Развитие воображения в младшем дошкольном возрасте в процессе обучения лепке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 00:59, дипломная работа

Описание работы

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста происходит в процессе деятельности. Оптимальным средством для его развития у младших дошкольников на занятиях по лепке является использование наглядного пособия и индивидуальный подход.

Содержание работы

Введение…………………………………………………..……………………3
Глава I. Теоретические аспекты развития воображения у детей
младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Понятие воображения………………………………………...……….6
Особенности развития воображения в младшем дошкольном возрасте……………………………………………………………………………..14
Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………..………………17
Выводы по главе I ……………………………………………………...……20
Глава II. Методические основы развития воображения при обучении лепки
2.1 Методы и приемы на занятиях по лепке………………………………..21
2.2 Развитие фантазии и воображения у детей младшего дошкольного возраста по средствам занятий по лепке …………..…………………………….25
Выводы по II главе……………………………………………………...……27
Заключение………………………………….………………………………..29

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования, науки и молодёжной политики

Забайкальского  края

ГОУ СПО «Читинский педагогический колледж»

 

 

 

Курсовая работа

Студентка 5 курса

Специальность дошкольное образование

Седовой  Евгении Константиновны

Развитие воображения  в младшем дошкольном возрасте в процессе обучения лепке.

 

 

 

 

 

 

 

Допустить к защите:                                                                            Руководитель:

Зав. отделением заочной формы                                                        Пляскина С.А.

обучения Русенко Л.А.________

«____»________________2012г.

 

 

 

 

                                     Чита - 2013

Содержание

 

Введение…………………………………………………..……………………3

Глава I. Теоретические  аспекты развития воображения у  детей 

младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

    1. Понятие воображения………………………………………...……….6
    2. Особенности развития воображения в младшем дошкольном возрасте……………………………………………………………………………..14
    1. Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………..………………17

Выводы по главе I ……………………………………………………...……20

Глава II. Методические основы развития воображения при обучении лепки

2.1 Методы и приемы  на занятиях по лепке………………………………..21

2.2 Развитие фантазии и воображения у детей младшего дошкольного возраста по средствам занятий по лепке …………..…………………………….25

Выводы по II главе……………………………………………………...……27

Заключение………………………………….………………………………..29

Литература……………………………………………………………………31

Приложение 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последнее время  в нашем обществе все более  остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации.

Психологи доказали, что  воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики воображения, закономерностей его развития и становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период, как указывал Л.С. Выготский, закладываются основы развития данного процесса. На значение воображения, фантазии в жизни ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн) указывали на относительность детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов. Глубоко подметил это К.Д.Ушинский, который писал: «Воображение ребенка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека, и не заключает в себе ничего поэтического, так как эстетическое чувство развивается позже других, но дело в том, что и слабенькое детское воображение имеет такую власть над слабой и еще неорганизованной душой дитяти, какого не может иметь развитое воображение взрослого человека над его развитой душой».

Изучением воображения  вообще и воображением дошкольников занимались исследователи: Дьяченко О.М., Выготский Л.С., Немов Р.С., Запорожец  А.В., Эльконин Д.Б., Рубинштейн С.Л., Вернер.

В современной психологии существует представление о воображении, как о психическом процессе создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств  путем приведения имеющихся у  человека знаний в новое сочетание. Выделены виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающие или репродуктивное и творческое.

Установлено, что воображение  развивается в дошкольном детстве.

К сожалению, на сегодняшний день нет методик, диагностирующих функциональные механизмы воображения. Для большинства используемых методик диагностики операционных механизмов не определены границы возрастных норм.

Это составляет объективную  трудность изучения данной сферы психики и использования имеющихся результатов в процессе организации деятельности дошкольников.

Формирование и развитие воображения в изобразительной деятельности - наименее разработанный вопрос психологической науки, нуждающийся в тщательном опытном исследовании.

Все это и обусловило актуальность темы исследования.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования воображения у детей младшего  дошкольного возраста и отсутствием  методических рекомендаций по развитию воображения у детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения лепки.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая состоит в изучении влияния  изобразительной деятельности –  через лепку на развитие творческого воображения детей младшего  дошкольного возраста.

Данная проблема позволила  сформулировать тему исследования: «Развитие воображения в младшем дошкольном возрасте в процессе обучения лепке».

Объект исследования: процесс развития воображения у детей в ДОУ.

Предмет исследования: развитие воображения в процессе обучения лепки  у детей младшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически выявить и путем опытной работы доказать, что изобразительная деятельность, а непосредственно лепка заключает в себе потенциал, который оказывает большое влияние на развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста происходит в процессе деятельности. Оптимальным средством для его развития у младших дошкольников на занятиях по лепке является использование наглядного пособия и индивидуальный подход.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую  литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть особенности развития воображения в младшем дошкольном возрасте.

3. Рассмотреть развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения. 

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический  анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, опытная работа, статистический метод обработки данных.

 

 

 

Глава I. Теоретические  аспекты развития воображения у  детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

    1. Понятие «воображение», «фантазия»

По определению, данному  в психологическом словаре, воображение  – это универсальная человеческая способность к построению новых  целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.

Я.Л. Коломенский определяет воображение как своеобразную форму  отражения действительности, заключающуюся  в создании новых образов и  идей на основе имеющихся представлений 

Воображение - это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер.

Л.С. Выготский описывая связь воображения с действительностью, убедительно показывает, что любой, сколь угодно фантастический образ  имеет в себе те или иные черты реальной действительности, опирается на опыт человека, отражает его эмоциональное настроение. Более того, значительная часть образов воображения находит свое предметное воплощение в машинах, орудиях и в произведениях духовной культуры людей

Характерным свойством воображения является и его относительная независимость от “наличной ситуации”, свободная игра импровизации, способствующая возникновению новообразований.

Под воображением понимают психический познавательный процесс  создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте.

Процессы воображения  имеют аналитико-синтетический характер. Воображение – отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях. Воображение дошкольника  отличается от воображения взрослого, оно смутно, схематично и стереотипно. Ведь в основе воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти, а у дошкольников этих знаний недостаточно. Отсутствие такого знания – недостаток и достоинство детского воображения, именно из-за отсутствия знаний о мире, ребенок может легко объединять несовместимое.

Воображение – это  психический процесс создания образов  предметов, ситуаций, обстоятельств  путем приведения имеющихся у  человека знаний в новое сочетание.

Воображение не может  развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать, человек  должен увидеть, услышать, получить впечатления  и удержать их в памяти.

Воображение в собственном  своем специфическом смысле слова  может быть только у человека. Только у человека, который как субъект общественной практики реально преобразует мир, развивается подлинное воображение. В процессе развития оно сначала – следствие, а затем и предпосылка той деятельности человека, посредством которой он реально изменяет действительность. В каждом действии, которым человек изменяет мир, заключен кусочек фантазии, и развитие воображения как преобразования действительности в сознании тесно связано с реальным преобразованием ее в практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы[9, c.86].

Всякое воображение  порождает что-то новое, изменяет, преобразует  то, что нам дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от данного может выразиться, например, в том, человек, исходя из знаний и  опираясь на опыт, вообразит, то есть создаст себе картину того, чего в действительности сам он никогда не видел.

Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину  того, что вообще не было. Так М. В. Водопьянов или И. Д. Папанин могли  в своем воображении представить себе полет на Северный полюс и высадку на нем тогда, когда это была только мечта, еще не осуществленная и неизвестно, осуществимая ли [34, c.324].

Воображение – одна из фундаментальных характеристик  человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Философ Э.В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числе не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве.… Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты»[31, c.116].

Д. Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком… Воображение – это способность вызывать образы»[31, c.63].

При помощи воображения  человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях. Воображение преобразует действительность и создает на этой основе новые образы.

Воображение тесно связано  с мышлением, поэтому способно активно  преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.

Воображение – познавательный процесс и имеет в своей  основе аналитико-синтетическую деятельность человеческого мозга.

Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов  или явления, синтез – объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся  комбинации. В результате создается  образ или система образов, в  которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании.

Как бы ни было ново то, что  создано воображением человека, оно  неизбежно исходит из того, что  имеется в действительности, опирается  на нее. Поэтому воображение, как  и вся психика, есть отражение  мозгом окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал, отражение того, что станет реальностью в будущем[39, c.52].

Информация о работе Развитие воображения в младшем дошкольном возрасте в процессе обучения лепке