Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 12:23, курсовая работа
Объект исследования: процесс развития речевого общения.
Предмет исследования: речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком.
Цель исследования: влияние речевого общения на освоения социального опыта овладение родным языком.
ВВЕДЕНИЕЕ…………………………………………….……………………….3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ КАК ОСНОВНОГО СРЕДСТВА ОСВОЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА И ОВЛАДЕНИЯ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ………….. ……………………….…7
1.1. Психофизиологические особенности старших дошкольников…………....7
1.2. Особенности речевого развития старших дошкольников………..………13
1.3. Социальный опыт и его освоение старшими дошкольниками ………....19
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ………………………………………………….…….25
II. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ОСВОЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА И ОВЛАДЕНИЯ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ……………………………………..26
2.1. Описание выборки и методик исследования речевого общения как основного средства освоения социального опыта и овладения родным языком…………………………………………………………………….............26
2.2. Анализ результатов исследования речевого общения как основного средства освоения социального опыта и овладения родным языком………..27
2.3. Рекомендации речевого общения как основного средства освоения социального опыта и овладения родным языком…………………………...…29
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ………………………………………………...……35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………
Описанные сценарии социального взаимодействия старших дошкольников со сверстниками служат основой для построения процесса формирования у них положительного опыта такого взаимодействия. В случае реализации детьми продуктивных сценариев взаимодействия со сверстниками (сотрудничество, равенство, взаимопомощь, сотворчество) необходимо поддерживать и развивать их, выстраивая соответствующие закрепляющие и поддерживающие сценарии. В остальных случаях - корректировать и направлять взаимодействие в нужное русло с использованием корректирующих сценариев
Выводы по первой главе
Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая черта культурного человека, а в особенности педагога. Совершенствовать свою речь – задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложении. Нужно постоянно обогащать свой словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции.
Современная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, балансирующее на грани литературного языка и жаргона. Остро встал вопрос о сохранении литературного языка, о путях его дальнейшего развития в связи с изменением контингента носителей. Значение языка в жизни людей огромно, но люди должны учиться целесообразно использовать все многочисленные и бесспорно жизненно-необходимые функции языка.
Речевое общение - один из ближайших факторов общего психического развития ребенка. Оно было и остается важнейшим условием развития нормальной речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Если с ребенком мало разговаривают, и он растет «один», если ребенок все время лежит и смотрит в потолок или белый верх коляски, речь у такого малыша будет развиваться медленно, с задержкой, которая скажется в последующие годы. Миф о саморазвитии речи по мере взросления такого ребенка успокаивает родителей, а в итоге - мы поздно начинаем оздоравливать его и нередко тогда, когда в статусе уже видное место начинают занимать вторичные отклонения в развитии: страдает познавательная деятельность, снижен общий запас знаний и представлений, нередки нарушения поведения. Поэтому необходим комплексный подход к изучению и преодолению не только речевых нарушений, но и вторичных отклонений в развитии, которые требуют совместных усилий врачей, психологов, дефектологов, логопедов, социальных работников, родителей.
II. Эмпирическое исследование речевого общения как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком
2.1. Описание выборки и методик исследования речевого общения как основного средства освоения социального опыта и овладения родным языком
Тема нашего исследования «Речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком». Основные достижения в речевом развитии старших дошкольников обусловлены глубокими изменениями в сфере общения. На передний план выдвигается общение со сверстниками. Ребенок начинает предпочитать ровесника взрослому. Речь, обращенная к товарищу по играм, становится более контекстной, чем в разговоре со взрослыми. Диалог с партнером приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. Дети уже умеют привлекать к себе внимание соседа, сами живо интересуются его делами и высказываниями.
Цель исследования: влияние речевого общения на овладение родным языком.
Гипотеза исследования: речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком будет более эффективным при условии, если:
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретический анализ исследования речевого общения как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком;
2) подобрать методику;
3) провести диагностику;
4) разработать комплекс
Исследование проходило на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 21 «Гвоздика» г. Альметьевска». В исследовании приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста.
Для исследования были выбраны следующие методики:
1. Методика «Скажи наоборот».
Цель: диагностика умения употреблять слова, обозначающие признаки предметов.
Оценка результатов:
12 правильных ответов – 3 балла.
От 8 до 11 правильных ответов – 2 балла.
Менее 8 правильных ответов – 1 балл (Приложение 1).
2. Методика обследования (по Ушаковой, Струниной). Цель: выявление сформированности словарного запаса детей.
2.2. Анализ результатов исследования речевого общения как основного средства освоения социального опыта и овладения родным языком
В ходе исследования мы использовали различные методики. Показатели речевого общения как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком детей определялись по трем уровням: высокий, средний и низкий.
Рис. 2.1. Результаты исследования по методике «Скажи наоборот»
Из рисунка 2.1. можно сделать вывод, о том, что большинство детей старшего дошкольного возраста имеют высокий уровень. Эти дети получили максимальное количество баллов. Дети быстро подбирали слова-признаки с противоположным значением.
Для выявление сформированности словарного запаса детей была использована методика обследования (по Ушаковой, Струниной). Результаты исследования изображены на рисунке 2.2.
Итак, из рисунка 2.2. видно, что дети старшего дошкольного возраста находятся на высоком и среднем уровне, что показатель составил 40%. У этих детей огромный словарный запас. Но так же в этой группе находятся дети, имеющий низкий уровень, показатель составляет 20% - это свидетельствует о том, что у детей малый словарный запас. Так как родители не читают книги, у детей нет заинтересованности познавать мир.
Выдвинутая нами гипотеза нашла свое научное подтверждение. То есть, мы доказали, что речевое общения как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком детей старшего дошкольного возраста имеет огромное значение в их развитие.
2.3. Рекомендации речевого общения как основного средства освоения социального опыта и овладения родным языком
Упражнения для развития речи дошкольника:
1.Упражнение «Беседа по картинке».
Это упражнение подойдет для детей 3-6 лет и нацелено оно на развитие связной речи. Для построения беседы подойдет любая красивая, лучше всего сюжетная, картинка. Удобней всего это упражнение делать во время чтения книжки, собирания пазла или еще какой-нибудь занимательной игры, чтобы у ребенка не возникло ощущения «скучного урока». Постарайтесь втянуть ребенку в игру «вопросов-и-ответов». Задавайте разные вопросы с использованием всего многообразия вопросительных слов: Что? Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Зачем? Почему? и др. Чтобы «разговорить» ребенка, используйте вводные фразы («Как ты думаешь (считаешь)?», «А ты встречал что-нибудь подобное …») или предположения («А если бы…», «Может быть здесь имеется в виду...», «А как бы ты поступил…»). Если ребенок затрудняется с ответом, помогите ему построить предложение, продемонстрируйте, как и о чем можно рассказать. Детям необходим образец, чтобы научиться, и мы должны помнить об этом в наших занятиях. Обращайте внимание на обобщающие слова и построение придаточных предложений, поощряйте ребенка, когда он их использует. Это помогает детям научиться мыслить абстрактно, не опираясь на конкретный материал или ситуацию.
Упражнение «Беседа по картинке» направлено на развитие так называемой «контекстной» речи. Изначально речь ребенка напрямую связана с действием и именованием предметов. «Папа, дай», «Мама пойдем», «Хочу куклу (машину и т.п.)» – первые предложения, которые мы слышим из уст малыша. Это так называемая «ситуативная» речь – вполне нормальное явление в возрасте до трех лет. Однако после трех ребенок должен начинать овладевать отвлеченной речью, напрямую не связанной с предметом или ситуацией.
В этот период при должном воспитании дети начинают осознавать грамматическое строение речи и сознательно «строить» предложения. После трех усваивают основную массу сложных союзов, наречий и вопросительных слов и активно их используют в речи, выстраивая сложные предложения. В речи появляются «если то», «потому что», «из-за», «который», «оттого», «куда», «кому», «кого», «сколько», «зачем», «почему», «как», «чтобы», «в чем», «хотя» и т.п.
Если этого не происходит, то наш дошкольник начинает страдать от ярко выраженного косноязычия и неясности речи. Для построения связного рассказа, осмысленного вопроса ему требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их он может только из речи окружающих. Чтобы помочь ребенку необходимо не только часто и много говорить с ним, но и просить его рассказывать, задавать вопросы и отвечать на них.
2. Упражнение «Большой – маленький».
Это упражнение можно выполнять с ребенком 2,5 - 5 лет. Для проведения занятия можно использовать книжку с картинками или игрушки малыша. Рассматривайте вместе с малышом картинки, просите его назвать, что он видит. Например:
- Смотри, кто это на картинке?
- Девочка и мальчик.
- Какая девочка?
- Маленькая.
- Да, девочка младше мальчика, а мальчик ее старший брат. Мальчик высокий, а девочка его ниже ростом.
- Какая коса у девочки?
- Большая.
- Да, коса у девочки длинная. Есть даже поговорка такая «Длинная коса – девичья краса». Как ты думаешь, почему длинная коса считалась красивее короткой?
Сейчас в продаже есть также специальные игры и книжки, нацеленные на развитие этой стороны речи. В них специально подобранные тексты и задания научат ребенка находить близкие по смыслу слова к часто употребляемым понятиям, запоминать новые значения слов, разбираться с тонкими определениями и уточнениями.
Данное упражнение нацелено на обогащение словарного запаса ребенка. Ведь бедность словарного запаса – это не только незнание названий предметов, явлений и понятий. Эта проблема касается всей структуры речи: наличия в ней богатого диапазона прилагательных, глаголов, наречий, союзов, причастий.
3. Чтение (и пение) колыбельных и потешек.
Начиная с самого рождения читайте малышу традиционные потешки, колыбельные, прибаутки, сказки (особенно стихотворные) каждый день. Очень полезно читать на ночь. При чтении следите, чтобы произношение было четким и ясным, правильно эмоционально окрашенным.
Колыбельные песни и потешки – бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться традицией, очистить свой язык от бесконечных сленговых словечек. Колыбельные и потешки обогащают словарь детей за счет того, что содержат много сведений о предметах и окружающем мире, они обучают детей образовывать однокоренные слова (например, «котя», «котенька», «коток»), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний, а положительная эмоциональная окраска делает освоение более успешным. Повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражание развивают фонематический слух, помогают запоминать слова и выражения.
4. Интервью.
Это упражнение для детей от 4 лет. Предложите ребенку сделать интервью, как настоящему журналисту. Вы будете известным ученым или врачом, а малышу нужно подготовить о вас статью. Список вопросов можно готовить вместе. Не забудьте подготовить развернутые ответы! Вы не только отлично проведете время в компании с ребенком, но и привьете ему социальные навыки, а также разовьете диалогическую речь малыша.
В интервью используется очень важный прием: ребенок должен правильно задать вопрос, чтобы получить тот ответ, который ему нужен. Ему придется задействовать все свои языковые навыки, чтобы грамотно построить диалог с интервьюируемым – то есть с вами. С другой стороны, ребенок должен будет запомнить Ваш ответ, чтобы не повторятся в вопросах. Игру можно разнообразить: брать интервью на самые разные темы. Это обогатит словарный запас ребенка, научит его строить вопросы. Вы также можете поменяться ролями – тогда ребенок сможет освоить (по вашему образцу) поведение другой стороны и научится грамотно строить развернутые ответы.
5. «Отгадай загадку».
Игра подойдет для детей от 3 до 7 лет. Отгадывание загадок разносторонне развивает речь детей. В загадках в сжатой форме даются наиболее яркие признаки предметов или явлений. Поэтому отгадывание загадок формирует у детей способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные, переносные значения слов. И, конечно, они учат детей образному мышлению.
Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству, обращайте внимания ребенка на то, что без доказательства можно предложить другой ответ. Например, всем известная загадка «Красная девица сидит в темнице, коса на улицу». Спрашиваем, что это. Если ребенок догадался об ответе, и кричит «морковка». спрашиваем, почему. «Потому что красная». Ну, клубника тоже красная – значит это тоже правильный ответ?