Развитие воображения в младшем дошкольном возрасте в процессе обучения лепке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 00:59, дипломная работа

Описание работы

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста происходит в процессе деятельности. Оптимальным средством для его развития у младших дошкольников на занятиях по лепке является использование наглядного пособия и индивидуальный подход.

Содержание работы

Введение…………………………………………………..……………………3
Глава I. Теоретические аспекты развития воображения у детей
младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Понятие воображения………………………………………...……….6
Особенности развития воображения в младшем дошкольном возрасте……………………………………………………………………………..14
Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………..………………17
Выводы по главе I ……………………………………………………...……20
Глава II. Методические основы развития воображения при обучении лепки
2.1 Методы и приемы на занятиях по лепке………………………………..21
2.2 Развитие фантазии и воображения у детей младшего дошкольного возраста по средствам занятий по лепке …………..…………………………….25
Выводы по II главе……………………………………………………...……27
Заключение………………………………….………………………………..29

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Согласно данным экспериментирования, младшим дошкольникам необходима организация особой предметной среды, в среднем возрасте – опыт самого ребенка, в старшем возрасте необходимо наличие особой внутренней позиции, которая позволит и предметный мир, и прошлый опыт подчинить смыслу ситуации, своим желаниям. Три компонента функции воображения – предметная среда, прошлый опыт и внутренняя позиция в совокупности определяют уровень развития воображения на том или ином возрастном этапе.

Следует помнить, что  основу для воображения создают разнообразие, богатые представления, собственный опыт дошкольника. Важно научить ребенка формулировать различные по степени сложности замыслы и реализовывать их прежде всего в продуктивных видах деятельности. Предварительная формулировка их в развернутой речи с указанием не только того, что будет сделано, но и как, придает процессу создания новых образов целенаправленный характер.

Руководство воображением требует от взрослого создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначного решения и ситуаций, когда средства решения не определены.

Е. Кравцова показала, как меняется позиция педагога (взрослого) в общении с ребенком в целях развития воображения.

В младшем дошкольном возрасте целесообразно занять позицию  незнающего, чтобы с помощью реплик и вопросов к ребенку расшатать  шаблоны, показать, что одна и та же задача может решаться по-разному. В 4-5 лет стимулом является соревнование со сверстниками, которым руководит взрослый. А для старшего дошкольника следует создать такие условия, чтобы он сам встал в обучающую позицию, особенно в отношении младших детей, рассказывая им сказки, показывая инсценировки, организуя игры.

Нагменская  предлагает следующие условия развития воображения:

1. Создавать  эмоциональную среду.

2. Разнообразие  впечатлений.

3. Приобщать  к творчеству.

Карпенко предлагает следующие условия:

1. Создавать  сюрпризные моменты – II младшая группа

2. Встать в  позицию "незнающего" – средняя  группа

3. Встать в  позицию "портного " – старшая  группа.

Программа по развитию воображения:

I.   Подготовка к самостоятельному сочинительству сказок и историй: развитие детализации образов воображения.

II. Подготовка  к самостоятельному сочинению:  развитие оригинальности воображения.

III.   Самостоятельное сочинение: развитие произвольности и структурности образов воображения.

Данная программа  – эффективный путь развития воображения .

 

Вывод по II главе

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Связь между  различными видами изобразительной  деятельности осуществляется путем  последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она дается объемной. В аппликации ребенок знакомится с плоскостной формой круга. В рисовании создается линейный контур. Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумывать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.

Для более полного  развития всех сторон творческого воображения  рекомендуется использовать дополнительные занятия по изобразительному искусству.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Отличительная особенность воображения у дошкольника – их яркость и эмоциональность, легкость возникновения и смены. Жизнь ребенка значительно больше насыщена воображениями, чем жизнь взрослого. Влияние чувств на воображение сказывается в том, что ребенок невольно приписывает себе качества, которые он хотел бы иметь, прежде всего качества взрослого – в воображении он большой, сильный, смелый. Одно из проявлений яркости возникающих у ребенка образов воображения состоит в том, что ребенок верит в них почти как в реальные явления.

В результате нашего исследования мы рассмотрели понятие  «воображение» в психолого-педагогической науке, нами были определены особенности  развития воображения в дошкольном возрасте и выявлены способы развития воображения в изобразительной  деятельности у детей младшего дошкольного возраста.

Характерной особенностью формирования образов воображения  у ребенка дошкольного возраста в изобразительной деятельности является то, что образы, в основном, не предваряют деятельности, а возникают  лишь в ходе ее.

Наблюдаемые нами начальные формы проявления воображения у ребенка были связаны с самостоятельным созданием первых образов рисунка, поделок (аппликации) и представляли собой отдельные разрозненные воображаемые признаки, элементы, дополняющие графические структуры.

При этом было отмечено, что отсутствие необходимых представлений  у ребенка не позволяло ему  создавать образы на тему. Неясные, нечеткие представления порождали  нечеткую и неясную деятельность воображения у ребенка в процессе лепки.

На наших  занятиях мы не только развивали воображение  и творческие возможности детей, но и обогащали и расширяли  художественный опыт детей, побуждая детей  экспериментировать, поддерживали и  поощряли творческие находки дошкольников.

Контрольный просмотр работ дошкольников подтвердил эффективность проведенных нами занятий, показав повышение уровня воображения у детей группы. К концу занятий по методике «Веселые ладошки» воображение у дошкольников приобретает более произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию; оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Анализ диагностического исследования показал, что уровень  воображения в опытной группе, после реализации развивающей программы, по сравнению с другой группой, стал значительно выше, что свидетельствует  о положительном влиянии данной программы на развитие воображения и познавательных процессов в целом.

Значительная  динамика в развитии воображения  детей младшей группы может быть обусловлена высокой мотивацией и сенситивностью данного возраста.

Предложенная  программа положительно влияет на развитие воображения дошкольников. Воспитанники научились придумывать и лепить оригинальные, необычные композиции, проявляя незаурядную фантазию, богатое воображение. поделки стали зрелищными, образы и детали тщательно проработаны.

Следует отметить, что сроки проведения работы в силу обстоятельств были сокращены, из чего следует предположение о том, что более продолжительное реализация данной программы в целях дальнейшего развития воображения даст более значительную динамику.

Таким образом, задачи, поставленные в начале эксперимента, нами решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

 

 

Литература

  1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2005. - С.56.
  2. Боровик О.В. Развиваем воображение Л.И.БожовичЬ// Дошкольное образование. -2001. - №1. - С.23.
  3. Веккер Л. М. Психические процессы. – Т.1 – л., 1974. /Воображение и психологическое время: 262 – 271. Представление / воображение/: 278 – 295.
  4. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. 1972. № 2. с. 114 – 123.
  5. Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст]/Л.С. Выготский.- СПб.: Питер, 2003.- 123 с
  6. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1973. С 34 – 50.
  7. Дудецкий, А.Я. Теоретические основы воображения и творчества /А.Я.Дудецкий.- Смоленск, 2004. - С.214.
  8. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника /О.М.Дьяченко. - М.:Просвещение, 2008. - С.79.
  9. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей /О.М.Дьяченко// Вопросы психологии. -2007. -№16. - С.32.
  10. Запорожец А.В. Младший школьник. М.: Наука, 1986.
  11. Запорожец, А.В., Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов [Текст]/А.В.Запорожец, Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2004. - С.70.
  12. Кириллова Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольное воспитание. 1971. – № 2. с. 41 – 46.
  13. Кириллова Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольное воспитание. 1971. – № 2. с. 41 – 46.
  14. Кириллова Г.Д. Реалистические тенденции в воображении детей [Текст]/Г.Кириллова// Дошкольное воспитание. -2001. -№12. - С.26.
  15. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]/С.А.Козлова, Т.А.Куликова. - М.: Просвещение, 2000. - С.41.
  16. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. - М.: Просвещение, 2000. - С.41.
  17. Коршунова Л. С., Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения./Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. – М. 1989. /Психологический подход к воображению. Перспектива и границы: 18 – 39. Воображение и игровая деятельность: 83 – 97.
  18. Чувственное отображение и воображение: 113 – 122. Воображение и мышление: 122 – 138/.
  19. Кравцова, Е. Развитие воображения /Е.Кравцова// Дошкольное воспитание. -2005. -№12. - С.17.
  20. Кравцова, Е. Развитие воображения /Е.Кравцова// Дошкольное воспитание. -2005. -№12. - С.17.
  21. Крутецкий, В.А. Психология /В.А.Крутецкий. - М.:Просвещение, 2006. - С.278.
  22. Лейтес Н. С. Ранние представления одаренности. // Вопросы психологии. 1988. № 4. с. 98 – 108.
  23. Люблинская, А.А. Детская психология /А.А.Люблинская. - М.: Просвещение, 2001. - С.43.
  24. Младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / Под. ред. М.В. Гамезо, В.С. Герасимовой, Л.М. Орловой. М.: МГОПУ, 1995.
  25. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]/В.С.Мухина. - М.: Просвещение, 2002. - С.314.
  26. Найссер У. Познание и реальность. – М. 1981. /Воображение и память: 141 – 165/.
  27. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: ВЛАДОС, 2003.
  28. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн.2. Психология образования. /Р.С.Немов. - М.:Просвещение, 2003. - С.63.
  29. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. /Р.С.Немов. - М.: Просвещение, 2005. - С.342.
  30. Никифорова О. Н. Познавательные процессы и способности в обучении. – М. 1990. /Представление и воображение: 80 – 100/.
  31. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы [Текст]/Л.Ф.Обухова. - М.: Просвещение, 2004. - С.25.
  32. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования // Сост. Е.И. Рогов. - М.: Просвещение, 2006. - С.123.
  33. Психология: Учебник / Под ред. А.А. Крылова. - М.: Просвещение, 2000. - С.62.
  34. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д.Столяренко. Ростов-на-Дону, 2004. - С.55.
  35. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – /Серия: «Вместе учимся, играем»/.
  36. Теория и методика изо деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1977.
  37. Ушинский, К.Д. История воображения. Собр. соч. [Текст]/К.Д.Ушинский. - М., 2000. -Т.8. - С.13.
  38. Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: ВЛАДОС, 2001.

 


Информация о работе Развитие воображения в младшем дошкольном возрасте в процессе обучения лепке