Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в деятельности воспитателя МДОУ №8 «Светл

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 13:21, дипломная работа

Описание работы

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в деятельности воспитателя детского сада6
1.1. Особенности федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, вопросы его апробации и внедрения в дошкольных образовательных организациях 6
1.2. Особенности деятельности воспитателя детского сада в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования 17
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в деятельности воспитателя детского сада Чистовой Н.В. 23
2.1. Профессиональная характеристика воспитателя Чистовой Н.В.23
2.2. Условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования в МДОУ №8 «Светлячок» 25
2.3. Особенности работы воспитателя детского сада в период адаптации детей к детскому саду в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования38
Заключение 47
Список литературы и других используемых источников 53

Файлы: 1 файл

Sholokhovsky_attestats_rabota.docx

— 98.88 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.А.ШОЛОХОВА»

ЕГОРЬЕВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ЛОГОПЕДИИ

 

 

Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в деятельности воспитателя МДОУ №8 «Светлячок»

 

 

Выпускная аттестационная работа

 

 

                                                                  Выполнила:

                                                                  Слушатель курсов переподготовки  по

                                                                  программе «Психология и педагогика

                                                                  дошкольного образования»

                                                                  Чистова Нелли Витальевна

 

                                                                  Научный руководитель:

 

 

2015г.

Оглавление

 

Введение                                                                                                                      3

Глава 1. Теоретическое исследование проблемы реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в деятельности воспитателя детского сада                                                              6                                                                                                                        

1.1. Особенности федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, вопросы его апробации и внедрения в дошкольных образовательных организациях                                                                                  6

1.2. Особенности деятельности воспитателя детского сада в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования                                                                                                                17

Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в деятельности воспитателя детского сада Чистовой Н.В.                                23                                                                             

2.1. Профессиональная характеристика воспитателя Чистовой Н.В.                  23                

2.2. Условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования в МДОУ №8 «Светлячок»                                                                  25

2.3. Особенности работы воспитателя детского сада в период адаптации детей к детскому саду в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования                                       38                                                                                                                                                      

Заключение                                                                                                               47

Список литературы и других используемых источников                               53

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Как отметила директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Анастасия Зырянова, “с одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”.

Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова.

Как рассказал А.Асмолов, “в соответствии с принятой разработчиками идеологией дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры полезности. В этой системе координат ребенка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой у школе; образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг.

В основу стандарта была положена культурно-историческая методология развивающихся систем, согласно которой критерием прогресса различных систем является рост вариативности входящих в эти системы элементов. В контексте этой методологии образование выступает как ключевой механизм поддержки разнообразия систем. Отсюда ключевой принцип стандарта – поддержка разнообразия ребенка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития.

Центральная психодидактическая технология – это развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребенка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста. Дошкольный ребенок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры”.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу с 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Образование организации дошкольного образования будут самостоятельно разрабатывать и утверждать свои основные образовательные программы на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования, которые будут сделаны опытными разработчиками и размещены в федеральном реестре.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению  обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 

2)   условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3)    результатам освоения основных образовательных программ.

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Глава 1. Теоретическое исследование проблемы реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в деятельности воспитателя детского сада

1.1. Особенности федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, вопросы его апробации и внедрения в дошкольных образовательных организациях

Понятие ФГОС (англ. standart – норма, образец) – «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов».

«Стандарт – комплекс норм, правил, требований, которые устанавливаются на основе достижений науки, техники и передового опыта; минимальные требования (к продукции), устанавливаемые с целью защиты здоровья и безопасности потребителей; гарантии – условия и механизмы, обеспечивающие беспрепятственное пользование правами и их всестороннюю охрану».

Стандарт в образовании должен выступать гарантией конституционного права российского гражданина, права любого человека на качественное образование.

ФГОС – система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.

Впервые понятие образовательного стандарта в России появилось в 1992 (Закон РФ «Об образовании», статья 7 которая была посвящена государственным образовательным стандартам).

Доминирующей многие годы была точка зрения, обосновывающая невозможность не только определения требований к результатам освоения программ дошкольного образования, но и разработки государственного образовательного стандарта в сфере дошкольного образования в целом.

За последние два года в системе дошкольного образования многое произошло впервые. Так, согласно новому Закону «Об образовании в РФ» оно наконец-то стало самостоятельным уровнем общего образования.

Этапы разработки и введения ФГОС ДО.

  • 30 января 2013 год – начало разработки проекта ФГОС ДО Приказ  Минобрнауки РФ №57 от 30.01.2013г. «О разработке ФГОС дошкольного образования.
  • 2013 год (апрель-май) – Проект ФГОС ДО выносится на широкое обсуждение общественности.
  • 2013 год (июнь-июль) – Проект ФГОС ДО в рамках общественного слушания Представлен в Общественной палате РФ.
  • 28 августа 2013 года Проект ФГОС ДО утвердил Совет Минобрнауки РФ по ФГОС.
  • 2013 год (сентябрь) ФГОС направлен в юридическую службу Минобрнауки РФ.
  • 17 октября 2013 года министром образования Ливановым Д.В. был подписан Приказ об утверждении ФГОС ДО.
  • 14 ноября ФГОС ДО зарегистрирован в МИНЮСТЕ РФ.
  • с 1 сентября 2013 г. по 31 декабря 2013 г. – этап апробации Стандарта в экспериментальном режиме.
  • Январь 2014 – декабрь 2015 внедрение ФГОС.

 

В рамках разработки проекта ФГОС ДО экспертами в сфере дошкольного образования было проведено исследование, позволившее в ходе фокус-групповых  обсуждений выявить ожидания родителей, воспитателей, учителей начальной школы по отношению к дошкольному образованию.

Разработчики стандарта красной нитью проводят  утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку».

Они указывают на то, что все родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение читать и считать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности.

Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе.

Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений.

Для внедрения и реализации ФГОС в ДО необходимо:

  • Формирование социокультурной образовательной среды дошкольного детства в ДОУ.
  • Социокультурная среда – конкретное непосредственно данное каждому ребенку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества. Это – совокупность различных (макро- и микро-) условий его жизнедеятельности и социального (ролевого) поведения, это – его случайные контакты и глубинные взаимодействия с другими людьми, это – конкретное природное, вещное и предметное окружение, представленное как открытая к взаимодействию часть социума.
  • Комплексные решения для обеспечения образовательной деятельности образовательной организации.
  • Печатная продукция, электронные ресурсы, товары, сервисы и услуги для реализации требований ФГОС.

 

Стандарт разработки на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы:

1) поддержка разнообразия  детства; сохранение уникальности  и  самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2)  личностно-развивающий  и гуманистический характер взаимодействия  взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

Информация о работе Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в деятельности воспитателя МДОУ №8 «Светл