Развитие воображения у школьников при помощи аппликаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 01:20, курсовая работа

Описание работы

В процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, школьники способны выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией.

Файлы: 1 файл

на печать.doc

— 387.50 Кб (Скачать файл)

 Покупая пряжу, следует обратить внимание на длину нити, указанную на этикетке мотка фабричного производства. Чем тоньше нить, тем больше метраж. Оптимально, если в 100 г пряжи будет не менее 300м.  

 Там же, на  этикетке, обычно указывается номер пряжи, выраженный дробным числом, например, 32/2, 64/2. Цифра до дробной черты указывает толщину нити – чем меньше это число, тем тоньше нить. Цифра после черты – из скольких нитей скручена пряжа. При покупке нескольких мотков ниток одного цвета следует обратить внимание на номер крашения – на всех этикетках он должен быть одним и тем же.   

 Рассчитывая  необходимое количество ниток, необходимо учитывать, что на ажурные изделия из пушистой и слабо скрученной пряжи уходит меньше, чем на плотные. Например, для пуловера 50 размера потребуется всего 400 – 500 г шерсти 32/2 (длиной 781 м), тогда как на юбку – 600 – 700 г, а на шапочку – 100 – 150 г той же пряжи.   

 Очень важной  характеристикой ниток является  качество окраски. Перед тем, как вязать цветной узор или контрастные полосы, необходимо проверить ещё до начала работы, не полиняет ли изделие. Для этого хорошенько смочите концы нитей водой, заложите в белую ткань, и прогладьте горячим утюгом. Если на ткани не появятся цветные пятна, значит окраска прочная [16, c. 12].

 

2.3 Технологический процесс выполнения с использованием вязаных цепочек

Технология вязания  первоначальной цепочки из воздушных  петель выглядит следующим образом:

  1. Для начала необходимо завязать на крючке первую петлю. При этом клубок при вязании должен находиться слева, крючок в правой руке (держим как ручку), а нитка, из которой вяжут - на пальцах левой руки.
  2. Для продолжения цепочки далее необходимо подвести крючок под нить и вытянуть рабочую нить сквозь первую петлю [рисунок 2.1].

Рисунок 2.1 — Вытягивание рабочей нити

Примечание — Источник  [4].

  1. Далее следует захватить нить крючком (это называется накид) и вытянуть ее сквозь петлю на крючке [рисунок 2.2].

Рисунок 2.2 — Вытягивание сквозь петлю

Примечание — Источник  [4].

 

Трудность может заключаться в первой петле: она не должна быть слишком тугой. Если проблема исходит от последующих петель, проверьте, правильно ли вы держите пряжу. В этом случае может помочь следующая техника:

    • при выполнении накида головка крючка должна смотреть прямо на вас;
    • при протягивании нити сквозь петлю на крючке, следует повернуть головку крючка на 90 градусов, чтобы она была направлена в сторону цепочки.

Рабочая нить должна лежать на указательном пальце, а цепочку  следует придерживать большим и  средним пальцами у крючка. По мере роста цепочки продолжайте передвигать пальцы рядом с крючком.

 Чтобы связать ровную  цепочку, нужна практика. Необходимо сконцентрироваться на том, чтобы вязать свободно и равномерно. Пальцы при этом должны придерживать пряжу поближе к крючку. Формировать петли следует на черенке крючка, а не на узком горле.

Исправлению цепочка не подлежит, поэтому важно все сделать правильно с самого начала. Иногда имеет смысл связать цепочку крючком большего размера, а затем при вывязывании первого ряда перейти на тот номер крючка, который необходим для достижения нужной плотности вязания [4].

Для того чтобы подсчитать количество петель в цепочке, следует  взять цепочку из воздушных петель в руку так, чтобы она не перекрутилась. Каждую букву V следует считать как петлю, но не считайте первую петлю и петлю на крючке [рисунок 2.3].

Рисунок 2.3 — Подсчет петель

Примечание — Источник  [4].

Некоторые считают, что легче делать подсчет во время провязывания длинной цепочки, вдевая в нее каждые 10 — 20 петель маркер, например, заколки или булавки [рисунок 2.4].

Рисунок 2.4 — Подсчет длины цепочки

Примечание — Источник  [4].

 

2.4 Вывод и  методологические рекомендации  по развитию воображения учащихся  в процессе выполнения вязаных  цепочек

Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

С помощью воображения  человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные  открытия и создавать произведения искусства. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Именно поэтому  в процессе учебной деятельности важная роль должна отводиться развитию воображения. Среди многообразия видов творческой деятельности, развивающих воображение школьников,  вязание занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В вязании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление. Одним из видов вязания является вязание крючком. Вязание крючком - один из древнейших видов прикладного искусства. В наши дни стало модным украшать одежду и предметы быта изделиями, связанными крючком.

Вязание — это  труд, направленный на создание красоты, он является источником радости, облагораживает, воспитывает человека, формирует у него чувство прекрасного.

При обучении вязанию  дети овладевают техническими навыками работы с крючком. На занятиях по обучению вязанию крючком закрепляются знакомые слова и фразы, формируется как средство общения диалогическая речь, развиваются логическое мышление, память, закрепляется знание цвета, геометрических форм.

Кроме того, при  помощи вязания крючком  можно  отрабатывать различные поведенческие  модели. Модульное вязание (сшивание изделий  из отдельных мотивов), и  особенно создание тематических композиций, требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников создания композиции должен выполнить один или несколько мотивов будущего изделия. При этом его отдельные мотивы должны быть такими же аккуратными, как и те, которые выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, изделие выполнено быть не может. Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается на следующих уровнях общения в группе. Таким образом, складывание оригинальной салфетки, композиции или поделки-игрушки становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, взаимодействия или правилах. Таким образом, занятия вязания крючком позволяют удовлетворить потребности детей в общении со своими сверстниками.

Вязание крючком  — это несложный и очень  увлекательный вид рукоделия. Самое главное — это усвоить принцип выполнения петли, а умение придет в процессе работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, аппликация является одним из самых действенных способов развития воображения у школьников.

С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Особая роль этому процессу уделяется в  школьном возрасте. Одним из эффективных средств обучения и воспитания, в котором тесно переплетаются формирование трудовых навыков и творческое развитие учащихся начальных классов, являются уроки художественного труда по изготовлению аппликаций. Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.

Именно поэтому в  процессе учебной деятельности важная роль должна отводиться развитию воображения. Среди многообразия видов творческой деятельности, развивающих воображение школьников,  вязание занимает одно из ведущих положений.

Вязание — это труд, направленный на создание красоты, он является источником радости, облагораживает, воспитывает человека, формирует у него чувство прекрасного.

Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни школьника, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения.

Одним из видов вязания  является вязание крючком. При этом занятии у школьников проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление.

Вязание крючком  позволяет отрабатывать различные поведенческие модели. Модульное вязание и особенно создание тематических композиций, требует участия нескольких человек, коллектива. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, изделие выполнено быть не может. Именно поэтому занятия вязания крючком позволяют удовлетворить потребности детей в общении со своими сверстниками, позволяют им найти общий язык, сдружиться.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вязание цепочек является интересным и вместе с тем очень действенным методом развития воображения у школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аппликация из бисера. - http://larets.info/master_klass/applikaciya-iz-bisera - дата доступа: 15.04.2013г.
  2. Аппликация из бумаги для детей. - http://inashideti.ru/applikaciya-iz-bumagi-dlya-detej/ - дата доступа: 15.04.2013г.
  3. Аппликация из ткани. - http://hmhome.ru/tag/applikaciya-iz-tkani/ - дата доступа: 15.04.2013г.
  4. Вязание первоначальной цепочки из воздушных петель. http://www.kroshe.ru/view_urokikr.php?id=2 - дата доступа: 23.04.2013г.
  5. Григорьева, Г.Г. Развитие школьника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. псд. учеб. заведении.. — М.,1999. —  344 с.
  6. Гусакова, М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ / М.А. Гусакова. М.: Просвещение, 1997.
  7. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. — М.: 1979. –  369 с.
  8. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник / А.Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.
  9. Малышева, А.Н. Аппликация в школе / А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 144 с.
  10. Немов Р.С. Общие основы психологии: учебник / Р.С. Немов. 4-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
  11. Петрушина, С.В. Образовательные и развивающие возможности аппликации: методические указания / С.В. Петрушина // Начальная школа. - М. : Молодая гвардия, 2004. — №3. — 36 с.
  12. Поделки из листьев розы. - http://www.chudopredki.ru/5765-podelki-iz-listev-rozy.html - дата доступа: 15.04.2013г.
  13. Проневич, Н.М. Вязание крючком. От увлечения к мастерству / Н.М. Проневич. СПб.: Паритет, 2005. —  240 с.
  14. Способы воображения. - http://www.pcih.ru/voobr/100.html.— дата доступа: 13.04.2013г.
  15. Узнадзе, Д.Н. Общая психология: Учеб. Пособие. / Д.Н. Узнадзе. —СПб.: Питер, 2004 — 413 с.
  16. Шарапова, В.Е. Уроки вязания крючком / В.Е. Шарапова. — Минск, 2006. —  134 с.

 


Информация о работе Развитие воображения у школьников при помощи аппликаций