Развитие воображения у школьников при помощи аппликаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 01:20, курсовая работа

Описание работы

В процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, школьники способны выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией.

Файлы: 1 файл

на печать.doc

— 387.50 Кб (Скачать файл)

Для развития творческих способностей учащихся на уроках художественного труда выделены следующие виды работ: конструирование, вязание, лепка, аппликация, работа с природным материалом и др. Привлекательными видами художественной деятельности для детей младшего школьного возраста являются аппликация и лепка. Выполнение декоративных поделок развивает образное мышление, способствует воспитанию художественного вкуса и творческой познавательной активности школьников.

Одним из эффективных  средств обучения и воспитания, в  котором тесно переплетаются  формирование трудовых навыков и  творческое развитие учащихся начальных классов, могут быть уроки художественного труда по изготовлению аппликаций.

Аппликация – один из самых распространенных и привычных  видов работ в детском саду и начальной школе, однако развивающий  и воспитывающий потенциал аппликаций не всегда учитывается педагогами. Аппликационные работы способствуют развитию художественного видения природы, совершенствованию представлений о выразительной композиции, развитию чувства формы, ритма, соотношения частей и целого. Аппликации разнообразны по содержанию, форме, использованным материалам, способу изготовления деталей. При работе над аппликацией у обучающихся развивается внимание, мышление, воображение, пробуждается фантазия, активизируется наблюдательность [11, c.36-39].

Таким образом, воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Этот процесс играет важную роль на каждом этапе развития человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства.

Особая роль этому процессу уделяется в  школьном возрасте. Одним из эффективных средств обучения и воспитания, в котором тесно переплетаются формирование трудовых навыков и творческое развитие учащихся начальных классов, являются уроки художественного труда по изготовлению аппликаций. Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ВЫПОЛНЕНИЕ  АППЛИКАЦИЙ ВЯЗАНЫХ ЦЕПОЧЕК

2.1 Материалы и виды аппликаций

Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором  сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность  широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин, орнаментов и т.д [6, с.23].

Наиболее интересной и доступной для детей является аппликация из бумаги ярких расцветок. Сам вид материала, простота его обработки стимулируют творческую активность ребенка, позволяют легко овладеть ручными умениями и навыками. Поэтому в соответствии с программными задачами обучения аппликации в каждом классе необходимо иметь специальные материалы и оборудование для занятий: бумагу для фона и элементов аппликации, ножницы, клей, кисточку, подставку для кисточки, подстилку для намазывания фигур, коробочку для обрезков, чистую салфетку (из расчета на каждого ребенка).

Бумага для фона чаще всего берется плотной, подбирается  тон в зависимости от содержания изображения, чтобы подчеркнуть определенную ситуацию. Например, цветы помещают на зеленом фоне поляны или луга, силуэты птиц наклеивают на голубом фоне неба, а рыб - на фоне синей глубины реки или моря.

Элементы аппликации дети вырезают из более эластичной, но упругой бумаги сочных, насыщенных тонов с хорошо обработанной поверхностью.

Для работы ребенку дают ножницы с закругленными концами и разработанными рычагами. Их размер в длину должен быть примерно 120 мм. При изготовлении оформления к празднику или вечеру развлечения можно дать и большие ножницы (до 200 мм), так как ими удобнее делать большие надрезы, вырезать крупные элементы. Хранят ножницы в коробках или ставят их в высокие деревянные подставки-стаканы кольцами вверх. При пользовании ножницами детей надо учить соблюдать осторожность: не размахивать ими, не играть, после работы убирать на место.

Кисти для намазывания  фигур, вырезанных из бумаги, берут  в зависимости от размера заготовок. Так, для коллективной аппликации надо иметь кисти двух размеров. Для проклейки больших поверхностей используют широкие плоские кисти - флейцы. После работы кисти тщательно промывают в теплой воде, высушивают и ставят на вертикальную подставку ворсом вверх. В процессе же работы кисточку кладут на горизонтальную подставку, сделанную из плотной бумаги с выемкой.

Фигуры намазывают клеем  на чистой подстилке. Это может быть лист белой бумаги небольшого формата. В процессе занятия его надо несколько раз менять, чтобы клейстер не пачкал цветную сторону аппликаций и не оставлял нежелательных пятен.

Работая с бумагой  и другими материалами и инструментами, дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков, связанных с развитием ручных и инструментальных действий. Они учатся таким способам обработки бумаги, как сгибание, складывание пополам и в несколько раз, вырезание, склеивание и т.д. На занятиях происходит ознакомление с различными видами бумаги (рисовальная, чертежная, оберточная, гофрированная, настольная и др.). ее качественными показателями [5, c.68].

Техника тканевой аппликации заключается в создании орнаментов или рисунков путём закрепления кусочков ткани на тканевом фоне. Кусочки

можно приклеить или  пришить. Аппликация может быть предметной, декоративной и сюжетной; одноцветной или многоцветной.

Материалами для аппликации служат натуральные и синтетические  ткани разной фактуры – гладкой, ворсистой, блестящей, матовой, а также кожа, мех, войлок, фетр. Фоном для аппликации могут быть шёлк, бархат, полотно, сукно, кожа, парусина, мешковина (предпочтительны пастельные тона). Фон должен быть более плотным, чем сама аппликация.

Инструменты, необходимых  для выполнения аппликации: ножницы

большие и маленькие  с прямыми и загнутыми концами, иголки, булавки, 5

наперсток, пяльцы. Также  понадобится белая бумага для эскизов и копировальная бумага (чёрная и жёлтая или красная) для переведения эскиза

на фон.

Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-

первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем  бумагу); во-вторых края у ткани могут  осыпаться и осложнять работу.

Солома как поделочный материал давно известна народным умельцам Белоруссии, Молдавии, Украины. Они  изготовляли из нее различные вещи: циновки, сумки, коврики, игрушки.

Аппликации из соломы необычайно привлекательны, они отливают золотом. Происходит это оттого, что  солома имеет глянцевую поверхность  и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету, аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Аппликации из соломы прекрасно вписываются в интерьеры современных помещений. Сувениры из соломы - приятный подарок. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.

Для работы с соломой младшим школьникам следует выбирать предметы прямоугольной формы: дом-квадрат, крыша-треугольник, елка, состоящая из треугольника, лодка с парусом, флажок, грибок - корень из полосы, зауженной кверху, шляпка - половина круга. Заниматься аппликацией из соломы лучше с небольшими группами детей (три - четыре ребенка).

В настоящие время  широкую популярность приобрела  аппликация из

цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным

материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного  возраста.

Увлекательно, интересно  и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус. Какую богатую фантазию надо иметь, чтобы из листьев липы сделать яблоки или из осенних листьев осины грибы, из листьев тополя - деревья.

Природа нам дает неповторимое многообразие красок и совершенство

готовых форм. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у

детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они

еще и потому, что сбор и заготовка природного материала  происходит на

воздухе. Собирать растения можно круглый год, т.к. у каждого времени года

есть свои возможности: семена ясеня, клена собирают зимой. Ранней весной

можно засушить цветы  и листья дикорастущих растений, в  начале лета

собрать тополиный пух, а в разгар его заготовить разные цветы лесов, полей,

лугов и чуть позже - осенние  листья. Особенно богатую палитру красок дает

осень.

В последнее время  большой популярностью пользуются и аппликации из тополиного пуха. Аппликация из тополиного пуха, как и аппликация из бумаги, может быть предметной, сюжетной и декоративной. Темы предметной аппликации разнообразны. Выбирая темы для аппликаций из пуха тополя, надо иметь в виду, что легче работать, если мало деталей и если они не мелкие. Животных, птиц, растения надо выбирать с пушистой фактурой: зайчата, котята, утята, цыплята, плюшевые игрушки, головки одуванчиков. Легче делать аппликации с черно - белых рисунков, контрастных фотографий. В сюжетной аппликации удаются зимние пейзажи, березовые рощи, рыбки в аквариуме, особенно вуалехвосты. Декоративные аппликации необычны, оригинальны. Это могут быть орнаменты, узоры на различных формах [5, с.72].

 

 

2.2 Вязание  крючком

Вязание является одним из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, он существует более трех тысяч лет. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции.

В современном вязании крючком различают три основные техники – тунисское вязание (выполняется длинным крючком), обычное вязание (плотное или тамбурное, выполняется коротким крючком) и филейное вязание (отдельные элементы вывязываются коротким крючком, а затем с помощью определённых техник собираются в готовое изделие.) В зависимости от того, что именно вы собирайтесь вязать, и следует выбирать крючок.  

 Крючки бывают  металлические, деревянные, костяные  и пластмассовые. Они различаются  по длине: короткие (12-15 см) – для обычного вязания, и длинные (20-40 см) – для тунисского.  

 Для работы  очень важна толщина крючка. Она  бывает от 1,0 до 15,0 мм и отражается  номером, соответствующим толщине  головки. Например, у крючка №  3 головка 3 мм в диаметре, а  № 5 – соответственно 5 мм.  

 Деревянными  крючками вяжут изделия из  очень толстой, мягкой и эластичной  пряжи. О грубые жёсткие нитки  они легко ломаются. Костяные  и пластмассовые крючки легки  и приятны, но хрупки и сравнительно  быстро стачиваются о пряжу.  При вязании большого изделия костюма или покрывала – из-за  стачивания постепенно уменьшается размер петель, по сравнению с первоначальным. Это искажает общий вид узора и изделия в целом. Тонкие алюминиевые крючки гнуться, а когда стирается защитное покрытие, пачкают руки и пряжу. Очень хороши в работе стальные крючки с пластмассовой или деревянной ручкой – их удобно держать в руке. Можно использовать крючки с плоской частью стержня в 3-4 см от головки – опоры для большого и среднего (указательного) пальца.  

 Стержень длинного крючка должен быть гладким и ровным (без утолщений).  

 Иногда вместо  длинного стержня для тунисского  вязания используют капроновый  тросик.  

 Для вязания  тесьмы или прошвы в сочетании  с крючком используют специальные  приспособления – «вилки» и  палочки.  

 Очень важно проследить, чтобы выбранный инструмент был хорошо отшлифован. Если бородка крючка великовата, с глубоким острым вырезом, она будет цепляться за пряжу, плохо протаскивать петли при вязании и травмировать палец.  

 Конечно,  недостатки можно устранить, отточив или притупив головку на бруске – но при этом наверняка повредится покрытие крючка. Так что лучше сразу выбирать готовый к работе инструмент.  

 И самое  важное правило: при выборе  инструмента необходимо помнить,  что диаметр крючка для обычного вязания подбирают в два раза больше диаметра нити. Если для тонких ниток взять толстый крючок, полотно будет ажурным, с большими просветами. Провязывая толстые нити толстым крючком, или тонкие нити тонким, любой гарантированно получит плотное однородное вязание.  

 Фактура полотна,  связанного крючком, из-за своеобразного  переплетения нитей и плотности  мало растягивается. Эти свойства  позволяют широко применять в  работе не только шерстяные  нити, но и хлопчатобумажные. Для  вязания изделий из толстой шерстяной пряжи, ириса, мулине, хлопчатобумажных нитей в основном используют крючки диаметром 4-5 мм. После окончания работы крючки рекомендуется протереть сухой шерстяной или льняной тканью и хранить в сухом месте [13, c. 25-26].

Качество вязаного изделия зависит от правильно подобранной пряжи. Она должна соответствовать назначению изделия, его фасону, стилю и т. д. Для вязания крючком используют практически любую пряжу – шерстяную, полушерстяную, хлопчатобумажную и синтетическую. Обычно нитки продаются в клубках или мотках.  

Информация о работе Развитие воображения у школьников при помощи аппликаций