Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 13:21, дипломная работа
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в деятельности воспитателя детского сада6
1.1. Особенности федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, вопросы его апробации и внедрения в дошкольных образовательных организациях 6
1.2. Особенности деятельности воспитателя детского сада в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования 17
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в деятельности воспитателя детского сада Чистовой Н.В. 23
2.1. Профессиональная характеристика воспитателя Чистовой Н.В.23
2.2. Условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования в МДОУ №8 «Светлячок» 25
2.3. Особенности работы воспитателя детского сада в период адаптации детей к детскому саду в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования38
Заключение 47
Список литературы и других используемых источников 53
3. Анкетирование и беседы
с воспитателями – с целью
определения эмоционального
4. Наблюдение – когда
ребенок уже пришел в группу.
На данном этапе очень важным
является оценить характер
5. Методики, направленные на определение уровня тревожности ребенка.
6. Определение самооценки. Она в значительной степени определяет активность, отношение к себе и другим. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичностью, требовательностью к себе, отношение к успехам и неудачам.
В результате такого комплексного исследования можно сформировать мнение о психоэмоциональном состоянии вновь поступивших детей в детский сад.
Психологическое обеспечение адаптационного периода детей в ДОУ
Деятельность педагога-психолога на первом этапе включает в себя:
- проведение семинаров для педагогов по данной тематике;
- групповые консультации для родителей (устные и письменные, в виде информации на стендах);
- обучение воспитателей приемам психопрофилактики;
- организацию анкетирования родителей воспитателей;
- индивидуальные консультации для родителей и воспитателей.
Второй этап работы – анализ результатов анкетирования.
Целями анализа являются:
- выделение тех факторов
в анамнезе, которые могут неблагоприятно
отразиться на социально-
- получение данных о навыках ребенка, о степени самостоятельности, интересных и любимых занятиях, привычках, что позволит наиболее эффективно построить взаимодействие воспитателя с ребенком, сходя из его потребностей и индивидуальных особенностей, что достаточно актуально не только в период адаптации.
Первые два этапа работы педагога-психолога несут профилактическую функцию.
Третий этап работы – реализация профилактических и коррекционных мер для оптимизации процесса адаптации. На этом этапе большое значение имеет непосредственная индивидуальная работа с детьми, у которых наблюдается тяжелая степень адаптации. Кроме того, педагог-психолог разрабатывает:
- рекомендации для воспитателей по организации адаптационного периода детей старшего дошкольного возраста к условиям детского сада;
- оказывает помощь в
организации благоприятной
- составляет индивидуальный режим адаптационного периода для каждого ребенка;
- проводит коррекционную
работу с тяжело
- психологическое обоснование рекомендованных мероприятий.
Адаптация ребенка к детскому учреждению.
Рекомендации родителям
1. Создайте условия для спокойного отдыха ребенка дома. В это время не стоит водить его в шумные компании, а также принимать у себя слишком много друзей.
2. В присутствии ребенка
всегда отзывайтесь
3. В выходные дни меняйте режим дня ребенка.
4. Постарайтесь, чтобы ребенка
окружала спокойная и
5. Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребенка, помоги ему успокоиться и переключите на другую деятельность. Не ругайте его за то, что он плачет и не хочет идти в садик.
6. Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую; также это может быть любой безопасный предмет, принадлежащий маме, и т.д.). Прижимая к себе
что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенок гораздо быстрее успокоится.
7. Призовите на помощь
сказку или игру. Вы можете
придумать свою сказку о том,
как маленький мишка пошел
в садик, и как ему сначала
было неуютно и немного
8. Организуйте утро так,
чтобы день и у Вас, и у
малыша прошел спокойно. Больше
всего родитель и ребенок
9. Дома и в детском
саду говорите с ребенком
10. Пусть ребенка в детский
сад отводит тот родитель или
родственник (по возможности), с которыми
ему легче расстаться. Воспитатели
давно заметили, что с одним
из родителей ребенок
11. Обязательно говорите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Ребенку легче знать, что за ним придут после какого-то события, чем ждать каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания! Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, даже если ему, например, предстоит оставаться в детском саду полдня.
12. Придумайте свой ритуал прощания. Например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока!». После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее ребенок переживает.
Адаптация ребенка к детскому саду
Рекомендации воспитателям
Установление индивидуального режима каждого вновь поступившего ребенка:
- дозировать пребывание ребенка в группе сверстников;
- сохранить все привычки ребенка на период адаптации;
- предоставлять свободу ребенку в выборе дистанции и позиции общения, игр и занятий (причиной запрета могут стать только опасные для жизни и здоровья игры и предметы);
- использовать прием
- предоставлять ему свободное
нерегламентированное
- обеспечить игровую
- подключать детей группы
к эмоциональной поддержке
- установить эмоциональный,
в том числе эмоционально-
- организовывать такие ситуации, где действия ребенка будут успешны, хвалить его за то, что он включился в игру, хвалить даже тогда, когда у него ничего не получается;
- использовать подвижные игры, сказко- и музыкотерапию (включать для прослушивания и фона классические произведения: Ф. Шуберта «Король гномов», Ф. Шопена «Пятый ноктюрн», Э. Грига «Утро»); смехотерапию (побольше шутить, проводить игры-забавы, организовать просмотр мультфильмов и т.д.);
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.
Для оптимизации процесса адаптации воспитатель может использовать следующее:
Сведения о ребенке воспитатель получает в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребенком в первые дни его пребывания. Уже в процессе первых наблюдений воспитатель может получить достаточно важную информацию о степени «проблемности» ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками и т.п. Однако наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания процесса адаптации. Для этого на каждого ребенка ведется индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребенка в детский сад (Дошкольное образовательное учреждение, ДОУ), фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям. По окончании адаптационного периода адаптационный лист передается педагогу-психологу, который прилагает его к карточке наблюдения за развитием ребенка. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и, при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.
Кроме того, в ходе бесед важно, чтобы воспитатель установил контакт с родителями, помог снять тревогу за малыша, информировал бы о протекании адаптационного периода, ориентировал на активное взаимодействие.
В первые дни пребывание ребенка в группе является минимальным.
Утреннее кормление желательно проводить дома.
По отношению к детям, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьей должна быть более глубокой и объемной. При этом необходимо помнить, что все вышеперечисленные мероприятия должны осуществляться с учетом особенностей привыкания ребенка к ДОУ.
В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендуется:
Данная система работы, на мой взгляд, поможет легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации.
Заключение
Мы уже знаем, что введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их жестких «стандартных» рамках.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются требования к результатам освоения программы.
Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников. Будет упорно осуществляться подготовка детей к школе, где постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков. Т ко всему этому образовательный процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, а это противоречит специфике развития детей дошкольного уровня.