Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в деятельности воспитателя МДОУ №8 «Светл

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 13:21, дипломная работа

Описание работы

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в деятельности воспитателя детского сада6
1.1. Особенности федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, вопросы его апробации и внедрения в дошкольных образовательных организациях 6
1.2. Особенности деятельности воспитателя детского сада в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования 17
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в деятельности воспитателя детского сада Чистовой Н.В. 23
2.1. Профессиональная характеристика воспитателя Чистовой Н.В.23
2.2. Условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования в МДОУ №8 «Светлячок» 25
2.3. Особенности работы воспитателя детского сада в период адаптации детей к детскому саду в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования38
Заключение 47
Список литературы и других используемых источников 53

Файлы: 1 файл

Sholokhovsky_attestats_rabota.docx

— 98.88 Кб (Скачать файл)

Поэтому, в дошкольном образовании определены две группы требований, а не три, как в стандарте начального общего образования. Это требования к структуре программы школьного образования и требований к условиям ее реализации.

При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества (качества! А не ЗУНы: знания, умения, навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: например, физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.

Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практики понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием  как дидактической формой учебной деятельности.

Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела.

Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимость отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям  – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В программе нет привычных предметных областей – развития речи, развития элементарных математических представлений, рисования, лепки и т.д. Все это заложено в образовательные области.

Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада – все они в равной степени должны быть представлены в образовательной программе дошкольного образования.

Если говорить о содержании дошкольного образования, то необходимо отметить, обязательность его соответствия заявленным в ФГОС принципам:

- принцип развивающего  образования, целью которого является  развитие ребенка;

- принцип необходимости  и достаточности (соответствие критериям  полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные  цели и задачи только на  необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разному  “минимуму”)

- принцип интеграции образовательных  областей в соответствии с  возрастными возможностями и  особенностями воспитанников, спецификой  и возможностями образовательных  областей;

Программа строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом детей. Интеграция разных образовательных областей – важный сдвиг в структурировании программного материала.

Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по физической культуре участвует в проведении прогулок, организуя подвижные игры, эстафеты по теме. Музыкальный руководитель будет осуществляет подбор музыкального сопровождения для проведения мастерских, релаксации, разминок, гимнастик и др.

- комплексно-тематический  принцип построения образовательного  процесса;

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями являются Российские праздники (Новый год, День семьи и др.), международные праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.

- решение программных  образовательных задач в совместной  деятельности взрослого и детей (образовательная деятельность, осуществляемая  в процессе организации различных  видов детской  деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей;

Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

- взаимодействие с родителями;

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

- И что еще очень  важно, основная программа дошкольного  образования обеспечивает преемственность  с примерными основными программами  начального образования, чего не  было ранее.

Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и развитии.

Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства, которые обнародованы в этом приказе. Во-вторых, в приказе много положительного:

Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.

Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое.

Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольников возраста за счет управления целевых ориентиров для каждой образовательной области.

Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.

Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы и других используемых источников

1. Байкова Л.А. 1999. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе: библиотека администрации школы центра «Педагогический поиск» М.: Центр «Педагогический поиск».

2. Белая К.Ю. 2007. Методическая  работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы.-М.: ТЦ Сфера.

3. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. 2006. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ.-М.: АЙРИС ПРЕСС.

4. Волобуева Л.М. 2003. Работа  старшего воспитателя ДОУ с  педагогами.-М.: ТЦ Сфера.

5. Доклад Госсовета РФ  «Об образовательной политике  России на современном этапе» 2012.

6. Доронова Т.Н., Галигузова Л.Н., Гризик Т.И., Голубева Л.С., Ерофеева Т.И. и др. Мир раннего детства. Пособие для родителей и воспитателей по формированию здоровья, воспитанию и развитию детей от 2 до 3 лет. М. 2005.

7. Казакова Т.Г. Третий  год жизни: изобразительная деятельность  в семейном воспитании.//Дошкольное  воспитание. 2005. №8.

8. Закон Российской Федерации  «Об образовании» (Ведомости Съезда  народных депутатов Российской  Федерации и Верховного Совета  Российской Федерации, 1992, №30, ст.1797; Собрание законодательства Российской  Федерации, 1996, №3, ст.150; 2007, №49, ст.6070).

9. Киндяшова А.С. 2013. Формирование профессиональной компетентности учителя с использованием задачного подхода // Научная библиотека КиберЛеника: http://cyberleninka.ru/

10. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. 2008. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ. Методическое пособие. – М.: Айрис – Пресс.

11. Микляева Н.В. 2008. Инновации в детском саду. – М.: АЙРИС ПРЕСС.

12. Сластенин В., Исаев И. 2012. Профессиональная компетентность педагога. Учебное пособие. М.: Педагогика.

13. Хуторской А.В. 2008. Педагогическая  инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия».

14. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. Младшая группа. Разработки занятий. Волгоград ИТД Корифей,2008г.

15. Федеральный закон Российской  Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗЗ «Об образовании в Российской Федерации».

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в деятельности воспитателя МДОУ №8 «Светл