Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 21:35, контрольная работа
Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка.
Основными функциями общения являются:
· организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для их достижения);
· формирование и развитие межличностных отношений;
· познание людьми друг друга;
Общение - необходимое условие формирование личности, ее сознания и самосознания.
1 Роль речевого общения в развитии речи детей……………………………..2стр
2. Формы общения детей со взрослыми…………………………………………….9стр
3. Речь воспитателя и педагогические требования к ней. Пути совершенствования речи педагога…………………………………………………………….14стр
4. Развитие речи детей в процессе общения со сверстниками…………18стр
Использованная литература ………………
Содержание
1 Роль речевого общения в развитии речи детей……………………………..2стр
2. Формы
общения детей со взрослыми…………………………………………….
3. Речь воспитателя
и педагогические требования к ней. Пути
совершенствования речи педагога…………………………………………………………
4. Развитие речи детей в процессе общения со сверстниками…………18стр
Использованная литература ………………………………………………………………24стр
1Роль речевого общения в развитии речи детей
Ведение
Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка.
Основными функциями общения являются:
· организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для их достижения);
· формирование и развитие межличностных отношений;
· познание людьми друг друга;
Общение
- необходимое условие
Среди основных продуктов общения выделяют: общий результат, взаимоотношения, избирательные привязанности, а также образ самого себя.
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. Еще не родившийся ребенок - это формирующееся человеческое существо. Влияние отношений матери к еще неродившемуся ребенку исключительно важно для его развития. Также важны взаимоотношения матери и отца.
Любовь, с которой мать вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику ребенка.
Ребенок максимально нуждается во взрослом. Общение в этот период должно носить эмоционально - положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально - положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.
Важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.
Роль общения матери и ребёнка в пренатальном периоде.
Обычно
не придают значения тому факту, желанным
или нежеланным появляется на свет
ребенок. При длительных стрессовых
состояниях в крови матери образуется
избыточное количество стероидных гормонов,
проходящих плацентарный барьер и влияющих
на формирующийся мозг ребенка. Величина
и характер эмоционального контакта
между матерью и еще
Мать - это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику.
Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку - один из главных факторов у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.
После рождения
ребенка процесс его развития
характеризуется тремя
Пренатальное
развитие несет в своей основе
мысль о необходимости
Современные научные исследования, проводимые специалистами различных направлений, позволяют выделить важнейшие факторы, играющие роль в развитии плода еще в утробе матери. К ним относятся:
- сенсорные
способности плода (изучаются
специалистами разного профиля)
- эмоциональная связь (изучается психологами и психоаналитиками);
Сенсорные способности плода.
Органы
чувств и соответствующие центры
мозга развиваются уже к
Осязание развивается раньше других чувств и играет чрезвычайно важную роль в формировании мозга и гармонической деятельности нервной системы ребенка. Дело в том, что органическое вещество мозгаформируется не само по себе, а под воздействием сигналов, поступающих в мозг.
Если отец регулярно разговаривает с ребенком во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос.
Эмоциональная связь.
Отношение матери, место, которое занимает малыш в ее сердце, напрямую влияет на его рост, развитие, ощущение своего места в мире.
Сознательное,
положительное отношение к
После рождения.
У новорожденного есть полный набор автоматических реакций, так называемых безусловных рефлексов (защитный рефлекс, рефлекс ползания, хватательный рефлекс).
Существуют также совершенно необходимые для жизни рефлексы: дыхательный, рефлекс сосания и некоторые другие.
Новорожденный и даже еще не родившийся ребенок обладает психикой.
У него имеются
первичные потребности (в еде, тепле,
движении), потребности, связанные с
фундаментальным развитием
Кормление грудью.
Кормление грудью - это не только питание, которое обеспечивает ему начало жизни без болезней, хорошее развитие его сил и ума, но и воспитание любовного, доверительного отношения к родной матери, к другим людям.
Чем раньше ребенок будет отлучен от груди, тем больше он будет предрасположен к неконтактности, бесчувственности, одиночеству.
В 1956 г. французская
исследовательница Марсель
Главное же грудь матери, источник жизни, вот она, рядом, только протяни руку. Ребенок знает, что он никогда не встретит отказа.
Другое дело маленький европеец. Мать его хоть и любит, но не очень-то балует. Лежит он в кроватке, смотрит в потолок.
Питание строго по расписанию: поел, жди следующего раза. Проблема фигуры для европейцев имела тоже немаловажное значение, поэтому они старались поскорее перевести ребенка на искусственное кормление.
Итак, общение с близким взрослым, новые впечатления, чувство безопасности все это маленький африканец получает в избытке, европейскому же малышу этого не хватает. Вот он и отстает в развитии. Но самое любопытное то, что к 2 годам развитие африканского ребенка резко замедляется; европейские сверстники догоняют, а затем и перегоняют его, начинает сказываться уровень культуры окружения.
Вывод очевиден: чем больше взрослые общаются с ребенком, тем интенсивнее идет его физическое и психическое развитие.
Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства, присущие только определенному этапу развития.
Многие
факторы указывают на значение «возрастной
чувствительности» как
Младенческий возраст.
Является
ли общение ведущим типом
Многие исследователи отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывают значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.
Самый опасный и уязвимый возраст - от 6 до 12 месяцев. В это время ребенка ни в коем случае нельзя лишать общения с матерью. А если уж иначе нельзя, надо заменить мать другим человеком.
Общение и развитие речи.
Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова.
Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться. В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов.
На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем. Это довербальный этап.
На втором
этапе осуществляется переход от
полного отсутствия речи к ее появлению.
Ребенок начинает понимать простейшие
высказывания взрослых и произносит
свои первые активные слова. Это этап
возникновения речи. Третий этап охватывает
все последующее время вплоть
до 7 лет, когда ребенок овладевает
речью и все более совершенно
и разнообразно использует ее для
общения с окружающими
Только в общении с взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи понять обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ.
Поэтому при рассмотрении каждого из трех этапов генезиса речевого общения особое внимание уделяется исследованию коммуникативного фактора как решающего условия появления и развития у детей речи.
Развитие потребности в общении.
Общение характеризуется также особой потребностью, несводимой к другим жизненным потребностям ребенка.
Различают несколько этапов развития потребности в общении ребенка с взрослым:
· потребность во внимании и доброжелательности взрослого (условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни);
· нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого;
· нужда в уважительном отношении взрослого;
· потребность
во взаимопонимании и
Уже в
первые месяцы жизни дети начинают
среди звуковых раздражителей выделять
и фиксировать речевые
Таким средством общения становится речь, вначале пассивная (понимание), а затем активная (инициативные высказывания самого ребенка).
Ребенок начинает понимать, что звуки и их комбинации могут означать определенные предметы, что с их помощью можно достигнуть очень многого, что сказав “ам-ам” можно получить есть, а сказав “ма-ма”, можно позвать маму.
Если взрослый не предусматривает речевого ответа и не настаивает на нем, то у детей образуется разрыв между уровнем развития пассивной и активной речи с отставанием последней. И понимание речи взрослого, и словесный ответ на нее осуществляются на основе активного восприятия высказывания и его проговаривания.
Индивидуальное взаимодействие взрослого и ребенка эффективно для развития речи.
С помощью нехитрых способов взрослый привлекает внимание ребенка к предмету, для чего показывает на предмет, проделывает с ним те или иные манипуляции, протягивает ребенку, сам погружается в рассматривание предмета и т. д. При этом взрослый произносит слово, обозначающее предмет, и неоднократно это слово повторяет.
Таким образом, ребенок усваивает два основных элемента задачи: объект и его словесное обозначение в связи друг с другом. Кроме того, взрослый создает практическую необходимость для ребенка усвоить эту связь и научиться актуализировать ее.