Развитие воображения в младшем дошкольном возрасте в процессе обучения лепке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 00:59, дипломная работа

Описание работы

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста происходит в процессе деятельности. Оптимальным средством для его развития у младших дошкольников на занятиях по лепке является использование наглядного пособия и индивидуальный подход.

Содержание работы

Введение…………………………………………………..……………………3
Глава I. Теоретические аспекты развития воображения у детей
младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Понятие воображения………………………………………...……….6
Особенности развития воображения в младшем дошкольном возрасте……………………………………………………………………………..14
Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………..………………17
Выводы по главе I ……………………………………………………...……20
Глава II. Методические основы развития воображения при обучении лепки
2.1 Методы и приемы на занятиях по лепке………………………………..21
2.2 Развитие фантазии и воображения у детей младшего дошкольного возраста по средствам занятий по лепке …………..…………………………….25
Выводы по II главе……………………………………………………...……27
Заключение………………………………….………………………………..29

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Физиологическая основа воображения – образование новых  сочетаний, из временных нервных  связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий мозга.

Основное значение воображения  состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без  воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве.

В жизни человека воображение  выполняет ряд специфических  функций.

Первая из них состоит  в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность  пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция воображения  состоит в регулировании эмоциональных  состояний. При помощи своего воображения  человек способен хотя бы отчасти  удовлетворить многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

Третья функция воображения  связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов  и состояний человека, в частности  восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Наконец, пятая функция  – это планирование и программирование деятельности, составление таких  программ, оценка их правильности, процесса реализации[6, c.87].

В психологии выделяют следующие  виды воображения:

Непроизвольное или  пассивное воображение – новые  образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грезы, состояния «безумного отдыха».

Так, образы во сне рождаются  непреднамеренно. К открытию тайны  сна люди пришли лишь в конце XIX –  начале ХХ в. Обрывки воспоминаний прошлого причудливо сочетаются в сновидениях, они рождаются непреднамеренно, вступают в неожиданные, иногда совершенно бессмысленные сочетания. В полусонном, дремотном состоянии может происходить то же самое. Сеченов говорил, что сновидения – это «небывалые комбинации бывалых впечатлений».

Когда человек спит, его  сознание как бы отступает на задний план, так как прекращают работать участки головного мозга, которые ведают сознанием, контролируют наши впечатления и представления. Сон – это разлитое торможение больших полушарий. Когда происходит полное и глубокое торможение, сон бывает глубоким, без сновидений. Но торможение происходит неравномерно, особенно в начальной стадии сна и в последней перед пробуждением. Сновидения вызываются работой группы клеток, оставшихся незаторможенными. Характерными для сновидения являются:

- чувственная достоверность.  Когда я вижу сон, я ни  на минуту не сомневаюсь, что все это происходит со мной наяву. Лишь проснувшись, «стряхнув» с себя сон, я смогу критически отнестись к приснившимся фантазиям;

- невероятная причудливость,  необычность связей и сочетаний  образов;

- явная связь с насущными  потребностями человека.

Несмотря на всю фантастичность сновидений, в них может содержаться  лишь то, что было воспринято человеком. Сегодня известны некоторые механизмы  сновидений.

Например, поводом для  сновидений могут послужить, раздражения  которые получает организм спящего человека: сдвинулось одеяло – замерзли ноги, может присниться, что ты замерзаешь, что под тобой проломился лед, или, что ты по колено в воде и бреднем ловишь рыбу. Вариаций может быть множество.

Произвольное, или активное воображение – это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте, и наибольшее развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли (летчика, шофера, доктора, Бабы-Яги, брокера и т.д.). Необходимость построить свое поведение в соответствии с приятной на себя ролью требует активной работы воображения. Кроме этого надо вообразить недостающие предметы и саму ситуацию игры.

По оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется на воссоздающее, или репродуктивное и творческое.

Воссоздающее, или репродуктивное воображение – это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием  или по чертежу, схеме, картине. В  процессе воссоздающего воображения возникают новые образы, но новые субъективно, для данного человека, а объективно они уже существуют. Они уже воплощены в определенных предметах культуры[12, c.289].

Воссоздающее воображение  играет важную роль в жизни человека, оно позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима жизнь в обществе.

Оно помогает каждому  из нас овладеть опытом, знаниями и  достижениями других людей.

Творческое воображение  – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются  в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение[27, c.42].

Роль творческого воображения  огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писателей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь относиться к ним, как к живым.

Источник творческой деятельности – общественная необходимость, потребность в том или ином новом продукте. Еще наши далекие  предки на заре человеческой истории вынуждены были придумывать, изобретать новое для удовлетворения потребностей.

Наиболее сложный прием  творческого воображения – типизация.

Художники, писатели, скульпторы в большей мере опираются именно на нее.

Чтобы произведение было жизненно правдивым, автор должен в персонаже, ситуации выразить ее единичное лицо или событие, а типичное, много раз повторяющееся, наиболее распространенное. Типизация – сложный процесс разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается зримый образ (человека, его дела, взаимоотношений с другими людьми).

Воображение является существенной составной частью творческого процесса, проявляющегося в различных сферах человеческой деятельности. Тот или  иной прием создания творческих образов  используется, в зависимости от цели, стоящей перед человеком, от материала, содержания фантазии, от богатства знаний. Например, в инженерном деле, видимо, большое значение приобретает аналогия, в изобразительной деятельности – акцентирование, типизация, в литературном труде – типизация[23, c.328].

Особый вид воображения  – мечта. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни  и деятельности конкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет  намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления.

Еще один вид творческого  воображения – фантазия или мечтательность.

Здесь желаемое будущее  не связывается непосредственно  с настоящим. К образам фантазии относят сказочно-фантастические и  научно-фантастические образы. В фантазии представлены объекты и явления, которых в природе нет. И сказки, и научная фантастика – результат творческого воображения. Но их авторы не видят путей достижения того, что рисует им их воображение[17, c.37].

Таким образом, под воображением будем рассматривать психический  процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения.

В психологии выделяют следующие  виды воображения: непроизвольное или  пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающее или репродуктивное и творческое. В творческое, в свою очередь, входят мечта и фантазия.

Воображение играет в  жизни ребенка большую роль, чем  в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми узкого личного опыта. Об особенностях развития воображения в дошкольном возрасте пойдет речь в следующем параграфе.

 

 

 

 

 

1.2 Особенности  развития воображения в младшем  дошкольном возрасте

У детей третьего года жизни можно наблюдать первые проявления воображения. К этому  времени у ребенка накопился уже некоторый жизненный опыт, который дает материал для работы воображения.

К концу дошкольного  периода детства у ребёнка, чьё  творческое воображение развивается  достаточно быстро, воображение представлено в двух основных формах: как порождение некоторой идеи и как возникновение плана её реализации.

Помимо своей  познавательно-интеллектуальной функции  воображение у детей выполняет  ещё одну - аффективно-защитную роль, предохраняя растущую и легкоранимую, ещё слабозащитную личность ребёнка  от тяжёлых переживаний и душевных травм. Благодаря познавательной функции воображения ребёнок лучше узнаёт окружающий мир, легче и эффективнее решает возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная функция воображения выражается в том, что через воображаемую ситуацию могут происходить разрядка возникающего напряжения и образное разрешение конфликтов, которые трудно снять реальными практическими действиями.

У детей дошкольного  возраста обе важные функции воображения  развиваются параллельно, но несколько  по-разному. Первый, начальный, этап в развитии воображения у детей можно отнести к 2,5-3 годам. Именно здесь воображение как непосредственная, непроизвольная реакция начинает превращаться в произвольный процесс и разделяется на познавательное и аффективное. Познавательное воображение формируется благодаря отделению предмета от образа и обозначению последнего с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребёнком своего "Я", его внутреннего отделения от других людей и совершаемых им самим поступков.

На первом этапе развития воображение связано  с процессом опредмечивания образа действием. Через этот процесс ребёнок  научается управлять своими образами. изменять, уточнять и совершенствовать их, а следовательно, регулировать своё воображение. Однако планировать воображение, заранее составлять в уме план предстоящих действий он ещё не в состоянии. Эта способность у детей появляется лишь к 4-5 годам.

Аффективное воображение у детей в возрасте от 2, 5-3 до 4-5 лет развивается по другой логике. Первоначально отрицательные эмоциональные переживания у детей символически выражаются в героях услышанных или увиденных сказок. Вслед за этим ребёнок начинает строить воображаемые ситуации, которые снимают угрозы его "Я". Наконец, на третьем этапе развития этой функции эмоционально и нравственно неприемлемые качества начинают приписываться другим людям, а также предметам и животным. [6, с.18-21]

В воображении  детей младшего школьного возраста в большей мере, чем у взрослого, наблюдается отход от действительности. Но фантастические объяснения, которые даются детьми многим явлениям, объясняются не тем, что воображение в этом возрасте развито лучше, чем у взрослых, а тем, что ребенок еще не знает законов объективного мира и вообще слабо знает действительность. Например, ребенок четырех лет говорит: "Мой братик болел, не мог ходить, доктор вставил ему пружинку, теперь он бегает". Ребенок этого возраста еще не умеет критически относиться к воображаемому и еще недостаточно соотносит его с жизненной практикой.

Образы воображения  у детей младшего дошкольного  возраста еще очень неустойчивы. Ребенок легко превращает мысленно одну вещь в другую, наделяя ее разнообразными качествами. Стул превращается в ходе игры в самолет или дом, а вскоре же после этого в паровоз. Оперирование вещами и быстрая смена одних объектов другими легко направляют воображение детей в разные стороны.

Приступая, например, к рисованию, дети часто еще не имеют ясного замысла рисунка  и лишь в самом процессе рисования, воспринимая линии рисунка, уточняют, а нередко и коренным образом меняют его. Ребенок начал рисовать домик, но тут же дом легко превращается в башню, башня - в большой пароход и т.д. Экспериментально установлено, что нанесение нескольких посторонних для данного изображения линий на рисунке в процессе создания его ребенком заставляет детей перестраивать и менять весь рисунок. Новые линии в связи с уже нанесенными ранее вызывают у юного рисовальщика новые ассоциации, которые и дают толчок дальнейшему ходу воображения. [6, 34-36]

Таким образом, подчинение воображения восприятию обнаруживается и в том, что в  младшем дошкольном возрасте дети еще  не умеют планировать деятельность, не могут сказать, что будут рисовать, лепить, строить, что будут делать дальше.

 

1.3. Возрастные особенности  детей младшего дошкольного возраста

Воздействие окружающей жизни, влияние взрослых постепенно все более обогащает опыт ребенка - основу развития воображения. С первого взгляда кажется, что у детей-дошкольников воображение развито лучше, чем у более старших детей.

У детей младшего школьного возраста воображение  опирается уже на довольно значительный жизненный опыт и на все возрастающие знания.

Воображение у ребенка-школьника развивается  так, что создаваемые образы все  больше и больше соотносятся с  практикой. Если трех - четырехлетнему ребенку достаточно 2-3 палочки и  модель самолета готова, то для семи - восьмилетнего школьника необходимо, чтобы модель была "как настоящая". В рисунке дошкольник часто передает только некоторые характерные черты объекта, а учащийся I-II класса пытается изобразить все детали известного ему предмета.

Информация о работе Развитие воображения в младшем дошкольном возрасте в процессе обучения лепке