Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 00:59, дипломная работа
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста происходит в процессе деятельности. Оптимальным средством для его развития у младших дошкольников на занятиях по лепке является использование наглядного пособия и индивидуальный подход.
Введение…………………………………………………..……………………3
Глава I. Теоретические аспекты развития воображения у детей
младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Понятие воображения………………………………………...……….6
Особенности развития воображения в младшем дошкольном возрасте……………………………………………………………………………..14
Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………..………………17
Выводы по главе I ……………………………………………………...……20
Глава II. Методические основы развития воображения при обучении лепки
2.1 Методы и приемы на занятиях по лепке………………………………..21
2.2 Развитие фантазии и воображения у детей младшего дошкольного возраста по средствам занятий по лепке …………..…………………………….25
Выводы по II главе……………………………………………………...……27
Заключение………………………………….………………………………..29
Согласно данным экспериментирования, младшим дошкольникам необходима организация особой предметной среды, в среднем возрасте – опыт самого ребенка, в старшем возрасте необходимо наличие особой внутренней позиции, которая позволит и предметный мир, и прошлый опыт подчинить смыслу ситуации, своим желаниям. Три компонента функции воображения – предметная среда, прошлый опыт и внутренняя позиция в совокупности определяют уровень развития воображения на том или ином возрастном этапе.
Следует помнить, что основу для воображения создают разнообразие, богатые представления, собственный опыт дошкольника. Важно научить ребенка формулировать различные по степени сложности замыслы и реализовывать их прежде всего в продуктивных видах деятельности. Предварительная формулировка их в развернутой речи с указанием не только того, что будет сделано, но и как, придает процессу создания новых образов целенаправленный характер.
Руководство воображением требует от взрослого создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначного решения и ситуаций, когда средства решения не определены.
Е. Кравцова показала, как меняется позиция педагога (взрослого) в общении с ребенком в целях развития воображения.
В младшем дошкольном возрасте целесообразно занять позицию незнающего, чтобы с помощью реплик и вопросов к ребенку расшатать шаблоны, показать, что одна и та же задача может решаться по-разному. В 4-5 лет стимулом является соревнование со сверстниками, которым руководит взрослый. А для старшего дошкольника следует создать такие условия, чтобы он сам встал в обучающую позицию, особенно в отношении младших детей, рассказывая им сказки, показывая инсценировки, организуя игры.
Нагменская предлагает следующие условия развития воображения:
1. Создавать эмоциональную среду.
2. Разнообразие впечатлений.
3. Приобщать к творчеству.
Карпенко предлагает следующие условия:
1. Создавать сюрпризные моменты – II младшая группа
2. Встать в позицию "незнающего" – средняя группа
3. Встать в позицию "портного " – старшая группа.
Программа по развитию воображения:
I. Подготовка к самостоятельному сочинительству сказок и историй: развитие детализации образов воображения.
II. Подготовка
к самостоятельному сочинению:
развитие оригинальности
III. Самостоятельное сочинение: развитие произвольности и структурности образов воображения.
Данная программа – эффективный путь развития воображения .
Вывод по II главе
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.
Связь между
различными видами изобразительной
деятельности осуществляется путем
последовательного овладения
Для более полного развития всех сторон творческого воображения рекомендуется использовать дополнительные занятия по изобразительному искусству.
Заключение
Отличительная особенность воображения у дошкольника – их яркость и эмоциональность, легкость возникновения и смены. Жизнь ребенка значительно больше насыщена воображениями, чем жизнь взрослого. Влияние чувств на воображение сказывается в том, что ребенок невольно приписывает себе качества, которые он хотел бы иметь, прежде всего качества взрослого – в воображении он большой, сильный, смелый. Одно из проявлений яркости возникающих у ребенка образов воображения состоит в том, что ребенок верит в них почти как в реальные явления.
В результате нашего
исследования мы рассмотрели понятие
«воображение» в психолого-
Характерной особенностью формирования образов воображения у ребенка дошкольного возраста в изобразительной деятельности является то, что образы, в основном, не предваряют деятельности, а возникают лишь в ходе ее.
Наблюдаемые нами начальные формы проявления воображения у ребенка были связаны с самостоятельным созданием первых образов рисунка, поделок (аппликации) и представляли собой отдельные разрозненные воображаемые признаки, элементы, дополняющие графические структуры.
При этом было отмечено,
что отсутствие необходимых представлений
у ребенка не позволяло ему
создавать образы на тему. Неясные,
нечеткие представления порождали
нечеткую и неясную деятельность
воображения у ребенка в
На наших занятиях мы не только развивали воображение и творческие возможности детей, но и обогащали и расширяли художественный опыт детей, побуждая детей экспериментировать, поддерживали и поощряли творческие находки дошкольников.
Контрольный просмотр работ дошкольников подтвердил эффективность проведенных нами занятий, показав повышение уровня воображения у детей группы. К концу занятий по методике «Веселые ладошки» воображение у дошкольников приобретает более произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию; оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
Анализ диагностического исследования показал, что уровень воображения в опытной группе, после реализации развивающей программы, по сравнению с другой группой, стал значительно выше, что свидетельствует о положительном влиянии данной программы на развитие воображения и познавательных процессов в целом.
Значительная динамика в развитии воображения детей младшей группы может быть обусловлена высокой мотивацией и сенситивностью данного возраста.
Предложенная программа положительно влияет на развитие воображения дошкольников. Воспитанники научились придумывать и лепить оригинальные, необычные композиции, проявляя незаурядную фантазию, богатое воображение. поделки стали зрелищными, образы и детали тщательно проработаны.
Следует отметить, что сроки проведения работы в силу обстоятельств были сокращены, из чего следует предположение о том, что более продолжительное реализация данной программы в целях дальнейшего развития воображения даст более значительную динамику.
Таким образом, задачи, поставленные в начале эксперимента, нами решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Литература
Информация о работе Развитие воображения в младшем дошкольном возрасте в процессе обучения лепке