Речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: процесс развития речевого общения.
Предмет исследования: речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком.
Цель исследования: влияние речевого общения на освоения социального опыта овладение родным языком.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕЕ…………………………………………….……………………….3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ КАК ОСНОВНОГО СРЕДСТВА ОСВОЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА И ОВЛАДЕНИЯ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ………….. ……………………….…7
1.1. Психофизиологические особенности старших дошкольников…………....7
1.2. Особенности речевого развития старших дошкольников………..………13
1.3. Социальный опыт и его освоение старшими дошкольниками ………....19
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ………………………………………………….…….25
II. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ОСВОЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА И ОВЛАДЕНИЯ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ……………………………………..26
2.1. Описание выборки и методик исследования речевого общения как основного средства освоения социального опыта и овладения родным языком…………………………………………………………………….............26
2.2. Анализ результатов исследования речевого общения как основного средства освоения социального опыта и овладения родным языком………..27
2.3. Рекомендации речевого общения как основного средства освоения социального опыта и овладения родным языком…………………………...…29
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ………………………………………………...……35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………

Файлы: 1 файл

Ирина 1.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

Нужно постараться обратить внимание  ребенка на остальные признаки, указанные в загадке.

Ребенок должен усвоить, что даже мелочи порой играют очень существенную роль в доказательстве. Затем вспомните, что еще растет на грядке. Почему автор загадки не мог иметь в виду свеклу, ведь она тоже вроде красная, когда ее разрежешь? Пусть малыш выскажет свои предположения. Предложите свою версию: свекла на самом деле имеет не красный, а темно-бурый цвет. Попробуйте придумать свои загадки про овощи другого цвета: например, «Желтая девица сидит в темнице» (репа). Объясните, что красота загадки про морковь еще и в том,  что словосочетание «красная девица» имеет двойное значение, т.е. автор может иметь в виду вовсе не цвет, а красоту предмета.

Те же самые наводящие вопросы можно использовать и если ребенок не догадался об ответе. Таким образом, малыш будет учиться думать и излагать свои мысли, строить рассуждения.

6. «Что бы это значило?» Упражнение для детей от 5 до 7 лет

Интонация и эмоциональная окраска речи имеют такое же значение, как и слова, которые мы говорим, ведь именно по тону мы зачастую определяем настроение говорящего и смысл того, что он нам пытается донести. Чтобы показать детям важность этой стороны речи лучше всего использовать пословицы, поговорки, фразеологизмы русского языка. Во фразеологизмах народного языка в лаконично и точно выражены не только собственно идеи и мысли, но и их эмоциональная окраска (осуждение, поощрение, радость, грусть, ласка, злость и т.д.). Расскажите ребенку ряд фразеологизмов или пословиц. Подумайте вместе с ним, что бы они могли означать.

Например, что значит «бить баклуши», «повесить нос», «задать головомойку», «проще пареной репы». Знакомство с фразеологизмами совершенствует навыки устной речи, развивает мышление, фантазию.

7. Поговорки и скороговорки

Произнесение поговорок и скороговорок – полезно для всех детей, даже если с дикцией у малыша на первый взгляд все в порядке. У дошкольников еще не достаточно координировано и четко работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания, другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Нужно помнить, что дикция вырабатывается с помощью специальных занятий, никто от природы не обладает идеальным произношением.

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе

 

В целях исследования речевого общения как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком нами была предпринята исследовательская работа. Анализируя результаты проведенного исследования речевого общения как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком мы пришли к выводу, что в дошкольной образовательной организации проводится целенаправленная работа по речевому общению.

В исследовании приняли участие 30  детей старшего дошкольного возраста. Для обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня речевого общения у старших дошкольников: низкий, средний и высокий.

Были использованы методики:  методика «Скажи наоборот». Цель: диагностика умения употреблять слова, обозначающие признаки предметов. Методика обследования (по Ушаковой, Струниной). Цель: выявление сформированности словарного запаса детей.

Стоит отметить, что эффективность работы в ДОО зависит от ряда обстоятельств: желания самого ребенка, профессионального мастерства педагога, работа с родителями и комплексного подхода в решении проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык - «важнейшее средство человеческого общения».

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Всем известно, что речь взрослого для дошкольника является образцом, эталоном. Правильность речи, культура речи определяются той языковой средой, в которой находится ребенок: он будет говорить точно так же, как родители, бабушки, дедушки, воспитатели и его сверстники.

Нельзя отрицать, что культура речи – показатель общей культуры человека. А.П. Чехов утверждал, что «для интеллигентного человека дурно говорить так же неприлично, как не уметь читать и писать». Современные средства массовой коммуникации далеко не всегда являются образцом хорошей устной и письменной речи. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что некоторые печатные издания и каналы телевидения оказывают негативное влияние на речевое развитие подрастающего поколения.

Самая содержательная беседа много теряет, если язык собеседника засорен жаргонными словами, если ударения и произношения «режут слух».

Взрослым нужно стараться говорить ясно, спокойно, сдержанно, не повышая голоса. За слишком быстрой речью трудно следить, от слишком медленной речи собеседник становится нетерпелив. Не привлекателен язык, в котором пестрят междометия: «ага», «ого» и другие.

В дошкольном учреждении воспитанники овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение, то есть понимание речи и активная речь развиваются постепенно. Речевому общению ребенка со взрослым предшествует эмоциональное общение. Так, на первом году жизни малыш отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним. В таком общении закладываются основы будущей речи. Если к 1,5 годам ребенок использует в активной речи около 100 слов, то к двум годам словарь увеличивается до 300 слов и более. Но главное событие в развитии речи заключается не в количественном росте словаря, а в том, что слова приобретают соответствующую грамматическую форму: «девочка сидит», «машина едет» и прочие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Алексеева М. М., Яшина В.И., Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / - М. .: Академия, 2009 -123 с.
  2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 272 с.
  3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 2011-123с.
  4. Борисенко М.Г. Начинаем говорить. Развитие речи. Для детей от 0 до 3 лет / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. – СПб.: Паритет, 2009 – 160 с.
  5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН СССР, 2000.-300с.
  6. Гладковская Л.М. Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста / Л.М. Гладковская // Журнал Логопедия. – 2009. – №4
  7. Горлова О.А. Общение и речь: Кн. 5: Диагностика: Познавательно-развивающие игры для детей от 1 до 1,5 лет / О.А. Горлова. – М.: Айрис-Пресс, 2011. – 12 с.  – (Развитие ребенка раннего возраста). – ISBN 5-8112-0691-7.
  8. Громова О.Е. Стимульный материал для развития речи детей раннего возраста / О.Е. Громова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 40 с.
  9. Дмитриева В.Г. Игры для развития речи для малышей от 0 до 6 лет / В.Г. Дмитриева. – М.: АСТ: Сова: ВКТ, 2010. – 160 с
  10. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет / Л.М. Козырева. – М.: У-Фактория, 2009. – 224 с.
  11. Краузе Е.Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста / Е.Н. Краузе. –  СПб.: Корона-Принт, 2010. – 208 с.
  12. Ладанов И.Д. Речь как главное средство общения. Умение убеждать // Практический менеджмент. М., 2009.-236с.
  13. Львова С.И. Язык в речевом общении. М.: Дрофа, 2011.-100с
  14. Ляксо Е.Е. Развитие речи малыша / Под ред. А.С. Батуева. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 208 с.
  15. Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до пяти лет: Рекомендации родителям по развитию детской речи / Н.В. Макарова. – [?].: [?], 2009. – 48 с
  16. Новиковская О.А. 500 игр и упражнений для развития речи / О.А. Новиковская. – М.: АСТ: Сова: ВКТ, 2008. – 320 с.
  17. Развитие речи у детей до трех лет. – М.: Эксмо, 2005. – 208 с
  18. Рыжова Н.В. Развитие речи в детском саду [2-3 года] / Н.В. Рыжова. – М.: Академия развития, 2010. – 112 с.
  19. Сопер П.С. Основы искусства речи. - М.: Прогресс, 2010.-107с.
  20. Формановская Н.И. Речевой этикет т культура общения. - М.: Издательство НОРМА, 2012.-117с.
  21. Шевцова Е.Е. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет / Е.Е. Шевцова, Е.В. Воробьева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 96 с.
  22. Шипицина Л.В., Защиринская О.В., Воронова А.П.  и др. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / - Спб: Детство - Пресс, 2011. -125с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Приложение 1

 

Методика «Скажи наоборот»

Цель: диагностика умения употреблять слова, обозначающие признаки предметов.

Оборудование: картинки с изображением предметов, имеющих противоположные признаки: здоровая-больная; чистые - грязные, белый-черный; толстая-тонкая; высокий-низкий.

Ход обследования: ребенку предлагают поиграть, подобрав слова-признаки с противоположным значением. Например: «У одного мальчика чистые руки, а у другого - какие?»

Оценка результатов:

12 правильных ответов – 3 балла.

От 8 до 11 правильных ответов – 2 балла.

Менее 8 правильных ответов – 1 балл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Методика обследования (по Ушаковой, Струниной)

Цель: выявление сформированности словарного запаса детей.

Ход обследования.1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?

2) называет отдельные признаки, действия;

2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?

1) Выполняет все задания, называет 1—2 слова к прилагательному (глубокая  яма, глубокое море);

2) подбирает слова к 2—3 прилагательным;

3) подбирает слово только к  одному прилагательному (высокий  забор).

3. Что называют словом ручка?

1) Называет несколько значений  этого слова (Ручка пишет. У ребенка  ручка. У двери есть ручка);

2) называет два значения этого  слова;

3) перечисляет предметы, у которых есть ручка (1—2 слова).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком