Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в деятельности воспитателя МДОУ №8 «Светл

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 13:21, дипломная работа

Описание работы

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в деятельности воспитателя детского сада6
1.1. Особенности федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, вопросы его апробации и внедрения в дошкольных образовательных организациях 6
1.2. Особенности деятельности воспитателя детского сада в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования 17
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в деятельности воспитателя детского сада Чистовой Н.В. 23
2.1. Профессиональная характеристика воспитателя Чистовой Н.В.23
2.2. Условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования в МДОУ №8 «Светлячок» 25
2.3. Особенности работы воспитателя детского сада в период адаптации детей к детскому саду в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования38
Заключение 47
Список литературы и других используемых источников 53

Файлы: 1 файл

Sholokhovsky_attestats_rabota.docx

— 98.88 Кб (Скачать файл)

3. Анкетирование и беседы  с воспитателями – с целью  определения эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

4. Наблюдение – когда  ребенок уже пришел в группу. На данном этапе очень важным  является оценить характер адаптации  ребенка в ДОУ, определить степень  тяжести ее протекания. Все наблюдения  за ребенком оформлять в адаптационных листах.

5. Методики, направленные  на определение уровня тревожности ребенка.

6. Определение самооценки. Она в значительной степени определяет активность, отношение к себе и другим. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичностью, требовательностью к себе, отношение к успехам и неудачам.

В результате такого комплексного исследования можно сформировать мнение о психоэмоциональном состоянии вновь поступивших детей в детский сад.

Психологическое обеспечение адаптационного периода детей в ДОУ

Деятельность педагога-психолога на первом этапе включает в себя:

- проведение семинаров  для педагогов по данной тематике;

- групповые консультации  для родителей (устные и письменные, в виде информации на стендах);

- обучение воспитателей приемам психопрофилактики;

- организацию анкетирования родителей воспитателей;

- индивидуальные консультации для родителей и воспитателей.

Второй этап работы – анализ результатов анкетирования.

Целями анализа являются:

- выделение тех факторов  в анамнезе, которые могут неблагоприятно  отразиться на социально-психологической  адаптации ребенка (например, патологии  беременности, родов; перенесенные  тяжелые заболевания, травмы; отклонения  от возрастных режимов в домашних  условиях, низкий уровень развития  общения, наличие вредных привычек у родителей и т.п.)

- получение данных о  навыках ребенка, о степени самостоятельности, интересных и любимых занятиях, привычках, что позволит наиболее эффективно построить взаимодействие воспитателя с ребенком, сходя из его потребностей и индивидуальных особенностей, что достаточно актуально не только в период адаптации.

Первые два этапа работы педагога-психолога несут профилактическую функцию.

Третий этап работы – реализация профилактических и коррекционных мер для оптимизации процесса адаптации. На этом этапе большое значение имеет непосредственная индивидуальная работа с детьми, у которых наблюдается тяжелая степень адаптации. Кроме того, педагог-психолог разрабатывает:

- рекомендации для  воспитателей по организации адаптационного периода детей старшего дошкольного возраста к условиям детского сада;

- оказывает помощь в  организации благоприятной развивающей  среды, создание положительного  психологического климата в группе;

- составляет индивидуальный  режим адаптационного периода  для каждого ребенка;

- проводит коррекционную  работу с тяжело адаптирующимися  дошкольниками, взаимодействует со специалистами;

- психологическое обоснование рекомендованных мероприятий.

Адаптация ребенка к детскому учреждению.

Рекомендации родителям

1. Создайте условия для спокойного отдыха ребенка дома. В это время не стоит водить его в шумные компании, а также принимать у себя слишком много друзей.

2. В присутствии ребенка  всегда отзывайтесь положительно  о воспитателях и о саде. Даже  в том случае, если вам что-то не понравилось.

3. В выходные дни меняйте режим дня ребенка.

4. Постарайтесь, чтобы ребенка  окружала спокойная и бесконфликтная  атмосфера. Чаще обнимайте, гладьте  по голове, говорите ласковые  слова. Сейчас ему нужна ваша поддержка!

5. Будьте терпимее к  капризам. Они возникают из-за  перегрузки нервной системы. Обнимите  ребенка, помоги ему успокоиться и переключите на другую деятельность. Не ругайте его за то, что он плачет и не хочет идти в садик.

6. Дайте в сад небольшую  игрушку (лучше мягкую; также это  может быть любой безопасный  предмет, принадлежащий маме, и т.д.). Прижимая к себе

что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенок гораздо быстрее успокоится.

7. Призовите на помощь  сказку или игру. Вы можете  придумать свою сказку о том, как маленький мишка пошел  в садик, и как ему сначала  было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился  с детьми и воспитателями. Эту  сказку вы можете «проиграть»  с игрушками. И в сказке, и в  игре ключевым моментом является  возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в кое случае  не прерывайте повествования, пока  не настанет этот момент. Собственно, все это и затевается, чтобы ребенок понял: мама обязательно за ним вернется!

8. Организуйте утро так, чтобы день и у Вас, и у  малыша прошел спокойно. Больше  всего родитель и ребенок расстраиваются  при расставании. Главное правило  таково: спокойна мама – спокоен  малыш. Он «считывает» Вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

9. Дома и в детском  саду говорите с ребенком спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную  настойчивость при пробуждении, одевании, а в детском саду  – раздевании. Разговаривайте с  ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая  все, что вы делаете. Иногда хорошим  помощником при пробуждении и  сборах является та самая игрушка, которую ребенок берет с собой  в садик.

10. Пусть ребенка в детский  сад отводит тот родитель или  родственник (по возможности), с которыми  ему легче расстаться. Воспитатели  давно заметили, что с одним  из родителей ребенок расстается  относительно спокойно, а другого  никак не может отпустить от  себя, продолжая переживать после  его ухода.

11. Обязательно говорите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Ребенку легче знать, что за ним придут после какого-то события, чем ждать каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания! Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, даже если ему, например, предстоит оставаться в детском саду полдня.

12. Придумайте свой ритуал  прощания. Например, поцеловать, помахать  рукой, сказать «пока!». После этого  сразу уходите: уверенно и не  оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь  в нерешительности, тем сильнее ребенок переживает.

Адаптация ребенка к детскому саду

Рекомендации воспитателям

Установление индивидуального режима каждого вновь поступившего ребенка:

- дозировать пребывание  ребенка в группе сверстников;

- сохранить все привычки  ребенка на период адаптации;

- предоставлять свободу  ребенку в выборе дистанции  и позиции общения, игр и занятий (причиной запрета могут стать  только опасные для жизни и  здоровья игры и предметы);

- использовать прием подкрепления  и интерпретации спонтанных действий  ребенка и желание дать ответ  в любой доступной форме;

- предоставлять ему свободное  нерегламентированное поведение  в группе;

- обеспечить игровую деятельность  педагога с другими детьми  рядом с новым ребенком;

- подключать детей группы  к эмоциональной поддержке новичков;

- установить эмоциональный, в том числе эмоционально-тактильный, контакт с ребенком с помощью  определенных игр;

- организовывать такие  ситуации, где действия ребенка  будут успешны, хвалить его за  то, что он включился в игру, хвалить даже тогда, когда у  него ничего не получается;

- использовать подвижные  игры, сказко- и музыкотерапию (включать для прослушивания и фона классические произведения: Ф. Шуберта «Король гномов», Ф. Шопена «Пятый ноктюрн», Э. Грига «Утро»); смехотерапию (побольше шутить, проводить игры-забавы, организовать просмотр мультфильмов и т.д.);

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.

Для оптимизации процесса адаптации воспитатель может использовать следующее:

  • беседы с родителями;
  • анкетирование;
  • наблюдение за ребенком;
  • развивающие игры.

Сведения о ребенке воспитатель получает в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребенком в первые дни его пребывания. Уже в процессе первых наблюдений воспитатель может получить достаточно важную информацию о степени «проблемности» ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками и т.п. Однако наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания процесса адаптации. Для этого на каждого ребенка ведется индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребенка в детский сад (Дошкольное образовательное учреждение, ДОУ), фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям. По окончании адаптационного периода адаптационный лист передается педагогу-психологу, который прилагает его к карточке наблюдения за развитием ребенка. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и, при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.

Кроме того, в ходе бесед важно, чтобы воспитатель установил контакт с родителями, помог снять тревогу за малыша, информировал бы о протекании адаптационного периода, ориентировал на активное взаимодействие.

В первые дни пребывание ребенка в группе является минимальным.

Утреннее кормление желательно проводить дома.

По отношению к детям, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьей должна быть более глубокой и объемной. При этом необходимо помнить, что все вышеперечисленные мероприятия должны осуществляться с учетом особенностей привыкания ребенка к ДОУ.

В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендуется:

  • использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать);
  • предлагать ребенку ложиться в постель с игрушкой;
  • рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном;
  • использовать игровые методы взаимодействия с ребенком;
  • создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.

Данная система работы, на мой взгляд, поможет легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Мы уже знаем, что введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их жестких «стандартных» рамках.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются требования к результатам освоения программы.

Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников. Будет упорно осуществляться подготовка детей к школе, где постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков. Т ко всему этому образовательный процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, а это противоречит специфике развития детей дошкольного уровня.

Информация о работе Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в деятельности воспитателя МДОУ №8 «Светл