Развитие воображения в младшем дошкольном возрасте в процессе обучения лепке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 00:59, дипломная работа

Описание работы

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста происходит в процессе деятельности. Оптимальным средством для его развития у младших дошкольников на занятиях по лепке является использование наглядного пособия и индивидуальный подход.

Содержание работы

Введение…………………………………………………..……………………3
Глава I. Теоретические аспекты развития воображения у детей
младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Понятие воображения………………………………………...……….6
Особенности развития воображения в младшем дошкольном возрасте……………………………………………………………………………..14
Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………..………………17
Выводы по главе I ……………………………………………………...……20
Глава II. Методические основы развития воображения при обучении лепки
2.1 Методы и приемы на занятиях по лепке………………………………..21
2.2 Развитие фантазии и воображения у детей младшего дошкольного возраста по средствам занятий по лепке …………..…………………………….25
Выводы по II главе……………………………………………………...……27
Заключение………………………………….………………………………..29

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Образы воображения, возникающие у школьников I-II классов в процессе их творческой деятельности, так же как и у дошкольников, еще крайне неустойчивы и легко изменяются под влиянием возникающих, иногда случайных, ассоциаций. Эти образы нуждаются в опоре на восприятие.

Воссоздающее  воображение у учащихся I-II классов  также отличается некоторыми особенностями. Учащимся I класса не удается полностью  воссоздать в рисунке или даже в словесном отчете образы прочитанного текста. Воссоздаваемые детьми этого  возраста образы неустойчивы, постоянно меняются. При повторном чтении текста учащиеся I класса, так же как и старшие дошкольники, обычно изображают другие предметы, а не те, которые были ими изображены в результате образного воссоздания этого текста после первого чтения.

Воссоздающее  воображение второклассников и  отчасти третьеклассников мало отличается от воссоздающего воображения первоклассников, хотя оно и становится гораздо  качественнее: учащийся II и отчасти III класса меньше отвлекается, он имеет  теперь гораздо больше впечатлений, сохраняемых памятью и используемых воссоздающим воображением.

Начиная с III класса процесс воображения все  более совершенствуется. Так, образы воображения в изобразительном  творчестве детей улучшаются под  влиянием активного познания предметов в процессе их изображения с натуры. Усовершенствование образа происходит обычно не за счет присоединения новых деталей, как это было у учащихся I класса, а за счет упорной работы над формой изображаемых предметов. Перед учащимися возникает необходимость приводить форму изображаемых предметов в точное соответствие с содержанием, возникает с новой силой проблема полной адекватности (похожести) изображения изображаемому, возрастает роль восприятия своего рисунка в процессе изображения. Возникающий в рисунке продукт творческого воображения сопоставляется с замыслом (идеальным образом) и при частичном совпадении с последним является опорой для дальнейшего развития творческого воображения ребенка.

У детей необходимо развивать воображение в процессе учебной деятельности и обязательно руководить этим развитием. Это руководство должно всегда исходить из индивидуального подхода к детям. Без хорошего понимания процесса развития личности в этом возрасте трудно понять развитие воссоздающего и творческого воображения ребенка, а тем более трудно указать наиболее правильные пути развития и совершенствования воображения. [8, с.231]

Существенные  различия между людьми выявляются в  отношении характера доминирующего  типа воображения. Чаще всего встречаются  люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Вывод по I главе

Мы рассмотрели  такие вопросы, как понятие «воображение», особенности его развития и способы развития воображения в изобразительной деятельности.

По определению, данному в психологическом словаре, воображение – это универсальная  человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.

Воображение - это  способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его  деятельности целеполагающий и проектный характер.

Процессы воображения  имеют аналитико-синтетический характер. Воображение – отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях. Воображение дошкольника  отличается от воображения взрослого, оно смутно, схематично и стереотипно. Ведь в основе воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти, а у дошкольников этих знаний недостаточно. Отсутствие такого знания – недостаток и достоинство детского воображения, именно из-за отсутствия знаний о мире, ребенок может легко объединять несовместимое.

Однако воображение  не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти.

Воображение тесно  связано с мышлением, поэтому  способно активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.

 

Глава II. Методические основы развития воображения при обучении лепки

                 2.1 Методы и приемы на занятиях по лепке

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.)- Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной и пластилином.

Дети лепят  людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Пластичность  материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику  овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.

Передача пространственных соотношений предметов в лепке  также упрощается — объекты, как  в реальной жизни, расставляются  друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы  в лепке попросту снимаются.

Основное средство в создании изображения в лепке  — передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх.

Основное место  на занятиях лепкой занимает глина, как наиболее пластичный материал. Хорошо приготовленная, она легко поддается воздействию руки даже 2-3-летнего ребенка. Просушенные глиняные работы могут храниться длительное время.

Детей привлекает ее вязкость, пластичность, масса. Они  фактически знакомятся со свойствами глины и производят игровые действия с ней. Малыши раскатывают продольными и вращательными движениями ладоней комочек глины.

Ребятам необходимо познакомиться с реальным объектом, только после этого следует переходить к продуктивной деятельности.

Предметная  деятельность

(работа с  реальным объектом)




 

 

Моделирование




 

Рисование





 



Конструирование




 

Образная игра




 

Развивающие тренажеры




 

Лепка




 

 

 

 


Во время  непосредственной образовательной  деятельности происходит процесс многократного повторения и закрепления изучаемого материала в игре, где каждый ребенок имеет возможность раскрыться показать свои возможности.  

Занятие можно  разделить на 5 частей:

  1. Создание эмоционально-положительного контакта
  2. Мотивация к деятельности (проблемная ситуация, сюрпризный момент, игровой момент, поисковые вопросы и т.д.)
  3. Моделирование реального объекта на сенсорных тренажерах + развитие речи (рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование, работа с развивающими тренажерами).
  4. Продуктивная деятельность (обучение технике изобразительной деятельности).
  5. Итог занятия.

С помощью занятий  формируется интерес к поиску, развивается инициатива, положительное  отношение к занятиям. Каждое занятие  должно быть хорошо продумано, соответствовать  возрастным особенностям детей, быть увлекательным и интересным, с четко поставленными вопросами. Воспитателям необходимо использовать сказочных персонажей, наглядные пособия и развивающие тренажеры, которые должны быть красочными и эстетичными.

Обучение лепке  в основном сводится к общим задачам:

    1. Содействовать формированию интереса к лепке.
    2. Знакомить со свойствами материала (мягкий, пластичный – можно отрывать, что – то делать из него)
    3. Учить аккуратно пользоваться глиной (не разбрасывать, лепить за столом)
    4. Обучать простейшим  техническим приемам (отщипывать, скатывать, раскатывать, сплющивать).
    5. Формировать умение лепить несложные предметы.

Занятия проводятся 10 – 15 минут.

Во время  занятий применяется информационно  – рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующим движениям.

Необходимое условие  при обучении малышей – введение игровых приемов, обыгрывание тех  предметов, которые они будут  лепить.

Занятия по лепке  носят предметный характер, т.е. дети лепят отдельные фигурки.

 Пластилин обладает меньшими пластическими возможностями. Он требует предварительного согревания, в то время как в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные кожные ощущения. Дошкольники работают с пластилином в основном вне групповых занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Развитие  фантазии и воображения у детей  младшего дошкольного возраста  по средствам занятий по лепке 

Возникновение и развитие воображения – социально  обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы  воображения. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее – речь.

На втором году жизни главным средством развития воображения является включение  ребенка в мнимые ситуации, на которых основаны забавы, розыгрыши. Малыша катают на коленях, делают вид, что роняют. Создать мнимую ситуацию взрослому помогают произведения литературы и фольклора, игрушки. В мнимых ситуациях малыш участвует сначала с помощью реальных действий (бегает, ходит и т. п.), потом условных. Взрослый учит сопровождать условными действиями стихи, сказки, песенки, имитировать действия людей, животных.

Основным в  руководстве взрослого становится обучение детей использованию предметов  – заместителей в игре, построение воображаемой ситуации. Для развития замещений необходимо, чтобы ребенок освоил функцию предмета. Только знакомое действие ребенок переносит в воображаемую ситуацию. Условием для формирования воображения является освоение продуктивной деятельности, например, умение наделять постройки определенным содержанием, чему ребенка обучает взрослый с помощью обыгрывания .

Важным моментом в развитии воображения ребенка  служит такая организация среды, которая включает, наряду со знакомыми  предметами с закрепленными функциями, предметы неспецифические, полуфункциональные: бросовый материал, природный.

Е. Кравцова утверждает, что при формировании воображения у детей, следует так организовать предметную среду, чтобы она служила пусковым механизмом. Предлагаются задания, которые предусматривают что-то дорисовать или просто представить, что это такое; самим придумать и задать взрослому или сверстнику аналогичные задания. Дети, которые испытывают трудности при решении задач на воображение, нуждаются в специальном обучении игре (начальные формы организации игры должны проходить в не игровой обстановке). Действия некоторых детей с предметами однообразны, так как процесс обучения сводится к передаче способа действия с предметом, воспитатель не уделяет должного внимания организации самостоятельной деятельности детей. С этой точки зрения трудно переоценить возможности детской игровой деятельности. Деятельность создает условия для формирования важнейшего компонента функции воображения – собственного опыта ребенка. Другой компонент – это наличие особой внутренней позиции. Формирование идет постепенно, решающее значение при этом имеют основные виды игр.

Информация о работе Развитие воображения в младшем дошкольном возрасте в процессе обучения лепке