Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 14:08, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена анализу речевых ошибок у младших школьников и методикам их устранения. Повышение речевой культуры учащихся - одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Известно, что одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам. Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием и выразительностью языковых средств.
3
Вступление
Данная курсовая работа посвящена анализу речевых ошибок у младших школьников и методикам их устранения. Повышение речевой культуры учащихся - одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Известно, что одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам.
Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием и выразительностью языковых средств.
Анализ методической, педагогической литературы, наблюдение за учебным процессом показали, что работа по культуре речи проводится на уроках русского языка в малом объёме, фрагментарно.
Данное положение обусловлено тем, что учитель не всегда может определить тип ошибки, допускаемой учеником, и соответственно подобрать нужное упражнение для её исправления. Кроме того, как показывает анализ методической литературы, существуют различные классификации ошибок в речи учащихся, однако единой классификации нет, что затрудняет работу учителя в этом направлении.
Цель данного исследования заключается в рассмотрении и анализе существующих классификаций речевых ошибок и недочётов; определение типичных ошибок младших школьников в письменных и творческих работах учащихся; создание комплекса специальных упражнений для их устранения.
В работе будут использоваться материалы трудов таких педагогов : М.Р.Львова, С.Н.Цейтлина, Т.А.Ладыжской, П.Г.Черемисина, Э.В.Косериу, М.С.Соловейчика, Н.И.Жинкина, А.И.Липкиной, М.И.Омороковой.
4
Исследование будет проводиться такими методами: изучение педагогического опыта, документации, анализа научной литературы по теме работы.
Данная курсовая работа состоит из вступления, двух разделов, выводов и списка использованной литературы. Во вступлении раскрывается актуальность работы, представляется тема, описывается опыт работы по теме, методы исследования, структура и ценность работы. В I разделе рассматриваются теоретические и методические основы изучения речевых ошибок младших школьников, причины их возникновения , рассмотрим требования к речи учащихся. Второй раздел посвящён классификациям речевых ошибок и методикам их устранения и предупреждения. В выводах подводятся итоги исследования.
Результаты данной курсовой работы могут быть использованы в работе учителей начальной школы, для ознакомления студентов педагогических учебных заведений, а так же для сравнения с другими результатами при дальнейших исследованиях в этой области.
5
Раздел I
Теоретические и методические основы изучения речевых ошибок младших школьников
Какую же речь можно считать хорошей? К чему следует стремиться учителю и ученику? Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников.
Первое требование — это содержательность. Содержание для бесед, для рассказов, письменных сочинений дают книги, картины, экскурсии, походы, специальные наблюдения, собственные размышления, переживания - вся окружающая жизнь ребёнка. Учитель помогает младшим школьникам подготовить накопленный материал, отобрать его в соответствии с ясно выраженной темой.
Рассказ или сочинение должны быть построены на хорошо известных ученику фактах, на его наблюдениях, жизненном опыте, на сведениях, подчеркнутых из книг, картин. Пользуются успехом в начальных классах так же сочинения на основе творческого воображения. В тех случаях, когда учащимся задаётся сочинение без достаточной подготовки его содержания, тексты оказываются бедными, расплывчатыми.
Вторым требованием к речи является логика речи: последовательность, обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие чего- либо лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих из содержания. Логически правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и завершить высказывание.
Третье требование — точность речи — предполагает умение говорящего или пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства — такие слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения, которые передают все признаки, присущие изображаемому.
6
Точность требует богатства языковых средств, их разнообразие, умение выбрать в разных случаях разные слова, наиболее подходящие к содержанию.
Говорить или писать можно лишь о том, что хорошо знаешь. Тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда он построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нём высказываются обдуманные, не выдуманные переживания. Эту, казалось бы очевидную истину, приходится повторять потому, что нередко в школе детям предлагают рассказывать о том, что они не знают, к чему не готовы. Удивительно ли, что их речь оказывается бедной, расплывчатой? Однако те же дети неплохо рассказывают, накопив необходимый материал в результате наблюдений.
Отсюда вытекает четвёртое требование — богатство языковых средств, их разнообразие, умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения, наилучшим образом передающих содержание.
Пятое требование — ясность речи, т.е. её доступность слушателю и читателю, её ориентированность на восприятие адресатом. Говорящий или пишущий сознательно или подсознательно учитывает и возможности, и интересы, и другие качества адресата речи. Речи вредит излишняя запутанность, чрезмерная усложнённость синтаксиса; не рекомендуется перегружать речь цитатами, терминами, «красивостями». Речь должна быть коммуникабельно-целесообразной в зависимости от ситуации, от цели высказывания, от условий обмена информацией.
Речь лишь тогда воздействует на слушателя или читателя, когда она выразительна (шестое требование).
Выразительность речи — это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, общим настроением рассказа. И выразительность, и ясность речи предполагает её чистоту. Отсутствие
7
лишних слов (слов-паразитов): ну, значит, понимаешь, так сказать грубых просторечных слов и выражений, ненужных иностранных слов.
Устная речь воздействует на слушателя интонациями; и устная, и письменная — общим настроением рассказа, отбором фактов, выбором слов, их эмоциональными окрасками, построением фразы. И ясность, и выразительность речи предполагают также её чистоту, т. е. отсутствие лишних слов-паразитов , просторечных слов и других.
Для школы особенно большое значение имеет правильность речь (седьмое требование) — её соответствие литературной норме.
Правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывания.
Различают грамматическую (образование морфологических форм, построение предложений), орфографическую и пунктуационную правильность для письменной речи, а для устной — произносительную и орфоэпическую. Немалое значение для правильности речи имеет выбор слов, логика высказывания.
Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли не заговорили бы ни маленькие дети, ни человечество в своём историческом развитии. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно.
Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она выразительна.
Для школы, особенно большое значение, имеет правильность речи, т.е. соответствие литературной норме.
Перечисленные требования тесно связаны между собой и в системе школьной работы выступают в комплексе. Стремление к их соблюдению развивает у школьников умение совершенствовать культуру речи — обнаруживать и исправлять недостатки своих устных и письменных
8
высказываний.
Все эти требования применимы к речи младших школьников. Хорошая речь может быть получена при соблюдении всего комплекса требований.
Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи человек был бы лишён возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений.
По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Соответственно множеству её функций, речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог — двустороннего обмена информацией.
9
1.2 Речевые ошибки и причины их возникновения
В устной речи младших школьников встречается много ошибок, которые в методике обучения русскому языку называют речевыми. К определению «речевая ошибка» ученые подходят по-разному.
В работах М.Р.Львова под речевой ошибкой понимается « неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма ».
Цейтлин С.Н. Понимает под речевыми ошибками «любые случаи отклонения от действующих языковых норм». При этом языковая норма - «это относительно устойчивый способ выражения, отражающий исторические закономерности развития языка, закреплённый в лучших образцах литературы и предпочитаемый образованной частью общества».
Наиболее полное определение речевых ошибок и недочётов дано в работах Т.А.Ладыженской. По её мнению «весь отрицательный языковой материал делится на ошибки и недочёты. Ошибка — это нарушение требований правильности речи, нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей речи, т.е. богатой, точной и выразительной».
Высокоорганизованная речь предполагает отсутствие речевых ошибок. Поэтому работа по предупреждению и устранению речевых ошибок, необходимо знать их лингвистическую и психологическую природу.
Цейтлин С.Н. Выделяет три основные причины нарушений языковых норм в речи детей. Главной причиной является «давление языковой системы». Для того, чтобы оценить воздействие этого фактора на речь детей, необходимо рассмотреть, как вообще происходит овладение речью, обратившись к противопоставлениям «язык- речь» , «система- норма». Язык понимают, как абстрактную сущность, недоступную для непосредственного восприятия. Речь представляет собой реализацию языка, его конкретное
воплощение в совокупности речевых актов. Нельзя овладеть речью, не постигая языка, как особого рода устройства, ее сопровождающего. Ребенок
вынужден добывать язык из речи, так как другого пути овладения языком не
10
существует. Однако язык, добываемый детьми из речи, не вполне адекватен тому языку, который управляет речевой деятельностью взрослых людей. Детский язык представляет собой обобщенный и упрощённый вариант нормативного языка. Грамматические и лексические явления в нём унифицированы. Это связано с тем, что в детском языке первоначально отсутствует членение на систему и норму. Известно, что норма усваивается гораздо позднее, чем система. На это указывал Э.Косериу : « Система заучивается гораздо раньше , чем норма: прежде чем узнать традиционные реализации для каждого частного случая, ребёнок узнаёт всю систему возможностей, чем объясняются его частные «системные» образования, противоречащие норме и постоянно подправляемые взрослыми».
Другой фактор, обуславливающий возникновение речевых ошибок у детей — влияние речи окружающих. Если в ней встречаются случаи нарушения норм литературного языка, то они могут воспроизводиться детьми. Эти нарушения могут касаться лексики, морфологии, синтаксиса, фонетики и представляют собой элементы особой разновидности языка, обычно называемой просторечием.
Просторечие является мощным отрицательным фактором, воздействующим на формирование детской речи и обуславливающим значительное число разнообразных ошибок.
Помимо этого, в качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи.
В сознании производителя речи происходит несколько сложных процессов: отбор синтаксической модели из числа хранящихся в долговременной памяти, выбор лексики для заполнения синтаксической модели, выбор нужных форм слов, расстановка их в определённом порядке. Все эти процессы протекают параллельно. Каждый раз происходит сложная ,