Речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: процесс развития речевого общения.
Предмет исследования: речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком.
Цель исследования: влияние речевого общения на освоения социального опыта овладение родным языком.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕЕ…………………………………………….……………………….3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ КАК ОСНОВНОГО СРЕДСТВА ОСВОЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА И ОВЛАДЕНИЯ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ………….. ……………………….…7
1.1. Психофизиологические особенности старших дошкольников…………....7
1.2. Особенности речевого развития старших дошкольников………..………13
1.3. Социальный опыт и его освоение старшими дошкольниками ………....19
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ………………………………………………….…….25
II. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ОСВОЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА И ОВЛАДЕНИЯ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ……………………………………..26
2.1. Описание выборки и методик исследования речевого общения как основного средства освоения социального опыта и овладения родным языком…………………………………………………………………….............26
2.2. Анализ результатов исследования речевого общения как основного средства освоения социального опыта и овладения родным языком………..27
2.3. Рекомендации речевого общения как основного средства освоения социального опыта и овладения родным языком…………………………...…29
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ………………………………………………...……35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………

Файлы: 1 файл

Ирина 1.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ     АКАДЕМИЯ

(АКАДЕМИЯ ВЭГУ)

 

 

Курсовая работа

 

 

Речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕЕ…………………………………………….……………………….3

I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ КАК ОСНОВНОГО СРЕДСТВА ОСВОЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА И ОВЛАДЕНИЯ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ………….. ……………………….…7

1.1. Психофизиологические особенности старших дошкольников…………....7

1.2. Особенности речевого развития  старших дошкольников………..………13

1.3. Социальный опыт и его освоение  старшими дошкольниками  ………....19

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ………………………………………………….…….25

II. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ОСВОЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА И ОВЛАДЕНИЯ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ……………………………………..26

2.1. Описание выборки и методик  исследования речевого общения как основного средства освоения социального опыта и овладения родным языком…………………………………………………………………….............26

2.2. Анализ результатов исследования речевого общения как основного средства освоения социального опыта и овладения родным языком………..27

2.3. Рекомендации речевого общения как основного средства освоения социального опыта и овладения родным языком…………………………...…29

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ………………………………………………...……35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….38

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………..…40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 6 - 7 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык – «важнейшее средство человеческого общения».

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения - одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью.

В эмоциональном общении со взрослым ребенок реагирует на особенности голоса, интонацию, с которой произносятся слова. Речь участвует в этом общении лишь своей звуковой стороной, сопровождая действия взрослого. Однако речь, слово всегда обозначают вполне определенное действие (встань, сядь., Конкретный предмет (чашка, мячик), определенное действие с предметом (возьми мячик, дай куклу. Действие предмета (машина едет) и т. д. Без такого точного обозначения предметов, действий, качеств предметов и их свойств взрослый не может руководить поведением ребенка, его действиями и движениями, поощряя или запрещая их. Слово - могучий двигатель мысли, незаменимое средство общения и великий источник вдохновения. Словарный состав необходим языку как строительный материал. Чем богаче словарный состав, тем богаче и язык. Бедность словаря дошкольников тормозит усвоение ими устной речи, многие дошкольники затрудняются в подборе слов для предложений и словосочетаний. Непонимание смысла одного слова ведет часто к непониманию всего содержания читаемого материала.

Социальный опыт личности выступает  результатом социализации  и  воспитания  взрослеющего человека. В современной социологической литературе (при всем разбросе позиций отдельных авторов и научных школ) социализация рассматривается как социализирующий механизм общества. Педагогика ищет здесь свой предмет изучения, поскольку должна обосновать образовательную систему, включающую ребенка в процесс социализации в качестве ее субъекта. Принимая, что социализация в ее сущностной характеристике - это овладение социальным опытом, мы выходим на одну из важнейших и «вечных» проблем педагогики - проблему соотношения общественного опыта («закодированного» в культуре и предназначенного к передаче молодому поколению) и индивидуального социального опыта ребенка. В решении этой проблемы существует два подхода с разными теоретическими интерпретациями природы социального опыта ребенка:

1. Социальный опыт ребенка - это результат специально организованного  усвоения общественного опыта, то  есть всегда «производный продукт» целенаправленного воспитания и обучения, поэтому на них и необходимо сосредоточить главные усилия взрослых.

2. Социальный опыт присущ  ребенку изначально как некая «априорная» сущность, а в условиях целенаправленного воспитания и обучения (особенно в их жестких, авторитарных формах) она беднеет и даже умирает. Не случайно Л. Н. Толстой считал, что каждый ребенок знает о жизни гораздо больше, чем взрослый, потому что «знает» он сердцем, душой, а взрослые уже утратили этот «канал» восприятия мира.

Объект исследования: процесс развития речевого общения.

Предмет исследования: речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком.

Цель исследования: влияние речевого общения на освоения социального опыта овладение родным языком.

Гипотеза исследования: речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком будет более эффективным при условии, если:

  1. будут учтены возрастные особенности детей дошкольного возраста и воздействие речевого общения как основное средство овладения родным языком;
  2. условия развивающей работы с детьми будут направлены на развитие речевого общения в дошкольной образовательной организации;
  3. разработать рекомендации, направленные на речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1) провести теоретический  анализ речевого общения как основного средства освоения социального опыта и овладения родным языком;

2) подобрать методики;

3) анализ и интерпретация полученных результатов;

4) разработать комплекс упражнений речевого общения как основного средства освоения социального опыта и овладения родным языком.

 Для решения поставленных  задач применялись следующие методы: изучение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; эмпирическое исследование; педагогическое наблюдение, беседа, диагностика.

Методики исследования: методика обследования по Стребелевой «Скажи наоборот». Методика обследования (по Ушаковой, Струниной).

База исследования: МДОО №51 «Радуга». В исследовании приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении материалов по проблеме речевого общения и раскрытии речевого общения как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком в дошкольной образовательной организации.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать упражнения для педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей.

Структура курсовой работы: работа состоит из ведения, двух глав, выводы по двум глава, список использованной литературы, приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Теоретические анализ исследования речевого общения как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком

1.1. Психофизиологические особенности старших дошкольников

 

Движущими силами развития дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение [14].

В дошкольном возрасте под влиянием воспитания происходит дальнейшее развитие психики ребенка. Если опыт детей преддошкольного возраста ещё очень ограничен, то у ребёнка-дошкольника запас временных связей значительно возрастает. Под педагогическим воздействием окружающих они становятся богаче и разнообразнее по содержанию. Вместе с тем возрастает влияние прежнего опыта на последующее поведение ребёнка, а также на образование новых временных связей.

В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением [8].

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности - формируется устойчивая структура мотивов. Зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, потребность в признании сверстников, у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время - стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.), возникает новый тип мотивации - основа произвольного поведения. Ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо» [8].

Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни. До семи лет малыш поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражение этих желаний в поведении (т.е. внутреннее и внешнее) представляют собой неразделимое целое. Поведение ребенка в этих возрастах можно условно описать схемой: «захотел - сделал». Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же, как и «внутри», его поведение понятно и легко «читается» окружающими. Утрата непосредственности и наивности в поведении старшего дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы вклинивается между переживанием и действием ребенка. Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой: «захотел -  осознал - сделал». Осознание включается во все сферы жизни старшего дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т.д.

Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. В ранние периоды развития дети еще не отдают себе отчета в том, какое место они занимают в жизни. Поэтому осознанное стремление измениться у них отсутствует. Если новые потребности, возникающие у детей этих возрастов, не находят реализации в рамках того образа жизни, который они ведут, это вызывает неосознанный протест и сопротивление [1].

В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребенок как бы «выпадает» из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности.

Можно проанализировать, что появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе человеческих отношений. Если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности.

Информация о работе Речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком