Речь воспитателя и педагогические требования к ней. Пути совершенствования речи педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 21:35, контрольная работа

Описание работы

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка.
Основными функциями общения являются:
· организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для их достижения);
· формирование и развитие межличностных отношений;
· познание людьми друг друга;
Общение - необходимое условие формирование личности, ее сознания и самосознания.

Содержание работы

1 Роль речевого общения в развитии речи детей……………………………..2стр
2. Формы общения детей со взрослыми…………………………………………….9стр
3. Речь воспитателя и педагогические требования к ней. Пути совершенствования речи педагога…………………………………………………………….14стр
4. Развитие речи детей в процессе общения со сверстниками…………18стр
Использованная литература ………………

Файлы: 1 файл

контрольная по речи.docx

— 47.47 Кб (Скачать файл)

Главная трудность при проведении таких  занятий состоит в том, чтобы  не просто демонстрировать перед  ребенком более совершенные и  пока недоступные ему формы общения - познавательного и личностного, а вести ребенка за собой, включать его в это общение.

3. Речь воспитателя  и педагогические требования  к ней. Пути совершенствования  речи педагога

Речь  педагога является условием и средством  формирования речи его воспитанников. Поэтому в пределах детского сада к речи воспитателя предъявляются  дополнительные требования, отличающие ее от разговорно-бытовой, которой он пользуется в личном обиходе.

Речь  педагога должна быть эталоном для  детей. Речь воспитателя оценивается  ее с трех сторон:

· содержательность (о чем и сколько говорит, что  сообщает детям);

· безупречная  правильность формы (как говорит);

· возрастная и педагогическая направленность (умеет  ли говорить с дошкольниками, убежденно  и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым - родителям, коллегам).

Словарь воспитателя должен быть богатым  и точным. Нужно чаще употреблять  слова, которые медленно усваиваются  детьми, точно обозначать оттенки  цвета, материал, форму, величину предметов  и др.

Речь  должна быть безупречной грамматически, содержащей разнообразные синтаксические конструкции. Большие требования предъявляются  к звуковой стороне речи: чистое звукопроизношение, четкая дикция, орфоэпическая  правильность.

Речь  воспитателя должна быть яркой, выразительной; не обходимы богатая мимика, приветливый, доброжелательный тон по отношению ко всем окружающим. Воспитателю нужно обладать культурой связной речи: уметь вести диалог, рассказывать, слушать рассказы и ответы других. Речь его должна быть немногословной, но очень понятной и логичной. Педагогу важно не только уметь рассказывать и свободно держаться в детской аудитории, но и обладать навыками публичной речи: выступить с сообщением перед товарищами, организовать коллективную беседу с родителями воспитанников и т. п. 0бразцом для окружающих должна быть вся манера поведения воспитателя в процессе речевого общения (поза, жест, отношение к собеседникам). В оценке речи воспитателя учитывается ее возрастная направленность: в первую очередь доступность содержания, использование соответствующего возрасту детей словаря и синтаксиса. Особенно это важно при работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. В этом случае характерны некоторое замедление темпа, особо подчеркнутые артикуляция и дикция, яркая эмоциональностъ речи. Прежде всего, заведующая и методист должны помочь педагогам в анализе их речи, в постановке индивидуальных задач ее улучшения, а также в выполнении этих задач.

Кроме того, в детских садах проводятся индивидуальные консультации, действуют кружки по технике речи и выразительному чтению.

Заведующая  рекомендует педагогам взаимопосещения  с целью обмена опытом.

В методическом кабинете детского сада должны иметься  словари, сборники и рукописные пособия, содержащие пословицы, загадки, фразеологизмы, небольшие таблицы и плакаты  с трудными словами (произношение, ударение, грамматика), диалектизмами. Заведующая помогает воспитателям организовать аналогичную  работу с родителями, советует, как  надо использовать индивидуальное общение, наглядную пропаганду. С нянями заведующая также проводит серьезную работу - разъясняет, что няня - помощник воспитателя, что она тоже должна вносить свой вклад в процесс воспитания: разговаривать с детьми, отвечать на их вопросы, шутить, создавая радостное настроение, и т. д. Каждый дошкольный работник должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи.

4 Развитие речи  детей в процессе общения со  сверстниками

В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления малыша все важнее для него будут контакты и конфликты  со сверстниками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается  сложный и порой драматичный  сценарий межличностных отношений  детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро  переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Эмоциональная  напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам.

Между тем  опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором  строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный.

У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое  может иметь весьма печальные  отдаленные последствия.

Помощь  взрослых должна основываться на понимании  психологических причин, лежащих  в основе тех или иных проблем  в межличностных отношениях детей. Именно внутренние причины вызывают устойчивый конфликт ребёнка со сверстниками, приводят к его объективной или  субъективной изоляции, заставляют малыша чувствовать себя одиноким, - а это  одно из самых тяжёлых и деструктивных  переживаний человека.

Особенности общения дошкольников.

1. Яркая  характеристика общения сверстников  заключается в его чрезвычайной  эмоциональной насыщенности.

Контакты  дошкольников отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью, чего не скажешь о взаимодействии малыша с взрослым. Если с взрослым ребёнок обычно разговаривает относительно спокойно, то для разговоров со сверстниками, как правило, характерны резкие интонации, крик, смех. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия - до драки. С взрослым же ребенок, как правило, старается вести себя ровно, без крайнего выражения эмоций и чувств.

Столь сильная  эмоциональная насыщенность контактов  дошкольников связана с тем, что  начиная с четырехлетнего возраста для малыша более привлекательным  партнером становится сверстник, а  не взрослый. Дошкольники уже сами отчетливо понимают, что им интересно  с такими же детьми, как они, а  не только с мамой и папой.

2. Нестандартность  и нерегламентированность детей.

Если  в общении с взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники ведут себя непринужденно. Их движениям свойственна особая раскованность и естественность: дети прыгают, принимают причудливые позы кривляются, визжат, бегают друг за другом, передразнивают друг друга, изобретают новые слова и придумывают небылицы и т.п. Такое свободное поведение дошколят обычно утомляет взрослых, и они стремятся прекратить это "безобразие".

Однако  для самих детей такая свобода  очень важна. Как ни странно, такое "кривляние" имеет большое значение для развития ребенка. Общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность. Если взрослый прививает ребенку нормы поведения, то сверстник поощряет проявления индивидуальности. Не случайно те занятия, которые требуют проявления творческого начала - игра, фантазирование, драматизация, - так популярны именно среди сверстников. Раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.

3. Преобладание  инициативных действий над ответными.

Общение предполагает взаимодействие с партнером, внимание к нему, способность слышать  его и отвечать на его предложения.

У маленьких  детей по отношению к сверстнику такой способностей нет. Особенно ярко это проявляется в неумении дошкольников вести диалог, который распадается  из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно  важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. В результате каждый говорит о  своем, а партнера никто не слышит. Такая несогласованность коммуникативных  действий детей часто порождает  конфликты, протесты, обиды. Перечисленные  особенности характерны для детских  контактов на протяжении всего дошкольного  возраста (от 3 до 6-7 лет). Однако содержание общения детей не остаются неизменными  в течение всех четырех лет: общение  и отношения детей проходят сложный  путь развития, в котором можно  выделить три основных этапа.

В младшем возрасте (в 2-4 года) ребёнку необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям, поддержал и усилил общее веселье. В сверстнике ребенок воспринимает лишь внимание к себе, а самого ровесника (его действия, желания, настроения), как правило, не замечают. Сверстник является для него всего лишь зеркалом, в котором он видит только себя. Общение в этом возрасте крайне ситуативно - оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Довольно часто какой-нибудь привлекательный предмет может разрушить дружную игру детей: их внимание сразу переключается на него. Борьба за игрушку и нежелание отдавать свою - отличительная особенность малышей. Они утверждают и отстаивают свое "Я" прежде всего посредством демонстрации своей собственности: "Смотри, что у меня есть!", "Это мое!". Именно поэтому отдать своё очень трудно.

Только  при помощи взрослого малыш может  увидеть в сверстнике равноценную  личность. Обратите внимание маленького ребенка на привлекательные стороны  ровесника, на то, что он умеет делать те же простые действия (хлопать  ручками, прыгать, кружиться и пр.).

В младшем  дошкольном возрасте лучше организовывать игры без предметов, в которых  дети действуют одновременно и одинаково ("каравай", "зайка", "карусели", "пузырь", "кошки-мышки" и  пр.).

Маленькие дети безразличны к успехам сверстника, даже если похвала исходит от взрослого. В то же время присутствие одногодка  делает ребенка эмоциональнее и  активнее, о чем свидетельствуют  стремление детей друг к другу  и взаимное подражание. Легкость, с  которой трехлетние дети заражаются общими эмоциональными состояниями, может  свидетельствовать об особой общности, возникающей при обнаружении  одинаковых умений и вещей.

Именно  подчеркивая такую общность, можно  наладить отношения между малышами.

Средний дошкольный возраст.

Решительный перелом в отношении к сверстникам  происходит у ребенка в середине дошкольного возраста.

На пятом  году жизни (в особенности у тех  детей, которые посещают детский  сад) однолетки становятся более  притягательными для малыша и  занимают все большее место в  жизни. Теперь уже дети сознательно  предпочитают играть с другим ребенком, а не со взрослым или в одиночку.

Главным содержанием общения детей в  середине дошкольного возраста становится общее дело - игра. При деловом  общении дошкольники учатся согласовывать  свои действия с поступками партнера и достигать общего результата. Такого рода взаимодействие называется сотрудничеством. Оно в этом возрасте превалирует  в общении детей.

На этом этапе не менее отчетливо проявляется  потребность в признании и  уважении со стороны сверстника. Ребенок  стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. В четырех-пятилетнем возрасте дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их: часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их.

Успехи  сверстников могут вызвать огорчения  детей, а него неудачи вызывают нескрываемую радость. Именно в этом возрасте значительно  возрастает число детских конфликтов, открыто проявляются зависть, ревность, обида на ровесника. Дошкольник составляет мнение о самом себе, постоянно  сравнивая себя с однолетками. Через  сравнение со сверстниками ребенок  оценивает и утверждает себя, как  обладателя определенных достоинств, которые могут быть оценены окружающими.

Средством, помогающим ребенку среднего дошкольного  возраста нормально общаться со сверстниками, является совместная игра. Дети, которые  умеют и любят играть, обязательно  научатся устанавливать контакты с  партнерами, распределять роли, создавать  игровую ситуацию.

Учите ребёнка  совместной игре (желательно ролевой), помогайте детям придумывать  интересный сюжет - и хорошая общая  игра станет для них важнее похвалы  или собственных успехов.

Старший дошкольный возраст.

К 6-7 годам  у детей снова существенно  меняется отношение к одногодкам.

В это  время ребенка способен к внеситуативному  общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. В этом возрасте между ними уже  возможно общение в привычном  для нас понимании этого слова, то есть не связанное с играми и  игрушками. Дети могут долго просто разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий. Существенно  меняются и отношения между ними.

К шести  годам значительно возрастает дружелюбность  и эмоциональная вовлеченность  ребенка в деятельность и переживания  сверстников. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся  помочь одногодку, подсказать ему правильный ход. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется. Однако наряду с этим у старших  дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его игрушки, промахи или успехи, но и его  желания, предпочтения, настроения. Иногда дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесников. Такая эмоциональная вовлеченность в действия однолеток свидетельствует о том, что ровесники становятся для ребенка не только средством самоутверждения и сравнения с собой, не только предпочитаемыми партнерами. На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает. Родители должны поддерживать у детей такое отношение к одногодкам, личным примером учить заботе о других и серьезно относиться к детским привязанностям. К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Споры и проблемы возникают в основном в связи с тем, "кто с кем дружит", или "водится". Ребенок может серьезно переживать отсутствие взаимности в таких отношениях. Психологическая помощь родителей в данном случае очень важна. Ребенку необходимо с кем-то поделиться своими бедами, высказать свои обиды. Серьезное и сочувственное отношение близких взрослых, их совет, поддержка помогут ребенку пережить эти первые переживания и найти себе друзей. Тем более что дети ссорятся и мирятся очень легко и, как правило, быстро забывают обиды.

Информация о работе Речь воспитателя и педагогические требования к ней. Пути совершенствования речи педагога