (детали выполняются обрыванием бумаги).

По цветовому решению:

  1. монохромные (выполняются в одном цветовом сочетании);
  2. полихромные (многоцветные).

По способам закрепления  деталей на фоне:

    1. с помощью клея;
    2. пришиванием;
    3. сцеплением;
    4. на пластилин.

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных  изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т.д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т.д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные  предметы изображения, которые в  силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или  их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.

Сюжетно – тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные  предметы во взаимодействии в соответствии с темой или сюжетом «Цыпленок  клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме», «Грачи вьют гнёзда на дереве». При этом перед ребёнком становятся следующие задачи:

- вырезать предметы, показать  их различия по величине при  сопоставлении друг с другом (высокое  дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие);

- выделить основные  предметы, главных действующих лиц,  связать их с местом действия, обстановкой (рыбки плавают в  аквариуме, цветы растут на  лугу). Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением  среди других предметов;

- передать характерные  особенности персонажей и их  действия через жесты, позу, одежду, окраску (колобок встретился с  медведем – фигуры наклеивают  в положении поворота друг  к другу);

- расположить предметы  на плоскости основ: на одной  линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города, веселый хоровод); создать двухплановые композиции – ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления (лодки в море, цветущий луг с полосой леса в дали);

- подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемому объекту и явлениям (золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая) [9, с.343].

В каждой возрастной группе эти задачи реализуются по-разному. Их усложнение связано с уровнем знаний, умений и навыков, от которых зависит творческая вариативность содержания сюжетно – тематических аппликаций.

Многообразие окружающей жизни дает богатый материал для  отражения в аппликациях различных  сюжетов.

Сюжеты аппликаций могут трактоваться по – разному в зависимости от возраста детей. Например, по – разному дети отображают тему «Осень».

Декоративная аппликация – вид  орнаментальной деятельности, во время  которой дети овладевают умением  вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится стилизовать декоративно, преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами [6, с.29].

На занятиях в школе применяется декоративная аппликация с ленточной и центрально – лучевой композицией. В ленточном построении отдельные элементы могут многократно повторяться по горизонтали или вертикали в виде фриза, каймы или бордюра. Узор бывает простой, состоящий из одного элемента, и сложный в котором отдельный мотив повторяется через два – три элемента.

В центрально – лучевой композиции узор развивается в направлении  от центра украшения равномерно к краям, углам, сторонам в зависимости от того, на предмете кокой формы он расположен: на круге, прямоугольнике, квадрате (тюбетейки, ковры, наволочки и д.р.).

Таким образом, аппликация является наиболее простым и доступным способом создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин, орнаментов и т.д.

 

1.4. Влияние  работы аппликации на развитие  творческого воображения школьников

В настоящее время  очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей – этот социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, знать свои возможности и уметь их использовать.

В целостном педагогическом процессе развитие творческих способностей –  это необходимое условие всестороннего  развития личности. Творческое развитие учащихся важно на всех этапах школьного  обучения, но особое значение имеет  развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте, так как это период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу.

Понятие "творческие способности" тесным образом связано с понятиями "творчество", "творческая деятельность". В качестве характерных предпосылок и оснований для проявления творческих способностей отечественные психологи выделяют перцептивные особенности личности (напряженность внимания, впечатлительность, восприимчивость), характерологические (оригинальность, инициативность, упорство, высокую самоорганизацию) и интеллектуальные (интуиция, фантазия, выдумку).

Творческие способности – это  индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Несмотря на различие подходов к определению составляющих творческих способностей, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и творческое мышление как обязательные компоненты.

Развитие творческих способностей является одной из важнейших задач  начального образования; это процесс становления и формирования личности человека под влиянием внешних и внутренних факторов, в том числе целенаправленного обучения художественно-творческой деятельности, он пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Из этого следует, что перед учителем начальных классов встает задача развития ребенка, его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом.

Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой  формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию нового).

Творческие способности младших  школьников наиболее эффективно развиваются  в художественном труде.

Художественный ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности уроках художественных труда.

Информация о работе Развитие воображения у школьников при помощи аппликаций